Полуфинал. Итоги

Кубок Стихиры
1. Алёна Лёшина   Шанти   vs Ирина Ломовцева Спб   Опускался туман 2:3
 http://www.stihi.ru/2014/05/14/2706 vs
 http://www.stihi.ru/2013/06/09/7566
(Psyna, Ирина Полонина vs Алексей Кузнецов, Тейт Эш, Елена Кораблёва)

Тейт Эш

Здесь для меня итог однозначен. В стихотворении Ирины есть пара царапин, которые мешают жить, но «троллейбус, как удочки, в небо забросил рога», и с первого тура успешно продолжает рыбалку в моем цитатнике.

За последние недели было довольно много времени, чтобы хорошенько присмотреться к стихотворению Алёны. Ритм, конечно, покоряет, да... Но если отойти на шаг в сторону и стряхнуть с себя ритмическую магию - возникает ощущение, что некоторые образы случайны. То ли они самообразовались по инерции, то ли это было сознательное следование за рифмой.
Интересные находки тоже попадаются. Например:
«если мир потерян, не добр, не цел,   
на кусочки хаосом разнесён, 
только голос сердца прими за центр,
и всё» 
Это вполне самостоятельное стихотворение в общем полотне.

Ирина Полонина

  Чем ближе к финалу, тем труднее выбор, но, тем не менее ,его надо делать.
Отдаю предпочтение «Шанти», несмотря на то, что концовка в нём совершенно не выразительна и значительно уступает основному тексту. Образы зримы, умело использованы аллегории, хотя текст не лишен недостатков.
«Мир...не цел» вряд ли нуждается в уточнении, а именно: «на кусочки хаосом разнесён», это первое. Второе: использование анафор не всегда идет на пользу стихотворению. Да, этим задается определенная ритмика прочтения, но ритмика не должна главенствовать над содержанием. Шесть «если» и шесть «нам» многовато. «Тёрн-спасёт» - это, извините, не рифма. Но в целом стихотворение запоминающееся, заставляющее читателя остановиться и задуматься.
Во втором стихотворении автор умело пользуется метафорами. Рифмы точнее. Особенно мне понравился первый катрен — гармонично выстроенный, с образами вытекающими друг за другом, создающими зримую и узнаваемую картину. Замечания: нарушение ритма в 1 строке 2 катрена вынуждает читать: апотОмбЫла ночь, ОнасЫпала... - что для финала недопустимо. Да и по эмоциональному воздействию оно уступает первому.
 


2  Владимир Цюпин  Мир  vs Ирина Ломовцева Спб  Неужели из робкой
нежности 3:2
http://www.stihi.ru/2014/05/06/980  vs
http://www.stihi.ru/2013/06/10/3624
(Алексей Кузнецов, Тейт Эш, Ирина Полонина vs Psyna, Елена Кораблёва)

Тейт Эш
Вот и встретились широта с глубиной... Не буду скрывать, оба стихотворения мне очень нравятся. Но поскольку здесь уже начинается высший пилотаж, поговорить хочу о финалах.

В тексте Владимира последняя строчка возникает как чёртик из коробочки. Первая мысль - ну и при чём оно тут? Но я доверяю мастерству автора и усиленно ищу разгадку ребуса. Со второго перечитывания мой внутренний читатель наконец-то замечает название. Ага, «Мир», значит... Вся картинка резко начинает играть в новых красках. 
Поскольку я изучаю этот стиш уже не первый раз и даже не десятый, хочу добавить только одно: на мой взгляд, настолько вскользь, ненавязчиво замыкать сюжетные кольца - это еще надо постараться...

Когда удалось вчитаться в стихотворение Ирины, волны накрыли не героиню, а меня. И разгневанная пчела с тех пор довольно жужжит в цитатнике. Но с финалом здесь, на мой взгляд, не сложилось. По крайней мере, этот ребус я пока полностью прочитать не могу. Первая версия была, что у автора закончилось вдохновение, и строчка случайна. Потом более-менее сложилась картинка с ракушкой: моллюск, вокруг которого захлопываются створки-волны (помним, что с нежности всё начиналось, и ею же заканчивается). Следующим шагом всё возвращается к чувствам, и финал опять начинает мне казаться слабым. Сам по себе он вполне терпим, но всему предыдущему изрядно проигрывает.
Вполне допускаю, что какой-то очередной пласт расположен гораздо глубже, но пока мне не удалось до него докопаться.

Ирина Полонина


Два замечательных стихотворения. Но вот ведь парадокс: по содержанию, новизне образов, используемым художественным средствам, необычности трактовки выигрывает второе, и одновременно проигрывает по форме, а именно: ритмике прочтения, тяжеловесности строк, вследствие перенасыщенности теми же самыми образами. Первое, несмотря на мелкие мои замечания, высказанные ранее, выглядит более точным, чистым, выверенным по ритмике и рифмам. Ему я и отдаю предпочтение.