Поэтическое наследие древней Руси, общие положения

Евгений Евгеньевич Овчинников
Авторский проект-издание:

Поэтическое наследие древней Руси в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения

Серия: «Начало Пђсенъ Вђщихъ»


                •  •  •


        Слово к Читателю: «ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ»

        Как это следует из названия, в рамках Издания «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения» предусмотрена серия – приоритетных книжных публикаций (первых изданий) уникальных в своем роде реконструкций литературных памятников, выявленных, восстановленных Автором – и возвращаемых в культурный оборот в их неотъемлемой стихотворной форме.
        Представляемые памятники «Древнерусского эпического стихосложения» позволяют по-новому взглянуть на проблему культурного наследования и на «эпическую поэзию» как – особый язык культурной традиции древней Руси. По своей же изначальной сути, это были – поэтические книги для полноценного объективно-образовательного чтения, которые, наряду с панорамным изображением непреходящих явлений и ценностей «национального бытия», отличало – и оригинальное разрешение вопросов стиля и композиции, и поэтическое построение речи, и богатейший  тематический репертуар.
        Рамки,  принятые для отбора «эпических форм», – охватывают период полноценного бытования «эпической традиции» в культурном пространстве древней Руси, на всем многовековом протяжении которого все аутентичные особенности «Древнерусского эпического стихосложения» еще продолжали ярко проявляться.
        «Поэтическое наследие древней Руси» – творческий вклад русского народа в коллективную память всех народов Земли, представляющий собой часть общечеловеческого духовного достояния. С его помощью и на его примере можно проследить эволюцию мысли и достижений древнерусского общества. Иными словами, публикация памятников «Древнерусского эпического стихосложения» – и в силу их историко-культурной значимости в качестве средства сплочения и утверждения своей культурной самобытности в древней Руси, а также – в духе провозглашенных ЮНЕСКО стремлений к сохранению культурного разнообразия, может представлять интерес для всего мирового культурного сообщества.
        Главное, цель Издания продиктована пониманием важности «Поэтического наследия древней Руси» для утверждения на основе взаимного уважения – чувства преемственности и благополучия от принадлежности к национальной культуре. Состоит она – в  формировании интереса к «Поэтическому наследию древней Руси» как совокупному результату усилий многих поколений русских людей, и в его возвращении в культурный оборот – с должным признанием и уважением культурной традиции древней Руси и ее особенностей. Достижение цели Издания призвано, наконец, способствовать повышению престижа – всей многовековой русской культуры.


                •  •  •


        ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ:
        ДРЕВНЕРУССКОЕ ЭПИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ И ИСКУССТВО БАЯНОВ

        Общие положения



        Оглавление:

        1. ПАМЯТНИКИ «ДРЕВНЕРУССКОГО ЭПИЧЕСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ». «ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ». ИХ ПРИРОДА, УНИКАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
        2. АТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ХАРАКТЕР И ЗАДАЧИ ПРОЕКТОВ
        3. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ К НАСЛЕДИЮ: АУТЕНТИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
        4. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ. ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПАМЯТНИКАХ

                ________


        1. ПАМЯТНИКИ «ДРЕВНЕРУССКОГО ЭПИЧЕСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ». «ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ». ИХ ПРИРОДА, УНИКАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

        Среди вопросов, которые охватывает деятельность ЮНЕСКО (UNESCO – The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization): изучение национальных культур.
        Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию. Этот подход был подтвержден в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. На 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2005 г. была принята Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. По предложению ЮНЕСКО 57 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 21 мая объявлено «Всемирным днем поддержки культурного разнообразия во имя диалога и развития».
        Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы, как:
        - Всемирное наследие,
        - Память мира (документальное наследие),
        - Нематериальное культурное наследие.

        Всемирное наследие.
        В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 году. Конвенция основывается на том, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес для всего мира и потому должны считаться частью всемирного наследия всего человечества. Государства-участники Конвенции признают, что охрана всемирного наследия является обязанностью всего международного сообщества в целом. Главная цель – сделать известными и защитить культурные объекты, которые являются уникальными в своем роде.

        Память мира (документальное наследие).
        Программа Память мира, призванная защитить документальное наследие, была основана в 1992 году. Программа призвана охранять документальное наследие, исторические документы, архивы и т.д., оказывать помощь в доступе к информации, привлекать всеобщее внимание к значимости существующих объектов.

        Нематериальное культурное наследие.
        В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране нематериального культурного наследия, вступившую в силу 20 апреля 2006 г. В рамках Конвенции составляется список памятников этого наследия – шедевров устного и нематериального наследия, представляющих собой исключительную ценность (с исторической, художественной, этнологической, социологической, антропологической, лингвистической или литературной точек зрения). Например, таких, как обычаи и формы творчества, связанные с историей или природой и передаваемые от поколения к поколению. Среди них – устные традиции, традиционные поэзия, музыка, танцы, исполнительское искусство, общественные церемонии, праздничные и ритуальные обряды, а также техника традиционных ремесел.
                ________

        Следуя духу стремлений к сохранению культурного и творческого разнообразия в мировом сообществе, к охране традиционной культуры и фольклора, провозглашенных ЮНЕСКО, а также букве международно-правовых актов по правам человека и требований устойчивого развития на основе взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, Евгением Евгеньевичем Овчинниковым (Россия, Москва) были инициированы Авторские историко-культурный проект-издание «Прославь Отечество!» и историко-литературный проект-издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ» (далее – Авторские проекты), направленные на воссоздание памятников «древнерусского эпического стихосложения» и на обеспечение правовой охраны и возвращения в культурный оборот «поэтического наследия древней Руси» (см. Тематический обзор [1] - http://www.stihi.ru/2016/08/20/3956 ). Причем означенные памятники и состоящее из них наследие могут рассматриваться в качестве значимой части как документального, так и нематериального культурного наследия  древней Руси.
        В широком смысле понятие культурного наследия означает:
        совокупность процессов, знаний, навыков и творческой активности того или иного этнического сообщества, включая материальные предметы, человеческие ресурсы и другие аспекты социального характера, необходимые для идентификации конкретного историко-культурного этнографического явления, обеспечения непрерывности его развития. Разнообразные аспекты культурного наследия должны рассматриваться комплексно в их совокупности и неразрывной в рамках культурной традиции связи, причем достоинство и ценность культурного наследия не зависит от многочисленности этнической или социально-культурной общности, являющейся создателем и носителем культурной традиции как формы своего самовыражения.
        Понятие нематериальное наследие включает такие традиционные элементы, как: язык, литературные памятники, мифологию, народные обычаи, обряды, празднества, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, напрямую и вещественно связанные с ремеслами, которые также являются неотъемлемой частью культурного наследия.

        Из сказанного следуют заключения обобщающего характера.
        Человеческий долг и естественное право каждой традиционной общности – сохранять и защищать свое культурное наследие и культурную традицию в любой из форм и аспектов их проявлений, – историческом, этнологическом, лингвистическом и филологическом. Необходимо посредством литературы (и других средств) воссоздавать образ и давать полное описание и такого уникального культурно-исторического явления, как нематериальное наследие.
        Таким образом, категории «древнерусское эпическое стихосложение», «памятник древнерусского эпического стихосложения» и «поэтическое наследие древней Руси» рассматриваются как:
        а) аспекты одной из форм традиционно народного самовыражения русских людей,
        б) в зависимости от их истории, жизненных условий и взаимодействия с природой, формировавших у них чувство самобытности и преемственности,
        в) тем самым, способствуя культурному развитию и творчеству.

        Для целей Авторских проектов определение «поэтического наследия древней Руси» как неотъемлемой части «культурного наследия» сформулировано, исходя из аспектов его проявлений, а именно…
        Понятие «поэтическое наследие древней Руси» означает передаваемый от поколения к поколению, постоянно воссоздаваемый культурный комплекс, который проявляется в следующих аспектах, признанных русскими людьми в качестве элементов одной из форм их творческого самовыражения:
        1) традиция «древнерусского эпического стихосложения», включая формы представления (исполнительское искусство или «искусство баянов») и выражения «поэтического наследия», или «эпическая традиция», а также язык эпических произведений в качестве носителя этого наследия;
        2) традиционные (или «каноничные») нормы, знания и навыки, инструменты, предметы, артефакты, напрямую и вещественно связанные с созданием новых образцов или воссозданием памятников «древнерусского эпического стихосложения», а также с формами их представления и выражения;
        3) собственно образцы и памятники «древнерусского эпического стихосложения». Как то: древние эпические тексты, напрямую связанные с событиями прошлого русских людей, имеющими исключительную мировую важность, с идеями и верованиями, с более ранними и переводными литературными «памятниками», народными обычаями, обрядами, празднествами, знаниями и обычаями, относящимися к природе и вселенной.

        «Поэтическое наследие древней Руси» (далее – Наследие) – творческий вклад русского народа в коллективную память народов Земли, представляющий собой часть общечеловеческого достояния, поскольку речь тут идет – о культурном наследии прошлого для всего нынешнего и будущего человеческого сообщества. С помощью и на примере Наследия можно проследить эволюцию мысли и достижений древнерусского общества, в силу чего оно должно расцениваться как – оказывавшее серьезное влияние в течение многих веков в рамках культурной традиции древней Руси.
        Рассматривается Наследие во всей его совокупности как итог творчества – всего сообщества русских людей в течение многих веков, которое необязательно сообразуется с нынешними национальными государствами. В связи с этим необходимо признать Наследие достоянием русских людей как этнических групп внутри определенных стран, так и их культуры, пересекающей современные политические рубежи государств.
        Наследие охватывает всю письменную историю древней Руси, поэтому не существует каких-либо слишком старых или слишком новых материалов, которые могут остаться без внимания. Актуальность фактора времени повышается лишь под воздействием растущего осознания масштабов утраченного Наследия, а также важности принятия безотлагательных мер для того, чтобы сберечь оставшееся.

        Единицей Наследия, в частности, является отдельный памятник «древнерусского эпического стихосложения» (далее – Памятник). Прежде всего, это – оригинальный текст, который посредством целенаправленного интеллектуального действия может быть восстановлен и представлен в его неотъемлемой стихотворной форме.
        Отталкиваясь от характеристики, данной Наследию, Памятник представляет собой пример значительного взаимовлияния и обмена человеческими ценностями в древний период истории человечества в рамках культурного пространства древней Руси, а именно, является показательным примером:
        - аутентичного, оригинального и репрезентативного, следующего нормам традиции образца,
        - определенного вида письменности, книжности и литературного стиля, которые иллюстрируют собой значимый период в истории человечества и древней Руси,
        - уникального для истории человечества или, по крайней мере, значимого для древнерусской культуры и цивилизации проявления традиции, оказавшейся уязвимой и исчезнувшей под воздействием необратимых изменений.


        2. АТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ХАРАКТЕР И ЗАДАЧИ ПРОЕКТОВ

        Принимая в 2001 г. Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, государства-члены ЮНЕСКО исходили из того, что культурное разнообразие – источник развития, «столь же необходимый для человечества, как биологическое разнообразие для живой природы». Более того, развитие должно опираться на принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение как на краеугольные камни построения мира в умах и сердцах людей. Этим актом в очередной раз подтверждалось, что приоритетом ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного разнообразия остаются международные начинания в области защиты культурного наследия.
        Признается, что богатство огромной культурно-исторической ценности составляют различные формы документального и нематериального культурного наследия. Согласно данной концепции, защите подлежат и элементы «поэтического наследия», относящиеся к культурной самобытности и чувству преемственности сообществ и групп, которым, отрицая некую иерархию подобных элементов и культур, должна оказываться помощь и юридическая защита, в т.ч. с целью предотвращая фактов пиратства и обеспечения международного признания авторских прав.
                ________

        Исторически этнические сообщества и культуры обладают неравными возможностями в создании и сохранении своего духовного наследия, так называемые миноритарные культуры имеют тенденцию оказываться в «тени» мажоритарных культур. Существование памятников миноритарной культуры и их целостность находятся под постоянной угрозой утери и утраты, в силу чего, будучи рассредоточенными по собраниям более заметных произведений мажоритарной культуры, эти памятники могли существовать и сохраниться лишь в видоизмененных и вариантных версиях. Разумеется, оригинальный текст и, тем более, неотъемлемая стихотворная форма такого памятника труднее всего поддаются идентификации и изучению.
        Важно отметить, что характерными признаками, присущими каждому памятнику, являются его раритетность и целостность. Под раритетностью памятника следует понимать то, что вследствие уникальности своего содержания он является редким сохранившимся образцом своего типа и времени. Под целостностью памятника подразумевают, что его оригинальный текст сохранился полностью. Целостность памятника можно считать утраченной, если его оригинальный текст сохранился  частично или был изменен.
        Также сохранности памятника могли представлять угрозу различные исторические обстоятельства. Часто утеря памятников или утрата их целостности происходили по той причине, что главную роль начинали играть враждебные культуре как таковой соображения идеологического характера, сопряженные с общим неуважением и угрозой их порчи по вине человека или полного сознательного уничтожения. Также – из-за нездорового к ним интереса и попыток использования в частных корыстных целях. В других ситуациях, в которых памятники подвергались расчленению, цензуре, манипулированию или фальсификации, что приводило к искажению или изменению содержания, нарушающим замыслы их создателей. Тем самым, выживание наследия ставилось под угрозу в угоду интересам сиюминутной идеологической или коммерческой выгоды.
 
        Все эти факторы разрушающе воздействовали и на функцию и ценность связанной с созданием Памятников «эпической традиции» как формы культурного выражения, лишая будущие поколения русских людей их Наследия. Можно с уверенностью утверждать, что значительная часть Наследия утеряна безвозвратно, в чем свою роль сыграли вышеуказанные факторы социальных потрясений и его сознательное уничтожение, а многое находится под угрозой забвения. Речь идет о Памятниках, относительно которых нет сведений, что они когда-либо существовали, или же об оригинальных текстах памятников, которые, по имеющимся сведениям, больше не существуют.
        К счастью, утерянные Памятники иногда удается выявить. Поэтому осознание сути проблемы и знание характера угроз сделало актуальной задачу:
        во-первых, по идентификации и реконструкции Памятников,
        во-вторых, по обеспечению правовой охраны и возвращения в культурный оборот сохраняющегося Наследия.
        Актуальность задачи повышается под воздействием растущего осознания масштабов утраченного, а также важности принятия безотлагательных мер для того, чтобы сберечь оставшееся.

        Тем самым, с необходимостью принимая во внимание бедственное положение утраченного и рассредоточенного Наследия, являющегося в настоящее время недоступным, и руководствуясь стремлением восстановить историческую справедливость, Е. Е. Овчинниковым (Россия, Москва) были инициированы Авторские проекты (Авторский историко-культурный проект-издание «Прославь Отечество!» и Авторский историко-литературный проект-издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ»), которые взаимно дополняют друг друга. Предметом первого, служащим предпосылкой возможности воссоздания Наследия, стали идентификация и реконструкция оригинальных текстов Памятников в их неотъемлемой стихотворной форме. Предметом второго – собственно обеспечение правовой охраны и возвращения в культурный оборот сохраняющегося Наследия.
        Авторские проекты исходят из той посылки, что Памятники и Наследие являются общечеловеческим достоянием как объекты выдающегося всеобщего культурно-исторического значения, а деятельность по обеспечению их сохранности имеет «всеобщее и основополагающее значение для выживания и подъема человеческого духа». В силу своей значимости они не могут быть отграничены от настоящего и будущего какими-либо временными или культурными рамками. Поэтому их надлежит сохранять для нынешнего и грядущих поколений и делать доступными в той или иной традиционной форме для всех народов мира.
        Авторские проекты охватывают Памятники за всю письменную историю бытования «древнерусского эпического стихосложения», и Наследие рассматривается во всей его совокупности как итог творчества русских людей разных региональных сообществ в течение многих веков. Поэтому не существует каких-либо слишком старых или слишком новых материалов, которые могут остаться без внимания.

        В соответствии с изложенным выше концепция Авторских проектов заключается в том, что Наследие является всеобщим достоянием и, руководствуясь уважением чувства принадлежности к национальной культуре, должно всемерно оберегаться и защищаться в интересах всех. Это означает, что Наследие должно быть возвращено в культурный оборот на постоянной основе, без каких-либо препятствий и с должным признанием и уважением культурной традиции древней Руси и ее особенностей. Это необязательно сообразуется с идеологией современной России, например, в вопросах замалчивания бытия русского народа в «доваряжский» период, культурного наследия древней Руси и его особой культурно-исторической значимости в качестве фундамента древнерусского государства.

        Авторские проекты преследуют две основные цели:
        1. Непосредственная практическая работа своими силами по идентификации и реконструкции оригинальных текстов утерянных Памятников для сохранения их целостности в неотъемлемой стихотворной форме и недопущения дальнейшей утраты;
        2. Обеспечение правовой охраны Наследия. Эта деятельность предусматривает возвращение Наследия в культурный оборот путем распространения во всемирном масштабе информации о существовании, культурно-историческом значении и важной роли Наследия.

        Деятельность в данном направлении и по возможности на самой широкой основе, при условии уважения гарантируемых законом Авторских прав, предусматривает:
        - привлечение внимания средств информации,
        - публикацию популярных и информационных материалов,
        - публикацию и распространения книг.
        Иногда вопросы Авторского права и законности могут временно ограничивать свободу доступа к Памятникам.

        Признавая культурно-историческое значение «эпической традиции», а в ее составе «древнерусского эпического стихосложения» и искусства исполнения эпических произведений (или «искусства баянов»), для утверждения чувства самобытности и благополучия древнерусского сообщества, достижение поставленных целей Авторских проектов в полном соответствии с их названиями («Прославь Отечество!» и «Начало Пђсенъ Вђщихъ») призвано способствовать повышению престижа культуры древней Руси путем:
        - формирования интереса к достижениям «древнерусского эпического стихосложения» и «поэтическому наследию» в целом как совокупному результату усилий многих поколений русских людей в непрерывном процессе становления национальной идентичности, органически связанном с развитием культуры древней Руси,
        - формирования представлений о древнейших этапах развития культурной традиции русского народа, одним из значимых направлений которой была традиция «эпического стихосложения», как неотъемлемой части общечеловеческого культурно-исторического развития в части синхронизации развития культурной традиции русского народа с мировым.

        В контексте Авторского проекта «Прославь Отечество!» под идентификацией и реконструкцией Памятников подразумевается более широкая совокупность мер, необходимых для обеспечения их гарантированного сохранения. В первую очередь, под их сохранением следует понимать идентификацию, исследование, реконструкцию, оценку культурно-исторической ценности и значения, документирование образцов и памятников «древнерусского эпического стихосложения», а также воссоздание других аспектов Наследия.
        Авторский проект располагает механизмами обеспечения консервации идентифицированных памятников и предусматривает, во-первых, тщательный контроль путем использования определенной формы систематизации исследованного материала, вплоть до уровня текстов на отдельных носителях. В результате индексации и документирования характера и состояния материала (что именно было сделано, с какими текстами проводилась работа) такого рода контроль позволит обеспечить сохранность и надежность в поиске информации. Во-вторых, реконструкцию оригинального содержания Памятника в его целостности, включая необходимый объем работ для предотвращения полной или частичной утраты информации касательно его неотъемлемой стихотворной формы. По результатам проделанной работы проводится документирование выдающихся элементов Наследия, составление корпуса образцов и памятников «древнерусского эпического стихосложения».

        Контекст Авторского проекта «Начало Пђсенъ Вђщихъ» строится на признании того, что каждый имеет право на самобытность и, следовательно, право на доступ традиционным путем к своему Наследию. Сюда относится и право знать о том, что это Наследие существует, и право знать, как к нему получить доступ. Тем самым, Авторский проект и работы по обеспечению правовой охраны и возвращению Наследия в культурный оборот призваны обеспечить его жизнеспособность путем организации традиционной практики постоянного и демократичного к нему доступа, популяризации, повышения роли, а также передачи знаний и навыков, главным образом, с помощью неформального образования. В противном случае вышеупомянутый Авторский проект «Прославь Отечество!» и усилия по идентификации и реконструкции Памятников были бы лишены смысла и выступали лишь в качестве самоцели.
        Перечень продуктов, которые можно выпускать на основе Наследия, весьма обширен. Этот перечень при условии признания соображений, связанных с соблюдением Авторских прав, может включать, например, значительную часть продукции книгоиздательской индустрии. Хотя Наследие представляет собой общее духовное достояние всего человечества, тем не менее, признается, что право собственности на него может принадлежать отдельному «заинтересованному лицу», частной или общественной организации. Согласно законодательству, владельцы Авторских прав имеют законное право контролировать использование своего достояния и по этическим причинам доступ к материалам, которые являются их интеллектуальной собственностью, может быть ограничен.

        В связи со сказанным, важно пояснить, что ключевая роль в сохранении нематериального наследия заслуженно принадлежит «заинтересованным лицам» – традиционным мастерам, хранителям и носителям наследия и живой традиции. Наследие не может быть идентифицировано без участия этих лиц, которые создают или воссоздают его своим трудом, поддерживают и передают его. Именно они непосредственно участвуют в управлении наследием и его охране, обеспечивая традиционную практику предоставления доступа к нему на основе уверенности в важности культурного разнообразия, взаимного признания и уважения.


        3. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ К НАСЛЕДИЮ: АУТЕНТИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

        Идентификация и реконструкция Памятников основывается на таких критериях отнесения их к Наследию, как (А) аутентичность, культурно-исторические (В) ценность и (С) значение (с логическими вариантами). Отнесение к Наследию является результатом сопоставительной и относительной аналитической оценки достоинств Памятника с точки зрения общего смысла норм «древнерусского эпического стихосложения», а также сравнения с другими Памятниками, которые уже включены в Наследие.

        При оценке достоинств Памятника в первую очередь производится его первоначальная оценка на предмет аутентичности, чтобы подделки, фальшивые «памятники» или мистификации даже из лучших побуждений не могли быть ошибочно приняты за оригиналы.
        Способом выражения важности памятника или корпуса памятников с точки зрения их духовной или сакральной ценности являются понятия культурной ценности и культурного значения. Они демонстрируют то эмоциональное значение, которое имели для конкретного этнического сообщества памятник или памятники в зависимости от того, каким образом они содействовали укреплению его самобытности и социально-культурной сплоченности.
        Применение понятий культурно-историческая ценность и культурно-историческое значение призвано отражать актуальную ценность и значение памятника. Если памятник уже не может оказывать эмоциональное воздействие на современных людей, а люди, ранее чтившие его уже не проявляют к нему такого отношения или уже не находятся среди живых, то он теряет культурную ценность и значение, однако становятся актуальными его историческая ценность и значение.

        А. Оценка аутентичности.

        Выясняется: является ли Памятник тем, чем кажется, установлены ли его идентичность и происхождение? Например, аутентичность может быть доказана тем, что происхождение данного памятника полностью установлено, или тем, что экспертная оценка показала, что речь действительно идет об идентификации содержания стихотворного оригинала и реконструкции неотъемлемой стихотворной формы его оригинального текста.
        Реконструкция при этом никоим образом не должна зависеть от конъюнктуры. Так, реконструкции утерянных памятников приемлемы и могут быть сочтены аутентичными и отнесены к наследию только в том случае, если они осуществляются на основе полной и детальной информации в отношении оригинала. То есть отвечают требованию аутентичности в плане «каноничности», языка, поэтического мастерства, отличительных свойств и компонентов, присущих памятникам, уже признанным таковыми.
        В содержательном плане памятники должны быть прямо или косвенно связаны с событиями, живыми традициями, идеями, верованиями, другими литературными произведениями, имеющими выдающуюся универсальную ценность. Таким образом, Памятник является аутентичным, если в социально-культурном аспекте он является уникальным свидетельством существования и ценности традиции «древнерусского эпического стихосложения» (или «эпической традиции»), а именно служит примером:
        - «канонического» мастерства в применении навыков и технических средств, высокого поэтического мастерства,
        - источника вдохновения и средства утверждения культурной самобытности древней Руси, средства культурных обменов и сближения древнерусских общин,
        - укорененности этой традиции «эпического стихосложения», проявляющейся в наличии глубинной связи с традициями и историей культуры древней Руси.

        В. Оценка культурно-исторической ценности.

        Нужно убедиться, что (почему и каким образом) аутентичный Памятник действительно имеет культурно-историческую ценность, в частности, качественно оценив то, насколько серьезными являются возможные последствия его утери.
        Образцы и памятники лишь в отдельных случаях обладают выдающейся уникальной ценностью, присущей шедеврам творческого гения человека, но в составе наследия все они приобретают присущую ему универсальную ценность. Поэтому при отнесении Памятников к Наследию целесообразно оценивать их на основе универсальных, взаимосвязанных друг с другом критериев «оригинальности» и «репрезентативности». Согласно концепции «репрезентативности», элементы наследия могут быть охарактеризованы, как относящиеся к культурной самобытности и чувству преемственности сообществ и групп, отрицая некую иерархию подобных элементов. Элемент наследия поэтому оценивается, с одной стороны, как оригинальный «образец творчества человека», а с другой, как репрезентативный «образец наследия сообществ, групп или, если это целесообразно, стран».
        В этом смысле Памятник должен быть оригинальным (уникальным и незаменимым), т.е. чем-то таким, чье исчезновение серьезным образом обеднит Наследие. В этом случае он может расцениваться как оказывавший большое и серьезное влияние на развитие «древнерусского эпического стихосложения» в течение определенного временного периода в рамках культурной традиции древней Руси. То есть такой Памятник может быть типичным, репрезентативным применительно к категории «древнерусское эпическое стихосложение», однако не должен иметь прямых аналогов.
        Наконец, об особой культурно-исторической ценности оригинального Памятника говорит то, что он является в своем роде репрезентативным. А именно, оригинальный Памятник соответствует критерию репрезентативности как форма традиционно народного самовыражения, представляя собой пример:
        - концентрированного выражения Наследия, имеющего универсальную ценность,
        - индивидуального проявления народной и традиционной культуры, имеющего уникальную ценность для истории, искусства, этнологии, социологии, антропологии, лингвистики или литературы.

        С. Оценка культурно-исторического значения.

        Культурно-историческое значение Памятника может быть показано и оценено с точки зрения соответствия хотя бы одному или более критериям: (1) времени, (2) места, (3) народа, (4) предмета и темы, (5) формы и стиля. Поскольку культурно-историческое значение является сопоставительным, такие критерии можно наилучшим образом проиллюстрировать путем их сравнения с Памятниками, уже включенными в Наследие.

        1. Время. Памятник не обладает какой-то особой культурно-исторической ценностью только из-за своей древности или эстетических достоинств. Абсолютный возраст, сам по себе, не придает памятнику какого-то особого культурно-исторического значения: всякий памятник является продуктом своего времени. Однако памятник может быть первым среди подобного рода произведений, либо представлять собой открытие новой страницы в чем-то или чего-то нового. Некоторые памятники являются особенно показательными для своего времени, отражая либо период кризиса, либо период значительных социальных или культурных перемен.

        2. Место. Место создания является ключевым атрибутом культурно-исторического значения памятника. Он может содержать особо важную информацию о какой-либо территории, сыгравшей большую роль в мировой истории и культуре; или же сама территория оказала серьезное влияние на события, о которых говорится в памятнике. Он может содержать описание природной среды, городов или же сообществ, которых на данной территории больше не существует.

        3. Народ. Социально-культурный контекст, в котором памятник был создан, может отражать существенные аспекты человеческого поведения, социального, хозяйственного, художественного или политического развития. В нем может быть отражена суть больших изменений, переходных периодов, прогресса или регресса. Он может отражать влияние выдающихся личностей или групп людей.

        4. Предмет и тема. С точки зрения своего предметного содержания памятник может отражать особое историческое или интеллектуальное событие в области политики, идеологии и  искусств.

        5. Форма и стиль. Памятник может иметь выдающееся эстетическое, стилистическое или лингвистическое значение, быть типичным или особо показательным с точки зрения формы подачи, способа или средства выражения, либо относиться к исчезнувшему носителю (например, тексты на деревянных дощечках).


        4. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ. ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПАМЯТНИКАХ

        Описание Памятника включает:
        - полное название Памятника;
        - описание исходника и библиографические сведения, касающиеся исходника реконструированного Памятника и его места размещения;
        - краткое резюме о приобретении Авторских прав (каким образом и когда данный материал был идентифицирован, реконструирован и отнесен к Наследию);
        - анализ или оценку состояния исходника (каким образом осуществлялась реконструкция с целью консервации Памятника);
        - библиографию: источники, в которых речь идет о данном Памятнике.

        Детальное обоснование отнесения Памятника к Наследию:
        1. Установлена ли аутентичность?
        2. Доказана ли культурно-историческая ценность?
        3. Соблюден ли один или несколько критериев культурно-исторического значения? Приводятся сведения в отношении критериев: (1) времени, (2) места, (3) народа, (4) предмета и темы, (5) формы и стиля.
        4. Связаны ли с культурно-историческим значением вопросы, касающиеся раритетности, целостности, угрозы?

        Юридическая информация относительно обеспечения правовой охраны и правового статуса Памятника:
        1. Категория владельца: отношение к выявленному «поэтическому наследию».
        2. Авторско-правовой статус: является ли любая часть данного Памятника или Памятник целиком материалом, охраняемым в соответствии с Авторским правом? Можно ли идентифицировать правообладателя Авторских прав?
        3. Доступность: имеются ли факторы, которые ограничат общественный доступ к данному материалу? Сведения, необходимые для идентификации указанных факторов.

        План издания и публикаций Памятника, раскрывающий политику и процедуры возвращения Наследия в культурный оборот и обеспечения его правовой охраны. Информацию о бюджете, необходимом для обеспечения его правовой охраны и сохранности.
                ________

        Принципы и методы обеспечения возвращение Наследия в культурный оборот.
        Каждый имеет право на самобытность и, следовательно, право на доступ к своему наследию. Сюда относится и право знать о том, что это наследие существует, а также право знать, как к нему получить доступ. Цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва, – epicrus.heritage@yandex.ru) заключается в обеспечении правовой охраны и возвращения «поэтического наследия древней Руси» в культурный оборот. Авторские проекты поощряют традиционную практику предоставления демократичного всеобщего доступа к Наследию при условии признания соображений, связанных с соблюдением Авторских прав. «Поэтическое наследие Древней Руси» представляет собой общее духовное достояние всего человечества. Тем не менее, признается, что право собственности на него может принадлежать отдельному «заинтересованному лицу», частной или общественной организации. Согласно законодательству, владельцы Авторских прав имеют законное право контролировать использование своего достояния и по этическим причинам доступ к материалам, которые являются их интеллектуальной собственностью, может быть ограничен.
                ________


Другие источники:

[1] «Поэтическое наследие древней Руси: Древнерусское эпическое стихосложение и искусство баянов». Тематический обзор. - http://www.stihi.ru/2016/08/20/3956
[2] Редакция второго издания (Москва, 2011) книги: Евгений Овчинников. «Золото Русов». Поэтическое Наследие Предков – «Влескнига», – М.: 2010. - http://stihi.ru/2018/04/03/10885
[3] Евгений Овчинников. «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»: «Путьникъ-Кънига». | Сериальное издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ», Выпуск 1 (2014). - http://www.stihi.ru/2015/05/08/10611
[4] Евгений Овчинников. «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»: «Эпический корпус в составе древнерусских летописей». | Сериальное издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ», Выпуск 2 (2017). - http://www.stihi.ru/2017/08/21/8232
[5] Евгений Овчинников. «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»: «Съказанiя о князђхъ Рускихъ Старобытныхъ». | Сериальное издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ», Выпуск 3 (2018). - В 2-х ч.: http://www.stihi.ru/2018/05/05/7891
[6] Евгений Овчинников. «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»: «Злато в горниле». Эпопея | Сериальное издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ», Выпуск 4 (2020). - http://stihi.ru/2020/11/02/709
[7] Евгений Овчинников. «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»: «Романов наследок». | Сериальное издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ», Выпуск 5 (2021). - http://stihi.ru/2021/06/29/4839
[8] Евгений Овчинников. «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»: «Достойно Славы. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)». | Сериальное издание «Начало Пђсенъ Вђщихъ», Выпуск 6 (2021). - http://stihi.ru/2022/01/31/5251


                •  •  •


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].