Святославу слава!

Андрей Пущинский


«Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе» /из обращения князя Святослава к дружине/

Вспоминаем Святослава!
Русский князь. Ура и Слава!!!
Всем славянам от набегов
От хазар и печенегов
Он служил щитом, и меч
До конца готов был сечь
Всех, кто русичей топтал,
Покорения их ждал.
От булгар и до болгар,
Государству - в божий дар,
Земли собирал в едино.
Рать его непобедима,
Прославляя Перуна
Киеву была - стена.
Не из сказки сей день, быль -
Князь берёт хазар Итиль!
Каганат их разгромил,
Утверждая "Русский мир"!
Хитрожадной Византиии,
Их витиям о миссии,
Матушке лишь улыбался*
И отважно с ними дрался,
Отстоял как свой престол
На Дунае - Доростол.
Византийцы отступили
Мир почётный заключили,
Но, обиду затаили,
Печенегов упредили,
Когда в Киев князь вертался,
На века в Днепре остался...
Третий сын у князя был,
Русь в Днепре том окрестил...

3 июля 2016г.

В этот день календаря истории, © Calend.ru: 3 июля — день славления князя Святослава Игоревича (около 942— март 972; князь новгородский в 945—969 годах, великий князь Киевский с 945 по 972 год).
[/perunica.ru/: 3 июля 964 года,  дружина князя  Святослава Игоревича, одержала сокрушительную победу над войском хазарского кагана, была взята столица иудейской Хазарии — Итиль. /ru.wikipedia/: Хазарский каганат контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Его столица - город Итиль или Атиль, описания которого оставлены в арабо-персидской географической литературе и в «Еврейско-хазарской переписке», находился в устье Волги и в 968/969 был взят Святославом Игоревичем и разрушен, поэтому О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XII — начале XIII века в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно. /cyclowiki/: Иногда Итиль - от тюркского слова «Идал», означающий «река», так называлась река Волга, помещают в 15 км к северу от современной Астрахани. Осколки Хазарского каганата (Хазарии -  созданное кочевым народом -  тюрками от слова «тюрк», означавшее - «сильный, крепкий» и существовавшее как крупное независимое средневековое государство с 650 по 969 год, имевшее государственной религией иудаизм) в Крыму сохранялись до 1048 года, на Кавказе — до 12 века].
У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. /Будучи покровителем воинов и витязей, его славили в дни победы и приносили жертвы, желая достижения военного успеха, а также, ему были подвластны  стихии природы    как богу грозы, грома. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет», но после принятия князем и его дружиной христианства, произошло уничтожение идолов Владимирова пантеона в Киеве в 988 году. Культ Перуна был общеславянским, о чем свидетельствует то, что его имя легло в основу значительного ряда сохранившихся до нашего времени топонимов, в частности, на территории Польши и на Балканском полуострове/. Русский историк Н.М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б.А. Рыбакова: «Походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии». Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством (до своей смерти в 969 году), поскольку князь все время проводил в военных походах. В 964—66 годах Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата. В 967 или 968 годах, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, князь Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Византийское правительство, чтобы воспрепятствовать утверждению Святослава в Болгарии, послало к Киеву печенегов. Он возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришел в Болгарию. Около 971 года Святослав в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском трехмесячную осаду, Святослав Игоревич заключил в 971 году мир с Византией. /По преданию Святослав имел намерение перенести столицу Древнерусского Государства на берега Дунайские/. На обратном пути в Киев князь Святослав у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, которых византийское правительство предупредило о его возвращении. Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. /А еще, Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные Уделы: поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну Олегу - Древлянскую землю, где прежде властвовали ее собственные князья. Но у Святослава был еще третий сын, Владимир, от ключницы Ольгиной, именем Малуши, которго Новгородцы избрали в Князья и которому судьба назначила преобразить Россию в православное христианское государство/.
*из «Повести временных лет»: отмечено крещение Ольги /ок.920-11июля 969/ в 955 году в Константинополе /в крещении Елена/ и попытки приобщить сына Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»…
см.:  http://www.stihi.ru/2014/07/27/3827