Экспромт на заданную тему
Лилечке
Антонов огонь любви
В осколке зеркала разбитого,
На краткий миг увидел я,
Не юношу прекрасноликого,
А битым молью воробья.
К чему глотать мякину пресную?
К чему цедить гнилую ложь ?
Там впереди маячит бездною,
Спорыньей паленная рожь.
Пусть назовут меня разбойником,
Но всем клянусь, что поутру,
Не ощутив себя покойником,
Я от любви к тебе умру...
Мои другие стихи:
http://www.stihi.ru/2014/09/15/7734
***
http://www.stihi.ru/2015/09/01/3910
Нагибина
Когда глотаешь сны перчёные -
Других не нужно величин.
Из чана яблоки мочёные
На воскресение прощённое,
И не ищи других причин
В снах перемалывать желанное.
Искать первопричину, ложь
В себе самом, меня незваную
И на мякине проведёшь.
Где дань воздав тебе сторицею,
Омыть сквозь блуд и спорынью
Живородящею водицею
Полову пресную свою.
***
Толковый словарь Даля
АНТОНОВ ОГОНЬ
Толкование Перевод
АНТОНОВ ОГОНЬ
врач. гангрена, помертвение члена или части тела, которая отделяется, как неживое, и отпадает. От повальной смертоносной рожи XI века, которую исцеляли мощи Св. Антония.
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.
***
Cпорынья
Этимология
Слово спорынья происходит от древнерусского спорыня — «изобилие, избыток» (от «спор» — избыток, прибыль, урожай[1], ср. слова спорый, спелый); такое парадоксальное изменение значения, по мнению О. Н. Трубачёва, носило эвфемистический характер[2].
История
Применение у ацтеков
В произведении «Общая история дел Новой Испании» (1547—1577) Бернардино де Саагун, опираясь на сведения ацтеков о свойствах растений, привёл различные сведения о спорынье, в частности, о том, что:
Есть спорыньи в этой земле, которые называются нанакатль, теонанакатль. Растут они под сеном на полях и в холодных высокогорьях. Они круглые, у них высокий стебель, тонкий и круглый; у них дурной вкус. Они наносят вред горлу и одурманивают. Они целебны от лихорадок и подагры: нужно съесть два или три, но не больше. Те, кто съест их, видят видения и чувствуют ярость в сердце; тех, кто съест много их, видит много ужасных вещей, или они заставляет смеяться людей, влечёт к похоти, пусть даже было бы мало |самого гриба|. Употребляют с мёдом. Как грибы. Вкладываю грибы. Говорят о высокомерном, о спесивом, говорят о нём: «вкладывает грибы»[3].
Цикл развития
Строение спорыньи пурпурной (Claviceps purpurea)
Весной образуется красноватый мицелий в виде ножек с головками, на которых находятся бутылевидные перитеции (плодовые тела), в них происходит гаметангиогамия (половой процесс, представляющий собой слияние гаметангиев — органов полового размножения). Образовавшаяся зигота сразу же вступает в мейоз, происходящий внутри аска (сумки), которая образовалась из мицелия, в котором находилась зигота. Летом образуются нитевидные аскоспоры «+» и «-», переносящиеся ветром или насекомыми на пестик цветущего злака, где прорастают в полость с завязью, в результате чего вместо зерна развивается мицелий гриба, соответственно «+» или «-», на котором развиваются конидиеносцы, а в них — конидии (споры бесполого размножения), при этом грибком выделяется сладкий сок — медвяная роса, привлекающая насекомых, которые разносят конидии на другие цветки злаков, где из тех образуется новый мицелий. После того как завязь истощилась, на её месте возникает склероций — удлинённый рожок из плотно сросшихся гифов гриба (живые гифы находятся в сердцевине, окружённые толстостенными отмершими клетками), который при созревании злака попадает на почву, где и зимует, давая весной мицелий. Весь жизненный цикл спорыньи, кроме зиготы, проходит в гаплоидной фазе.
Отравления
Больной «антониевым огнём» — деталь нижней части правой створки Изенгеймского алтаря, художник Маттиас Грюневальд, предположительно 1506—1515 годы, ныне в музее Унтерлинден, Кольмар (Франция).
Основная статья: Эрготизм
В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй, возникали эпидемии так называемого «Антониева огня» (эрготизма) — пищевого токсикоза алкалоидами спорыньи. Склероций спорыньи содержит большое количество алкалоидов, наиболее ядовитый из которых — эрготинин, при употреблении в пищу вызывающий судороги и длительные спазмы гладкой мускулатуры; также при отравлении наблюдаются расстройства психики, нарушение глазодвигательной функции, а спустя несколько месяцев — осложнённая катаракта, большие дозы приводят человека к гибели. В настоящее время методы агротехники позволили практически избавиться от спорыньи в сельскохозяйственных посевах.
***
Спорынья поражала рожь, преимущественно в сырые и холодные годы. В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй, возникали эпидемии так называемого «Антониева огня» (эрготизма) — пищевого токсикоза алкалоидами спорыньи. Около 1070 года был основан орден святого Антония. Это учреждение стало центром по лечению больных отравлением спорыньёй. Отшельники Дофине заявили, что они получили из Константинополя мощи святого. В Дофине тогда свирепствовала «горячка» и возникло убеждение, что мощи св. Антония могут её излечить, поэтому «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа. Склероций спорыньи содержит большое количество алкалоидов, наиболее ядовитый из которых — эрготинин, при употреблении в пищу вызывающий судороги и длительные спазмы гладкой мускулатуры; также при отравлении наблюдаются расстройства психики, нарушение глазодвигательной функции, а спустя несколько месяцев — осложнённая катаракта, большие дозы приводят человека к гибели. Некоторые подсчеты свидетельствуют о том, что в период с 591 по 1789 год в Европе произошло 132 эпидемии эрготизма. При этом во Франции, например, в 922 году эпидемия унесла жизни 40 000 человек, а в 1128 году в одном только Париже — 14 000 человек. Эпидемиолог и историк из Мерилендского университета Мери Матасян, изучив и проанализировав архивные материалы, в своей книге «Яды прошлых лет. Грибки, эпидемии и история» установила прямую зависимость вспышек народного недовольства, бунтов, восстаний от распространения спорыньи, вызываемого климатическими условиями. Так, событиям 1789 года предшествовала необычайно суровая для Франции зима, которая ослабила сопротивляемость озимой ржи, а последовавшее затем влажное лето благоприятствовало размножению спорыньи. Сходным образом Матасян объясняет и вспышки «охоты на ведьм». Так, больше всего гонений на ведьм было в европейских странах с прохладным и влажным климатом, где основой сельского хозяйства была рожь, а отличительные признаки одержимости, по которым опознавали нечистую силу, поразительно напоминают симптомы поражения центральной нервной системы, вызываемые отравлением спорыньёй. Также она отмечает, что последующее широкое культивирование картофеля уменьшило долю ржи в рационе и тем самым весьма положительно отразилось на здоровье людей. Последнее массовое отравление спорыньёй произошло в 1951 году в Пон-Сент-Эспри (Франция), хотя существуют версии, что население отравилось ртутью или трихлоридом азота. В настоящее время методы агротехники позволили практически избавиться от спорыньи в сельскохозяйственных посевах.