Параллели. Пушкин -15- Поэт и толпа продолжение

Кариатиды Сны
                Возражать  серьёзно - невозможно, а паясничать
                перед публикой не намерен.
                А.С. Пушкин

                Нельзя растоптать  то, до чего не дотянешься,
                даже встав на цыпочки.
                Павел Вежинов "Барьер"

                *****************************************************



  Начну с того, чем закончила прошлую публикацию:


         * * *
                Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.


  И подумаю немного  вместе с вами, что  же ныне толпа? Какова она была в 20 веке? Какова сейчас? Далеки ли размышления Пушкина от положения вещей в новых поколениях?
 Толпа - это ... Смотрю Википедию:
"Толпа; (др.-греч. ;;;;; — охлос) — большое скопление людей.

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. ... В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».


В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

ПО СТЕПЕНИ ОРГАНИЗАЦИИ:

    С т и х и й н а я толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами.
    В е д о м а я толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели.
    О р г а н и з о в а н н а я толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.


ПО ХАРАКТЕРУ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ:

    О к к а з и о н а л ь н а я толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
    К о н в е н ц и о н а л ь н а я толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
    Э к с п р е с с и в н а я толпа— толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
    Э к с т а т и ч е с к а я толпа — толпа, объятая экстазом.
    Д е й с т в у ю щ а я толпа — толпа, совершающая физические действия.
        А г р е с с и в н а я толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
        П а н и ч е с к а я толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
        С т я ж а т е л ь с к а я толпа — толпа, борющаяся за ценности.
        П о в с т а н ч е с к а я толпа — толпа, противодействующая властям."
-------------------------------------------

               
" Там обо мне будут верно судить где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате - честь. не в обжорстве роскошь, не в богатстве - величие, не в диковинке  - истина, не в злобе - благоразумие, не в предательстве - любезность, не в обмане - осторожность, не в притворстве - умение жить, не в тирании - справедливость, не в насилии - суд." 
                Джордано Бруно.               

                --------------------------------------------------

   Какая же ТОЛПА по  классификации более всего подходит под  всегда "непосвящённую" для Пушкина  толпу ?
  Ну, конечно, это СТИХИЙНАЯ толпа, ибо против него в обществе не предпринимались явные попытки подстрекательства и организованной травли. Толпа, о которой говорит Пушкин, это, скорее , ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - мнение людей непросвещённых, из коих  и состояло светское общество. Не умея быть за рамками этого общества в силу обстоятельств, привычек и пр., Пушкин  выглядел  там  "притчей во языцах", объектом зависти, а отсюда недоброжелательства, сплетен, насмешек... Бездельников, перемывающих косточки поэту, было хоть пруд пруди... Явных к этому подстрекателей не было. Царь  взял  поэта в оборот, по сути купив его душу, оставив при себе на условиях своего подданного, ограничив  свободу его перемещений запретами, к примеру, выезда за границу, и свободу творчества - жёсткой цензурой всех его произведений. Прибегать к помощи толпы не было  пока необходимости. Но  поощрить многочисленные издевательства он  был, естественно, не против.

Блажен в златом кругу вельмож
Пиит, внимаемый царями...
Вкус притуплённый щекотит
И к славе спесь бояр охотит,
Он украшает их пиры
И внемлет умные хвалы...

   Можно было бы определить, конечно, толпу , про которую с болью в сердце говорил Пушкин, как ОККАЗИОНАЛЬНУЮ ( сборищем любопытствующих зевак), это имело, конечно , место ... Имеет место для каждого публичного человека. А таким и был Пушкин. И не читали все, но вся Россия знала  про лучшего  своего поэта, признанного таким лучшими людьми своего времени. Вспомните, даже в "Ревизоре" Гоголя какой-то затрапезный Хлестаков - и тот хвастался дружбой с Пушкиным,"желаючи" произвести впечатление на дам из провинции.
  Нет,  любопытствующая толпа могла быть только "назойливой мухой", не больше! Отмахнулся - и всё. И ещё раз отмахнулся. И ещё. Без особой досады.

СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ толпа... Вот! Толпа борющаяся за какие-то  свои ценности! Но ведь ценностью может быть и ОТСУТСТВИЕ ЦЕННОСТЕЙ. Тех самых - высшего порядка: моральных, нравственных, этических, эстетических...  Кто  так сказал - ПРОСВЕЩЁННОЕ НЕВЕЖЕСТВО?
Не нашла в  интернете. Нашла духовное невежество, воинствующее невежество... Но ведь кто-то сказал?! Откуда мне это известно?  Или я сама придумала? Вряд ли...

... Хладный и надменный
кругом народ непосвященный
ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
"... Как ветер песнь его свободна,
Зато , как ветер , и бесплодна.
Какая польза нам от ней?"

Опять мы видим с вами параллель  со стихотворением "Поэт идёт". Помните? - "Зачем без цели бродишь?..."

Вот именно, без цели, без пользы... Только  слишком  близки для толпы цели, слишком злободневны, будничны... И польза  слишком поверхностная, на уровне удовлетворения самых низших потребностей физиологического толка. Плюс ещё  должность занять, чтобы те же потребности лучше удовлетворять , хвастая друг перед другом своим достатком, богатством, возможностями, чинами... Как новой игрушкой.  "Паситесь, мирные народы..."  Всё новые и новые игрушки приобретая... Автомобили, дворцы с золотыми унитазами, футбольные клубы, поэтов... Это я уже в сегодня  примерами перескочила.
Вы скажете, это не толпа?  Толпа! Она ведь разношерстна, и миллиардеры  в её среде встречаются. Самое ИХ место в вожделенном и наиполезнейшем обществе  ПОТРЕБЛЕНИЯ ВСЕГО.

                |  " Светские люди используют науку, искусство, философию,
                |  как они используют шлюх"
                |                Антуан де-Сент Экзюпери
                |
                |   " ... Толпа жадно читает исповеди... радуется унижению
                |   высокого... врёте, подлецы: он и мал, и мерзок - не так,
                |  как  вы - иначе"
                |                из писем Пушкина - Вземскому


Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын ;
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной  тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.


А туда же - поучают, поучают... "Поучайте лучше ваших паучат!"
Учат полководцев воевать, спортсменов - побеждать, поваров - готовить, врачей - лечить, учителей - учить , поэтов - писать...  А сами - не воевали, не ставили рекорды, не вылечили, не воспитали, не открыли...

Вопрос ( тоже у кого-то, а теперь и у меня):

"Может быть Декарт, ничего не написавший? Или Наполеон без роты солдат?"
Вопрос к Декартам и Наполеонам доморощенным...


                |   "Когда природа оставляет прореху в чьём-нибудь уме, она
                |  обычно замазывает  её толстым слоем самодовольства."
                |               
                |                Евгений Винокуров
               

Кстати, давно думаю о том, что понять гения - это самому  приблизиться к нему, стать на его уровень. Но гений пишет для всех обо всех.  Пишет максимально доступно пониманию самого простого человека, и читая гения , каждый  должен и может понять самого себя.


                гений человек
                который может познать
                всё через себя

                сравним с богами
                гений к несчастью без их
                всемогущества

                говорят каждый
                гениальный ребёнок
                скроется в толпе  (КС)


В заключении темы - ещё одна параллель с сегодняшним днём. Параллель слишком болезненная.

... И горд и наг пришёл разврат,
И перед ним сердца застыли,
За власть отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет свободы.
И им поверили народы,
И безразлично, в их речах,
Добро и зло - всё стало тенью, -
Всё было предано презренью,
Как ветру предан дольний прах.


P.S. Уже после написания познакомилась со стихами Евгения Крюкова - Донского,
 написанными  в 2010 году. Хочу их поставить в один ряд  с другими публикациями
 на эту тему.


МУКИ  РОСТА

Владеют миром силы естества,
Но правит нами мненье большинства.
И здравый смысл, и ложные сужденья
Приходят в одинокие умы,
Но чтобы претворить их в жизнь, увы,
Толпа на то должна дать разрешенье.
Истории не разминуться с ней.
Она хозяйка славы и камней.
Ей — только б сказку, только б — не спешить,
Но рок какой-то всех торопит жить.
И наставляет каждого из нас:
Добро и зло — союзники, начала!
Толпа — толпа… когда б ты только знала,
Что надобно тебе на данный час,
И что тебе готовится судьбой?!
Тогда б, толпа, ты не была толпой.
Толпе во всем соратники нужны:
Ведь на миру и беды не страшны.
Она любого гения сильней.
И всякий, одержимый жаждой власти,
Шлет гимны и посулы общей массе,
Лукавя перед совестью своей,
Что знает он дорожные столбы
И говорит от имени толпы.
Но мало нам одеться и поесть…
Лелеем в мыслях праведность и честь.
Как медленно растет сознанья дом,
Где правда недомолвками опасна,
А истина — лишь времени подвластна
И потому приходит к нам потом…
Когда ведро о дно колодца брякнет,
А в родниках терпение иссякнет.
Вот так, страдая , радуясь, и мучась,
Ваяем мы себя и нашу участь.
Бредем по жизни серою гурьбой
И называем это все — судьбой.
                (http://www.stihi.ru/2010/06/01/7008)