Перломудровка или Шыдеврокладезь 4

Ирина Савинова
Гуляя по сайту стихи.ру случайно наткнулась на одного автора. Сначала даже глаза протёрла не в силах поверить – не обман ли зрения? Нет, не обман! Тоже Кротов, по списку тоже второй, только – Юрий! Дай, думаю, зачту, проникнусь, прикоснувшись к высокому и прекрасному, ибо Князь Всея Стихиры Олег Кротов 2 уж больно к однофамильцу благоволит. Открыла первое же стихо - и не пожалела! Честно, захлебнулась от восторга, да и шедевр оказался со знаковым названием:


Восторгом нежданным взор
Юрий Кротов 2
http://www.stihi.ru/2014/05/02/1804

вот только по названию как-то не совсем понятно в чём соль? Ладно, рассмотрим само стихо подробнее, даже грамматику не буду трогать, пройдусь только по смыслу. Итак:


Восторгом нежданным взор трепетный тих,
Когда устремлён за окно вкруг на зелень.
Весеннее в травах, цветочки, уж, в них,
От ряда дерев образуются сени.


Хм… То бишь, трепетный взор тих нежданным восторгом? Это как? Обычно, когда восторг нежданный, такие страсти и чувства обуревают – вплоть до самых мокрых неожиданностей, а тут тих и точка! Ладно, допустим, может, шифруется…  Во второй строке этот взор-тихушник устремлён за окно на зелень, да ещё и вкруг! Вот честно, нашим биологам стоит задуматься, ибо они-то, наивные, всегда думали, что только у хамелеонов круговое зрение, ан нет! Есть особи человеческой породы, тоже способные обозревать вкруг себя на 360 градусов! А это – прорыв в науке и, как минимум, Нобелевская премия! Дальше у автора в травах что-то весеннее и секретное, потому что, ЧТО именно там весеннего, он нам раскрывать не стал. Явно, что-то припрятанное. Вместе с секретным весенним в травке уж. А что такого? Ну, выползла змейка на солнышке погреться, так не гадюка же какая, не аспид  и не мамба! А дальше «от ряда дерев образуются сени». В принципе, я согласна, что входная пристройка к русской избе делалась из деревьев, но! Их сначала срубить, высушить, уложить и паклей пазы забить надо! То есть, «ряды дерев» никак сени образовать не могут, только ряды брёвен! Бедный ужик, теперь ему в избу нипочём не попасть, ибо с сенями полный пролёт!
Идём дальше:


Так мысли и чувства рождаются вдруг
В душевной истоме нежданно в минутах,
И в радостной, кажется,входит испуг,
Давая простор в перипетиях в думах.


Вот прочитала первые две строки и задумалась, как-то сложно воспринимать авторскую мысль совсем без препинаков. Или у него настолько «вдруг» мысли и чувства рождаются, что он запятые не успевает ставить? Или я просто по старинке привыкла сначала думать, чтоб ничего вдруг и нежданно не рождалось? Так вроде о способах предохранения только ленивый не знает… Странно, что автор пересчитывает рождение нежданных мыслей и чувств в минутах… Но бывает, удава же мерили в попугаях, так почему бы и нет? Вот на следующих строках снова зависла: в какой такой «радостной» входит испуг? Если автору кажется, что это была какая-то «радостная» что-та, то почему ему не показалось, что она собой представляла? Я тоже хочу, чтоб мне что-то показалось! И чем радостнее – тем лучше!  Ну, и последняя строка этого катрена: то, что чего-то «радостная» даёт простор в перепЕтиях в думах – меня совершенно не убедило! Я больше скажу – запутало! Ибо перипети;я – это вообще-то какое-то труднопреодолимое обстоятельство, осложнение или внезапная перемена. Вот как это всё может можно увязать в смысл? Или у автора осложнения в мыслях, в чём он соответственно и признался? Заметьте, я уже о правописании и ударениях молчу, ибо что тут можно сказать, дай бог сквозь дебри смысла продраться!
Дальше не менее заковыристо и интересно:


Вот Русь стала в святости к Крымской земле!
Душевное близко мне стало роднее.
Минувшие годы, века, уж, в золе,
Сегодняшний миг оказался лелеем!


Пытаюсь переварить первую строку: может, Русь стала ближе к Крыму в святости? Просто автору двух слогов не хватило, чтоб понятно объяснить? Или приставку пропустил: Русь лежала, а потом встала! А может, куда-то шла, а потом стала, как вкопанная – тоже вариант! Сивка-Бурка же становился и ничего, не облез! Потому что в остальных случаях формы несовершенного глагола «становиться» самостоятельно не употребляются! К ним что-то должно идти прицепом. Не это ли спрятано в траве под видом «весеннего»? Дальше идёт про «душевное близко», думаю, это по аналогии с «прекрасным далёко». Правильно, чем ближе и душевнее, тем оно роднее. Чем бы оно на самом деле не было! А дальше я чуть не расплакалась, вот почему «уж в золе»? Кто пресмыкающегося в костёр кинул? Гринписа на них нет! И как можно лелеять миг жертвоприношения ни в чём не повинной змейки? Изверги! Или это я по глупости не поняла, что МиГ оказался Лелеем?  Ну, имя такое, а что? Мрия и Антей у КБ Антонова у нас же есть? Кто мешает ещё один самолёт Лелеем назвать? Значит, лежал уж в травке, на солнышке грелся рядом с "весенним"... потом бац! - и в золе... А всё потому, что МиГ Лелеем оказался! А в КБ Микояна даром свой хлеб не едят, и на военные самолёты не розочки на фюзеляж рисуют! Спасибо, что хоть зола осталась, а не воронка на полгектара! Вот как дальше читать?
Но – надо!


Мне пафос не нужен, парад-маскарад,
Лишь тонкость душевная здесь путеводна...
И так беспричинно весеннему рад,
И небо лазурное стало вдруг сродно!


Вот тут с автором соглашусь! Бал-маскарад – это я завсегда, а парад-маскарад… Так и вижу – 9 мая, площадь перед мавзолеем… а по площади чеканят шаг выпускники военного кремлёвского училища, наряженные зайчиками-белочками с шариками в руках и свистульками в зубах… под офигевающим взором президента… мда-с! Такой пафос мне тоже нафиг не нужен! Воооот, а в путь всю эту марширующую толпу ведёт тонкость душевная. Так сказать, мы к вам со всею душой, получите и распишитесь! Дальше автор признается, что он беспричинно рад «весеннему»… А! Это то, что спрятано в траве и покрыто тайной в несколько слоёв, ибо что это, выяснить пока так и не удалось! (Но ужика по прежнему жалко!). Причём, автор так радуется, что ему даже небо вдруг стало сродно! Вот так, не сродни, а сродно! По аналогии: не вблизи, а вблизно, не впереди, а впередно и так далее. Это новый прорыв в написании наречий? Что-то я начинаю сомневаться, что не было причины так радоваться «весеннему», честно! И логика мне подсказывает, что весеннее – это травка! Другие варианты есть?
Уффф! Последний катрен:


Оконный ландшафт будто святостью прав,
Весеннее в нём по судьбе всем даётся,
Взор внутренний паматью цепкою став,
Пред ним след от Бога дорожкою вьётся...

                май,2014 год


Вот какая может быть святость в оконном ландшафте? В заоконном – другое дело! А так - стекло, рама, ручки, иногда шпингалеты и форточка- вот и весь ландшафт… Никогда бы в голову не пришло молиться на шпингалет, каким бы он святым кому-то не казался! А дальше опять идёт про весеннее, но тайное! Но секрет о том, что это, автор так и не раскрывает, потому что оно даётся только по судьбе! Спасибо, что не по лицу! Интересно, бартером? И не удивлюсь, если по одному «весеннему» в руки. Это, если без блата…  А дальше внутренний взор (третий глаз, штоле?) становится «паматью цепкою» и пред ним дорожкою вьётся след от Бога… Ой! Я могу понять, когда след Бога – это, собственно, следы ног. Но след ОТ Бога? Всё, что осталось?? В жертву на пару с несчастным ужиком принесли??? Вот думаю, как ещё наркоконтроль не заинтересовался этим хорошо припрятанным «весенним», после употребления которого посещают подобные галлюцинации!
А теперь - внимание! Это из резюме ПОЭТА:


«Я начал писать стихи в 28 лет... после окончания института и службы в армии. И вот, за 40 лет написалось 16 сборников стихов, из которых половина увидела свет.
Мне посчастливилось быть первым составителем в СССР наиболее полного однотомника произведений Николая Гумилёва,после долгих лет его насильного забвения,включая стихи,прозу и переводы. Книга вышла из печати в Красноярске в мае 1989 года объёмом в 718 страниц и тиражом в 50 тысяч экземпляров. Лишь двумя месяцами ранее появилось в стране издание стихов Гумилёва в Библиотеке поэта "Большая серия" с вступлением моего друга-коллеги профессора из Петербурга Алексея Павловского.
Мной за долгие годы написано около 300 статей, рецензий, заметок, выступлений на радио по литературоведению,художественной и театральной критике.
Два сборника стихов имеется в библиотеке русской поэзии у профессора-слависта Сорбонны знаменитого Рене Гера.»

Интересно, если был бы жив Николай Степанович, его бы сильно порадовал факт приобщения к Юрию Кротову 2? А так же факт «насильного забвения, включая стихи, прозу и переводы» по словам всё того же Юрия Кротова 2? Интересно, как можно насильно заставить забыть русского переводчика и поэта Серебряного века? Наверное, меня не посчитали нужным «насильно заставить забыть», а потому я ещё помню, что помимо всего, Николай Гумилёв был и литературным критиком!  А значит, мой разбор стихо показался бы игрой в песочнице!
Ну, и в конце хотелось бы выразить соболезнования французскому филологу-слависту Рене Герра (с двумя «р», кстати!), ибо нормального представления о русской поэзии он теперь не получит ни за что! Разве что, после употребления очередной порции «весеннего». Но это, если расщедрится автор и к  двум сборникам в нагрузку добавит…