Лорелея - неинерционное письмо

Арабский Алфавит
Вокруг стихотворения "Лорелея" http://www.stihi.ru/2012/01/01/4156 года два назад шли затяжные разговоры на разных стихирских площадках.
В письме к одной коллеге я тогда сформулировал некоторые положения, которые привожу ниже.

Стиль моей "Лорелеи" вызван предельно осознанным отношением к инерции восприятия и "готовым" блокам. Обычно (хотя и не всегда) эта осознанность выражается в отказе идти по инерции и использовать формулы.

Почему так?
Потому что метод использования инерции доведен русскими поэтами до такого совершенства, что его уже почти невозможно применять без того, чтобы инерция не работала против тебя: всё время будут вспоминаться более выигрышные варианты.

Например, Цветаева "бросала в воду камень", от которого шли акустические и семантические "круги":

УЕДИнение: УЙДи
В себя [...]
УЕДИнение: в грУДИ
Ищи и нахоДИ свобоДУ.

[...] На свете нет такого саДУ
УЕДИнению. В грУДИ
Ищи и нахоДИ прохлаДУ.

[...] В УЕДИнении грУДИ —
Справляй и погребай побеДУ

УЕДИнения в грУДИ.
УЕДИнение: УЙДИ,

Жизнь!

Великолепная конструкция.
Весь стих держится на звуках "у", "й"/"и" и "д", которых по инерции ждешь дальше и дальше.

Другой пример использования инерции:
Рубцов, "В минуты музыки печальной" – http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/6.htm
После первого "и"
("Я представляю желтый плес
и...") так и ждешь перечисления – и оно идет:
и голос
и шум
и снег
и путь...

Дальше использованы другие "инерционные" моменты, и все звучит волшебно, стих живет, "течет".

Но гений – "дорога в тупик", гении не "открывают" что-то, а закрывают... Мне совсем не хочется "перепастернакивать" Пастернака и "перерубцовывать" Рубцова.

В "Лорелее" - другой, неинерционный принцип: строчки не "подсказывают" друг друга. А в целом стих оказывается и связанным по логике и образам, и невычурным по языку. Стихотворение жизненное, "моё".
 
Оно не подчиняется и принципу традиционной для поэзии Нового времени "нарративности", "процессуальности". В музыке "нарративности" соответствует принцип "симфонизма" – развитие с результатом. Так писали Бетховен, Чайковский, Шостакович. Но есть и другой принцип: медитативность, "логика Дебюсси". "Конец с изюминкой" – это было бы "развитие с результатом", это Бетховен. А мой стих ближе к "Дебюсси". Дебюсси сознательно отошел от нововременной процессуальности (он связывал ее с Вагнером), от романтизма, от "бешенства взамен баллады самообладанья" )). К чему привел романтизм, мы, увы, хорошо знаем...

/О романтических коннотациях "Лорелеи" напишу в другой раз/.