Критика. Вечерние стихи. 18. 02. 2015 г

Андрей Тюняев
   Содержание:
      Лия Телегина. Сама берёт перо моя рука... >>> http://www.stihi.ru/2015/09/13/909
      Виктор Момот. По зову неба соловей >>> http://www.stihi.ru/2015/01/24/8791


Вчера по телевизионному каналу «Вечерней Москвы» состоялся очередной выпуск телепередачи «Вечерние стихи». Вот и я стал зрителем этой программы. Делюсь своими впечатлениями о ней. Выступлю, как критик. Постараюсь, чтобы получилось.
Сразу предупреждаю читателей: поскольку поэзия – это, прежде всего, политическая деятельность (вспомним, хотя бы, репрессии против Пушкина, Есенина и деятельность Маяковского), то в моей критике политической стороне стихотворений отведена весомая часть. И если я увидел политический подтекст в каком-либо конкретном стихотворении, то пусть автор не удивляется этому: значит, подтекст есть. Я же постараюсь, как можно более корректно, излагать свои высказывания.
Итак, программа «Вечерние стихи». 18 февраля в 21:00 – первая конкурсная передача сезона 2015 года. Участвуют: Александр Лебедев, Елена Семенова, Тая Ларина. Режиссер – Игорь Настенко, ведущие – Руслан Орехов и Михаил Помидоров.
Во-первых, остановлюсь сразу вот на чём. Избитое сравнение и очень уверенное до тупости, мол, критик не обязан уметь писать стихи, его предназначение в другом. Не уверен. Если, допустим, подвергает мои стихи разбору поэт, который сам пишет прекрасные стих, я понимаю, что этот человек может мне передать часть своего умения – ибо это умение у него есть.
Иначе получается странная ситуация. Допустим, я критикую вас, носителя французского языка, за неправильное произношение французских слов, и при этом сам не говорю по-французски. Или другой пример, вы можете себе представить ситуации, когда «лузер» учит Дона Жуана, как тому затаскивать в постель женщин?
Ну, ладно, идём дальше. Оставим критиков в покое, ибо и я сейчас – тот самый критик.

* * *
Творчество Александра Лебедева ( http://www.stihi.ru/avtor/lebealex ) пронизано ярким светом восточного духа и коллективного сплочения диаспоры. Это видно хотя бы из названий его стихотворений. Хорошо это или плохо? Я считаю – хорошо. Поэт – это, прежде всего, певец своего народа. И то, как он высветит свой народ, будет заметно влиять на восприятие этого народа другими людьми и народами.
Александр Лебедев пишет о выдающихся людях диаспоры. Это и стихотворение, посвящённое Леониду Якубовичу, и Тамаре Гвердцители, и А. Раппопорту… Этот дух – он виден, и он – ярок. Александр Лебедев требует спора с Торой и возводит в ранг коммуникативной принципиальности сюжеты с алкоголем – вином, «ХО», «горькой» и т.д.
Зря критиковала Александра Лебедева Марина Кудимова за, якобы, неправильное использование оборота, включающего «горькую». Конструирование оборота – это прерогатива и право поэта. Как Александр (или другой поэт) чувствует, таким этот оборот и должен быть. В этом суть поэзии. Поэзия должна рождать новые формы.
Теперь стихотворение:

Майолика тбилисских лиц,
цветная вязь прицельных улиц...
Мой друг, сегодня мы проснулись
и вскрикнули, и ужаснулись,
как быстро мы сыграли блиц.
Наотмашь лупит по глазам
прохожей барышни улыбка,
и слышится с балкона скрипка,
и в том уже твоя ошибка,
что скрипачом не стал ты сам.
Ты видишь, падает флажок
прожорливой грузинской ночи.
Где тот толковый переводчик,
что «зенки» переводит в «очи»
и поутру трубит в рожок?
Но поздно жертвовать ферзя
и пешкой к подвигу стремиться:
за блицем блиц не повторится,
заплачет мать, забьётся птица,
и выпьют горькую друзья
за то, что нам уже нельзя
ни сдаться, ни остановиться.

Начну с того, что выскажусь по поводу оборота:
«Майолика тбилисских лиц,
цветная вязь прицельных улиц...» (http://www.stihi.ru/2010/11/11/4097 ).
Прозвучала критика, мол, прицельными улицы, объятые вязью, быть не могут. Могут, – скажу вам я. – В Тбилиси всё так и есть. И улицы в виде вязи, и их прицельность на президентский дворец ощутима. Поэтому эта картинка – правильна. Дух Тбилиси автор передал весьма точно. И это главное.
Вообще, стихи Александра Лебедева отчётливо иллюстративны. Они формируют внятный срез общества, в которое Александр погружён, и доносят до читателя тонкости связей и образов этого общества. Это и есть высшая цель поэта – зафиксировать в вечности то, что тебе дорого, зафиксировать и донести до читателя так, чтобы читатель проникся дорогими для поэта слоями бытия.
Теперь что не понравилось. По поэтической части учить Александра не стану. Он – взрослый человек – пишет осознанно. Свой стиль виден – и это хорошо.
Критика же моя касается политической части. В стихотворении «Л. Якубовичу» Александр позволил себе строки:
«Разве можно спастись от себя
и от СЛИШКОМ Великой Руси...».
Ну, зачем этот кивок в сторону народа, на языке которого вы создаёте свои произведения? Можно воспринять эти выделение и эти слова, как акт русофобии, испортивший впечатление от стихотворения. Если для Александра Русь слишком велика, то у него всегда остаётся возможность опуститься до категорий помельче.

* * *
Тая Ларина http://www.stihi.ru/avtor/tayalarina стихотворение «Мечта» http://www.stihi.ru/2015/02/08/5949.

Ты со своей американской мечтой,
В которую даже в Штатах никто не верит,
Здесь – ни к селу ни к городу. Ну и что?
Что тебе нужно еще, дорогая Мэри?
Квартира в пределах МКАДа твоя уже,
Это судьба изначально дает тебе фору.
Ты стоишь ни своем пятнадцатом этаже,
Смотришь с балкона вниз на бездонный город.

…Милый дневник, я пишу тебе каждый день.
Скоро я стану богатой и знаменитой.
Папа вернулся к маме. Губа разбита:
Больно смеяться, а плакать сегодня лень.

…Милый дневник, нет на свете любви. Совсем.
Саша такой же, как папа, и даже хуже.
Я поступила в колледж. Повсюду лужи.
Скоро я стану звездой, это ясно всем.

…Милый дневник, хорошо бы тебя найти…
План пятилетний выполнен безупречно:
Я улыбаюсь, работаю и, конечно,
К цели иду. Я почти что на полпути.

…А на обложках ни холодно, ни горячо.
Я улыбаюсь, работаю. Так и надо.
Все, кто твердят, что готовы подставить плечо,
Ставят обычно подножки. Не больно падать.

Больно вставать, улыбаться, идти вперёд.
Больно смотреть им в глаза, пожимая руки.
Каждый, кто верит, что счастлив – конечно, врёт.
Нужно осваивать, девочка, эти трюки.

Та, что смеётся с экранов по всей стране,
В окна заходит, если закрыты двери, –
Помнит своё отражение в глубине
                этого города.
И никому не верит.

Перед нами образец современной поэзии. Так пишут стихи поэты, которые пронизаны современностью. Это другой склад ума и мировоззрения. Это быстрота реакции на всякую мелочь. Это фиксация движения и поступка. Это зарисовка о конкретном моменте. Так чирикают в твиттер или оставляют свои сто грамм в инстаграмме. Есть событие – получи отклик.
В прежние века стихотворения рождались иначе. Поэт осмысливал категории, а после выдавал обобщения. И поэзия становилась бездонной, как тот город, о котором упомянула Тая.
Сравнивать подходы – можно. Но лучше – не надо. Если старая школа – это резьба по камню. То новая – это колонки стихотворных газет. Прочёл – и только дух остался в твоей памяти. Который и формирует впечатление об эпохе.
Безусловно, в будущем темп поэзии ещё более возрастёт. Появятся стихи о квантах и их молниеносной жизни, и о таких же молниеносных переживаниях.
Для Таи сцепка:
«Папа вернулся к маме. Губа разбита»
важна. Потому что её молодое сознание успевает переключиться с проблемы на проблему. И не только переключиться, но и сделать выводы из осмысливания этих проблем.
Этот стих – срез творческого пути Таи. Не всего пути – только малой его части. Но мы видим даже на этой «паре шагов»:
«Ставят обычно подножки. Не больно падать».
Поэтесса ждёт помощи. Она ей нужна. Пока же девушка получает подножки. Но это потому, что все мы такие чёрствые и считаем, что ребёнка нужно бросить с лодки в реку, и пусть, мол, выплывает сам: так быстрее плавать научится.
Но почему же тебя, читатель, никто по молодости не калечил? Ведь и ты же, будучи ребёнком, ждал любви и также нуждался в помощи? Что же теперь, накопились обиды? И ты хочешь их вернуть в виде тех самых подножек? Это не честно. И это неправильно.
Таланту надо помогать. Талант не должен быть с зубами. Зубы нужны только зверям. А поэт – не зверь. Поэт – это дух правды, луч счастья, носитель правды, податель истины.
Так помогайте Тае и любите её, тяните к ней свои руки и поддержите девушку тогда, когда она этого от вас ожидает!
По форме стихов скажу так. Стиль есть. Рифмы – дело наживное. Придёт мастерство – рифма сама ляжет, куда надо. Я думаю, все меня поймут, если я рифму сравню с женщиной, а поэта с мужчиной. И в этом сравнении видно: когда к мужчине приходит опыт, женщина покоряется быстрее и правильней…
Но для Таи главное сохранить дух. Дух своего взгляда. Дух своих оценок. Дух своих параллелей. Они – есть великая ценность, которую несёт поэт.
Негативная часть. Ну, даже не знаю. Конечно, не всё идеально. Но повторюсь, критика в основном касается формы. Рифмы, ритм, размер… Но это всё – краски. Главное – передача образа есть. А краски – подберутся…

* * *
Елена Семёнова http://www.stihi.ru/avtor/bukowka. Стихотворение «В лодочке глаз» http://www.stihi.ru/2015/02/02/11569.

Глаза серо-зеленые,
Лукавые соленые –
Глаза нельзя, закрой!
Иначе море теплое,
Как молоко топленое,
Обнимет шар земной.
Ресничкой бы, соринкой
По радужке – кругом,
Где спит зрачок икринкой
В окладе дорогом,
Где яблочная кожица,
Как устрица, тонка
Где хочется, и можется
Вершинкой языка –
Дрожащею и розовой
Сей миг, вот-вот, сейчас,
Чтоб теплой влагой слезной
Качалось море в нас.

Главное, что я увидел, это закручивание, наворачивание, развитие сюжета. Пусть сюжет и спорный. Но есть движение. Каждый поэт, наверняка, сможет найти несколько вариантов, как «исправить» некоторые «недочёты». Например, можно первые две строчки написать так:
Глаза твои зелёные,
Лукавством притомлёные –
Но тогда пропадает часть тех ощущений, которые вложила в свой стих Елена. Пропала «солёность» «глаз» – а это уже совсем другой пласт ощущений, то есть вкусовые «вещи». Поэтому произведение прекрасно само по себе. Сложилось оно – и ладно! Как ребёнок. А там уже дальше – нравится или не нравится. Кому что угодно.
Поэт должен родить. Это его предназначение. Всё остальное – жизнь стихов.
В передаче прозвучала критика в отношении строчки «вершинкой языка». Мол, вершинкой является не кончик, а место крепления языка.
Критики допустили здесь ляп: место крепления любой «вещи» всегда называется «корень». А то, что болтается где-то там – вершина, вершинка. Поэтому Елена права в своём образе.
Да, и повторюсь, здесь важен сам образ, а не его антропологические соответствия. Ведь «вершинка языка» «дрожащая и розовая». Это важно, потому что показывает движение, и ощущение этого движения – вкус.
В целом о стихе следует сказать: Елена захотела «выпендриться» поэтическим ходом, у неё получилось. А уж как получилось – это читателю судить. Причём, всяк рассудит по-своему.
Такие экзерсисы нужны, они важны. (И не надо в критике снисходительно пинать Велимира Хлебникова: большинству из ныне живущих до его высот никогда не подняться). В массе не нужного хлама всегда можно найти крупицу бриллианта. Помните, как там у Маяковского: тысячи тонн словесной руды, ради… всё того же бриллиантика.
Теперь о негативе. Даже не знаю, стоит ли? Есть, конечно, неточность образов. Но я привёл выше пример уточнения – и образ изменился. Стоит ли уточнять? Считаю, что нет. О рифмах и технике говорить не надо. Это вкусовщина. Избитая или не избитая рифма – на совести… даже не знаю кого. Судите сами, вот пример: если художники рисуют всё время одной и той же краской – можно ли считать это избитостью, или все должны непременно стать Рерихами и рисовать розовое или жёлтое небо?
То же и к формам. Не нужно много чёрных квадратов, а цветы, сколько не рисуй, красоты своей не теряют. Так и «заезженные» рифмы. Они на то и заезжены – что фундаментальные.

В заключение скажу следующее. Передача очень важная и нужная. Ведущим – зачёт. Критикам – тоже. И, главное, поэтам – уважуха: они смогли выстоять под прицелом дробовиков критиков, заряженных порой весьма едкой солью. Понятно, что всё это игра. Но игра необходимая. Она нужна для того, чтобы поэзия шла в массы и становилась модой. И это получается.

Всегда с вами Андрей Тюняев