Мега 11 - Победители

Творческая Мастерская Ежи
Первое место разделили два стихотворения и два автора —
Ян Бруштейн «Предрассветное» http://www.stihi.ru/2013/06/20/5634 
и
Тейт Эш «Питерский альбом» http://www.stihi.ru/2011/11/16/6936
победители получают 4000 баллов каждый.

Второе место мы решили никому не присуждать.
Призовой фонд второго места распределяется в равной степени между победителями и авторами, которые заняли 3 место.

Третье место поделили двое — 
Лёша Исхаков «Хаски Того»  http://www.stihi.ru/2014/01/25/7359 
и
Гаэлина «Похороны в марте» http://www.stihi.ru/2013/07/08/8827
Авторы получают 2500 баллов каждый.

ПОЗДРАВЛЯЕМ

Кроме того, судьи просят отметить специальными призами следующих авторов:
Михаил Микаэль -
Маргариту Шмерлинг  Маленькая ода избушке http://www.stihi.ru/2014/11/04/4245
Виктора Коврижных 2  В заброшенном хуторе http://www.stihi.ru/2011/05/10/3226
Нина Злаказова - 
Юлию Александровну Михайлову, стихотворения «Две старушки в чёрных платьях» http://www.stihi.ru/2014/07/12/3315 
«Если ты не веришь в Изю» http://www.stihi.ru/2013/09/12/564
Каждый автор получает 500 баллов.
Спасибо всем участникам конкурса, нашим финалистам и номинаторам.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Михаэль:
Конкурс оказалось судить сложно, по очень простой причине – практически нет стихотворений, которые мне бы понравились. Поясню свое соображение одним замечанием Петра Чейгина, прекрасного современного поэта. Он сказал: «Если у тебя нет таланта и ты не пишешь – это не грех, а если есть талант и не пишешь – то да, грех»…

Но есть и некоторое третье состояние – когда у людей есть талант, но пишут они  так себе. Некая леность, некоторое непонимание того, что поэзия это энергия в первую очередь, того, что творчество – видовое отличие человека, он творец и подобие Творца, стихи творят, они  стихоТворение миров, и огромная энергия поэта собирается в эти «столбики буковок», чтобы можно было сказать: «И увидел, что хорошо»…

Было очень скучно читать этот шорт. За редкими исключениями. Я семь лет читаю точно такие стихи и они могли уж измениться, что ли… Поймите верно – да не становлюсь я в позу, не поучаю, я такой же, и чудесно уже разбираюсь в уровнях поэзии. И не требую, чтобы все вышли на уровень блистательного Владимира Алейникова, с его энергетикой невероятной, неслыханной плотностью текста и мистичностью, интуитивной правотой каждой строки в огромном своде стихотворений…

Я удивленно его читаю всегда. Как и Чейгина… Да, все здесь честно прочитал. И что? Субкультура литтворчества в сети создает атмосферу величия вокруг авторов, которые пишут, ну и молодцы ))

Что сказать конкретно, переходя к текстам. Ян Бруштейн и Тэйт Эш выделяются явно и очевидно. Гаэлина сделала шаг вперед, но похороны не моя тема. Интересно вполне «джеклондоновское» переживание Лёши Исхакова, некая энергия существует… Тэйт пишет интересно, но такое ощущение, что он может писать километрами)) И даже сыграть в кино роль Бродского))

Отдельно о Яне. Конечно, Ян поэт настоящий и того класса, что возможно его цитировать на уровне тех же ведущих авторов, о которых сказал. Даже если бы мы не были дружны, он здесь самый. Но и Яну, возможно, интересно, отчего я более рад «Предрассветному», чем «Витьке» (тоже хорош). А вот почему. Я лично (в отличие от публики) не так люблю «истории», а люблю менее сюжетное. Но, по-честному, необходимо и то, и то. Важна пропорция. А так – это  стихи. Безусловно.

Если же шире - я рад за всех авторов этой Меги, почти за всех. Они заняты творчеством и в сложное время – значит люди.  Это уже немало. Я бы многое отметил… Башмакофъ пишет славно и навороченно, только не так, чтобы ему остальные в подметки не годились, Виктор Коврижных пишет о нелегкой судьбе русской деревни искренне,  Гражданин России неважно написал, яблоки к нему ближе и ближе… Это хорошо. Упадут на голову – будет Пушкин)) Не обижайтесь Гражданин, ладно?))

Маргарита Шмерлинг написала хорошо. Без дураков. Точно и сжато. Молодец. Насте Каменской надо взрослеть, я любя)) Стран-Ник мне всегда нравился. И здесь структура неплохо придумана. От Фимы-Саши Жиганца-Сидорова я ожидал большего… Юрий Семецкий многим нравится…

Особая благодарность Михаилу Фоксу. Он пишет о Гугле, но изображает, что о гуле. «Проснёшься ночью - тихий ровный гуГл», так вот читается.

Не понравились стихи Андрея Широглазова. За что Марину он Цветаеву?)) За что перепутал с М. Светловым? «Елабуга – это не Прага, /Елабуга – это дыра”… Первополосная новость)) Но так и звучит в моей дурацкой голове « Гренада, Гренада…». Чуть  слог разнится, да вот …Надо так писать, уважаемые, чтобы Елабуга стала лучше Амстердама!

Кстати, пародисты при прежнем строе бывали хорошие. Так, Архангельский написал о стихотворении Светлова:

«Лирический сон»
Я видел сегодня
Лирический сон
И сном этим странным
Весьма поражен.
Серьезное дело
Поручено мне:
Давлю сапогами
Клопов на стене.
Большая работа,
Высокая честь,
Когда под рукой
Насекомые есть.
Клопиные трупы
Усеяли пол.
Вдруг дверь отворилась
И Гейне вошел.
Талантливый малый,
Немецкий поэт.
Вошел и сказал он:
— Светлову привет!
Я прыгнул с кровати
И шаркнул ногой:
— Садитесь, пожалуйста,
Мой дорогой!
Присядьте, прошу вас,
На эту тахту,
Стихи и поэмы
Сейчас вам прочту!..
Гляжу я на гостя, —
Он бел, как стена,
И с ужасом шепчет:
— Спасибо, не на...
Да, Гейне воскликнул:
— Товарищ Светлов!
Не надо, не надо,
Не надо стихов!»

Это не о присутствующих, естественно. А про Светлова))
Всем всего доброго, больших удач!))

НИНА ЗЛАКАЗОВА:

Всегда ищешь поэзию, в любом виде, только чтобы была — отголоском хотя бы, словом, фразой, одной строкой. И главное - тем, что вне строк. Именно это держит внимание читающего и потом к стиху хочется вернуться. Не из-за сюжета, темы,  имени, а как раз из-за этого поэтического дуновения, промелька, вечной мгновенности. Поэтому отмечу среди представленных стихов именно моменты истинной поэтической речи, на мой взгляд. Естественно, при этом попадание стиха в какую-либо «отмеченность» не имеет никакого значения. Равно как и в распределённые позиции победителей.  Там «птичка» должна не только иметь место, вылететь, но и остаться, ни в чём (или почти) не погрешив против внутренней правды. Это, конечно, абсолют, идеал, но иногда случающийся — как исключение из общего списка. Такого и нет среди участников конкурса — это моё мнение, не в обиду авторам будь сказано. Есть хорошие стихи, даже отличные. Нет совершенных. И это хорошо. Есть очень мастеровитые стихи — их достаточно много. Я говорю не об этой стороне представленных в шорт-листе стихотворений.

Так вот о моментах истинной поэзии.

«Человек может взять акварель, закусить губу, и практически белым, чуть-чуть голубым...»  (Лёша Исхаков) - что бы ни было дальше, поэзия уже есть, уже дышит, уже внутри того, кто читает. Дальше хэмовские и джеклондонские мотивы хороши, но трудно остаться на взятой высоте, да ещё в арктическом воздухе.

«Там тишина густая, как вода, укрыла  ельник и украла время» (Маргарита Шмерлинг).  В строчках маленькой оды маленькой избушке тишина стоит, как вода в заводи, отражая неуловимое. Внешняя тихость стиха, его покой и внесобытийность не обманут. Что-то ещё отражает вода, кроме еловых лап.

«Где ветра пески смешали, где Луна размером с дыню, а не с медный жалкий грошик, домик Изи возведён» (Юлия Михайлова). Здесь есть музыка речи, в которой поэзия выступает главным действующим лицом.  Хорей главенствует и побеждает содержание. Хорошо ли, плохо ли — не знаю. Слышу музыку.

«... И старается сад на меня разозлиться, и срывается ветер на вой». Ян Бруштейн. И музыка, и суть того, что происходит в поэтическом тексте прямо сейчас, на глазах — всё здесь, в этих двух строчках. В них нет и намёка на назидание. И даже жажды быть подробным и точным, как это часто бывает у этого автора. Просто вдох.

Оказалось, что моментов подлинного чувства в представленных номинаторами текстах совсем немного — но это для меня. Честно говоря, я думала, их будет больше. Что ж, мал золотник, да дорог. Каждый, думаю, найдёт своё и может совершенно со мною не согласиться. Момент кристаллообразования, который случается внутри каменной породы, может быть предсказан с точки зрения физики и химии. Даже воссоздан — и с успехом, судя по количеству искусственных бриллиантов. Как тут без мандельштамовского восклицания: «Поэзия! Завидуй кристаллографии, кусай ногти в гневе и бессилии. Ведь признано, что математические комбинации, необходимые для кристаллообразования, невыводимы из пространства трёх измерений. Тебе ж отказывают в элементарном уважении, который пользуется любой кусок горного хрусталя».
Что ж, живём дальше и работаем. Дальнейшего роста всем нам — во всех измерениях.


ПРИГЛАШАЕМ ВАС на наш следующий конкурс: ВАШЕ ЛУЧШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 2014
http://www.stihi.ru/2015/02/18/4393