По конкурсу ПГ-2. Стилистика внутреннего монолога

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2015/09/30/1831 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/11/23/4703 Итоги конкурса

На наших учебных конкурсах Ликбеза мы не столько выявляем лучшие произведения, сколько учимся -  изучаем родной язык и литературу. Литературу изучают не для того, чтобы ее знать (копить факты и термины), сколько для того, чтобы узнать себя. Творения художественной литературы показывают нам, какие мы: как мы думаем, как поступаем, как выражаем свои чувства и почему именно так. А попытки написать стихи в новой, непривычной нам манере или стилистике речи, не только повышают наше «литературное образование», но открывают нам наши собственные привычки - каковы они и почему нам так трудно уйти от  удобного нам способа изложения мыслей? Какие стили речи существуют, когда и как их можно использовать в поэзии? Что характерно и чего  следует избегать в каждой заданной стилистике? Разве всё это не интересно?

Итак, тур 2- Монолог. Наша умная Птица Говорун, наболтавшись в 1 туре с коллегами, во 2 туре говорит сама с собою. У нее нет иных собеседников, кроме своего Я, тем не менее, она не молчит. Из чего состоит любой разговор? Из вопросов и ответов. Или  из обмена мнениями. Один что-то излагает, а другой пытается возразить и вставить «свои три копейки» в чужое мнение - посмотреть на сказанное иначе. Все прочее - это уже не разговор с собой, а ВЫСТУПЛЕНИЕ, хотя все еще МОНОЛОГ - речь, в которой озвучивается собственное мнение, но не предполагается  полемика.

Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Различают два основных типа монолога.

Во-первых, процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю, что характерно для формы книжной речи. В этом смысле все стихи, где нет диалогов персонажей, годятся для заданной темы конкурса, если читать ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ КОНКУРСА.

Во-вторых, монолог - это речь, предназначенная для своего Я, которая  не направлена на  стороннего слушателя и не рассчитана на поддержку собеседника. Монолог как речь НАЕДИНЕ С СОБОЙ - даже не с мысленным собеседником, а  исключительно С САМИМ СОБОЙ, называется ВНУТРЕННИМ МОНОЛОГОМ. В условиях приема стихов на конкурс было написано: требуется внутренний монолог - РАЗГОВОР ПЕРСОНАЖА С САМИМ СОБОЙ!

То есть, в стихах конкурсантов как минимум должны быть  вопросы к себе и попытки на них ответить или хотя бы наблюдаться разноголосица собственных мнений, решений и сомнения, которые автор или его персонаж перебирает: своего рода исповедь перед собой! В подобном монологе  были бы странны и неуместны какие-то слишком живописные и подробные пояснения - автор и так знает всю предысторию, он не красуется перед другими, не «играет рифмами напоказ», а пытается понять себя, поспорить с собой… В какой-то степени условиям «внутреннего монолога» отвечают и стихи, в которых хотя и нет явных вопросов к себе, но их содержание и интонации речи  таковы, что не остается  сомнений: ЛГ говорит это себе, а не  «выступает»  перед другими с целью поделиться  своим опытом или  правотой , или поразить мысленных слушателей  красотой рифм и образов… Точнее определить последнее  я не могу - только по ощущению от прочитанного…

В произведениях участников внутренних  монологов почти не было. С кем угодно их персонажи говорят в монологе (наедине, но все равно - напоказ), но только не с собой.... Разве что в  случаях передачи правомочий авторского Я выдуманному персонажу - в стихах, где не автор говорит с собой, а его персонаж! Только там автор позволяет своему персонажу быть предельно искренним - не красоваться своими достоинствами…

Например, размышления Снежной Королевы:

№1. Снежная Королева. Людмила Вяткина

На троне восседаю горделиво,
Моей подвластно воле Царство Льда.
Бесстрастна, величава и красива,
Могущественна, вечно молода.

А та, что на престоле быть должна бы,
От власти, от короны отреклась.
Из Снежной Королевы – просто бабой!
Какая глупость, чтоб так низко пасть.

Мне не понять мотив её поступка.
Из-за чего покинула дворец?
Там время влёт – бегут часы и сутки…
С обычным смертным, чтобы под венец?

Что за критерий выбора и принцип?
Какая-то любовь! Позор один:
Её избранник даже не был Принцем!
Ну, пусть бы захудалый дворянин.

Теперь же та, что вьюги и морозы
Могла наслать движением руки,
С детьми в саду выращивает розы,
Из луговых цветов плетёт венки.

Но счастлива! Похоже, даже слишком.
Неужто в сердце вытаял весь лёд?
Пожалуй, увезу- ка я мальчишку!
Вдруг и моё…случайно…оживёт…

Или стихи по фильму «Укрощение строптивого», написанные от лица персонажа фильма:

№2 Укрощение строптивого. Мари Полякова

И это у меня плохой характер?
Я - женоненавистник, самодур?
Общаться легче с вороном на тракте,
Чем с вами! Не смешите моих кур!

Вся жизнь моя проста и, между прочим,
Не надо подбирать ко мне ключей!
Людей терплю, хоть, правда, и не очень,
Особенно ленивых трепачей.

Я с удовольствием кручу педали,
Поля, трудяг и ферму я люблю.
А если вдруг желанья обуяли -
В сарае по ночам дрова рублю!

Пьянит, дурманит винограда запах,
И в бочку из-под пяток льётся сок...
Кто знал, что сумасшедший ливень завтра
Пригонит эту Лизу на порог!

Да! Хороша! Хитра, дерзка, упряма,
Такая же настырная, как я!
И Мамми сводит нас уж слишком рьяно!
(Ох, Белоснежка чёрная моя!)

Безумный поцелуй и тел сплетенье!
Прощай, сарай, не будет больше дров!
Да здравствует строптивых укрощенье!
Приветствую тебя, моя любовь!

Или  ироничный монолог Змея Горыныча:

№3. Тоска Горыныча. Юрий Колобов

Сожрать кого-то, что ль… эх, муромцы закончились.
И то - последний был лет, этак, с тысячу, в обед…
Глотал, бывало, их, как бабка Фёкла пончики,
С конём, копьём... с Иванушкой - за ним идущим вслед.

Огнём отрыгивал, дотла сжигал окрестности –
Вода в реке Смородине бурлила кипятком.
И упражнялся в этой, как её? – в словесности,
Пока ещё не съел его – с Ванюшей-дураком.

С Иваном всё не так. Всё сложно и загадочно –
Сожрёшь бывало сгоряча – наполнишь ненасыть…
До ветру сходишь. Из… вылазит, как припадочный -
Нет, чтоб поговорить со мной, он - матом сразу крыть,

Таким забористым, что воскресали мёртвые:
Всё тот же Муромец с конём и те, кто иже с ним -
И в драку на меня - все злые да упёртые…
Так с грустью осознал, что я - отчизною гоним.

И вот ушёл тогда за речку - за Смородину,
Калинов мост разрушивши, уснул в горе Фудзи.
Но снится мне, что я беседую о Родине
С Иваном этим чокнутым... Живучий паразит!..

Придраться к стилистике  в этих стихотворениях мне трудно (сейчас я не обращаю внимание ни на исполнение стихов,  ни на грамотность их записи, а только на их соответствие заданному стилю речи!!!): персонажи, как умеют,   исповедуется перед собой в форме внутреннего монолога, заменяя автора, который спрятался за ними… Можно и так, но… 

Стиль речи внутреннего монолога и редкий, и трудный. Искренние, откровенные  стихи любят все (в чем я не раз убеждалась на собственном опыте публикации стихов  на сайте), но вот писать их не любит никто. Ведь автору нужно не только быть честным с собой, нужно еще и умение сделать это поэтическими средствами - талантливо, так, чтобы сказанное оказалось близко и понятно другим - вызвало отзвук в душе других, вроде такого: «эти стихи про тебя... про меня... про неё... про душу живую...».  Мы ведь все - не ангелы, только не хотим об этом говорить вслух…

То, что в стихах участников почти не было внутренних монологов, меня удивило. Очень сильный состав участников (больше половины их - лауреаты Фонда ВСМ!) и  высокое качество стихов, но все стихи - не совсем о том и не совсем такие, как надо…

На протяжение всего приема заявок я дополнительно «гуляла» по сайту, читая новые публикации, но практически ничего подходящего для конкурса не нашла. Не любит наш автор беседовать с собой и еще больше не любит открывать эти беседы другим! Нам всем гораздо проще и приятнее обличать стихами других, давать советы, спорить, утверждать свое мнение - в форме монолога! - или просто красиво печалиться о себе вслух. Но печалиться не о своих ошибках или характере, а об обстоятельствах… Это - так… к слову.

Исповедь не была темой конкурса, вот её и не было. Так что сетовать мне на это  не стоит. Но и без исповеди, которая  в условиях приема не требовалась, ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ К СЕБЕ в конкурсных стихах тоже почти не было! Не было важнейших признаков внутреннего монолога – сомнений, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенных для других! Были только попытки этого, в которые то здесь, то там вклинивались элементы того, что человек обычно вставляет  специально ДЛЯ ДРУГИХ и вряд ли бы употребил  в речи ДЛЯ СЕБЯ - «показушные» фрагменты речи.

Сначала приведу те стихи, которые (на мой взгляд!) хотя бы в какой-то степени соответствуют по стилю речи внутреннему монологу и, в то же время, хороши по исполнению и грамотны по записи (ГРАМОТНАЯ  ПУНКТУАЦИЯ  БЫЛА УСЛОВИЕМ  ДАННОГО КОНКУРСА):

№4. Торжество надежды. Вера Шкодина

Звездный дождь, на планете посеявший души,
Был случаен, иль замысел мудрый имел?
Человеку подарены небо и суша,
Беспредельность мечты, но и жизни предел.
"В этом мире я только прохожий", как странно!
Не меняет природа законов своих:      
Над рекой пелена голубого тумана,
Сонный ветер в листве заблудился, притих.
Я люблю одуванчиков теплые стрижки
И травинку, что вновь пробивает бетон.
Донкихотствовать сложно и, может быть, слишком,
Чтобы жизни усвоить жестокий закон.
Дремлют в летнем лесу  поседевшем деревья,
Вверх стремятся посланцы небес - светлячки.
Я лишь слабое эхо природы. И древний
Дух земли открывает ночные зрачки.
Но опять над Землей торжествует Светило,
И лучи по ветвям пробегают, звеня.
Я сливаюсь с природой, с бунтующей силой,
С полнозвучным оргАном священного дня!

Мне понравилось здесь начало стихов. Далее  автор разговаривает уже не собой, а «красиво излагает» очевидное, как это и характерно  для жанра лирики.

№5. Почему всегда тянет в небо? Виктория Дорошенко

Почему всегда тянет в небо?
Птицы...
Им доступна вся ширь голубой бездны!
Нет дорог, размыты дождём границы,
Пара крыл заменяет уют кресла.
Ах, свобода!
Какая? Решит случай,
Но стремление ввысь не даёт думать:
Выбирая судьбу, мы хотим лучшей.
Ищем солнце, а можем попасть в сумрак,
Заплутав между туч, не найдя света,
Вдруг захочется вниз,
К своему крову…
Но поманит опять голубым цветом -
И вперёд, высоко
За мечтой,
Снова!

Хорошее начало - вопрос к себе. Но нет ответа, далее идет обезличенное рассуждение и появляется «мы» и чуть-чуть красивого  пафоса, а это уже совсем другая стилистика,  признак философской лирики.

№6. Кредо рядового служителя поэзии. Геннадий Солодилов.
 
Над тучными долинами Эллады
Спесиво возвышается Парнас –
Обитель муз. Но мне туда не надо.
Я скромный пахарь, а не скалолаз.

Как много тех, кто мнит себя поэтом,
Туда стремятся телом и душой,
Но лишь хламиды рвут себе при этом,
А мне и здесь, в долине, хорошо.

Там гении внимают благосклонно
Несущееся снизу: «Исполать!»,
Но поселились в этом пантеоне
Лишь те, кто смог Пегаса оседлать.

Им удалось залезть на эту горку
Через обвалы, оползни и лёд,
А я себе придумал отговорку:
Мудрец за славой в гору не пойдёт!

Философское  осмысление  себя - сравнение ОНИ и Я. Не исповедь, не откровение, но есть ощущение, что человек решает важный для себя вопрос. Хотя и делает это немного «на публику», - не без этого!!

№7.  Предчувствие беды. Елена Заостровцева.
 
Предчувствие беды
и встречи с неизбежным -
Последний перегон,
последний поворот…
Судьба – немой палач –
мне скоро вены взрежет,
И здесь неважен срок –
минута или год.

Расклад неотвратим,
и силы нет поверить,
Что ждёт в конце пути
лишь боль и чёрный дым.
Всё обратится в прах,
и точен в полной мере
Неписаный закон
предчувствия беды.

А как же радость встреч,
любовь, смятенье, ярость?
И на морской волне
дорожки лунной свет?..
Всё тщетно. Сделать шаг
и дверь открыть осталось.
За ней – лишь пустота:
Нет Бога. Жизни нет.

Предчувствие беды –
как рана в подреберье,
Рыдать – ещё больней:
сжать зубы и терпеть.
Ведь некому сказать
за той, последней дверью:
«Приветствуют Тебя
идущие на смерть!»

В этих стихах нет ни вопросов к себе, ни разноголосицы собственных суждений, но тема и ее «камерные» интонации таковы, что мне сложно представить себе этот монолог как выступление перед другими. У меня есть ощущение внутреннего монолога, хотя, может, я и не права…

№8. Любовь. Ирина Воропаева

Я не хотела. Я устала.
Опять любить! Тяжелый труд –
Любить. Ведь, что ни сделай, будет мало
Тут.

Как белка в колесе,
Как лошадь ломовая…
Идите-ка вы все!
Да жизнь такая –

Не жизнь…
Любовь – жестокий плен,
И в этом перемен
Не жди.
Предел страданий впереди,
Но, худшею из зол:
Кого любила – тот ушел.
И ладно б изменил – ушел навек,
Ведь смертны зверь и человек.

И не сумела, не спасла
Опять.
И пусть в клочки изорвала
Всю душу, но дырявый плат

Не смог согреть,
Конечно,
Когда дохнула смерть
Остудой вечной,
Последним усыпляя сном…

И вместо рая - ад…
Довольно мне утрат!

Но дело в том,
Что жизнь – и непреклонна,
И неугомонна:
Через плиты
Могильные, хотя и прочно вбиты
В сырую землю, приминая холм,
И сквозь закатанный асфальт,
Вслепую, наугад,
Упрямым непокорным сорняком
Взошла ростком.

Глаза в глаза – бескомпромиссным взглядом:
- Ну что ж ты плачешь, – мол, не мучай, не губи.
Ведь я же вот он весь, твой, и не где-то – рядом.
Прими, не обижай, терпи, люби.

Хочу обратить ваше внимание на эти стихи. Первое мое впечатление от них - частые смены ритма и  хаос звучания, притом, что очень точно  передана сумятица души и  интонации разговора с самим собой. Вчитавшись, я обратила внимание,  что хаоса ритма как раз здесь и нет - стихи  записаны строками с обязательной рифмовкой концевых слов, везде -  ямбом, в котором встречаются пиррихии (безударные стопы -00). Произвольное количество стоп в строках - признак ВОЛЬНОГО СТИХА, в котором к концу стихотворения добавляется еще и ВОЛЬНАЯ РИФМА: рифмовка внутри групп строк (структура строфы) тоже меняется, но каждому слову в конце строки все равно находится своя рифма. Звучит это творение сложно - рвано, но именно это звучание как нельзя лучше передает интонацию напряженного внутреннего монолога.  За смелость и за оригинальность, а главное - за умение подобрать форму, работающую на заданную стилистику, я поставила эти стихи на первое место.
 
№9. Прощай оружие. Андрис Сайнио.

Прожектором небо расколото.
Луч - скальпелем по глазам.
Дрожа от дождя и холода,
Скрываясь, бреду по городу,
Зачем? Я не знаю сам.

Не мною придуманы правила -
Врага я наотмашь бью.
Удача меня оставила:
Вдруг выстрел коротким заревом
Судьбу обрывает мою.

Но нет! Залатаю раны я!
Встаю, я опять «в седле»!
Стрелять и взрывать не устану я,
Но все повторяется заново,
Как будто в плохой игре.

Сжимаю приклад до боли.
Мой геймер – он мой тиран!
Устал я от этой роли.
Как вырваться мне на волю
И выскочить за экран?

Но я не могу ослушаться:
Курсор для меня - магнит...
Так пусть этот бег нарушится!
Пусть замкнутый круг разрушится!
Зависнуть - прощай оружие!
Курсор бесполезно кружится!
Теперь лишь "Alt,Control,Delete"

Начало мне здесь понравилось больше, чем концовка (стихи к финалу становятся более надуманными - «интересными»), но в целом - достойные стихи.
 
№10. Память. Светлана Обрандт.               

Ночная мгла – мой исповедник:
Пред ней не покривлю душой.
Луна - услужливый посредник
Меж памятью моей и мной.

Я взвешу все свои поступки
Бессонной ночью в звёздный час:
Без компромиссов, без уступки,
Без фальши вымученных фраз.

Страницы лет былых листаю
Без скидки на судьбу иль рок.
Ответственность не возлагаю
Ни на кого я. Видит Бог,

Что я сама, порой, грешила,
Могу ль кого-то упрекнуть,
Что не любимых я любила
Или не тот избрала путь.

Страницы есть, что не исправить,
Не зачеркнуть, не позабыть,
Всю ночь настойчивая память
Мне будет душу бередить…

Фемиде ли слепой доверить,
Чтоб вынесла свой приговор?
Моим находкам и потерям
Я – адвокат и прокурор.

Из окон свет струится лунный,
Осталось ночи полчаса.
Кот подошёл ко мне бесшумно,
Участливо глядит в глаза,

Как будто мне сказать желает:
- Зачем былое вспоминать?
В окно взгляни: уже светает,
А ну, взбодрись – пора вставать!

Соответствие заданной стилистике здесь  на грани возможного: автор скорее рассказывает себе свою жизнь, чем разговаривает с собой. А последние две строфы - просто лирическое украшение, которое плохо стыкуется с внутренним монологом. Но, если не учитывать конкурсное задание - стихи  отличные.

№11. Я смогу это сделать. Поющий Ветер 8.
 
Смогу ли я убить? Вот так вопрос...
Усмешкой недоверье тронет губы.
Но отчего вдруг так заныли зубы?
И интерес к вопросу так возрос?

Задумалась... И стало странно так:
Неужто я смогу убить кого-то?
Что подтолкнёт? Не единица ж лота.
С вопросом не попасть бы мне впросак.

И, размышляя долго, поняла.
Открылось, точно не было секрета:
Смогу при форс-мажоре сделать это.
Как будто шоры с глаз своих сняла.

Оружие возьму я лишь тогда,
Когда угроза будет чьей-то жизни,
Произойдёт война в моей Отчизне,
С бандитами войдёт в мой дом беда.

И, защищая дом, свою семью,
Я выстрелю. В упор. Не сомневаясь.
Не размышляя долго и не каясь.
Я просто жизни близких сохраню.

Стихи, полностью отвечающие конкурсному заданию. Может быть, не самые удачные по лексике (подбору слов), но грамотные по исполнению и не пустые по содержанию. Хорошие стихи.

№ 12. Себе, стихоплёту. Борис Поляков 2.

Запретов нет,
не скромничай, твори!
Заждался свет
"нетленных" строк твоих...

Но строгий счёт
веди своим словам –
ты жив ещё,
любовь ещё жива.

Пусть будешь бит –
будь честен пред людьми:
не может быть
стихов не о любви.

Афористичные стихи. Лаконичные. Грамотные по исполнению. Автор обращается к себе и находит решение для себя, но пишет все-таки немного на публику. Не совсем внутренний монолог, но и обратного доказать не смогу.

                **********************

А теперь несколько стихотворений, которые мне понравились, но по разным причинам я их не номинировала.

№13. Монолог скамейки. Татьяна Шкодина 2

Качели, пруд, бетонный парапет… -
Немногое от прошлого осталось.
Для парковой скамьи семнадцать лет –
Солидные года. Седая старость.

Как шумно было нынешней весной! –
Цветы сажали, обрезали ветки,
Скамейки заменили… Мне одной
Остаться удалось в тени беседки.

А скольких стариков, детишек, мам
Я вспомнить бы могла! Истерлись доски
И надписи я помню: тут и там
Оставили влюбленные подростки

Сердечек процарапанных тату
И строчки нескончаемых примеров:
«Алёна плюс Сергей» опять прочту,
- Равно «любовь»… - у юных кавалеров

Всегда с собой был ножик или гвоздь.
Но я люблю, поверьте, эти шрамы!
А сколько слёз увидеть мне пришлось!
Какие здесь разыгрывались драмы!

Сегодня тоже парочка сидит –
Уже который час… Стемнеет скоро.
У этих голубков счастливый вид.
Ах, эти мне влюбленные! Умора…

Они уйдут, похожие вдвоем
На двух тигрят. Помчатся к электричке.
И расплывется кляксой под дождем:               
«Окрашено»… - на маленькой табличке.

Скамейка, от имени которой произносится монолог, обращается  к мысленным собеседникам («Но я люблю, ПОВЕРЬТЕ, эти шрамы!»), а не к себе. Она ни о чем себя не спрашивает, не перебирает разные свои мнения, она просто рассказывает другим. Это - выступление скамейки, ее монолог-рассказ, а вовсе не внутренний монолог. 

№ 14. Монолог обиженной двери. Валентина Калёва

- Явился!.. Вот возьму, и не впущу!
(Ну (зпт)  сколько можно так хозяйку мучить  -  (здесь нужно двоет., а не тире)
Поверила какому-то хлыщу,
И слёзы льются, словно дождь из тучи.)
Подумаешь: цветы и шоколад...              (здесь нужно тире или зпт, а не двоет)
Хозяйка шоколад не уважает!
Цветочки любит, аж глаза горят,
На клумбы глянь — какие урожаи:
Петуньи, георгины всех сортов -
Твой жалкий веник рядом не поставишь!
Стой! Коврик видишь? Ноги вытер чтоб -          (нужно двоет, а не тире)
Вчера уборку делала Наташа!
А, вот она — открыла и молчит...
На шею бросилась, целует, обнимает...
Я знаю, что восторг не нарочит,
Ведь ты не приезжал с начала мая!

Вошли в квартиру, он закрыл меня -
Так по-хозяйски потянув за ручку...
Чего ж я разошлась, его браня? -
Он в прошлый раз назвал меня «скрипучкой»!

Аналогичный случай: не внутренний монолог, а разговор с окружающими: дверь ни разу не обратилась к самой себе, только к тем, кто проходит через нее. Кроме того, есть неточности в пунктуации, что члены жюри не должны были номинировать.

№15. И оставаться одинокой. Созерцающая Много Раз.

Печаль и грусть всегда со мной, они рождаются из нави
И заполняется тоской туманный мир из догм и правил.
Не удержаться на плаву, где иллюзорны пьедесталы:
Раз объявив себе войну (нужна зпт) снег белый превратится в талый.
Необязательны слова, произнесённые небрежно,
Но я по-прежнему жива одной, единственной надеждой... (лишняя зпт)
Однажды обрести себя, найти, что с лёгкостью теряла,
Услышав музыку дождя, вернуться в самое начало: (нужна зпт, а не : )
Где неизбежность цвета беж, а облака плывут (зпт)  как рыбы (зпт)
Туда, где волглый воздух свеж, в страну закатного Магриба.
Утратив мелочное вмиг, увидеть солнце на ладони,
Как (зпт) прикрывая алый лик, оно безропотное тонет.
Мне будет легче пережить несправедливый ход планеты,
Когда я наконец пойму, что в мире нет двух зол(зпт)  и это
Есть средоточие всех бед: смотреть сквозь призму однобоко, (лишн зпт)
И ждать бесчисленных побед, и оставаться одинокой.

 Исповедь, самоанализ, но слишком много красивых образов на публику - это стилистика не внутреннего монолога, а лирического послания для других. И слишком много явных (не допускающих иных вариантов) ошибок пунктуации.

№ 16. Закатный час. Ольга Иштяк.

Уходит жизнь по капельке из тела,
Секунды мерно отмеряют срок.
И мне уже нет никакого дела,
Что там мудрец давным-давно изрёк.

Какой резон зубрить чужие мысли,
Когда от "граблей" не спасли слова?
Ещё коварней - это слово "если",
С частицей "бы" не сплю я до утра...

Я перед Богом — вся, как есть — нагая:      (сомнительное исп. обоих тире)
С души опала шелуха прикрас.
За горизонт, багровым угасая,
Заходит солнце в свой закатный час.

Философская или интимная лирика.  Хорошая лирика. Но внутренний ли это монолог? Не уверена. Человек сообщает себе то, что он понял, ни в чём не сомневаясь и ничего не вопрошая. Он не разговаривает с собой, а оповещает.

№17.  Осень жизни. Евгений Аксельрод. 

Вновь листья, как жёлтые птицы,
Кружат над усталой землёй.
Пора наступила проститься
С теплом перед долгой зимой.

Пора наступила поведать
Все тайны свои октябрю: (не тот знак)
Печали, тревоги и беды
Охотно ему подарю.

Пора наступила поверить
В конечность земного пути,
Замедлить свой шаг и проверить:
Что в жизни успел запасти?

Богатство, чины и награды?
Не смог, да не очень хотел.
Лишь милой счастливые взгляды
За жизнь накопить я сумел.

Призов не урвал я и славы,
Достатка у жадной судьбы,
Добился лишь хрупкого права
Собою самим в жизни быть.

Не стал и известным поэтом,
Чьи книжки в архивах хранят.
Но кто-то ж прочтёт строчки эти,
Когда уж не будет меня?..

У меня нет ощущения, что это разговор автора с собой, даже несмотря на наличие в стихах вопросов. Лирическое  стихотворение, где автор поэтично рассказывает о самом себе - для читателя.

Думаю, что примеров достаточно.  Хотя и они - спорны. Стиль речи - это то, что нам проще ощутить, чем описать и определить особыми приметами.

                *********************************

Что касается второго условия номинации - грамотной записи стихов, то уже через неделю периода приема заявок я поняла, что погорячилась, поставив условие наличия в тексте хотя бы одного случая использования двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП). Читая заявки, я стала находить в стихах строки, где вместо прежней запятой или тире, или вообще какого-либо знака, автором было принудительно вставлено двоеточие - чаще всего, не к месту:

«Я мечтаю найти:                (!!!! - не нужен никакой знак)
в бесконечной вселенной границы,
разорвать неизвестную ночь - мириадами звёзд,
научиться парить, в небесах голубых - словно птицы...»

Или:

«Не меняет природа законов своих:   (!!!- нужна тчк или воскл. знак)
Над рекой пелена голубого тумана,
Сонный ветер в листве заблудился, притих».

Или:
«Шел, наощупь искал твой затерянный свет: (!!!! нужна  зпт)
В полумраке веков был любви алчно предан...»

Или:
«Поднимусь над ночными ветрами,
Дом души вспоминая как сон:      (!!!    нужна зпт)
Ту звезду, что сиянием манит,
Бьется с сердцем моим в унисон».

Или:
«Пора наступила поведать
Все тайны свои октябрю: (!!!! нужна тчка или зпт)
Печали, тревоги и беды
Охотно ему подарю».

Такие принудительные вставки двоеточия были ошибочными и часто лишали стихов их номинации: по условиям всей конкурсной серии в ней номинироваться могут только стихи, ЗАПИСАННЫЕ БЕЗ ОШИБОК.

А еще в пакете были стихи, где автор хотя правильно использовал двоеточие, но судя по всему, был уверен, что оно стоит в БСП, то есть в сложном предложении, а не в простом, где просто есть перечисление чего-либо. Автор понятия не имеет, что если предложение является сложным, то в нем должно быть больше двух (или  более) действующих лиц (подлежащих) и двух (или более) действий (сказуемых)…

Чтобы мои дорогие участники перестали портить свои и без того небезукоризненные  с точки зрения правильной расстановки знаков тексты, я в середине приема отменила второе условие - обязательное использование двоеточия в БСП. И правильно сделала: не сделай я этого, нам нечего было бы номинировать...

Мне очень хотелось всем миром разобраться в правописании текстов наших стихов, но теперь понимаю, что эта задача для меня неподъемна. Меня на это не хватит! Или звания присваивать, или грамоту вспоминать. Большинству авторов звания  гораздо нужнее, чем  постижение тонкостей родного языка.

Начиная со 2 тура серии «Птицы Говорун», дополнительных заданий на использование конкретных знаков препинания я давать не буду. Кто искренно хочет вспомнить и разобраться в использовании знаков препинания, я готовлю подборки статей  о записи стихов  в сборнике «Все о записи» - с примерами. Имеющий глаза, а главное, нужду в этом - прочтёт.

А вот общее требование ко всей серии «ПТИЦЫ ГОВОРУН» сохраню: номинироваться  в ней (и пока только в ней одной!) будут только стихи, записанные без очевидных (не имеющих двоякого применения знаков) ошибок. Члены жюри, конечно же, могут ошибиться и что-то просмотреть, поэтому В ТАБЛИЦЕ НОМИНАНТОВ итогового протокола могут оказаться стихи, с пропущенными ошибками записи. Вот только призерами конкурса такие тексты стать не смогут.   

На этой, грустной для меня ноте, я заканчиваю разбор 2 тура «Птицы Говорун».

Прием заявок на 3 тур «Птицы Говорун» по http://www.stihi.ru/2015/11/09/3593

С уважением  и благодарностью  ко всем участникам, ваша АлКора.