Житие Святого Апостола Андрея Первозванного

Православные Праздники
«Житие святого славного всехвального
Апостола Андрея Первозванного»

День памяти 13 декабря.

Святой Андрей, Первозванный Апостол Христов, родился в Палестине,
в пределах Галилейских, в маленьком городке Вифсаида,
на берегу Геннисаретского озера, которое в древности,
за его значительные размеры, называли также Галилейским морем.

Жители Вифсаиды были преимущественно рыбаками  и само,  название городка
в переводе означает «рыбачье место».

В дни земной жизни нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа
жил в этом городе рыбак, именем Иона, что происходил из колена Симеонова.

Два сына Ионы – старший Пётр и младший Андрей – стали Апостолами Христовыми.

В молодые годы святой Андрей с отцом своим и старшим братом Петром,
занимался рыбною ловлею. Он не был привязан к семейной жизни
и мирским удовольствиям.

Презирая суету мира сего, брачной жизни он предпочёл девство.

Когда же проповедь святого Иоанна Предтечи огласила берега Иордана,
Андрей оставил всё, последовал за Предтечею и стал его учеником.

Однажды святой Иоанн Креститель стоял у берега Иордана с учениками своими.

В это время Господь Иисус Христос, после сорокадневного поста в пустыне
и победы над искусителем возвращался из своего уединения.

И сказал тогда Иоанн Пророк:

«Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира…
Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде,
чтобы Он явлен был Израилю».

И свидетельствовал Пророк Иоанн, говоря всем:

«Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём.
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде, сказал мне:

«на Кого, увидишь, Духа сходящего и пребывающего на Нём,
Тот есть крестящий Духом Святым».

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий»
(Ин. 1, 29-33).

На следующий же день, как повествует Евангелие, Святой Иоанн Предтеча
с двумя своими учениками — а это были будущие апостолы Андрей и Иоанн —
вновь увидел идущего Иисуса Христа и вновь воскликнул:

«Се, Агнец Божий!!!» (Ин. 1, 36).

Слова эти явились особым указанием для учеников Иоанна Крестителя
и они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом.

«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им:

— Что вам надобно? — Они сказали Ему:
— Равви, — что значит: «учитель», — где Ты живешь?

Он говорит им:

— Пойдите и увидите.

Они пошли и увидели, где Он живет;
и пробыли у Него день тот» (Ин. 1,38-39).

Это было первое призвание Христом учеников,
почему святой Андрей и именуется Первозванным.

Узнав о Спасителе, Андрей поспешил к брату своему Петру,
дабы сообщить ему эту радостную весть.

Святитель Иоанн Златоуст, так пишет об этом:
 
«Андрей, когда нашёл Господа всех, как некоторое сокровище света,
восклицал, обращаясь к своему брату Петру:

— «Мы нашли Мессию».

О, превосходство братней любви!
О, противообращение порядка!
 
Андрей после Петра родился в жизнь, и первый привёл Петра к Евангелию,
и — как уловил его: «мы нашли, сказал, Мессию».

От радости это сказано было, это было соединённое с веселием благоговение.

«Мы наши Мессию,
Которого предвозвестили пророки!
Которого закон провозгласил нам своим учением, 
Которого в древности предъизобразили знамения,
Которого Михей видел на престоле славы!
Которого Исайя зрел на серафимах!
Которого Иезекииль видел на херувимах!
Которого Даниил зрел на облаках!
Которого Навуходоносор видел в той печи!
Которого Авраам принял в шатёр — Сего мы нашли,
безначально рождённого и явившегося в последние дни»
 
(Св.Иоанн Златоуст.
Похвальное слово святому Апостолу Андрею Первозванному).

Так уловил святой Андрей старшего брата своего Петра
и привёл его впервые к Христу.

После этого Андрей и Пётр ещё раз были призваны Господом.
Случилось это на озере Геннисаретском, после чудесной ловли рыбы,
когда Христос сказал братьям:

«Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»
(Мф. 4, 19).

Тогда они «оставили всё и последовали за Ним»
(Лк. 5, 11).

С этого времени святой Андрей неотлучно был с Господом.

При чудесном насыщении пяти тысяч человек пятью Хлебами,
именно, Андрей сообщает Иисусу об имеющихся у них
всего 5-ти хлебах и 2-х рыбах (Ин. 6, 8-9),

а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху,
Апостол Филипп, к которому они вначале обратились,
передал их просьбу Андрею Первозванному,
после чего вместе они пошли к Христу (Ин. 12, 21-22).

Вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном —
Святой Андрей был участником беседы Спасителя
на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13,3).

В числе 12-ти учеников Апостол Андрей Первозванный
присутствовал на Тайной вечере, при явлениях Христа
Апостолам после Воскресения, при Вознесении Спасителя
и при схождении Святого Духа на Праздник Пятидесятницы.

После Пятидесятницы святой Андрей многие годы Трудился, 
благовествуя о Христе. Он посетил многие города и страны,
всюду проповедуя Христа Воскресшего
и приводя к истинной вере множество людей.

Он совершал три больших апостольских путешествия.

В первое путешествие отправился он с братом своим —
святым Апостолом Петром. Выйдя из святого града Иерусалима,
Апостолы направились на север и достигли большого города Антиохи в Сирии.

После проповеди здесь пошли они в Малую Азию,
которую пересекли с севера на юг и прибыли в страну Пафлагонскую,
в греческий город Синопу, лежащий на берегу Чёрного моря.

Так впервые достиг Андрей Первозванный Чёрного моря,
где на его берегах проповедовал он многие годы и во многих местах.

Потрудившись вместе в Синопе, блаженные братья расстались —
Петр направился на запад, а Андрей — на восток, в город Амис,
также расположенный на берегу Чёрного моря.

В этом городе он проповедовал жившим здесь иудеям и язычникам,
многих из них привёл к Христу и устроил здесь первую
в этой местности Христианскую Церковь.

Из Амиса направился Апостол Андрей в город славный и многолюдный Трапезунд,
где первым благовествовал о Христе Воскресшем, а затем,
посетив в первый раз Иверскую страну (Грузию), возвратился в Иерусалим.

Во второе своё путешествие святой Андрей вновь отправился в Малую Азию,
в большой город Эфес на побережье Эгейского моря.

Во время проповеди в Эфесе явился Апостолу Андрею Господь Иисус Христос,
повелевший ему идти в далёкую северную Скифию, страну, лежавшую к северу
от Чёрного моря, за пределами Римской империи.

Повеление это было исполнено Апостолом в третье его путешествие.

Во второе же путешествие направился он в провинцию Вифинию,
лежавшую у берегов Мраморного и Чёрного морей.

Обходя вифинские селения, пришёл Апостол и в главный город провинции — в Никею.
Здесь совершил он много чудес, одним из них было умерщвление страшного дракона,
обитавшего в пещере неподалеку от города, и нападавшего на людей.

Укрепляемый силою Божией, святой Апостол безбоязненно отправился
в мрачную пещеру, где обитало чудовище и умертвил его своим жезлом,
показывая христианам, как подобает им побеждать дракона мысленного,
непрестанно нападающего на верующих во Христа.

Вразумлённые чудесами, жители Никеи во множестве своём уверовали,
и святой Андрей устроил здесь Христианскую Церковь,
где и поставил первого епископа Никейского.

Из Никеи отправился Апостол в Никомидию, греческий город у Мраморного моря,
а затем вновь трудился на южных берегах Чёрного моря, во многих градах.

В городе Синопе претерпел он страшные мучения за Христа от местных язычников,
но благодатию Божией остался жив, и впоследствии в Синопе очень почитался
святой Андрей Первозванный. Посетив вновь город Трапезунд,
Апостол возвратился в Иерусалим.

Недолго оставался он в святом граде, так как желал исполнить повеление
своего Божественного Учителя и направился в далёкие северные страны
в третье своё путешествие.

Вместе с ним отправился и Апостол Симон Кананит.

Достигнув берега Чёрного моря, отправились Апостолы к северу
и достигли страны Иверской, а затем и страны абазгов (Абхазия).

Симон Кананит остался здесь, а святой Андрей с немногими учениками
продолжил путь свой на север и приёл в Босфорское царство,
лежавшее у Азовского и Чёрного морей.

Благовествуя всюду о Христе Воскресшем, пришёл Апостол в южную часть Крыма,
в те места, где признавалась власть Римской империи.

Здесь находился тогда знаменитый греческий город Херсонес,
многолюдный и богатый ремеслами и торговлей.

В Херсонесе оставался Апостол немалое время, усердно проповедуя
Слово Божие херсонитам и обратив ко Христу многих из них.

С этого времени жители Крыма почитали первозванного Апостола,
как своего просветителя.

В Херсонесе (а он находился на месте современного Севастополя)
святой Андрей узнал, что недалеко отсюда устье Днепра,
великой реки, текущей из глубины Скифии.

Апостол отправляется туда, в путешествие трудное и полное опасностей.
Там, где реки Днепр и Южный Буг впадают в Чёрное море,
стоял тогда торговый греческий город Ольвия, где был римский гарнизон,
а дальше начиналась малоизвестная древним земля — Скифия.

Поднявшись вверх по Днепру, Апостол и его спутники достигли
Киевских гор, места, где впоследствии возник город Киев.

Здесь он сказал бывшим при нем ученикам:

«Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия;
здесь будет, построен великий город, и Господь воздвигнет там
много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю».

Взойдя на горы, святой Андрей благословил их
и водрузил крест над берегом Днепра.

Продолжая свой путь вверх по реке, Апостол пришёл в северные русские земли,
к озеру Ильмень, где позднее был основан Великий Новгород.

Огласив проповедью новгородские земли, крестив некоторых местных жителей,
Апостол воздвиг крест в одном из местных селений и оставил свой посох
в новгородских землях.

Отсюда по Волхову, Ладожскому озеру и Неве достиг он Балтийского моря
и пришёл в Варяжскую землю.

Затем Апостол Андрей вернулся в пределы Римской державы
и, посетив её столицу  — город Рим, возвратился к берегам Чёрного моря.

Здесь он посетил город Халкидон, лежащий на азиатском берегу пролива Босфор,
где усердно проповедовал Слово Божие, основал Христианскую Церковь
и поставил епископом этого града своего ученика Тихика.

Утвердив Церковь в Халкидоне, святой Андрей переправился
на европейский берег Босфора, где тогда находился небольшой город Византий.

Этому городу, в I веке христианской эры весьма скромному,
суждено было стать великим православным градом Константинополем,
столицей Византийской Империи, городом благочестивых царей
и средоточием великих христианских святынь.

В этом городе Андрей Первозванный первым проповедовал учение Христово,
многих жителей он обратил в христианскую веру и первым епископом Византии
поставил Стахия, которого церковная традиция причисляет к лику 70 апостолов.

Стахий был епископом в Византии 16 лет.
 
Нельзя не отметить, что во многих житиях Апостола указывается,
что проповедь в Халкидоне и Византие предшествовала его путешествию в Скифию.

Из города Византия святой Андрей пошёл в Греческую землю.
Миновав провинцию Фракию и Македонию, пришёл он в область Ахайскую,
в город Патры, находящийся на берегу Коринфского залива.

В этом городе завершилось его третье путешествие,
во время, которого, он обошёл всю Европу.

Пройдя многие страны, святой Андрей достиг Пелопоннеса и, войдя
в Ахайский город, по имени Патры, остановился у одного почтенного мужа,
по имени Сосия; он восставил его с одра болезни и после того
обратил ко Христу весь этот город Патры.

В то же время уверовала во Христа и жена местного правителя Егеата Антипата,
по имени Максимилла, освободившись от тяжких оков недуга и получив
скорое исцеление. И мудрый Стратоклий, брат Антипатов и многие иные,
одержимые различными недугами, выздоровели через возложения рук Апостола.

Тогда Егеат Антипат пришёл в бешенство, и, схватив святого Апостола,
пригвоздил его ко кресту, о чём пресвитеры и диаконы Ахайской страны
написали так:

— Мы, все пресвитеры и диаконы церквей Ахаии, пишем о страдании
святого Апостола Андрея, которое видели своими очами, всем церквам, –
которые находятся на востоке и на западе, на юге и на севере.

Мир вам и всем верующим во Единого Бога, в Троице совершенного,
истинного Отца нерожденного, истинного Сына рожденного,
истинного Духа Святого, исходящего от Отца и почивающего на Сыне;
этой вере мы научились от святого Андрея, Апостола Иисуса Христа,
страдание которого, непосредственно нами виденное, мы и описываем:

Егеат Антипат, придя в город Патры, начал принуждать верующих во Христа
приносить жертвы идолам. Святой Андрей, зайдя ему на пути вперед, сказал:

— Тебе, судья людей, следовало бы познать своего Судью, сущего на небесах,
и, познав, поклониться Ему: поклонившись же истинному Богу,
следовало бы отвращаться от ложных богов.

Егеат сказал ему:

— Ты ли тот самый Андрей, который разрушает храмы богов и склоняет людей
к той появившейся недавно волшебной вере, которую римские цари повелели истребить?

Святый Апостол Андрей отвечал:

— Римские цари не познали того, что Сын Божий, снизойдя на землю ради
спасения рода человеческого, с ясностью показал, что эти идолы не только
не боги, но – нечистые бесы, враждебные человеческому роду, которые
научают людей прогневлять Бога и отвращать Его от себя, чтобы Он не слышал их.

Когда же Бог, прогневавшись, отвратится от людей, тогда бесы пленяют их
в порабощение себе и до тех пор обольщают их, пока души их не выйдут
из тела обнаженными, не имея с собою ничего другого, кроме грехов своих.

Егеат сказал:

— Когда ваш Иисус проповедывал эти бабьи и пустые слова,
Иудеи пригвоздили Его ко кресту.

Андрей отвечал:

— О, если бы ты захотел познать таинство креста: – как Создатель
человеческого рода, по Своей любви к нам, добровольно претерпел
страдания на кресте, потому что Он и о времени Своих страданий знал,
и о тридневном Своём воскресении пророчествовал и, сидя с нами
на последней вечери, возвестил о Своём предателе, говоря о будущем,
как о прошедшем, и добровольно пошёл на то место, на котором
имел быть предан в руки Иудеев.

— Удивляюсь тебе, — возразил Егеат, — что ты, будучи человеком мудрым,
последуешь за Тем, Кого исповедуешь распятым на кресте — всё равно,
каким образом: добровольно или невольно.

Апостол отвечал:

— Велико таинство креста, — и если ты хочешь слышать, я скажу тебе.

— Это — не таинство, но казнь злодеев, — возразил Егеат.

Святый Андрей отвечал:

— Эта казнь — тайна человеческого обновления,
только благоволи терпеливо выслушать меня.

— Выслушаю тебя терпеливо, — сказал судья, — но если ты не сделаешь того,
что я приказываю, то понесёшь на себе ту же тайну креста.

Апостол на это отвечал:

— Если бы я боялся крестной казни, то никогда не славил бы креста.

Егеат сказал:

— Как ты хвалишь крест по безумию своему, так не боишься смерти — по дерзости.

Апостол отвечал:

— Я не боюсь смерти  не по дерзости, но по вере, ибо честна смерть преподобных.
Для  грешников же смерть люта. Я хочу, чтобы ты выслушал, что я скажу
о тайне креста, и, познав истину, уверовал; уверовав же, обрёл свою душу.

Егеат сказал:

— Обретают то, что погибло. Неужели моя душа погибла,
что ты велишь обрести её верою, не знаю — какою?

Святой Андрей отвечал:

— Это то, чему ты мог бы научиться от меня; я покажу тебе, в чём погибель
человеческих душ, чтобы ты мог познать спасение их, совершившееся чрез крест.

Первый человек ввёл смерть чрез древо преступления, и нужно было для
человеческого рода, чтобы смерть была уничтожена чрез древо страдания.

И, как первый человек, введший чрез древо преступления смерть,
был создан из чистой земли, так надлежало, чтобы от чистой Девы
родился Христос, совершенный человек.

Который есть вместе и Сын Божий, создавший первого человека,
дабы Он возвратил вновь вечную жизнь, потерянную всеми людьми:
и как первый человек согрешил, простерши к древу познания добра и зла руки,
так для спасения людей надлежало, чтобы Сын Божий простер на кресте Свои руки
за невоздержание человеческих рук и за сладкую пищу от запрещенного древа
вкусил горькой желчи.

Егеат сказал на это:

— Говори эти речи тем, которые станут слушать тебя. Если же ты
не послушаешься моего повеления, и если не захочешь принести жертвы богам,
то, избив палками, я распну тебя на кресте, который ты прославляешь.

Андрей отвечал:

— Я каждый день приношу Единому, Истинному и Всесильному Богу не дым кадила,
не мясо волов, не кровь козлов, но непорочного Агнца, принесённого в жертву
на алтаре крестном. Все верующие люди причащаются Его пречистого тела
и вкушают кровь Его, однако Сей Агнец пребывает целым и живым,
хотя и истинно закалается; истинно вкушают все Его плоть и пьют Его кровь, —
однако, как говорю, Он всегда пребывает целым, непорочным и живым.

Егеат сказал:

— Как это может быть?

Андрей отвечал:

— Если хочешь узнать, будь учеником, чтобы научиться тому, о чём спрашиваешь.

Егеат сказал:

— Я выпытаю у тебя это учение муками.

Апостол отвечал:

— Удивляюсь я тому, что ты, будучи человеком мудрым, говоришь,
как бессмысленный, ибо можешь ли узнать от меня тайны Божии,
испытывая чрез мучения?

Ты слышал о таинстве креста, слышал и о таинстве жертвы.
Если уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый Иудеями,
есть истинный Бог, то я раскрою тебе, как Он, будучи умерщвлён,
живёт, и как, будучи принесён в жертву и вкушаем,
пребывает целым во Царствии Своём.

Егеат сказал:

— Если Он умерщвлён и, как ты говоришь, употреблён людьми в пищу,
то как же Он может быть живым и целым?

— Если будешь веровать всем своим сердцем, — отвечал Апостол, — то сможешь
уразуметь сию тайну; если же не уверуешь, то никогда не постигнешь сей тайны.

Тогда Егеат, разгневавшись, повелел бросить Апостола в темницу.

Когда святой был ввергнут в темницу, к нему собралось из всей той страны
много народу. Люди эти хотели убить Егеата, Андрея же освободить из темницы.
Но святой Апостол удержал их, вразумляя и говоря:

— Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в диавольский мятеж;
ибо Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение,
не прекословил, не вопиял, и не было слышно на улицах гласа Его;
посему и вы молчите, и будьте спокойны.

Не только не делайте препятствий моему мученичеству, но сами,
как добрые подвижники и воины Христовы, приготовляйтесь к тому,
чтобы терпеливо понести на своём теле всевозможные истязания и раны.

Если и нужно бояться мук, то — только таких, которые не имеют конца,
устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму, — явившись,
они внезапно исчезают.

И если бояться страданий, то надлежит бояться тех, которые начинаются с тем,
чтобы никогда не иметь конца. Временные же страдания, если они незначительны
переносятся легко; если же они велики, то скоро, удалив, из тела душу,
сами окончатся.

Но люты те страдания, которые вечны. Посему будьте готовы к тому,
чтобы чрез временные скорби перейти к вечной радости, где будете веселиться,
всегда процветать и всегда царствовать со Христом.

Поучая, так людей, святой Андрей провёл всю ночь.
Поутру Егеат Антипат сел на судилище; послав за ним,
он призвал,  к себе святого Андрея и сказал ему:

— Решился ли ты оставить безумие и не проповедовать Христа,
чтобы и ты  мог,  веселиться с нами в сей жизни,
ибо великое безумие в том, чтобы добровольно идти на мучения и огонь?

Святой отвечал:

— Веселиться с тобой я буду в состоянии, когда ты уверуешь во Христа
и отвергнешь идолов, ибо Христос послал меня в эту страну,
в которой я немало приобрел Ему людей.

Егеат сказал:

— Я принуждаю тебя к жертвам для того, чтобы обольщенные тобою
оставили суету твоего учения и принесли угодные богам жертвы,
ибо нет города в Ахаии, в котором бы не опустели храмы богов;
посему теперь нужно, чтобы чрез тебя честь их была восстановлена, —
чтобы те, которые тобою прогневаны, тобою же были умолены,
чтобы и самому тебе пребыть с нами в дружеской любви.

Если же — нет, то за бесчестие их ты примешь различные мучения
и будешь повешен на кресте, который ты прославляешь.

Святой Андрей отвечал на это:

— Слушай, сын смерти, обречённый на вечные муки, послушай меня,
слугу Господня и Апостола Иисуса Христа!

До сих пор я беседовал с тобой кротко, желая научить тебя святой вере,
чтобы ты, как имеющий разум, познал истину и, отвергши идолов,
поклонился живущему на небесах Богу.

Но, так как ты пребываешь в своём бесстыдстве и думаешь, что я боюсь
твоих мучений, то изобрети против меня мучения самые тяжкие, какие знаешь,
ибо тем угоднее я буду Царю моему, чем более тяжкие претерплю за Него мучения.

Тогда Егеат повелел растянуть его и бить. И когда палачи, бьющие его,
сменились, по трое, семь раз, святой был поднят и приведён к судье.

Судья сказал ему:

— Послушай меня, Андрей, и не проливай понапрасну своей крови,
ибо, если не послушаешь меня, то распну тебя на кресте.

Святой Андрей отвечал:

— Я раб креста Христова и желаю крестной смерти.
Ты же можешь избежать вечного мучения, если, испытав моё терпение,
уверуешь во Христа, ибо я печалюсь о твоей погибели более,
чем о своих страданиях: страдания мои окончатся в один, много — в два дня,
твои же мучения и после тысячи лет не будут иметь конца;
посему, не приумножай себе мучений и не распаляй для себя вечного огня.

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте,
привязав ему руки и ноги: ибо он не хотел прибить его гвоздями,
чтобы он не умер в скором времени и, вися привязанным, принял больше мучений.

Когда слуги мучителя вели его на распятие, собрался народ, восклицая:

— В чём согрешил человек праведный и друг Божий,
за что его ведут на распятие?

Андрей же умолял народ, чтобы он не делал препятствий страданию его,
и шёл на мучения с веселием, не переставая учить.

Когда он пришёл на место, где имел быть распятым, то, издалека
увидев приготовленный для него крест, воскликнул громким голосом:

— Радуйся, крест, освященный Христовою плотью и украшенный членами Его,
как Маргаритами! Пока не был распят на тебе Господь, страшен ты был для людей,
теперь же тебя любят и с желанием принимают, ибо верующие знают,
какое ты заключаешь в себе веселие, и какое уготовано за тебя воздаяние.

С дерзновением и радостью я иду к тебе, ты же прими меня с веселием,
ибо я — ученик Того, Который был повешен на тебе.

Прими меня, так как я всегда любил и желал обнять тебя, о честный крест,
получивший от членов Господних красоту и славное украшение,
издавна желанный, горячо любимый, которого я непрестанно искал.

Возьми меня из среды людей и отдай меня моему Учителю,
чтобы чрез тебя принял меня Тот, Который искупил меня тобою.

Говоря это, он снимал с себя одежды и отдавал их мучителям.

Они подняли его на крест, привязав руки и ноги веревками, распяли и повесили.

Вокруг него стояло множество народа, около двадцати тысяч;
между ними был и брат Егеата, по имени Стратоклий,
который восклицал вместе с народом:

— Несправедливо страдает так святой муж.

Святой же Андрей укреплял веровавших во Христа и убеждал их терпеть
временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит
в сравнении с имеющим быть за него воздаянием.

Потом весь народ пошёл к дому Егеата, восклицая и говоря:

— Не должно так страдать человеку святому, честному, учителю доброму,
благонравному, кроткому и премудрому, но должно снять его со креста,
ибо он, вися второй день на кресте, не перестаёт учить правде.

Тогда Егеат, убоявшись народа, тотчас пошёл с ними,
чтобы снять Андрея со креста. Андрей, увидев Егеата, сказал:

— Зачем пришёл ты, Егеат? Если хочешь уверовать во Христа,
то откроется тебе, как я обещал, дверь благодати.

Если же ты пришёл только для того, чтобы снять меня со креста,
то я не желаю, пока жив, быть снятым со креста, ибо я вижу моего Царя,
поклоняюсь Ему, стою перед Ним, но страдаю за тебя, потому что тебя
ожидает уготованная тебе вечная погибель. Позаботься о себе, пока можешь,
чтобы не захотелось тебе начинать тогда, когда будешь ты не в силах.

Когда слуги хотели отвязать его от креста, то не могли прикоснуться к нему;
множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его,
однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение.

После сего святой Андрей воскликнул громким голосом:

— Господи Иисусе Христе! не попусти мне быть снятым со креста,
на котором я повешен за имя Твоё, но приими меня, Учитель мой,
Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую,
Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь!

Господи Иисусе Христе! приими дух мой с миром, ибо настало время 
мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною!

Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста,
как примешь дух мой!

Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех,
и блистал вокруг его, — так что для тленного человеческого ока
невозможно было смотреть на него.

Этот небесный свет сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил,
святой Апостол испустил дух и отошёл в блистаниях света, чтобы предстать Господу.

Веровавшая во Христа Максимилла, женщина знатного происхождения,
целомудренной и святой жизни, узнав, что святой Андрей отошёл к Господу,
сняла с великою честью тело его и, помазав драгоценными ароматами,
положила его в своём гробе, в котором имела быть похоронена сама.

Егеат, разгневавшись на народ, замышлял отмстить ему,и открыто казнить
восставших на него, Максимиллу же он хотел оклеветать пред царём.

Когда он помышлял об этом, внезапно напал на него бес
и, мучимый им, Егеат умер посреди города.

Когда сообщили об этом его брату Стратоклию, веровавшему во Христа, тот
повелел предать его погребению, сам же не искал ничего из имений его, говоря:

— Не дай мне, Господи мой Иисусе Христе, чтобы я прикоснулся,  к чему-либо
из сокровищ моего брата, чтобы не оскверниться грехом его, ибо он,
любя суетное имущество, осмелился умертвить Апостола Господня.

Это было в последний день ноября, в Ахаии, в городе Патры, — где до сих пор,
по молитвам Апостола, подаются людям многие благодеяния.

Страх был на всех, и не было никого, кто не уверовал бы в Спасителя нашего Бога,
хотящего всех спасти и привести в познание истины, Которому слава во веки веков,
аминь.

Случилось это в городе Патры, в провинции Ахайя в Южной Греции,
30 ноября 67-го года по Рождестве Христове, в царствование нечестивого
императора Нерона, в первое гонение на христиан в Римской державе.

Верующие с великой честью погребли Апостола в Патрах,
а жестокого проконсула Егеата постигла вскоре злая смерть.

С самых древних времён христианскими писателями составлялись
жизнеописания Андрея Первозванного, где повествовалось о его
дальних путешествиях, апостольских трудах и многих чудесах.

Рассказывает о святом Андрее и «Церковная история»,составленная
Евсевием Кесарийским во дни императора Константина I Великого, в IV веке.

Евсевий также свидетельствует, что Андрей Первозванный проповедовал в Скифии.
Особо подробное и всеми чтимое житие святого Апостола Андрея Первозванного
составил византийский духовный писатель IX века Епифаний Монах,
очень почитавший сам святого Апостола.

Епифаний сам прошёл по пути святого Андрея,
собирая везде предания и сведения о нём.

На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы,
писавшие о святом Андрее.

Епифаний Монах свидетельствует, что святой Андрей
совершил  три апостольских путешествия и что память его особо чтилась
в тех местах, где он сам проповедовал, в том числе в Патрах,
месте его мученической кончины и в Синопе, месте его страданий.

Мощи святого славного и всехвального Апостола Андрея Первозванного и крест,
на котором он был распят, благоговейно хранились христианами города Патры
и с древнейших времен благочестивые верующие стекались на поклонение
этим святыням.

В IV столетии, повелением императора Константина I Великого, в новой столице —
Константинополе, был заложен храм в честь святых Апостолов —
Апостолейон, который, по мысли царя, должен был стать местом пребывания мощей
святых Апостолов и местом упокоения православных царей.

Строительство храма было завершено к кончине царя Константина – к 337 году.
В 357 году в Апостолейон были перенесены святые мощи Апостола Андрея.

Руководство перенесением мощей было возложено на одного из почетнейших
военачальников Империи – Артемия.

Он с юных лет был одним из сподвижников Константина Великого
и ревностным христианином. С великими почестями перенёс Артемий
мощи святого Апостола Андрея в столицу, где были положены они
в храме святых Апостолов, глава же святого и крест были оставлены в Патрах.

После перенесения мощей Артемий был назначен на значительнейшую должность
августалия в Египте — командующего размещенными там войсками.

Он усердно утверждал в Египетской стране христианскую веру и сокрушал идолов,
а в царствование нечестивейшего царя Юлиана Отступника мужественно обличал его
жестокость и языческие заблуждения, за что был подвергнут страшным истязаниям,
и казнён в 362-м году, он почитается Церковью как святой великомученик.

В 536-550-х годах старая церковь святых Апостолов была разобрана и на месте неё
была построена новая, повелением благочестивого императора Юстиниана I.

Церковь эта отличалась несказанною красотою и имела множество святынь.

В ней пребывали: святые мощи Апостола Андрея Первозванного,
святого Апостола и Евангелиста Луки,
святого Апостола Тимофея — ученика Апостола Павла.

Здесь же находились мощи равноапостольных царей Константина и Елены,
Святителей Константинопольских Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

В Апостолейоне находились также гробницы византийских императоров,
последним в этом храме погребли царя Константина VIII, умершего в 1028 году.

Апостолейон был разрушен турками, но этот древний храм повторяет
известный собор святого Марка в Венеции, построенный по его образцу.

В разное время части мощей святого Апостола Андрея были отделены и помещены
в различных монастырях и храмах Константинополя, а честная глава Апостола
и его крест оставались в Патрах, куда продолжали стекаться паломники.

В 1204-м году, во время IV крестового похода,
крестоносцы захватили и разграбили Константинополь.

Латиняне расхитили не только сокровища византийской столицы,
но забрали и многие святыни и перевезли их в Западную Европу.

В 1208-м году католический кардинал Петр Капуанский
забрал мощи святого Андрея из храма Апостолеон и увёз их в Италию,
в город Амальфи, где они находятся и сегодня.

Глава же Апостола, многие части его мощей и крест оставались
у православных христиан в Греческой земле.

В поздневизантийское время на полуострове Пелопоннес,
где находится город Патры, образовалось греческое княжество Морея,
которыми управляли деспоты (князья)из царствующего рода Палеологов.

В 1462-м году последний морейский деспот Фома Палеолог, брат
последнего византийского императора Константина XI, бежал в Италию,
спасаясь от турецкой угрозы и увёз с собою главу и крест
святого Апостола Андрея Первозванного.

Так глава и крест Апостола оказались в Риме, где оставались до XX века.

Все это время Патры оставались местом особого почитания святого Апостола
и жители города верили, что честная глава Андрея Первозванного вернётся
на место его мученической кончины.

В начале XX века в Патрах был заложен новый величественный кафедральный собор
в честь святого Апостола Андрея, который строился много лет
и стал крупнейшим храмом на Балканах.

Собор был закончен только в 1974-м году.
Из Рима в Патры были возвращены святая глава Апостола Андрея
и часть его креста, ныне пребывающие в Андреевском соборе.

Глава Апостола покоится в правом приделе, под беломраморной сенью,
в серебряном ковчеге, в соборе находится и Андреевский крест-реликварий,
в котором хранятся части подлинного креста, на котором был распят Апостол.

Многие части мощей святого Апостола Андрея в позднее средневековье
были собраны на святой горе Афон, знаменитой обилием находящихся там святынь.

Части мощей Апостола находились в Великой Лавре Святого Афанасия Афонского,
в Русском монастыре святого вмч. Пантелеимона, в скиту святого Апостола
Андрея  Первозванного и в Ильинском скиту, причём в Пантелеимонове монастыре
пребывала правая стопа святого, а в Ильинском скиту — левая,
в Андреевском же скиту пребывали три частицы святых мощей —
две от главы и одна от десницы.

Скит этот был самым большим и почитаемым скитом на Афоне,
в начале XX века там подвизались 700-т монахов.

В 1881-1900 годах в скиту был построен собор во имя Святого Апостола
Андрея Первозванного, вмещающий в себя пять тысяч человек.
Это самый большой храм на Афоне и второй по величине в Греции,
после собора в Патрах.

В России святой Апостол Андрей Первозванный изначально почитался,
как первый просветитель Русской земли, впервые принесший в славянские земли
весть о Воскресении Христовом.

Первый наш летописец преподобный Нестор поместил рассказ
о посещении Апостолом Киевских и Новгородских пределов
в своей «Повести временных лет»,
а затем о проповеди святого Андрея в Русской земле
обязательно говорится во всех русских летописях и житийных сборниках.

Особо подробный рассказ об апостольском путешествии святого Андрея
через Русь помещён в Степенной книге, составленной в XVI-м веке.

А в XI-м веке на Руси были построены храмы во имя святого Андрея —
Андреевский монастырь в Киеве, соборный храм в городе Переяславле Южном,
храм в Великом Новгороде.

На том месте, где Апостол поставил крест «на Киевских горах»,
была построена церковь Воздвижения Креста Господня,
существовавшая много столетий.

В XVIII-м веке её заменили большой и нарядной церковью Святого Апостола
Андрея Первозванного. Большой храм в честь Апостола Андрея был построен
и в селе Грузине, на реке Волхов близ Новгорода, где, по преданию,
Апостол оставил свой посох.

Малые частицы мощей святого Апостола Андрея
издревле приносились на Русь из Греческой земли.

Одна из таких частиц, вместе со многими другими святынями, вложена
в древний воздвизальный крест из Новгородского Николо-Вяжищского монастыря.

Этот богато украшенный и большой по размерам крест был изготовлен
новгородскими мастерами по заказу Вяжищского игумена Никифора в 1553 году.

В Москву он был принесён первым царём из дома Романовых Михаилом Федоровичем
в 1613-м году, перед венчанием на царство – т.е. будущий царь прибыл
в свою столицу с этой святыней.

С тех пор крест этот хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля
и употреблялся при богослужениях только два раза в год —
на праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонное воскресение.

В 1699-м году для Благовещенского кремлевского собора
был заказан ещё один крест со многими святынями,
в том числе и с частицей мощей Андрея Первозванного.

Этот драгоценный крест получил название «Корсунского»
и использовался в соборе, как напрестольный.

В 1644-м году греческие монахи поднесли в дар
царю Михаилу Феодоровичу десницу Апостола Андрея.

Это была первая значительная часть мощей Апостола Андрея Первозванного,
принесённая в Россию.

Десница в драгоценном ковчеге была помещена в Успенском соборе Кремля.

После революции она оказалась в хранилищах музеев Московского Кремля
и была возвращена верующим в год Тысячелетия Крещения Руси.

26 мая 1988-го года Церкви вернули некоторые святыни, находившиеся
в кремлевских музеях, в том числе и десную (правую) руку святителя Андрея.

Святыни эти были переданы в Богоявленский Патриарший собор Москвы.
Десница апостольская и ныне пребывает в этом соборе.

У северной стены этого величественного и намоленного храма,
под высоким старинным Распятием находится рака,
куда вложены часть Древа Креста Господня, десница святого Андрея, 
глава Святителя Иоанна Златоуста, части мощей Святителя Николая Чудотворца
и Святителя Петра Московского.

Очень почитавший святого Андрея Первозванного царь Петр I
учредил во имя его орден, первый и высший в России.

Орден Андрея Первозванного был учреждён в 1698-м году,
а награждения им производись с 1699-го года.

С 1699-го по 1917-й год были награждены высшим орденом России
немногим более одной тысячи лиц.

Орден имел девиз «За веру и верность», а на орденском знаке
был помещён Андреевский крест с изображением распятого святого Андрея
и четыре латинские буквы – SAPR, что означало
Sanctus Andreas Patronus Russiae — Святой Андрей Покровитель России.

Орден Андрея Первозванного, как высшая награда России,
был восстановлен 1 июля 1998-го года. Одним из первых возрожденным орденом
был награжден Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.

28-го декабря 1988-го года был учреждён церковный орден
Святого Апостола Андрея Первозванного, который является
высшей наградой Русской Православной Церкви.

При Петре I Андреевский крест стал изображаться на российском
военно-морском флаге, отчего и сам флаг именуется часто «Андреевским».

16-го мая 1703 года, в праздник Святой Троицы, Петр I совершил закладку
новой столицы России Санкт-Петербурга. При закладке в основание нового града
был положен золотой ковчег с частицей святого Андрея Первозванного в память
о том, что Апостол некогда побывал и благовествовал
в этих местах и в благословение городу.

В 1764-1768 годах в Петербурге был построен большой каменный собор
святого Андрея на Васильевском острове.

Благолепно украшенный, Андреевский собор был одним
из самых почитаемых храмов столицы.

Закрытый в 1938-м году, он был возвращён верующим в 1990-м году,
и в нём возобновились богослужения.

Нельзя не вспомнить и ещё один известный Андреевский собор —
в городе Кронштадте близ Петербурга, где с 1855 по 1908 год —
более полувека — служил знаменитый российский пастырь
святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1833-м году в Россию была доставлена ещё одна значительная часть
мощей святого Апостола Андрея.

Её прислал в дар Святейшему Синоду Патриарх Иерусалимский Афанасий V.

Священный дар доставил в Петербург один из православных иерархов
Святой земли архиепископ Иерофей, будущий Патриарх Антиохийский.

Эта часть мощей до революции хранилась
в серебряном ковчеге в Синодальной палате.

В 1893-м году в Россию для сбора пожертвований прибыл со святой горы Афон
архимандрит Гавриил, настоятель Ильинского скита на Афоне.

Он привёз с собою святыни скита — чудотворную икону Пресвятой Богородицы
«Млекопитательница», частицу Древа Животворящего Креста Господня
и левую стопу святого Апостола Андрея.

Это была третья значительная часть мощей Апостола, принесенная в Россию.

С афонскими святынями архимандрит Гавриил побывал во многих русских городах,
в том числе и в Москве, везде получая щедрую милостыню для своей обители.

В то время Афон посещали тысячи русских богомольцев,
направлявшихся в паломничество через Одессу.

Отец Гавриил решил устроить в Одессе подворье Афонского Ильинского скита,
где могли бы останавливаться богомольцы, направляющиеся на Афон и в Иерусалим.

Подворье было построено в 1894-1896 годах и имело обширный храм
в честь Пророка Божия Илии, колокольню и трехэтажные корпуса для богомольцев.
 
Одновременно велось большое строительство и работы
по благоустройству в Ильинском скиту на Афоне.

Отец Гавриил был монахом высокой и богоугодной жизни,
истинным подвижником благочестия. Он пользовался
большим авторитетом на Афоне и в России,
мудро управлял многолюдным братством Ильинского скита,
был любвеобильным духовником многих иночествующих и мирян.

В 1901-м году настоятель скита прибыл с афонскими святынями
в Россию в последний раз. Здоровье его было подорвано
неустанными хлопотами о ските, его обширном хозяйстве
и многочисленных подворьях, а так же частыми морскими путешествиями.

19 октября 1901-го года архимандрит Гавриил скончался на Дону,
в станице Новониколаевской, где тоже было скитское подворье.
Тело его было перевезено в Одессу и погребено в склепе Ильинского храма.

Божиим изволением в Одессе остались и афонские святыми,
принесённые в Россию отцом Гавриилом.

В годы советской власти храм Одесского подворья Афонского Ильинского скита
действовал, как приходская церковь, а гробница афонского архимандрита
почиталась верующими.

В июле 1994 года по благословению Митрополита Одесского и Измаильского
Агафангела были открыты нетленные мощи подвижника,
от которых свершилось несколько исцелений.

В том же году преподобный Гавриил Афонский был прославлен
Священным Синодом Украинской Православной Церкви в лике святых.

В 1995 году Ильинское подворье в Одессе было преобразовано
в Одесский Ильинский мужской монастырь.

В XX-м веке важнейшим духовным центром Одесской епархии был
Одесский мужской Успенский монастырь.

Основанный в 1824-м году, монастырь имел три храма, был велик и благоустроен.
В годы советской власти обитель была закрыта и разграблена,
а Успенский собор монастыря был разрушен.

Но в 1942-м году, во время румынской оккупации Одессы, Успенский монастырь
был восстановлен и там возобновилась иноческая жизнь.
 
(тогда были восстановлены многие храмы и монастыри Одесской епархии)
 
Так как Успенский собор был разрушен, то братия освятила
в честь Успения Пресвятой Богородицы меньший монастырский храм,
ранее освящённый в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»,
а в честь этой иконы на месте разрушенного собора в 1953-м году
была сооружена часовня.

Во время новых гонений на Церковь Христову почти все монастыри Одесской епархии,
возрождённые в годы войны, были вновь закрыты, но Успенская обитель уцелела
и была одною из немногих действующих обителей Русской Православной Церкви.

Именно здесь, в Успенском храме Одесского Успенского монастыря,
оказались тогда афонские святыни, принесённые в Одессу
преподобным Гавриилом Афонским.

Здесь пребывает ныне чтимая икона Пресвятой Богородицы
и Приснодевы Марии «Млекопитательница».

Икона эта имеет ковчежцы, в которых хранятся частицы Ризы Господней
и Ризы Пресвятой Богородицы.

Здесь же пребывает и стопа святого Апостола Андрея Первозванного.

Ковчег со стопою Апостола находился постоянно в алтаре Успенской церкви
и выносился для поклонения лишь раз в год — в день памяти святого Апостола.

В конце 40-х годов в Одесском Успенском монастыре разместилась
летняя резиденция Патриарха Московского и всея Руси, в 1961-м году
сюда перевели Одесскую духовную семинарию, а в 1965-м году —
резиденцию правящего архиерея Одесской епархии.

Небесным покровителем Одесской семинарии почитается святого Апостол Андрей
и в честь его в 1980-м году в семинарии был освящён домовой храм.

Стопа святого апостола Андрея Первозванного и сегодня пребывает
в Одесском Успенском монастыре.

В недавние годы для этой святыни был устроен новый,
благолепно украшенный ковчег.

* Х *
http://www.stihi.ru/2015/12/13/11961
«Святой апостол Андрей воскрешает усопших»