24 июля - День святой княгини Ольги

Андрей Пущинский
Сегодня Ольгу вспоминают
И как святую почитают.
В своём крещении Елена,
Россию вырвала из плена
Обрядов древних и богов,
И из языческих оков.

Лишь посетила Византию,
Крестить мечтала всю Россию.
И храмы стала воздвигать,
Князя Аскольда поминать.
Из древних русских киевлян,
Он первым стал средь християн.,
И в православии крестился
И с Византией подружился.
Сперва с Царьградом воевал,
А позже, в мире, дань взимал.
«Мир и любовь» принёс каган.
Был в честь него построен храм.
Ему, на праведном пути,
Два грека помогли идти:
Кирилл Философ и Мефодий.
Из христианских всех пособий
Явили Азбуку славянам
И ЕвангЕлие - древлянам.
Открыли двери просвещенья.
В Херсоне первое крещенье
Дружина князя приняла
И крест свой, там же,обрела.
Без войн с молитвою простой
Так, становилась Русь святой.
Но Вещим был варяг Олег
И снарядивши свой ковчег,
С дружиной Киев захватил
И православных погубил.
Сам перенёс сюда столицу
И новгородскую светлицу.
Возникла киевская Русь,
Судить его я не берусь.
На Ольге Игоря женил
И от змеи простой почил.
Когда же Игорь князь погиб,
То у древлян посыл возник -
Пусть князем будет их Мала.
Но, Ольга власть не отдала.
Вдова сватов всех отослав,
Что будет княжить Святослав,
лишь сын немного подрастёт,
Решила, усмирив народ.
За гибель князя отомстила
Искоростель древлян спалила.
И стала первою княгиней,
Руси всей киевской богиней!
Но, Святослав в Христа не верил /см. http://www.stihi.ru/2017/07/04/4796/
И Русь христьянам не доверил.
На Волге он хазар разбил
И на Дунай в поход ходил.
Спасал и Киев от набегов.
Погиб в Днепре от печенегов.
В Днепре, через шестнадцать лет
Внук Ольги довершил обет:
Крестил Русь киевскую там.
Василий был в крещеньи сам,
Свят в исторических летах,
Чей правнук стал нам - Мономах.

Святой,…а брата погубил.
И Ярополку отомстил,
С его Рагнетой согрешив.
То, что байстрюк, так не забыв,
Что мать – Малуша, не княжна.
Власть в утверждении нужна.
Он, Киев под собой оставил,
Как «Красно солнышко» им правил.
Каган наложниц содержал,
Царевну Анну взять мечтал.
И захватив Херсон в Крыму,
От Византии ждал жену.
Константинополь воевать
Варяжская собралась рать.
Два императора тогда,
Чтоб не коснулась их беда,
Решили, что исход один.
Василий брат и Константин
Нюшу – сестру благославляют,
Но в православии желают
Венчать во храме молодых.
И князь из помыслов благих
С условьем этим согласился,
И в христианство покрестился.
Форпост империи оставил
Вернулся в Киев, где и правил.


24.07.2014г.

Историческая справка из интернетисточников:

24 июля - День святой равноапостольной княгини Ольги (издревле называемую «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле), во святом крещении Елена (варяжское имя - Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга), происходила из рода Гостомысла (по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде), родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских. В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря Рюриковича (по «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу Древнерусского государства. В 912 году погиб от укуса змеи. По киевской версии его могила находится в Киеве на горе Шековице, а по новгородской - в Ладоге).После убийства Игоря в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе (при возвращении из похода на Болгарию был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах).
Древляне присылали к Ольге сватов звать её за муж за своего князя Мала, но княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян за смерть мужа, а затем привела к покорности народ древлян. Из древнерусской летописи («Повесть временных лет» или «Несторова летопись» и др.): (1-я месть): Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..»;(2-я месть): Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней; (3-я месть): Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян; 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян, прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.После безуспешной осады древлянской столицы Искоростеня (современный г.Коростень в Житомерской области Украины в 150 км от Киева) в течение лета, Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не занимался управлением государством. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве. /ru.wikipedia/.
Первая из русских правителей (правившая Киевской Русью с 945 до 962 года) приняла христианство ещё до крещения Руси. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным, василевсом (василевс - «царь», официальный грекоязычный титул византийского императора). Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове. /calend.ru/holidays/.
В 867 г.(эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха Фотия в послании Папе Римскому), племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины. По одной версии, Аскольд, русский каган (как называли себя киевские князья в IX-XI веке), являлся прямым потомком Кия — основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика («Повесть временных лет» сообщает, что Аскольд и Дир, бывшие бояре новгородского князя Олега, с его разрешения отправились в поход на Царьград, но по дороге захватили Киев и вокняжились там. Впоследствии Олег сам прибыл с войском в Киев и умертвил Аскольда и Дира за самозванное присвоение княжеских полномочий. Аскольд был погребён на месте его кончины. По сведениям, восходящим к византийским источникам, Аскольд принял крещение с именем Николая и над его могилой была построена деревянная церковь). /itishistory.ru /
18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины "проходили пред градом, простирая свои мечи". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи. (Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II 959-963гг., упомянул в составе византийского войска русов, а «Повесть временных лет» сообщает о первом военном походе в 964 году Святослава Игоревича - сына княгини Ольги). Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. В Киев направлена была православная миссия - святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия, с переведенными славянскими книгами. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда. Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая…Убедившись, что это - истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все - друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь". Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев "матерью градам русским" - это дословный перевод греческого выражения "митрополия Русская". Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой. /mosvedi.ru/
из «Повести временных лет»: отмечено крещение Ольги в 955 году в Константинополе и попытки приобщить сына Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»…В 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) киевский князь Владимир Святославович (внук княгини Ольги и прадед Владимира Мономаха) принял решение креститься от Константинопольской Церкви и после чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.
Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь.
/Херсонес Таврический (др.-греч.: «полуостров»; в византийское время – Хэрсон; в Генуэзский период – Сарсона; в русских летописях — Корсунь)  - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма, ныне - Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником, внесенным в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 2013 году. В V веке вошёл в состав Византийской империи и до XIII века
был её форпостом в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев. В 988 киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город, что позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа./
Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения (приняв имя Василий, в честь правящего византийского императора), после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы. /ru.wikipedia/.
28 июля - День Крещения Руси и памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году— был учрежден 1 июня 2010 года президентом России Дмитрием Медведевым, утвержденной поправкой в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в список памятных дат, по предложению Русской православной церкви придать этому историческому событию государственный статус. В Федеральном законе, утверждение данного праздника на государственном уровне звучит так: «юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности»./www.calend.ru/holidays/

Обет (др.-русск., ст.-слав. об;тъ) в религии — даваемое Богу или духовному учителю обещание совершить какое-либо дело благочестия, пожертвование или нести какой-либо аскетический подвиг. Неисполнение обета является тяжким грехом.

(Икона святой кн.Ольги из интернета)

Продолжение истории читайте: http://www.stihi.ru/2014/08/10/6542