Ясон. Злодеяние Ино

Сальникофф Алексей
Начало поэмы http://www.stihi.ru/2015/01/17/9960

Предыдущая глава http://www.stihi.ru/2015/01/19/5248

                27
Не проявляла Нефела ни мести, ни злобы
И к орхоменцам была, как и прежде, добра,
С неба не видела с мужем ревнивой особы –
Царь покидал по привычке столицу с утра.
Год пробежал, как шакал по Ливийской пустыне,
И появился на свет у супругов Леарх,
Видела Ино наследника в первенце-сыне:
«В будущем он, а не Фрикс, настоящий монарх!»

                28
А через год родила злая Ино второго,
Имя даруя от предков отца – Меликерт,
Сын оказался достойным богатого крова,
Как перенявший от матери множество черт...
И воспылала ревнивая Ино желаньем
Фрикса и Геллу свести незаметно в Аид,
Мачеха план составляла с огромным стараньем
И не пугала её даже месть *эвменид.

                29
Люди не знали подобного Ино коварства –
Жертвы богине дождей запретила она
И разослала указ по селениям царства,
Всем объяснив, что Нефела полям не нужна.
Молча сносила богиня её оскорбленья,
Лишь бы могла поглядеть на детей с высока!
Но для прислуги царица дала повеленье,
Чтоб малышам не давали смотреть в облака!

                30
Несколько лет пролетело, как туча с грозою,
И перестала Нефела летать в Орхомен,
Не умывалась природа небесной слезою,
Требовал люд от царицы больших перемен.
«Сохнут поля? Значит, вы не готовились к зною –
Засухой вас наказала за глупость весна!
Делайте, женщины, так, как приказано мною –
Надо сушить на горячем огне семена!»

                31
Вняли *пейзанки приказу суровой царицы,
Пашня была без обильных дождей, как зола,
В ней схоронили иссохшие зёрна пшеницы,
Вскоре земля стала твёрдою, словно скала.
Гибли под солнцем жестоким сады и оливы,
Осенью голод ужасный пришёл в Орхомен,
Вспомнили люди богини Нефелы поливы,
Стал Афамант недовольным народом презрен.

                32
Царь был до смерти напуган возможностью бунта,
В Дельфы поспешно направил послов-бедняков,
Чтобы узнать, почему же посевы из грунта
Не показали пейзанам зелёных ростков?
«Должен властитель Ваш – молвил оракул дельфийский. –   
Слёзно мольбу о прощенье послать в небеса.
В царских интригах замечен мной след финикийский –
Ино, дочь Кадма, творит на полях «чудеса»!

                33
Пусть Афамант исполняет желанья Нефелы,
Сильно богиня обижена вашим царём!
Были решенья его до сих пор скороспелы,
Так можно сделать большую страну пустырём!»
Жаркое утро. Властитель направился в Фивы –
Кадм и *Гармония ждали соседа-царя.
Грустно в дороге – царь видел пожухлые нивы,
Листья в садах стали летом желтей янтаря.

                34
Выехав следом за ним из богатой столицы,
В Дельфы другая повозка направила бег.
Платье пейзанки скрывало величье царицы,
Стражники приняли облик несчастных калек.
Им на пути повстречалась царя колесница –
То возвращались из Дельф молодые послы.
Стала расспрашивать их с интересом царица,
«Уж не везёте ли вы Афаманту хулы?»

                35
«Вы промышляете здесь, на проезжей дороге? –
Мы – не добыча! – ответили ей бедняки! –
Выбрали место вы ловко на горном отроге,
Или желанья ограбить людей велики?»
«Нет! – отвечала им Ино, хитря, как лисица. –
Мы предлагаем отведать лепёшки, вино.
Просто сломалась у нас по пути колесница,
Кони устали немного – мы едем давно!»

                36
Пир был устроен под сенью густого каштана,
Жадно набросились тут на еду бедняки.
«Дал нам оракул ответ на вопросы тирана!» –
Быстро вино развязало послам языки.
«Знайте, послы, вы должны обмануть властелина,
И при народе вы скажете слово моё,
Я – не пейзанка простая, а грозная Ино!» –
Молвила строго царица, снимая тряпьё.

                37
«Ино, как можно властителя потчевать ложью?
Если узнает наш царь, разорвёт на куски! –
Молвил посланник в ответ слабым голосом с дрожью. –
Мы небогатые люди, нет сильной руки!»
«Как вы осмелились спорить со мною, невежды?» –
Крикнула Ино, кидая на стражников взор,
Те с шумом бросили наземь кошель и одежды:
«Думаем, острым оружьем скрепим уговор!

                38
«В этом мешочке богатство для вас и свобода,
Или хотите, чтоб здесь  появился Танат?»
«Что нам сказать о причинах в полях недорода,
Кто в наших бедах, по-твоему, был виноват?»
И пред послами блеснула царица талантом –
Людям внушать только то, что полезно самой:
«Боги давно недовольны царём Афамантом,
Он виноват, что поля все пусты, как зимой!

                39
Станут зелёными вновь Орхоменские нивы,
Если отец принесёт Фрикса в жертву богам.
Будут протоки в долинах, как прежде, бурливы,
Щедрость Деметры вернётся к лесам и лугам!
Это должны вы сказать Афаманту публично,
Будто оракул вам дал предсказанье в горах –
И, усмехнувшись, добавила Ино цинично –
Пусть Афамант испытает и горечь, и страх!»

*эвмениды –  то же, что эриннии — богини мщения за преступления.  Есть эвмениды отца, матери, родителей; также детей, нищих, то есть всякого, кто обижен и чья обида вопиет о мщении.
*пейзане –  условно-идиллический образ крестьянина в художественной литературе, живописи, театре, то же, что и крестьяне.
*Гармония — прекрасная дочь бога войны Ареса, супруга Кадма, мать Ино.

Продолжение http://www.stihi.ru/2015/01/22/2192