20-05-1977 памятный день в истории нашей авиации

Владимир Ланцов
… 20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ П. О. Сухого заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В. С. Ильюшин

поднял в воздух опытный самолёт Т-10-1 (кодовое обозначение НАТО — Flanker-A) — прототип истребителя Су-27 …



                Hollywood movies are designed for 15-year-old youths from North Dakota 
                who, intellectually speaking, are on equal terms with a British zoo animal.

                Jeremy Charles Robert Clarkson



… на фото правда стратегический бомбардировщик Ту-95 Bear           … или просто МИХАЛЫЧ


    
The hardest thing of all is to find a black cat in a dark room, especially if there is no cat.

                        = Confucius =

... вот оно как бывает , Михалыч ... стр. 117   = // =   http://stihi.ru/2015/05/20/6007


  Храм Святителя Николая в Толмачах — храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь
при Третьяковской галерее, постоянное местонахождение Владимирской иконы Божией
Матери и временное (на праздник Святой Троицы) — «Троицы» Андрея Рублёва.

                — = http://www.stihi.ru/2022/08/13/5197 = —

                Архитектурные прогулки по МОСКВЕ. И. Л. Бусева-Давыдова,
                М. В. Нащокина. Издательство «Ворон» 1997 год. Стр. 117

и что-то вроде рецензии на нашу книжку с картинками // http://stihi.ru/2016/01/15/11741
-i- что-то вроде рецензии на нашу книжку с картинками // http://stihi.ru/2015/06/20/6641



                                             3:35      Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие.

                                             Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»



Морской пехоте посвящаю
Люше и Ване посвящаю
Брату   посвящаю =i=  



                Ожидающему у роддома отцу медсестра выносит тройню:

                — А вас не пугает, что их так много? 
                — Нет... 
                — Тогда держите этих, а я за остальными сбегаю! 



... подробнее о Великом Мастерстве можно почитать на другой нашей страничке =)))))))

                http://stihi.ru/avtor/pryanik21&book=16

... 21:16 ... двойня ... нет тройня ... к/ф "Всё могло быть иначе" ... РОССИЯ 1 ... прямой эфир



... а капитана ..... =Лебедева= ..... поздравляем с Днём рождения!

                          http://www.stihi.ru/2015/09/19/9316

... есть =1= такой удивительный капитан =))))))) =))))))) =)))))))



... Х-55 (произносится как "Ха-55") («изделие 120», общеизвестное название — РКВ-500, по кодификации 
МО США и НАТО — AS-15 Kent) — советская/российская стратегическая авиационная крылатая ракета, 
разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 
1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков ... World Air Power Journal ... Volume I*

* фото автора



… 20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ П. О. Сухого заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В. С. Ильюшин 

поднял в воздух опытный самолёт Т-10-1 (кодовое обозначение НАТО — Flanker-A) — прототип истребителя Су-27 …



... в 2001 году бывший советский офицер разбился в ходе учебно-тренировочного полёта

http://gazeta.ru/science/2019/05/20_a_12365041.shtml

просто бочки мёда без ложки дёгтя не бывает ...



                                             20:35    граница России нигде не заканчивается    В. В. Путин    Россия 1

                                             и  этот  крест  встал  в  35 шагах  от  Никольской  башни+

                                             19:21      Радио ВЕРА      17 мая 2017 года  

                                             = http://stihi.ru/2016/05/19/9999 =



                                             =  общество слепых любителей вышивания гладью  =



                        ... знаки препинания это паузы в словах ... вот так и завершилась -ПРИТЧА О ДОСКАЗАННОСТИ    -а не-
                        дальновидное гоп-психиатрическое животное Зинаидо Петровно НедоПупкино было освежёвано как 
                        последняя свинья и выставлено на всеобщее обозрение в Комнате смеха Ханойского зоопарка имени 

                        тов. ХХХО ... просто гоп-психиатрических ЖЕРТВ нужно выбирать себе по _зубам_



... 22:54 ... ты должен был поджечь сено за павильоном со свиньями ... к/ф "Паркер" ... РЕН-ТВ ... прямой эфир

... удивительно изуверские фильмы сейчас снимают ... наш злой друг Жорик просто отдыхает 

... длительность 118 минут ... бюджет $35 млн ... сборы $46 346 651*

* спасибо интернету ... интернет знает всё, или почти всё

http://www.parkermovie.com/



... а "вьетнамским зоопарком" мои любознательные друзья в шутку называют демократичное вьетнамское 

кафе ЛАО ЛИ МЕНДЕЛЕЕВ по соседству с памятником А. А. Фадееву (1901 - 1956)

... а ещё там живёт морская свинка    ...    оказывается морские свинки 

                                http://stihi.ru/2017/10/27/11080

питаются *соломой ... вот уж точно век живи = век учись 

* точнее сеном ... ну какая разница =)))))))



       некоторые мои стихи =э т о= истории в картин-
       ках понятные только моим близким и друзьям
       прошу  прощения      у     случайных  читателей



                                         Один Сан-Мигель на башне
                                          покоится среди мрака,
                                          унизанный зеркалами
                                          и знаками зодиака,-
                                          владыка нечётных чисел
                                          и горних миров небесных
                                          в берберском очарованье
                                          заклятий и арабесок.

                                          F.G.L.



... архитектура — это застывшая музыка ... вот так мы и ходим по шоссе #1—171 

               — http://stihi.ru/2015/11/25/13 —
               — http://stihi.ru/2015/12/05/749 -

               -и- потом по аллее от дома #18 до дома #49 ... и сразу направо


... Дмитровское шоссе ... Лиственничная 
аллея ... дом #51 ... Храм Петра и Павла+

... и наш маленький домовой храм в доме #56

http://stihi.ru/2017/04/15/8998

Муся.
                                                                  


... готовимся к встрече друга из Брюсселя ... читаем статью про ПЛ проекта 651*
-и- наших китайских товарищей

      http://nvo.ng.ru/realty/2019-05-17/1_1044_struggle.html

... полезное чтение для людей слабо разбирающихся в морском вооружении 

*дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

      http://armedman.ru/korabli/ 1961-1990-korabli/dizel-elektricheskie-podvodnyie-
      lodki-proekta-651-nato-dzhuletta.html

      http://stihi.ru/2019/05/18/8312

... ДР красавца Тиграна Даня успешно отметил ... отдыхает малыш

      http://stihi.ru/2017/12/08/10441

... ну а скальп психкультуролога   Зинаиды Петровны НедоПупкиной   для нас 

всё равно что случайно раздавленный таракан в Музее Бронетанковых Войск

      (((((((= sorry about that -ещё- раз =))))))) 



... 14:44, 20 мая 2019 ... стало известно о тайном звонке «отравителям Скрипалей»

      http://lenta.ru/news/2019/05/20/petrov/

... prosto -26- скальпов под нашим письменным столом нужно как-то отрабатывать

      http://nvo.ng.ru/forces/2019-05-17/1_1044_army.html

... просто планка у нас чуть-чуть другая ... и кишки на локоть надо правильно на

матывать ... товарищам Паркеру и “Петрову” на заметку =)))))))



... знаки препинания -это- паузы в словах ... шутОчный реквием всем Обману-
тым, Обобранным, Оболваненным, Очернённым, Оскорблённым, Опошленн-
ым, Обматерённым, Обворованным, Опозоренным etc. случайным "жертвам
гоп-психиатрического цирка с конями в обоссанной подворотне по адресу ::
Дукс-2001 можно почитать где-то на другой нашей страничке, а изготовлен-
ные в самых лучших традициях Амстердама самыми модными итальянск-
ими мастерами чучела полуграмотного гоп-психолога Зинаиды Петровны 
НедоПупкиной, её беспонтовых адептов и прочих виртуально-анонимных
прихвостней когда-то выставленные в воспитательных целях в "'Комнате 
смеха Ханойского зоопарка им. тов. ХО полностью, окончательно и беспо-
воротно списаны, утилизированы&спущены в образцово-показательную 
вьетнамскую канализацию, о чём составлен настоящий акт утилизации 

И. О. директора ООО ""Комната смеха Ханойского зоопарка им. тов. ХО""

http://stihi.ru/2016/05/19/9999

_Z horik_





... и  что-то  вроде  -ПРЕДИПОСЛЕСЛОВИЯ-





… 20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ П. О. Сухого заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В. С. Ильюшин

поднял в воздух опытный самолёт Т-10-1 (кодовое обозначение НАТО — Flanker-A) — прототип истребителя Су-27 …

… 20 апреля 1981 года поднялся в небо опытный самолет Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, т.е. 1 серийный)



… для  тех  кому  не  интересна  авиационная  тема

предлагаю   почитать   стихи   моего   отца

http://www.stihi.ru/2013/05/09/2732



... Севастополь  ... Су-27   No. 16=



http://www.stihi.ru/2013/12/16/11904
     http://www.stihi.ru/2013/02/12/4116

...что-то вроде автопортрета для моих друзей )))))))

© Copyright: Владимир Ланцов, 2015
Свидетельство о публикации №115052006007 



...что-то вроде автопортрета для моих близких)))))))


                ...и  что-то  вроде рецензии  No. 1

                http://www.stihi.ru/2015/04/14/5402

                ...и  что-то  вроде рецензии  No. 111

                = http://www.stihi.ru/2014/01/14/12114 =



- - -

= ! ТЫ ВСЕГДА ОТЛИЧАЛСЯ УДИВИТЕЛЬНОЙ ТОЧНОСТЬЮ ! =

- - -

!!! Спасибо тебе за всё !!!


Los Reyes     13.09.2013     16:16 




Спасибо, друзья!

= Точность - вежливость королей =

Железный Веер   29.05.2013 23:44




...текст песни из к/ф «Земля Санникова»:

Призрачно все в этом мире бушующем, 
Есть только миг, за него и держись. 
Есть только миг между прошлым и будущим, 
Именно он называется жизнь.
Вечный покой, сердце вряд ли обрадует, 
Вечный покой, для седых пирамид, 
А для звезды, что сорвалась и падает, 
Есть только миг, ослепительный миг. 
А для звезды, что сорвалась и падает, 
Есть только миг, ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия, 
Но не всегда по дороге мне с ним. 
Чем дорожу, чем рискую на свете я? 
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду еще, 
Есть только миг, за него и держись. 
Есть только миг между прошлым и будущим, 
Именно он называется жизнь. 
Есть только миг между прошлым и будущим, 
Именно он называется жизнь+



…для  тех  кому  не  интересна  авиационная  тема

предлагаю   почитать   стихи   моего   отца

http://www.stihi.ru/2013/05/09/2732

 

Мой отец был военным лётчиком…  да и я одно время хотел поступать в авиационный

институт   …правда жизнь распорядилась по-другому  …но тяга к небу осталась )))))))

…а  связан  этот  день  с  историей  создания  нашего  лучшего  истребителя  Су-27

 

…20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ П.О. Сухого заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В.С. Ильюшин

поднял в воздух опытный самолёт Т-10-1 (кодовое обозначение НАТО — Flanker-A) — прототип истребителя Су-27…

…20 апреля 1981 года поднялся в небо опытный самолет Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, т.е. 1 серийный)

 

 

…просто подбираю сам для себя информацию из интернета 

…если есть здесь те, кто интересуется авиацией, отзовитесь )))))))

 

 

Су-27 vs. F-15


У них одно небо на двоих. Один путь и одна задача — вымести с небес авиацию противника. Они — истребители, завоёвывающие превосходство в воздухе. Крылатые боевые машины из «первой линии», элита современной боевой авиации. Их сложность запредельна, а возможности — безграничны. У них слишком много достоинств, но отсутствуют недостатки. Они сильны и прекрасны в своей неиссякаемой небесной ярости. Вечные соперники — Су-27 и F-15.


Кто ты, веселый ковбой?

Его рождение связано с войной во Вьетнаме. Результаты встреч с советскими МиГами потребовали изменить всю предыдущую парадигму развития американской истребительной авиации. ВВС срочно потребовался высокоманевренный «убийца МиГов», одинаково эффективный как в ближнем воздушном бою, так и на средних и больших дистанциях. Выдающаяся радиоэлектронная «начинка» должна быть заключена в не менее совершенную оболочку. Американские конструкторы смело сделали шаг навстречу новому, четвертому поколению истребителей.

Первый полет «Орла» состоялся в 1972 году. Через четыре года истребитель F-15 Eagle был принят на вооружение. К настоящему времени эти легендарные воздушный бойцы одержали 104 воздушные победы — без единого поражения! «Несбиваемые» ангелы смерти, которых можно победить только американским оружием. «Орел» был сбит лишь однажды — в 1995 году на учениях ВВС Японии F-15 был по ошибке подстрелен таким же F-15.

В официальных докладах о результатах боевого применения «Орла» описаны и другие небылицы. По утверждению самих янки, уровень контроля воздушного пространства Ирака в ходе Войны в заливе «не имел исторического прецедента». Похожее произошло восемью годами позже — «Орлы» наглухо закрыли небо над Балканами.

Но почему среди десятков трофеев «Орла» нет ни одного равного ему по мощи самолета? Ни одного «Еврофайтер Тайфуна» или «Дассо Рафаля»?

Наиболее заметные трофеи — девять легких МиГ-29 в упрощенном экспортном варианте. Все остальные победы F-15 одержаны над заведомо устаревшими самолетами второго-третьего поколений: французскими «Мираж» F-1, советскими Су-22 (экспортная модификации Су-17), МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25…

Почему американцы всегда воюют с авиацией предыдущего поколения? Не связана ли с этим какая-нибудь ужасная тайна? С этим необходимо разобраться.

А вот и подоспел главный конкурент «Орла». Встречайте, господа — многоцелевой высокоманевренный истребитель четвертого поколения Су-27.


Кто ты, загадочный русский воин?

Дерзкий ответ Западу на завершающем этапе холодной войны.

На рубеже 70—80-х годов в нашей стране был создан авиационный шедевр, призванный затмить собой американского «Орла». Замысел полностью удался: отечественный истребитель 4-го поколения задал новые стандарты в области боевой авиации.

Конструкторскому коллективу ОКБ Сухого удалось найти ряд интересных решений, связанных с компоновкой и аэродинамикой будущего самолета.

Вычурный силуэт Су-27 не похож ни на один из зарубежных истребителей. Грациозный изгиб носовой части фюзеляжа, плавный переход в крыло, выступающие мотогондолы — все это следствие интегральной компоновки самолета, при которой подъемная сила формируется не только плоскостями крыла, но и за счет особой формы фюзеляжа!

Огромный вклад внесли специалисты по аэродинамике — настоящие гении своего дела. В результате, несмотря на схожее значение нагрузки на крыло (;300 кг/кв. м), коэффициент подъемной силы «Сушки» в полтора раза выше, чем у американского «Орла», а максимальное аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) достигло 12 единиц (такие значения встречаются только у пассажирских авиалайнеров). Чрезвычайно «летучая» конструкция!

Самая совершенная в мире аэродинамическая схема позволила создать более крупный и тяжелый истребитель. У Су-27, по сравнению с «Иглом», был увеличен внутренний запас топлива, обеспечена большая дальность полета и нивелирована громоздкость отечественного РЭО (советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире!). Упругая «рука» аэродинамической силы мощно тянула Су-27 вверх, несмотря на большую взлетную массу отечественной машины.

Немало постарались двигателисты, создав могучее «сердце» для великолепного планера. Семейство турбореактивных двухконтурных авиационных двигателей АЛ-31Ф с тягой форсаже 13 тонн! Высокая тяговооруженность (; 1) — ключ к сверхманевренности и энергичным маневрам в вертикальной плоскости.

По значению устоявшейся скороподъемности Су-27 не имеет равных в мире (свыше 300 м/с).

А наши партнеры из КНР до сих пор не могут скопировать жаропрочные лопатки турбины АЛ-31Ф c лабиринтами внутренних полостей, через которые проходит охлаждающий воздух. Видимо, их конструкция оказалась сложнее швейцарских часов и японской электроники.

Наконец, то, чего нельзя заметить невооруженным глазом. Степень продольной статической устойчивости Су-27 отрицательна и составляет 5% средней аэродинамической хорды крыла (САХ). Разумеется, речь идет о полете на дозвуковых скоростях.

Что означает данная ситуация?

Продольная статическая устойчивость по углу атаки — способность самолета самостоятельно сохранять заданный угол атаки ; и возвращаться к исходному значению ; при случайном отклонении под действием возмущающих сил.

Устойчивость — приятная вещь в прямолинейном полете, но истребителю необходима высокая маневренность. Чем выше устойчивость (измеряется в % САХ) — тем больше потери на балансировку, хуже управляемость и динамика движения. Для выполнения какого-либо маневра потребуется приложить бОльший управляющий момент, отклонив управляющие поверхности на больший угол. Большие усилия, лишние доли секунды драгоценного времени в бою.

Устойчивость летящего самолета определяется положением аэродинамического фокуса (точки прироста подъемной силы при изменении угла атаки) относительно центра тяжести самолета. Истребитель Су-27 был спроектирован таким образом, что его аэродинамический фокус расположен впереди ЦТ. Самолет каждую секунду готов поднять нос и «кувыркнуться» назад, через хвост. Без всякого участия пилота. Он статически неустойчив.

Это делает «Сушку» удивительно верткой машиной, но отрицательная устойчивость входит в противоречие с требованиями управляемости. Выручает электродистанционная система управления (Су-27 первым из отечественных боевых самолетов был оснащен ЭДСУ). В памяти компьютера заложены правильные коэффициенты управляющих усилий для каждого из режимов полета — в противном случае, человек не смог бы управлять Су-27.

Резонный вопрос — что произойдет при отказе ЭДСУ? Несмотря на неадекватную реакцию «Сушки» на движения ручки управления (РУС), опытный летчик, скорее всего, сможет дотянуть до аэродрома и посадить самолет. Статическая неустойчивость 5% САХ — это еще терпимо.

А вот другой представитель семейства «двадцать седьмых», Су-35, при отказе ЭДСУ выпишет пару кульбитов и разобьется наверняка. Степень его статической неустойчивости доведена до 20% САХ — управление самолетом в ручном режиме исключено. Впрочем, риск возникновения такой ситуации пренебрежимо мал — ЭСДУ самолета Су-35 выполнена с четырехкратным (!) резервированием в продольном канале и трехкратном — в канале бокового движения.

Интегральная компоновка, мощные двигатели, удивительная по красоте и эффективности аэродинамическая схема, статическая неустойчивость...  Далее — система нашлемного целеуказания «Щель-ЗУМ», уникальный боевой прием «Кобра Пугачева», управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. После знакомства с такими фактами спор «F-15 vs. Су-27» утрачивает смысл. Отечественный истребитель гораздо сильнее и совершеннее своего американского ровесника.

Разделение истребителей на поколения во многом условно. Разные весовые категории, разный уровень технологического исполнения, различное назначение. Бывало, что в рамках одного поколения странным образом уживались 8-тонный МиГ-21 и 18-тонный «Фантом» (притом, что первый рассчитывался на ближний воздушный бой с применением пушечного вооружения, а второй надеялся на свой суперрадар и УР средней дальности). Их объединяло лишь то, что концепция обоих оказалась, в целом, ошибочной.

Зачастую к одному поколению относят машины, между созданием которых лежит целая временная и технологическая пропасть. Считается, что первым истребителем четвертого поколения был американский палубный перехватчик F-14 «Томкэт» (первый полет — 1970 г., принятие на вооружение — 1974 г.). Он неплохо смотрелся на фоне «Фантомов», но уже через пару лет безнадежно устарел — фактически, он не имел никаких заметных преимуществ перед F-15, но абсолютно проигрывал «Орлу» в ближнем маневренном бою. Результат: «Орлы» продолжают летать до сих пор, а последний «Томкэт» был списан восемь лет назад.

Наконец, модернизация. Как в старой шутке про умельцев, что целый год модернизировали телевизор и потом продали его, как пылесос — как можно сравнивать первые серийные Су-27 начала 80-х с современным истребителями Су-35? Сколько плюсов необходимо поставить после цифры «4», чтобы уместить эти машины в рамках одного поколения?

Задачка попроще — насколько похожи F-15C образца 1980 года и модернизированный F-15C начала XXI века? Новая версия радара AN/APG-63(V)2 с активной ФАР, новые ракеты большой дальности AIM-120 AMRAAM, новая цифровая электроника — да это фактически другой самолет с совершенно иными возможностями!

Чтобы не углубляться в этот интересный, но бесконечный спор можно ограничиться одним очевидным выводом: четвертое поколение истребителей действительно существует, как совокупность некоторых общих идей. Ключевые тренды развития — универсальность, высокая маневренность, качественное и дорогое БРЭО. Тем не менее, стоит отдавать отчет в том, что эпоха четвертого поколения растянулось на 40 с лишним лет — самолеты «раннего периода» радикальным образом отличались от тех, что были созданы позже.

Собственно, в этом и состоит главное отличие F-15 от Су-27, на которое редко обращают внимание авторы аналитических статей, посвященных этим героям — «Орел» старше «Сухого» минимум на 10 лет! Как видно из процитированного выше отрывка истории создания Су-27 — когда первый F-15 поднялся в воздух, наш истребитель еще не вышел из стадии эскизов.

Часто указывается, что Су-27 совершил свой первый полет 20 мая 1977 года, всего на пять лет позже «Орла». Но это лукавство — в тот день в воздух поднялся опытный образец Т-10-1, который имел мало общего с тем, что мы называем Су-27. Ввиду несоответствия характеристик прототипа заданным значениям, было решено полностью перепроектировать самолет: были изменены профиль крыла и форма фюзеляжа. Площадь крыла возросла с 59 до 62 метров. Элероны и закрылки уступали место флаперонам. Тормозной щиток переместился с нижней поверхности фюзеляжа на верхнюю поверхность, разместившись за фонарем кабины. Изменилcя сам фонарь кабины, другой стала компоновка задней части самолета, появились новые узлы подвески…

Новый прототип истребителя получил обозначение Т-10С — по образному выражению главного конструктора М. П. Симонова, на нем от Т-10-1 сохранились лишь шины колес основных опор шасси, да катапультное кресло летчика.

Первый полет Т-10С — апрель 1981 года. В это время американский F-15 уже во всю поставлялся на экспорт и применялся в боевых действиях на Ближнем востоке.

Первая партия серийных истребителей Cу-27 была выпущена в 1984 году. Первой строевой частью, получившей Су-27 стал 60-ый иап на аэродроме Дземги (Дальневосточный ВО) — его летчики приступили к освоению новейшего самолета в 1985 году.

К 1987 году были полностью сформированы основные элементы авиационного комплекса Су-27 -был «доведен» бортовой радиолокатор Н001 «Меч» и приняты на вооружение ракеты Р-27 и Р-73. В строевых частях появилась учебная спарка Су-27УБ, что ускорило и упростило подготовку личного состава. Примерно в это же время начались регулярные «встречи» Су-27 с самолетами вероятного противника — нашумевшее столкновение над Баренцевым морем с разведывательным «Орионом» ВВС Норвегии, опасное сближение с американскими истребителями во время учений «Тим Спирит» (Дальний Восток) и т.д.

Наконец, чистая формальность — после успешного прохождения всех испытаний, Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1990 Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза.

Эпилог

Суровая истина заключается в том, что к моменту появления Су-27 американский «Орёл» уже заметно устарел.

Конструкторы «МакДоннелл-Дуглас» опередили время, построив в 1976 году суперистребитель, который в течение 10 лет не имел достойных противников. Именно этим объясняется большое количество истребителей второго-третьего поколений, сбитых «Орлами».

МиГ-23 (начало эксплуатации — 1969 г., модификация МиГ-23МЛ — 1974 г.), МиГ-25 (начало эксплуатации — 1970 год)… F-15 крошил всех своих ровесников.

Расклад сил в воздухе изменился лишь с появлением Су-27.


Летят года, сменяются эпохи… Двумя годами ранее описываемых событий на авиабазе Лэнгли, в воздух поднялся YF-22 — прототип американского истребителя пятого поколения. Примерно в этого же время в ЦАГИ состоялась защита эскизного проекта и макета самолета, получившего обозначение МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель). Были озвучены следующие особенности перспективного истребителя: «малозаметность», «сверхманевренность», «безфорсажный сверхзвук» и другие очень знакомые термины.

Что из всего этого получилось — это уже тема для другого рассказа.




 

 

-=-

 

 

…20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ П.О. Сухого заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В.С. Ильюшин поднял в воздух опытный самолёт Т-10-1 (кодовое обозначение НАТО — Flanker-A) — прототип истребителя Су-27…

…20 апреля 1981 года опытный самолет Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, т.е. первый серийный), пилотируемый В.С. Ильюшиным поднялся в небо…

 

Создание и освоение серийного производства самолетов типа Су-27 является большим успехом ОКБ им. П.О.Сухого и отечественной авиационной промышленности. В 1991 году на правительственном уровне было принято решение об отказе от серийного производства истребителя МиГ-29 в различных модификациях и сосредоточении усилий по развитию самолета Су-27, на базе которого планировалась разработка модификаций разведчика, истребителя-бомбардировщика, постановщика помех и других.

Начало проектирования самолета Су-27 — 1969 год. При проектировании необходимо было учесть, что назначение создаваемого самолета — борьба за превосходство в воздухе, когда тактика включает ближний маневренный бой, который к тому времени был снова признан основным элементом боевого применения истребителя. Проектируемый самолет был призван дать достойный ответ истребителю F-15, который с 1969 года ускоренными темпами создавался фирмой McDonnell Douglas. Поскольку F-15, по замыслу Пентагона, должен был превосходить все существующие и разрабатываемые истребители, проектируемый в ОКБ П.О.Сухого самолет, получивший шифр Т-10, надо было сделать на голову выше F-15.

Большой заслугой руководителей аэродинамического проектирования в ОКБ в те годы — заместителя главного конструктора И.Баславского, начальника отдела М.Хесина, начальника бригады Л.Чернова было намерение углубленного изучения явлений обтекания выбранного крыла готической формы, по которому систематической информации в то время не было. Если в США уже проектировались (YE-16, YE-117) и летали (F-5E) самолеты с корневыми наплывами крыла, то в нашей стране пришлось заниматься этим вопросом с чистого листа. Принятое для Т-10 готическое крыло с криволинейной передней кромкой, пригодное для крейсерского полета на трансзвуке и сверхзвуке, содержит интегрированные с фюзеляжем корневые наплывы.

Два двигателя в отдельных гондолах предполагалось "подвесить" к нижней поверхности крыла с выдерживанием определенного расстояния между передней кромкой и входом в воздухозаборник. Было принято решение использовать заднюю центровку, предполагающую продольную статическую неустойчивость самолета, и электродистанционную систему управления (ЭДСУ). Впервые серийный российский самолет было принято оснастить автоматизированной ЭДСУ. Самолет также оснащался большим запасом топлива, баки для которого располагались в центроплане и крыльях и высокоэкономичными двигателями, что сильно увеличивало дальность беспосадочного перелёта.

Уже в 1975-1976) и серийных машинах применены АЛ-31Ф.

При одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследуемую область резонансных режимов. Лётчик, пытаясь спасти машину, погиб.

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и уступает F-15 по многим показателям. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины.

После прихода М.П.Симонова к руководству темой, а затем и ОКБ Сухого были проведены испытания по тем временам совершенно "экзотических" вариантов компоновки самолета: с крыльями отрицательной стреловидности, с ПГО; выполнено моделирование работы двигателей. Очень много опытов проводилось по поиску средств обеспечения непосредственного управления подъемной и боковой силами.

В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолет Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, т.е. первый серийный), пилотируемый В.С.Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы расчитаны "с нуля". На машине установили новое крыло с прямой передней кромкой, отклоняемым носком, флаперонами вместо закрылков и элеронов, дополнительной точкой подвески вооружения вместо противофлаттерного груза, сняли аэродинамические перегородки. Законцовки стабилизатора получили новую форму, с них сняли противофлаттерные грузы. Вертикальное оперение перенесли на хвостовые балки. Радиусы сопряжения крыла и фюзеляжа при виде спереди были увеличены. Увеличили внутренний запас топлива. Изменили ХЧФ — появилась "пика", в которой разместили тормозной парашют (непосредственно на Т-10-17 он еще не был установлен). Шасси также было переделано. Новые основные опоры получили косую ось вращения и боковые замки выпущенного положения. Передняя опора стала убираться вперед, а не назад по полету, как было у первых машин. Самолет оснастили двигателями АЛ-31Ф с верхней коробкой агрегатов и новыми воздухозаборниками с убирающимися защитными сетками. Отделяемая часть фонаря кабины пилота стала открываться вверх — назад. Появился один тормозной щиток на верхней поверхности фюзеляжа вместо двух под центропланом, являвшихся одновременно створками отсеков колес основных опор шасси.

Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без аварий: в одном из полётов в критическом режиме, из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Николай Федорович Садовников. Только благодаря большому мастерству испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н.Ф.Садовников посадил на аэродром поврежденный самолет — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. Была проведена доработка самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.

Самолёт выполнен по нормальной балансировочной схеме, имеет интегральную аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким применением титановых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть отклонена вниз. Лётчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолёта во всём диапазоне высот и скоростей полёта.

http://avia.biz.ua/reference/info-history/471-20-1977-10-1/


 

…to be continued  //  потом ещё допишу…


 

…и просто хорошие новости

 

 

МОСКВА, 20 мая — РИА Новости.

ФГУП "Крыловский государственный научно-исследовательский центр" закончил разработку проекта многофункционального ядерного суперавианосца 23000Е "Шторм", сообщает военно-аналитический портал IHS Jane's.

Заместитель директора КГНЦ Валерий Поляков сообщил изданию, что масштабная модель Project 23000E Storm будет продемонстрирована на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле этого года.

"Многоцелевой авианосец предназначен для проведения различных операций в удаленных морских и океанских регионах, способен наносить удары по морским и наземным целям противника и обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок", — цитирует издание слова Валерия Полякова.

 


Newsweek:  российский суперавианосец бросит вызов США как сверхдержаве


Длина корабля — 330 м, ширина — 40 метров, водоизмещение составит 90-100 тысяч тонн, максимальная скорость хода — 30 узлов (крейсерская — 20), осадка — 11 метров. Авианосец сможет вместить 4000-5000 членов экипажа и способен выполнять боевые задачи при волнении моря до 6-7 баллов. Портал также добавляет, что по текущему проекту судно оснащено стандартной силовой установкой, однако есть возможность ее замены на ядерный двигатель.

Авиагруппа корабля будет состоять из 80-90 летательных аппаратов, также предусмотрена возможность базирования истребителей Т-50 ПАКФА и МиГ-29К, самолетов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления и вертолетов семейства Ка-27.

Издание National Interest, в свою очередь, отмечает, что у России уже есть один авианосец (авианесущий крейсер) — "Адмирал Кузнецов", разработанный еще в СССР. Опыт проектировки и реализации проекта, пишет NI, должен помочь России в создании и производстве нового суперавианосца.

http://ria.ru/defense_safety/20150520/1065515849.html


                = Шотландия – это место , где я никогда не был – и откуда я никогда не уезжал =

                ... кто-то из великих мыслителей всех времён -и - народов сказал =)))))))


                Ритм — это искусство осознания себя в любой момент времени.

                // http://www.olegcherne.ru/biografia/

                ... просто хорошая мысль ... на авторство не претендуем =)))))))


                -Воронеж —— фиг догонишь!- девиз Общества слепых любителей вышивания гладью

                = http://www.stihi.ru/2016/05/19/9999 =


disclaimer по поводу разницы между фолькпсихологией, гоп-психологией and/or психиатрией

ХХХ PPS #22222_ Njet, Molotoff ХХХ || просто off-topic про гоп-психиатрическую фабрику
Dookie-2001 по производству Спиноз Эйнштейновичей Космодемьянских из Мурзиков
Шмурзиковичей Мурзилкиных и прочих подобных “лидеров человеческих отноше-
ний”, которые если что с трудом до сортира успевают добежать, 19 лет как уже
отправлен в мусорное ведро … а чуть ли не оравшее на брата выдающегося
учёного сетевое гоп-психиатрическое животное Зинаидо Петровно Недо-
пупкино было в лучших самурайских традициях разрублено от уха до
жопы, освежёвано, выпотрошено и выставлено на всеобщее обоз-
рение в виде пугающего детей чучела у входа во Вьетнамский
Зоопарк имени Товарища ХXXО … а беспонтовые гоп-пси-
хиатрические адепты дружно отправились в пешее эро-
тическое путешествие, но что-то всё никак не дойдут

                каждому своё ))


Морской рак и ворон             //             японская народная сказка

В старину это было, в глубокую старину.
Бродил из деревни в деревню один нищий монах. Зашёл он однажды по дороге
в чайный домик. Ест данго (колобок) и чай попивает.
Поел он, попил, а потом говорит:
— Хозяйка, хочешь, я тебе нарисую картину? «Какую картину может нарисовать
этот оборвыш?» — подумала хозяйка.
А монах снял с одной ноги соломенную сандалию, обмакнул её в тушь и сказал:
— Пожалуй, так занятней рисовать, чем кистью! — и начертил на фусума (двери)
большого ворона.
Пошёл дальше нищий монах. Стоит на склоне горы другой чайный домик.
Отдохнул там монах, выпил чаю и говорит:
— Хозяйка, хочешь, я тебе что-нибудь нарисую? Снял он сандалию с другой ноги,
обмакнул в чёрную тушь и нарисовал на фусума морского рака.
Рак был совсем как живой: он шевелил хвостом и клешнями.
Множество людей приходило в чайный домик полюбоваться на морского рака.
Деньги так и посыпались в кошель к хозяйке.
Прошло время. На обратном пути завернул нищий монах в тот чайный домик,
где нарисовал он морского рака.
Стала хозяйка благодарить монаха:
— Вот спасибо вам! Прекрасного рака вы нарисовали. Только больно чёрен.
Сделайте его, пожалуйста, ярко-красным!
— Что же, это дело простое! — ответил монах и выкрасил рака в красный цвет.
«Вот хорошо-то,— с торжеством подумала хозяйка,— теперь я ещё больше
денег заработаю».
Но красный рак был мёртвый. Не шевелил он больше ни хвостом, ни клешнями.
И никто уже не приходил на него любоваться.
А нищий монах завернул по пути в тот чайный домик, где он ворона нарисовал.
Хозяйка дома встретила его неласково, начала жаловаться:
— Заляпал своим вороном мои чистые фусума, вконец испортил!
Сотри свою картину, да и только!
— Это дело простое,— улыбнулся монах.— Тебе не нравится этот ворон?
Сейчас его не будет!
Достал он из-за пазухи веер, раскрыл его и несколько раз взмахнул им в воздухе...
И вдруг послышалось: «Кра-кра-кра!» Ворон ожил, расправил крылья и улетел.
Онемела хозяйка от удивления, а нищий монах пошёл дальше своим путём.

Сказки Японии // Пер. с яп. В. Марковой; Сост. Т. Редько-
Добровольская. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002, стр. 11 и никакого фотошопа


... а Зинаида Петровна это просто морская свинка такая живущая в молодёжном
вьетнамским кафе имени Д. И. Менделеева рядом с площадью А. А. Фадеева :))

                —— http://www.stihi.ru/2015/05/20/6007 ——