О Блаженной Святой Старице Ксении Петербуржской

Галина Храбрая
«СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ СТАРИЦА КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРЖСКАЯ»
 
Начинается эта история в первой половине 18-ого века 
в царствование Елизаветы Петровны.

Окраины Петербурга тогда существовали лишь на плане, утверждённом
Петром Алексеевичем. Государь за многими делами не утруждал себя
выдумыванием названий, а лишь нумеровал улицы. Так, нынешняя «Лахтинская улица»
тогда называлась «11-ой линией» и была свободна и пуста.

Здесь на аккуратно нарезанных начальством участках селились
и строились военнослужащие «11-ой роты» «Капорского полка»,
тогда даже военнослужащим срочной службы разрешалось иметь дом и семью.

Историки, между прочим, до сих пор спорят – может быть, где-то между 15-ым
и 17-ым домом, а может быть, на углу «Лахтинской улицы» и «Большого проспекта»
стоял на небольшом казённом участке дом полковника Андрея Фёдоровича Петрова,
который, служил «певчим» в придворном хоре.

Пусть вас это не смущает – «певчий» во времена весёлой царицы Елизаветы
делали ещё и не такие карьеры, достаточно вспомнить графа Разумовского,
который вообще из свинопаса, через «певчего» попал в «высший свет».

Жил полковник с молодой женой Ксенией в ладу, в любви и согласии,
да так они хорошо жили, что соседи им завидовали. Только счастье их
длилось недолго: через три года Андрей Фёдорович внезапно умер,
да так скоро, что не успел он даже принять последнего покаяния
и получить своё последнее прощение.

Слухи ходили, толи он сгорел в одну минуту от вина, что при царском дворе бывало
не редкостью, особенно, среди артистов, толи сделал ещё, чего похуже, над собой.

Смерть любимого мужа настолько потрясла 26-ти летнию вдову, что родные, близкие,
и соседи стали опасаться за её рассудок. Да и было с чего – Ксения раздала нищим
всё своё имущество, а дом подарила знакомой унтер-офицерской вдове Прасковье
Антоновой, с тем, что та будет бесплатно пускать ночевать бедных и бездомных.

Родственникам, вероятно, просто стало жаль наследства, вот, они и подали
соответствующее прошение начальству, хлопоча о признании Ксении
безумной и недееспособной.

Начальство же, поговорив с Ксенией, нашло её в совершенно здравом уме
и полном праве распоряжаться своим имуществом.

А Ксения, тем временем, надела мундир покойного мужа и перестала отзываться
на собственное имя, говорила всем, что это, мол, Ксенюшка умерла и похоронена,
а он – Андрей Фёдорович жив, и ещё долго жить будет!

Так начались её долгие, на сорок пять лет, странствия по улицам града Петрова.

В своих ежедневных скитаниях по Петербуржской стороне Блаженная Ксения частенько
наведывалась к Храму Святого Апостола Матфея, он же – «Покровская церковь».

Это был и её приход, но её нещадно гнали с паперти, ряженную в офицерский
мундир. Ещё действовали указы Петра Первого и последующих правителей
и правительниц о недопущении нищих в публичные места, сюда же могли наведаться
иностранные представители и сумасшедшие в лохмотьях роняли имидж великой
державы!

Однако, через 45 лет Блаженную Старицу Ксению в этом самом Храме
отпоют с величайшим почтением.

В народе к юродивым, блаженным, убогим, и нищим бродяжкам отношение было,
мягко говоря, неоднозначное. Могли пожалеть, подать милостыньку,
пустить в непогоду переночевать под крышей, а могли и обругать,
забросать комками грязи или даже камнями.

Чтобы изгою общества добиться, хотя бы, какого-нибудь внимания, ему нужно было
сначала стать привычным, узнаваемым, своего рода местной достопримечательностью,
а лучше всего - начать творить чудеса.

Прошло время и Блаженную Ксению стали узнавать на улицах:
«Андрей Петров!» – шутливо окликали её. «Ась?» – оборачивалась Ксения.

Странная, почти анекдотическая нищенка становилась всё более популярной
личностью. От прочих нищих она отличалась, прежде всего, тем, что для себя лично
никогда ничего не просила. Когда же окончательно износился и рассыпался в прах
полковничий мундир её мужа, Блаженная Ксения стала изредка принимать
поношенную юбку или кофту, но обязательно зелёного или красного цвета,
потому что мундир, дорогого сердцу её покойного супруга, был зелёным
с красными отворотами и обшлагами.
 
Из денег Ксения Петербуржская принимала только медные копеечки 
с изображением Георгия Победоносца – «царя на коне»,
и то, не у всех она принимала их. На иного, бывало, посмотрит и скажет:
«я у тебя копеечку не возьму, ты людей обижаешь!».

А те копеечки, которые всё же брала, тут же раздавала нищим.

Со временем, простые петербуржские обыватели, стали замечать, что каждая встреча
с Блаженной Ксенией – была «к добру». Старьевщики, торговцы, сбитеньщики –
все старались, хоть несколько шагов пройти с ней рядом. Наперебой приглашали её
так же и все лавочники: «Андрей Фёдорович, зайди, угостись, не погнушайся!» –
зазывали они Святую Блаженную Ксению.

А примета была верная: возьмёт бывало Святая Ксения с прилавка сухарик,
орешек или баранку – так весь день будет торговля на редкость удачной.
Впрочем, это как раз неудивительно, лавка, отмеченная Ксенией Петербуржской,
сразу же становилась знаменитой!
 
Извозчики тоже зазывали Святую: «Андрей Петров, прокатись со мной
хоть немножко!», – горланили они едва завидив издалека, идущую навтречу
им Блаженную Ксению.
 
Проедет, бывало наша Ксюнечка, хоть несколько шагов, так сразу же
хороший заработок извозчику обеспечен.
 
Молодые мамаши, так же несли показать сынишек своих Блаженной Ксении, считалось,
что если приласкает Святая Нищенка её ребёнка, то будет он здоров и счастлив.

Зайдёт Блаженная Ксения в семейный дом – мир и благополучие для всей семьи
там оставит. Наконец, заинтересовалась необычной бродяжкой и полиция,
не поленились, проследили за ней.

В те времена последние деревянные домишки «Петербуржской», а ныне
«Петроградской стороны» заканчивались в районе «Чкаловского проспекта»,
дальше, до самого залива был заболоченный лес. Вот, туда-то ночами и уходила
Блаженная Ксения помолиться в слезах об одиночестве, сильно печалилась она
об муже своём и скорбела.

Стороживший её неподалеку сыщик утром вернулся в участок едва живой,
и замерзший от промозглой сырости и холода.
Ну, какие после этого, могут быть «претензии» к Блаженной?

Позже нашлось у Святой Ксении и другое ночное занятие:

На Смоленском кладбище возводилась новая каменная церковь – Троицкий собор,
но, в середине строительства – работы замедлились. Слишком много сил и времени
стала занимать доставка стройматериалов наверх, «на леса».

Однажды утром рабочие, придя на стройку, увидели, что кто-то им здорово
помогает; мало того, что масса кирпичей была доставлена наверх,
так ещё и сложили их в аккуратные стопки!
 
Так продолжалось несколько дней, и любопытствующие каменщики
решили выяснить личность такого «чудо-помощника».

Один из рабочих спрятался под тачкой и ночью увидел, как тяжкие заплечные
носилки с кирпичами таскала «на леса» известная всем Блаженная Ксения.

Таким образом, Святая отмаливала и отрабатывала грехи своего любимого мужа,
ушедшего без покаяния и без отпущения земных грехов, ведь сказано,
что нет жертвы выше, чем если кто-то отдаст душу свою за ближнего своего!

Многие из нас понимают, что надо отдавать свою жизнь, но, сказано, что отдать
надо душу: то есть, отречься от своей души, и жить душой любимого.

Потому-то и отреклась от своего имени Блаженная Ксения
и стала называть себя «Андреем Фёдоровичем».

Множились слухи о сбывшихся предсказаниях знаменитой юродивой:

Как-то под Рождество стала она бегать по улицам и кричать:
«Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины!»

Странно, как-то всё это выглядело со стороны: до «Масленицы» было ещё далеко
и жители стали пожимать плечами, мол, что возьмешь с юродивой,
в конце-то концов?

Но, через пару дней, действительно, скончалась императрица Елизавета Петровна,
и вся Россия стала печь «поминальные блины».

В другой раз, при Екатерине Великой – Ксения Петербургская внезапно 
расплакалась, да так сильно, что потом не могла никак успокоиться,
а затем и вовсе – стала сильно и долго рыдать.

Рыдала она с утра до самого вечера, на что люди ей говорили: 
«Андрей Фёдорович, ну, что ты плачешь, ей-БОГУ, может тебя, обидел кто?»,

Святая Ксения им на это в ответ: «там кровь, кровь, там реки налились кровью,
там все каналы кровавые!», – сказала это, и ещё больше зарыдала.

Через несколько дней пришла весть, что в Шлиссельбурге при неудачной попытке
переворота убили свергнутого императора Иоанна Антоновича, и убивали его,
бестолково, неумело, потому, особенно, кроваво.

Как-то раз Блаженная заглянула в дом к той самой Прасковье, которой она его
же и подарила. Одинокая вдова всё время мечтала о ребёночке, и Ксения с порога
сразу проговорила ей: «ты, вот, тут сидишь, носки свои штопаешь, а не знаешь,
что Господь Бог послал тебе сына. Беги скорей на Смоленское кладбище!»

А путь с «Петербуржской стороны» через весь «Васильевский остров» был немалый,
но, Прасковья хотя ничего и не поняла толком, но, как-то быстро подхватилась
и побежала.

Близ кладбища она увидела толпу. Оказывается, один лихач-извозчик
сбил беременную женщину и та, умирая, успела-таки родить младенца
прямо на мостовой.
 
Полиция ничего и не смогла узнать о родственниках погибшей, потому Прасковья
и взяла к себе того новорождённого, который в последствии, стал ей любящим
и заботливым сыном, а так же, надёжной опорой в старости.

Такие истории ходили в народе десятками, варьировались персонажи,
но, финал – всегда был благостный.

Как-то Ксения Петербургская прямо с улицы заглянула в окна одной офицерской
вдовы, которая проживала вместе с дочерью, давно «засидевшийся в невестах»
и крикнула той: «Чего ты сидишь-выжидаешь? Беги скорей на «Охту»,
там твой муж жену хоронит!»

Ну, попробуй, пойми, что этим хотела сказать им юродивая, однако к ней было
такое доверие в народе, что и мать и дочка тут же побежали на «Охтинское
кладбище»! Там они, действительно, нашли молодого человека, который, плакавши,
потерял сознание на свежей могиле своей любимой жены, намедни умершей «в родах».

Ну, а через год, когда закончился траур, барышня, действительно, вышла замуж
за этого красивого и богатого вдовца, известно, что жили они долго и счастливо.

Так, Блаженную Ксению люди стали считать Скорой Помощницей и Заступницей,
особенно, в делах касавшихся любви, брака и детей. С годами расширялся круг,
внутри которого Ксения будто считала себя ответственной за благополучие жителей,
и знали её на «Сенной», в «Коломне», в «Литейной» части города и даже близ
«Дворцовой», везде несла она свою круглосуточную неусыпную жертвенную службу.

Ксения пристраивала в Кадетское училище детей бедной офицерской вдовы,
тушила пожары в мещанских домах, трезвых мастеровых обеспечивала выгодными
заказчиками, а честных чиновников – хорошими должностями в департаментах
и многое-многое другое.

Когда «нищую бродяжку» – Святую Блаженную Ксению Петербургскую везли
«в последний путь» от Церкви Святого Апостола Матфея до Смоленского кладбища,
её провожала, чуть ли не половина жителей «Петербуржской стороны» и многие
обитатели других городских районов: со смертью Блаженной Ксении легенда
не закончилась!

Прошёл слух о чудодейственной силе земли с её могилы, дескать, она даёт
здоровье детям, лад в семье и материальное благополучие.

Тогда прихожане и просители стали по горсточке растаскивать холмик на её могиле,
после чего, на саму могилку уложили каменную плиту, но, и её растащили всю
по кусочкам, а потом и вторую плиту постигла таже самая участь.

В середине 19-ого века поставили маленькую каменную часовню,
а в начале 20-ого века в 1902-м году воздвигли большую каменную.
 
Наследник престола, будущий император Александр Третий в 1874 году
тяжело заболел, и врачи не надеялись на благополучный исход,
но, молитвы его жены и мешочек земли с могилы Блаженной Ксении Петербуржской,
положенный под подушку больного, совершили чудо. Цесаревич выздоровел!

Когда через год у Александра и Марии Федоровны родилась дочь,
её назвали Ксенией, в честь Блаженной. Шли годы и десятилетия…

При советской власти был взорван Храм Святого Апостола Матфея,
где искала приюта себе Блаженная Нищенка Ксения и там, где её отпевали.

Троицкую церковь на Смоленском кладбище в том же 1932 году разобрали на кирпичи.

Какая злая ухмылка истории: интересно было бы узнать,
куда пригодились те самые кирпичи, помнящие руки юродивой?

Могилу Блаженной Ксении зацементировали, часовню огородили забором
и в разное время здесь помещались то склад лакокрасочных материалов,
то сапожная мастерская, то мастерская по изготовлению стандартных
гипсовых садово-парковых скульптур.

Народный миф гласит, что всем новым хозяевам не везло: краски удивительно быстро
портились, гвозди упорно не хотели лезть в подмётки, а «девушки с веслом»
и «пионеры с горном» – ночью, сами собой разваливались на мелкие кусочки!

«Если это Блаженная Ксения совершает, то зачем же она, так вредничает?», –
спрашивали одни, – «а это не она, это – само «место намоленное» отталкивает!» –
отвечали другие.

Но, народ все шёл и шёл, не имея возможности поклониться праху Святой
Покровительницы своего города, люди придумали, чуть ли не языческий обряд –
они засовывали в щели забора записки с просьбами и молениями.

Очевидец, оказавшийся здесь страшной зимой 1941 года, конечно, понимал,
что читать чужие письма непорядочно, нехорошо, но, как он говорил,
ветер вырывал записки из всех щелей и уносил в ледяную мглу.

Он подобрал некоторые из них и, вот, каково их содержание:

«Милая Ксения, устрой так, чтобы я получила рабочую хлебную карточку
на 250 грамм. Маня»,
«Дорогая Святая Ксенюшка, моли Бога, чтобы немец не разбомбил наш дом
на «Малой Посадской»-4, и чтобы мы не умерли голодной смертью. Таня,
Вадик и бабушка»,
«Дорогая Ксения, упроси Бога, чтобы он сохранил моего жениха, шалопутного матроса
Аркашку, чтобы тот не подорвался на своём тральщике на мине в Финском заливе.
Желаю тебе счастья в раю, крепко тебя целую, Ксенюшка. Валентина».

Вот, такие записки, и они сами говорят за себя!
 
Блокадная девочка Таня, как и все советские дети, не очень разбиравшаяся
в религии, слегка ошиблась, официально к лику святых угодников Божиих
Блаженная Ксения Петербуржская была причислена лишь в 1988 году!!!

Ну, и что с того? Как двести лет назад шли, так и сейчас идут
к Скорой Помощнице Ксении Петербуржской молящие её о помощи люди,
каждый со своей просьбой и упованием.

Теперь часовня на Смоленском кладбище восстановлена.
Здесь, как и в любой другой церкви можно заказать молебен «о здравии»
или «о упокоении» души, но, не забыта и народная традиция:
можно и личную записочку для Святой Ксении оставить!

Говорят, только не стоит у Святой, чего-то просить для себя лично,
лишь для родных, близких и любимых людей.

А храмы в честь Святой Блаженной Ксении Петербуржской стоят 
в Канаде, в Финляндии, в Киргизии, на Украине.

В Киеве и Иркутске открыты церкви при больницах, в Саратове
открыта церковь при тюрьме и это, кажется, глубоко символичным –
где, как не в таких печальных местах, особенно, нужна помощь
Великой нашей Заступницы и Помощницы Блаженной Старицы Ксении?!
Аминь.

* Х *
http://stihi.ru/2019/02/06/1058
«Говорить, не наговориться о Блаженной Ксении!»

* Х *
http://www.stihi.ru/2015/02/05/1578
«Молитва к Блаженной Ксении Петербуржской о здравии»