Новогодняя ёлка и Ирония судьбы

Священник Александр Хлебников
Ёлку будем ставить на Новый год, а зачем? Ёлка она символ Рождества. Постишься, Рождественский пост тогда можно поставить, не постишься, нет и смысла ёлку ставить.
Помните, пели песенку:

Маленькой елочке холодно зимой.
Из лесу елочку взяли мы домой.
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых!
Бусы повесили, яркие шары,
Сласти, подарочки — все для детворы.
Нравится елочке наше торжество,
Весело, весело встретим Рождество!
В советские годы последние две строчки выкинули.

Ещё помните Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке".

Наши прадеды слышали такие стихи:
Только тот, кто друг попов, Елку праздновать готов. Мы с тобой враги попам. Рождества не надо нам!
С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским.


Так говоришь новогодняя ёлка с пентаграммой* звездой колдунов на макушке. Помните Фауст бесу мефистофелю "ты испугался пентаграммы". Бес пентаграммы не боится, его вызывают её посредством. Он ловко обманывает несчастного, продавшего ему душу, что якобы тот не дочертил сей знак.**
    "Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: волшебный знак у вашего порога.
    Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путём впросак попался?
    Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, и промежуток в уголке остался. Там, у дверей, и я свободно мог вскочить."

 Одним лучом вверх символизирует - антихриста,  двумя лучами - сатану. Троцкий носил звёздочку двумя лучами вверх.

*"Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец — это знак "спасителя". (антихриста прим. Авт.статьи В колдовстве всё перевёрнуто.)" Элифас Леви. Учение и ритуал Высшей магии. — 1854—1856
Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука. Символизировала траекторию планеты Венера, Утреннюю и Вечернюю (см. также Фосфор и Эосфор, Люцифер).

**Крест - вот защита от нечистой силы. В основании восьмиконечной Вифлеемской звезды - Крест.

После революции 1917 года детские ёлки в России (и далее в СССР) сперва всячески травились, высмеивались и порицались, как «чуждый и не пролетарский» обычай:

Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку...

Идея возвращения в советский обиход новогодней ёлки для детей принадлежит Павлу Петровичу Постышеву, второму секретарю ЦК КП(б) Украины. 28 декабря 1935 года «Правда» публикует его письмо об официальном признании Новогодней ёлки, которая в то время была запрещена как пережиток. И уже через три дня страна встречает Новой год "по-новому" (то есть по-старому). "Решение", разумеется, было принято заранее. Одновременно с победой над троцкистами (главными непримиримыми противниками старых традиций) была запущена идеологема "Жить стало лучше..." и в жизнь людей было решено впустить немного "старого быта".

А новый 1937 год встречали уже с Дедом Морозом. И именно в ходе празднований этого Нового года в январе на новогодней ёлке в Доме Союзов появляются Дед Мороз и Снегурочка.

Если раньше в Рождественские и Пасхальные праздники люди воспринимали как творение добра: посещали заключённых ("Записки из мёртвого дома" Достоевский), благотворили бедным ("Лето Господне" Шмелёв, "Мое милое детство" Лукашевич) т.е. творили добро и где-то переосмыслили свою жизнь ("Рождественская песнь" Диккенса, "Мальчик у Христа на ёлке" Достоевский, "Девочка со спичками" Андерсен, он же "Снежная королева", "Дары волхвов" Генри и пр.), то сейчас, особенно Новый год, это повод нарушить пост, нажраться и напиться. Как узнал, некоторые даже не ставят ёлку, уж молчу, что она Рождественская, а даже новогоднюю. А подарки детям куда кладут спрашиваю, под тумбочку. Какое-то оскотинивание, потеря не только духовных, но и культурных корней, жизнь только плотью и для плоти. А что "празднуют", да, Новый год, это как бы должно быть временем новых стремлений, дел, перемен, а становиться по сути "празднованием" ещё одного прожитого года временной жизни на земле. Целого года из твоей жизни, которых и не так много.


Празднование Нового года по китайскому календарю показательный пример как мы относимся к своей культуре и вере.
Ни одна традиционная религия России, ни какие культурные и исторические традиции народов России не соответствуют этому почитанию китайского календаря, но всё же из года в год мы слышим с первых полос  СМИ то про год свиньи, то  дракона, обезьяны.
Для верующих православных Новый год - это год от Рождения Христа.   

А вы говорите год обезьяны, в обезьян люди превращаются на новый год, это кто не постится и Ваньками не помнящими родства прозываются.


Иронию судьбы смотрим каждый год, а там есть просто потрясающая мысль: Не может быть запланированного счастья. А мы то всё планируем, свадьбу, детей, семью. Вот закончу универ и... вот куплю квартиру и.... вот куплю машину и.... И что? А ничего это не остановить. Куплю шубу, айпад, поеду отдыхать и пр. без остановки. Большое Я надо кормить, эгоизм это такая штука, когда моё, мне на первом месте. Поэтому один ребёнок, поэтому мужа нет или жена с ребёнком брошена - вот-с запланированное счастье.

Песня есть фильме на стихи Марины Цветаевой "Мне нравится" подлинный вариант знаете?
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Произносите ни днем, ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

О чём речь, о Таинстве Венчания. Человек в советские годы знал, что такое Венчание, уже 25 лет нет открытых гонений на Церковь, ты, что знаешь о Венчании?
Лукашин когда возвращается домой в Москве идёт у храма и звучат стихи:
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим...

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Александр Кочетков

Это фильм о настоящей Любви, которая хоть и поздно, но пришла к героям, не расчётливая, а всепоглощающая, меняющая, сердечная. А кто там смотрит на грехи, тот видит, может в зеркале себя, не забывайте это фильм, а вот задуматься надо сами то как живём, по Любви или по расчёту, хотя бы венчаны??? Режиссер как мог доносил мысль о Боге, несмотря на цензуру, фильм начинается с вида храма.



"БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ..."
Мало найдется людей, которым незнакомы строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле, стихотворение называется иначе — «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков. В течение творческой жизни у большинства поэтов зарождаются строки, которые становятся апофеозом, и таковыми для Александра Кочеткова стали строки из «Баллады о прокуренном вагоне».

Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи – Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться и, уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. По истечении трех дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи — Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

Все произошедшее заставило поэта задуматься о роли случайностей в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий судьбы. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1932 году, напечатано оно было лишь спустя 34 года в сборнике «День поэзии». Однако, еще до опубликования, эти проникновенные строки никого не оставили равнодушными и передавались буквально из уст уста, как и сама история его создания. После выхода в свет стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» стало включаться в многочисленные сборники стихов как одно из лучших лирических произведений того времени.

Александр Кочетков написал много замечательных стихов, но он так и остался в памяти благодаря своей «Балладе…». Прошел не один десяток лет со дня написания «Баллады…», а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться гимном всех влюбленных. И в любых жизненных перипетиях самое главное – это всегда следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!», и тогда отступит даже неизбежное.



Для тех кто празднует не 2017г. от Рождества Христова, а год петуха.
Братья и сёстры, ой, нет, вы же не православные;
Дамы и Господа, ой, опять нет, вы же забыли историю, культуру и веру своего народа, о том как праздновали Рождество Христово до 1917г. можно почитать ниже;
дорогие товарищи, вот тут уже ближе, в конце 80-х уже начинали мусолить по телевизору восточный календарь;
как же к вам обращаться, не знаю.
Атеисты, опять нет, атеисты не верят в языческие календари;
учителя, ученые, тоже вроде бы нет, потому что не должны верить в лженауку астрологию, хотя в школах повсеместно видишь обратное.
В общем те, кто верит в гороскопы и в китайское язычество, по их мнению "В 2017 году, согласно Восточному календарю, на смену амбициозной Огненной Обезьяне придет знак, который обещает быть еще более успешным и запоминающимся. Это будет год Огненного Петуха". Во что вы верите, и кому отдаёте свою веру, то может и случиться, будьте осторожнее, как бы этот петушок не клюнул вам в голову.

Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

А.С Пушкин СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ

Празднование по китайскому календарю показательный пример как мы относимся к своей культуре и вере. Ни одна традиционная религия России, ни какие культурные и исторические традиции народов России не соответствуют этому почитанию китайского календаря, но всё же из года в год мы слышим с первых полос СМИ то про год обезьяны, то теперь петушков.

Год ли Петуха?
http://www.stihi.ru/2017/01/02/4033



С Рождеством Христовым и Новым годом! Проповедь написана 2013г.

 Новый год - время новых надежд, стремлений. Не просто Новый год, а Новый год от Рождения Христа. Прошло 2013 лет от Рождества Христова, но, несмотря на многие беды и напасти, все также ярко сияет Вифлеемская звезда на Рождественской елке, и Ангелы воспевают родившегося Спасителя мира. Все также кланяются младенцу Христу простецы - пастухи, приносят дары мудрые волхвы. Ирод ищет убить Богомладенца, большинство же просто спит, не ведая свершившегося Таинства. Именно это мы видим и сейчас. Есть простецы, видящие Бога чистым сердцем, есть мудрецы, через познание мира видимого видящие Создателя, есть лицемерные убийцы, дошедшие до убийств собственных детей, забывшие заповедь Божию, "что сотворили одному из малых сих, то сделали Мне", есть безразличные, которых всегда большинство.
   Когда мы читаем о Рождении Спасителя, то должны подумать, а сами мы кто в этот святой и чудесный день. Мы как волхвы, имея много средств, тратим свое золото на помощь нуждающимся?  Мы, имея мудрость, ищем Христа или в своём самомнении не ведаем Бога? Мы верим в простоте как пастухи и как те простые наши бабушки, что верят в Бога в простоте сердца? Мы как Ирод, убивший детей, также убивали своих детей абортами и даже в Рождественский пост не покаялись в этом, это касается и мужчин разрешивших убийство и женщин совершивших его. И отказавшись от заботы о своих детях, принесли ли покаяние, хоть в этот пост пожертвовавшие свои средства на помощь сиротам, многодетным или неимущим? Мы славим Христа как Ангелы, принеся неоднократно покаяние через Таинство Исповеди в пост и молясь на Рождественской службе в храме? Или мы просто спим, как и большинство, в тот момент когда на земле родился Бог?

   Мы сохранили традиции, но потеряли их смысл. Наши предки (до революции и, кстати, после) не знали никакой новогодней елки, с елкой была прочная - ассоциация - Рождество Христово. Новогодняя елка - замена Рождественской, была придумана в советское время, да и то не сразу, вначале этот праздник вовсе был запрещен.

   Рождественская елка украшалась Вифлеемской восьмиконечной звездой, изображением Ангелов, пастухов и волхвов, игрушками - символом даров, принесенных волхвами родившемуся Спасителю. 
Детям дарили подарки, устраивали  после ночной Рождественской службы праздничный стол,  водили хороводы вокруг елки, пели колядки - Рождественские песнопения, славящие родившегося Христа.
Главное действующее лицо елки: Дед Мороз, в Европе Санта Клаус - Святой Николай - Святитель Николай Мирликийский Чудотворец - великий православный святой, которого почитает весь христианский мир и которого как нигде почитал наш народ. Сколько веков прошло (примерно 1700 лет), а память, хоть и замутненная об этом святом человеке, православном епископе, нищелюбце, хранится в сердцах людей. Посмотрите даже на пресловутого деда Мороза, его одеяние один к одному повторяет зимнее одеяние православного епископа. Шапка - скуфья, зимняя ряса, посох - символ Архиерейской власти, Пастыря стада Христова.
   Сам способ дарения подарков детям тайно - глубокая  евангельская традиция "творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая." Как говорили раньше детям: "Боженька принес, Святитель Николай".
   То, что сейчас Рождество Христово отделено от Нового года, в этом, возможно, и Промысел Божий. Большинство проводит Новый год в пьянстве - одним из самых страшных недугов человеческой души. Если собрать слезы, пролитые от этого греха, можно не раз наполнить все моря и океаны мира.  Недаром именно 1 января по н.с.  празднуется день Святого мученика Вонифатия, которому молятся о находящихся в недуге пьянства.  Поэтому Рождество Христово даже для малоцерковных людей в России - это именно Рождение Христа. Для примера: на Западе Рождество для многих просто праздник, и по опросу лишь 20% связывают его с христианством. Вот так выхолащивается суть происходящего из сознания людей.
   Мы все знаем песенку про маленькую ёлочку "Маленькой елочке холодно зимой..." из которой в советские времена был убран куплет про Рождество Христово:

Маленькой елочке холодно зимой.
Из лесу елочку взяли мы домой.

Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых!

Бусы повесили, яркие шары,
Сласти, подарочки — все для детворы.

Нравится елочке наше торжество,
Весело, весело встретим Рождество!

С Рождеством Христовым и Новым годом!


Рождество Христово
http://www.stihi.ru/2015/01/06/3407






Фрагмент сказки Снежная Королева в подлиннике:
Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы…
— Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!
Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался…



А теперь о том, как родилась всем с детства известная песня "В лесу родилась Елочка ..."

История эта началась давно — в 1878 году, когда у Адама и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой) родилась дочь Раиса. Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки. Это было типичное старомосковское семейство — хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам.

В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом. ...

В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже обожал Раечку.

— Раечка, а у нас будет елка? — спросил он накануне Нового года.
— Конечно будет, — ответила Рая.
— А гости будут?
— И гости.
— А какой стишок я буду им читать?
— Ну, хочешь, выучим с тобой Пушкина.
— А у Пушкина есть стихи про елочку?

Раиса задумалась и ничего не смогла вспомнить.

— А ты непременно хотел бы про елочку?
— Непременно.

Мальчик уснул. Раиса пошла к себе в комнату и начала сочинять. Она представила себе детишек, бегающих вокруг елки, и Алешеньку в нарядном бархатном костюмчике. Он стоит под елкой и читает: «Гнутся ветви мохнатые / Вниз к головкам детей. / Блещут бусы богатые / Переливом огней:»

А потом представила себе елочку, но только в лесу. Как она стоит там, одинокая: «Метель ей пела песенку, спи, елочка, бай-бай...»

И она вспомнила, что ей уже 27 лет, а она никак не дождется своего праздника. Получилось что-то личное. И почему-то вспомнился князь. Ему было 50 — не такой уж и старик. Утром он посмотрел на нее как-то тепло и внимательно и почему-то назвал Раей, а не Раисой Адамовной, как обычно. Она тряхнула головой, чтобы отогнать ненужные мысли и напрасные надежды. К утру стишок был готов.

А днем она отнесла его в журнал «Малютка», где ее ждали и любили как постоянного автора. Подписалась, как обычно, буквами «А. Э.». Вот, собственно, и все.

Рае не показалось: князь действительно стал обращать на нее внимание. Они все чаще оставались вдвоем как будто случайно… Но оба не решались признаться в своих чувствах даже себе самим. Она — потому что не смела и думать о такой выгодной партии. Он — потому что боялся оскорбить ее гордость. Все-таки разница в возрасте. Только через три года князь предложил своей гувернантке руку и сердце.

Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой. Тогда, в начале века, ее называли княгиней, у нее был собственный дом, любящий муж и приемный сын. Раиса уже почти позабыла о своих стишках про елочку.

Как-то Раиса Адамовна с семейством ехала в Петербург. Попутчицами оказались бабушка и ее внучка. Познакомились, разговорились. Старушка попросила внучку спеть песенку. И девочка, расправив юбочку, запела: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла:»

— А что же это за чудесная песенка? — спросила Кудашева с замиранием сердца.
— О, это знаменитая новогодняя песенка из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки»!

Князь слушал вполуха и читал газету. Когда они остались одни, Рая решила: момент настал. То, что она тайно печатает стихи, тяготило ее. Ей хотелось, чтобы муж знал все.

— Ты слышал песенку? — спросила она нерешительно.
— Да. Прелестная, — улыбнулся князь.
— А слова? Слова тебе понравились?
— О, я бы хотел познакомиться с автором, — князь улыбнулся еще шире.
— Это я написала. Для нашего сына, — проговорила, краснея, княгиня.
— Никогда не сомневался в твоих талантах, — сказал князь и поцеловал жену.

... Недавно на могиле Кудашевой на Пятницком кладбище Михаил Холмогоров - писатель, племянник Раисы Адамовны - поставил памятник. На нем — слова песенки про елочку. А сама песенка принадлежит всем.

Полный вариант песни начинается четырьмя неизвестными строфами:

«Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;

Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой:

Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.

Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была...»



Клавдия Лукашевич
1914г.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
Елку показывали неожиданно, сюрпризом, и родители, няня и тетушки готовили ее, когда мы ложились спать.

За два или за три дня до Рождества мама печально говорила: “Бедные девочки, нынче им елки не будет... Денег у нас с папой нет. Да и елки дороги. В будущем году мы вам сделаем большую хорошую елку. А нынче уж проживем без елки”.,, Против таких слов ничего нельзя было возразить... Но в огорченной детской душе все-таки таилась и обида, и смутная надежда. Веришь и не веришь словам мамы и близких.

В первый день Рождества сколько счастливых детских голов поднимается ото сна с радостной грезой, в которой мерещится хвойное деревце, сколько наивных ожиданий наполняет детское воображение... И как весело, заманчиво мечтать о золотой рождественской звезде, о какой-нибудь кукле, барабане, ярких огоньках на ветвях любимого деревца. У всех детей столько мечтаний, желаний, столько надежд связано с праздником Рождества.

— Лида, Лида, понюхай, ведь елкой пахнет, — говорю я, просыпаясь в рождественское утро в самом веселом расположении духа. Румяное, полное лицо сестры отрывается от подушки. Она уморительно морщит свой маленький нос.

— Да, пахнет... Правда... Как будто бы пахнет.

— А как же говорили, что елки не будет в этом году!

— Может, и будет. В прошлом году тоже сказали: не будет. А потом все было, — вспоминает сестра. Няня уже тут как тут.

— Нянечка, отчего елкой пахнет? — серьезно спрашиваю я.

— Откуда ей пахнуть... Когда ее и в помине-то нет... Вставайте, барышни-сударышни. Сейчас “христославы” придут...

— Это дедушкины мальчишки?

— Наверно, со звездою. Дедушка им красивую склеил.

— Конечно, наш забавник старался для своих ребят... Была я у них, весь пол в кабинете замусорен, точно золотом залит... А звезда горит, переливается... Вот увидите, что это за звезда.

В то далекое время был обычай “христославам” ходить по квартирам “со звездой” и петь рождественские песни. Обыкновенно в каждом доме собиралась местная беднота: мальчики-подростки выучивали рождественские песни, делали звезду и шли по квартирам славить Христа. Не успеешь одеться, умыться, как, бывало, няня скажет: “Пришли со звездою”. Слышим топот детских ног и партия человек шесть — десять войдет в комнату. Мальчики встанут перед образами и запоют “Рождество Твое” и “Дева днесь”... Затем громко поздравят с праздником. Иногда это пение выходило очень стройно и красиво. Было что-то трогательное и праздничное в появлении “христославов”. Мы с сестрой очень это любили, радовались и с нетерпением ожидали их прихода.

“Христославы” приходили в первый день несколько раз. У нас никому не отказывали: всех оделяли копейками и пряниками... Но мы особенно ждали “дедушкиных мальчишек”. Мы бы узнали их из тысячи, они появлялись с такой прекрасной, замысловатой звездой, какой ни у кого не было. Ведь ее делал сам наш художник — дедушка. Даже нянечка и та, как-то особенно ласково и приветливо говорила:

- Ну вот, наконец-то и дедушкины ребята идут.

Мы замирали от волнения... Ребята застенчиво входят в комнату, а впереди них двигается прекрасная золотая звезда... Она на высоком древке, кругом золотое сияние — дрожит и переливается... А в середине — изображение Рождества Христова.

- Видишь, Лида, там Христос родился, — указываю я сестре на звезду.

-Вижу... Это дедушка нарисовал... Знаю…

Нам казалось, что дедушкины мальчики пели как-то особенно громко и стройно... Знакомые приветливые лица “босоногой команды” улыбались нам с сестрой... А мы конфузились и прятались за няню, за маму. “Дедушкиных мальчишек” оделяли, конечно, щедрее других. Их даже поили горячим сбитнем... Как они бывали рады и долго вспоминали об этом.

В первый день Рождества несколько омрачалось наше радостное настроение... Мы не знали, будет у нас елка или нет...

- Мама говорит, что не будет...

- А почему она смеется, — взволнованно говорю я сестре. — Отвернулась и засмеялась...

- Она всегда смеется...

- А почему дверь в их комнату закрыта? И елкой пахнет!..

- Мама сказала, что там был угар... И комнату проветривают... Холодно там.

Рассказ про угар похож на правду и начинаешь ему верить. Все-таки волнение не покидает нас. И мы таинственно советуемся:

- Можно подглядеть в щелочку.

- Нет, нянечка говорила, что нехорошо подглядывать.

Но искушение бывало так велико, что мы украдкой подглядывали в щелочку... И видели что-то прекрасное, сверкающее, зеленое... Похожее на елку... Бывало, в своем уголке мы уже переиграем в “христославов”, устроим из какого-нибудь цветка куклам елку. Но когда придут бабушка и дедушка с тетями и принесут в руках пакеты, то надежда снова наполнит наши сердца... Вскоре тетя Манюша займет нас рассказом... Заслушаешься и забудешь на время об елке... Вдруг мама запоет что-нибудь веселое... И нас торжественно введут в закрытую комнату. Дверь распахнулась — и там сияет огнями елка. Не знаю, хорош ли был старинный прием внезапно радовать детей елкой. Восторг бывал так силен, что дух захватывало от радости. Стоишь долго, рот разиня, и слова не можешь сказать. Глаза сверкают, щеки разгорятся и не знаешь, на что смотреть. А мама с папой схватят за руки и начнут кружиться вокруг елки с песнями.

Елка наша бывала скромная, маленькая, но убранная красиво, с любовью. Под елкой лежат подарки. Каждый чем-нибудь порадует другого. Тетеньки вышили нам передники. Бабушка сшила по мячику из тряпок. Папа с дедушкой сделали скамейки; мама нарисовала картинки. Няня одела наших кукол. Мы тоже всем сделали подарки: кому стихи, кому закладку, кому связали какие-то нарукавнички. Все было сделано по силам и с помощью няни. Взрослые, особенно мама и тетеньки, с нами пели и плясали кругом елки. Было весело. Но, к сожалению, в раннем детстве на наших елках и праздниках никогда не бывало детей; у нас совсем не было маленьких друзей... Помню, как-то раз няня привела детей прачки и посадила под елку. Сначала мы думали, что это огромные куклы... Но когда рассмотрели, то не было предела восторгу и радости. Мы не знали, как и чем занять, повеселить и одарить наших друзей... Ребенок все же рвется к обществу своих сверстников, к детским интересам и играм с товарищами. И кажется, та наша елка, когда у нас были в гостях дети прачки, была самая веселая и памятная.

Совсем другие елки бывали у дедушки... На них бывало слишком много детей. “Папенька для своих мальчишек старается, а вовсе не о внучках думает”, — недовольным голосом говорила тетя Саша. Но и внучки бывали в неописанном восторге от дедушкиной елки. В маленькой квартирке серого домика скрыть само деревцо бывало невозможно... И мы его видели заранее — прелестное и разукрашенное затейливыми цепочками, фонариками, звездами и бонбоньерками. Все это дедушка клеил сам, и ему помогали папа и мама...



Рождественские и новогодние рассказы:

О.Генри Дары волхвов

Достоевский Федор Михайлович. Мальчик у Христа на елке

Чарльз Диккенс. Рождественские повести

Г.Х.Андерсен Сказка Девочка со спичками

Г.Х.Андерсен Снежная Королева

Константин Победоносцев. Рождество Христово

Клавдия Лукашевич. Рождественский праздник

И. Рутенин. Зима. Рождество

Свящ. П.Н. Воздвиженский. Рождество Христово

Сельма Лагерлеф. Святая ночь

Перевёл с англ. и пересказал В.Григорян Зарянка

Саша Черный. Рождественское

Дары Артабана

Рождественский ангел

Ф. Достоевский. Божий дар

Джон КЭРИ (перевод с англ.) Золотые Туфельки

Ханс Кристиан Андерсен. Девочка со спичками

Е.Санин. Берёзовая ёлка (святочный рассказ)

Перевёл с англ. и пересказал В.Григорян. Паучки и Рождественская Ёлка

И. Рутенин. Рождественская елочка

И. Рутенин. Рождество

И. Рутенин Сказка Про Колокольчик

Рождественское утро

И. Рутенин. Пылинка и Капелька

Полонский. Зимняя ночь в деревне

И. Рутенин. Чудо-огонек

Детская молитва (прочитай и выучи)

Молитва к Божией матери

И. Шмелев. Рождество

Монахиня Варвара. Рождество Христово Детство золотое

Валентина Евстафиева Ваня

Софья Макарова. Рождественский фонарь

Митрополит Вениамин (Федченков). Малинка. Чудеса преподобного Серафима Игумен и медведь

Неожиданный Помощник

Василий Никифоров-Волгин. Крещение

Учитель доброты

Ангельские крылья

Богач и бедняк

Старая мельница

Заржавленный рыцарь

И. Суриков. Детство
Г. Галина. Утром, А. Неелова. Зима, C. Фруг. Катанье c горки
Л. Чарская. Зима, H. Абрамцева. Стародавняя новогодняя история
Д. Садовников. «В царстве суровой Зимы», О. Белявская. Снегурочка, B. Русаков. Что рассказывают снежинки, K. Бальмонт. Снежинка
А. Неелова. Что зайка увидел в сочельник, B. Афанасьев. Зимний лес
Л. Чарская. Чародей-Голод
C. Дрожжин. «Мороз в окно глядит и дышит…», Г.-Х. Андерсен. Сидень
Г.-Х. Андерсен. Сидень (продолжение)
P. Янич. Рождественская песенка, В. Брэйэр. Зимним вечером





В данной статье высказаны оценочные суждения. Статья не претендует на документальность, а также никого не призывает к активным действиям и не призвана кого-то оскорбить.
Как всегда, до этого, ныне и в последующее время всё что я выкладываю на стр. приводится только в развлекательных целях, личные умозаключения, фантазия.
Мнения с др стр. выкладываются только в развлекательных целях, совпадают, частично совпадают, иногда и совсем не совпадают с моим мнением.
Каждый просто сам должен иметь своё мнение, на ту или иную тему. Рассуждение - одна из величайших христианских добродетелей.