Кто вы армяно-кыпчаки?

Заур Гаджиев
Вадику Хайтаракумову  вы ведь говорили что армяне заселились в Крыму в 12 веке

А академик  Хачикян 1967: 110] говорит: в первой половине ХII
века. относят начало армянской колонии в Києве  [Хачикян 1967: 110]



Но я сначала хотел бы объяснить читателям, кто или кого имели виду Хайтаракумян и Хачикян 1967г (который
в армянских, тюркских и армяно-кыпчакских называется
Манкерманом), а кто или какой народ на самом деле переселялся из Крыма в Подол и на Русь-Украину, кто основал во Львове и в Каменецк-Подольске армянские храмы…

К сожалению цитируемый автор, Агафангел Крымский, тюрок, выходец из волынских татар-христиан. В Украине известен прежде всего как один из организаторов и секретарь Академии Наук Украины, один из составителей украинского 4-томого словаря (был изъят во время репрессий, 4-й том считается утеряным), автор украиноведческих и востоковедческих трудов. Его именем назван наш Институт востоковедения. Был репрессирован за „антисоветскую“ деятельность, умер в тюрьме. Поэтому многие его работы нам еще не известны...


Начнем с пред истории

Подчеркнем, что в ряде европейских источников и, в первую очередь, у архимандрита Мавро Орбини, написавшего в XVI веке на основе западно-европейских материалов труд "О расширении народа славянского" в специальной главе "О готах - славянах", он не разделяет готов, славян, тюрков, скифов, утверждая, что их великое расселение перекроило всю карту Европы. Он же под Скифией понимает, если выражаться языком школы А.Фоменко - Тюрко-Русь, а великого завоевателя Аттилу представляет как полководца и государя Тюрко-Руси.

в IV в. в Крым вторглись тюркоязычные гунны, образовавшие в Босфоре Алано-гуннское царство. Гунны были тенгрианами, а впоследствии христианами. Наконец, уже в VIII веке пришельцами стали хазары с Нижней Волги и Северного Кавказа. Хазарский каганат был могущественным государством, созданным кавказским народом хазар совместно с тюрками из рода Ашина. Наряду с этим в указанный период в Крыму поселяются и караимы, являющиеся, как и хазары, тюркоязычными. По одной из гипотез, развиваемой Л.Гумилёвым крымчаки.
В IX-X вв. в Крым пришли печенеги (бачынаки) и гузы - огузы (огузская семья тюрков), которая впоследствии обрели свою родину на Дунае. Часть печенегов после их разгрома гузами, совместно с кыпчаками частично осела в Крыму, Печенеги были тенгрианцами, а впоследствии приняли ислам. 
В 13 веке  осели гонимые хазарами булгары….

А теперь остановимся на том, кем были кипчаки (половцы или куманы)  и откуда они появились в Крыму и на Руси (т. е. в нынешней Украине). Прежде всего, отметим, что кыпчаки, они же известны на Руси как половцы, а в Западной Европе, как куманы, являлись тюрками, которые пришли с берегов Иртыша. Согласно БСЭ (М., 1975) половцы - тюркоязычный народ, пришедший в XI в. из Заволжья в причерноморские степи \согласно среднеазиатскому персидскому источнику\ Однако Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н. э., воспринимается многими тюркологами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.  Половцы отражены в летописях и в "Слове о полку Игореве". "Половецкую землю" или "Дешт-и-Кыпчак", восходящую к арабским и персидским источникам.
Но по некоторым работам историков, М. Аджи и др... можно предположить, что половцы (куманы)- это наследники гунов (хуну) или по крайней мере ассимилировавших наследников гунн. Собственно такое часто произходило в тюркской среде. Это подтверждается гунской топонимами в территориях половцев (зап. кыпчаков или куманов)Возможно было разделение западных кыпчаков - куманов, и восточных. 

В 12 веке половцы доминировали в Крыму… и их язык стал доминантным именно в конце 12 века среди других тюркских языков. (хотя в Крыму проживали и готы и генуэзцы и греки) Но до середины 20 века в Крыму было 3 тюркских диалекта подтверждающих разнородность этничеких тюрков.
 
Почему я описываю половцев или кыпчаков? Вопрос?  А какую веру исповедали половцы на Руси? А в Крыму и на Юге?
Изначально были тенгрианцами,  но позже … не все знают что именно половцы приняли монофитизм, затем частично григорьянство, что было ближе истокам языческим…
И даже после завоевания татар и прихода исламской религии в Крыму оставалась христианские кыпчакские (половецкие) колонии… И эти христианские поселения кыпчаков были и на Кавказе в Дагестане, и в Закавказье.
https://www.youtube.com/watch?v=0xf076cwN78

Уважаемый Хайтаракумов или Хачикян, ведь как могли армяне-хайи заселяться в Крым одновременно с половцами и сразу же потерять свой армянско-хайский язык… ? Армяне столетиями среди мусульман турок не ассимилировась а тут только встретили половцев-кыпчаков сразу перешли на их язык не прожив там и даже несколько поколений, тем более как я подчекривал, в Крыму говорили и на огузском (печенежском), булгарском, и др тюркских языках, еще на греческом и итальянском!!!  ….???
г. Казах на западе Азербайджане приграничен с Борчалы (древне кыпчакским топонимом) в восточной Грузии
Существует мнение, что топоним «казах» произошёл от имени группы кыпчакских племён, переселившихся в Азербайджан из степей с Приднепровских в X—XII вв, . Однако населённый пункт Казах в Аране (Азербайджане) встречается в арабских источниках уже в IX в. в связи с событиями, происходившими в VII в.: у историка Ал-Куфи упомянут Касак, у Ибн-Хордадбеха — Касал. По сообщению Ал-Балазури, Касал был построен арабским наместником Марваном-ибн-Мухаммедом (732—744 гг.) примерно в середине 30-х годов VIII в. и служил военным лагерем в ходе борьбы с хазарами и местными племенами. По описанию его расположение совпадает с нынешним Казахом, а различное написание (Касал и Касак), объясняется схожестью арабских рукописных букв «к» и «л». Это свидетельствует о том, что казахи обитали здесь, во всяком случае, до VII в.
 Факт тюркского присутствия на Кавказе описаны в арабских источниках: об Азербайджане пишет арабский географ и путешественник Убейд ибн Шарийя аль-Джурхуми халифу Муавийе I в VII веке нашей эры (об этом сообщил средневековый арабский ученый аль-Куфи в своем труде "Китаб уль-Футух").
 Интересным источником является сочинение «Об управлении империей» византийского императора Константина VII, жившего в 905—959 гг. В 42-й главе при описании территорий между Каспийским и Чёрным морями он упоминает страну Казахию, выше которой находятся Кавказские горы. Это описание позволяет локализовать Казахию в Закавказье. В Грузинских источника их страна состоит из 2-х частей Картли-оба и Турк-оба, (оба по тюркски страна) И еще важная особенность: грузины своих соседей азербайджанцев называли - татари, так называли себя часть кыпчаков, в то же время, турок-месхетинцев, иранских азербайджанцев так не называли. В последующем название Казах встречается в сельджукских и османских хрониках.  У тоже самое время не это ли объясняет ранее христианское вероисповедание кыпчаков перешедших из тенгрианства.  В 11 век когда мусульмане сельджуки Огузы завоевали весь Южный Кавказ до Грузии и часть Анатолии и Азербайджан, А в начале 12 века Кыпчакский род Илдегизов создало государство Атабеков Азербайджана при них же в 12 веке основаны храмы Хыпчакванг, Ганзасар.
http://www.stihi.ru/2016/06/14/5287
  И только недавно переименовалися Селения и монастыри… По данным армянских ученых Алишан,Э. Хуршудян, А Ачарян современное село Арич Артикского р-на Ширакской области армении, называлось раньше Кипчаг. Там существовал монастырь Хыпчакванг (Хыпчаг - Кыпчаг, ванг- монастырь (колокольня) построенная 12 веке. (видео сюжет об этом селении https://www.youtube.com/watch?v=0xf076cwN78 )
 Кроме него есть тюркские храмы Айри-ванг, Гоша-ванг… Уч Муадзин (Уч Килсе), Татий (Тетий). (Татий, Тетий - имя кыпчакского (половецкого) хана из рода  Тугорхана).
 Кроме того известно, что карачаевцы, балкарцы говорящие на горском диалекте кыпчакского языка, до 18-19 веков исповедовали христианство!
Эти источники наводят нас на мысль, что кыпчаки с Причерноморья, и с Каспийских степей были связанны тесными узами с кыпчаками в Закавказье. Не смотря на сельджукское вторжение в 11-12в. Кыпчаки продолжали исповедовать христианство и тенгранство. Оставшееся христианское наследство кыпчаков, до недавнего времени было в оригинальном виде, но сейчас они принадлежат армянской церкви, хотя исторические названия некоторые сохранились, облик этих храмов изменен "реставраторами".

https://www.youtube.com/watch?v=0xf076cwN78

Не это ли объясняет многочисленностью тюркских фамилий у украинцев? К примеру Байдар, Гайдар, Балтача, Кучук, Бунчук, Кочубей, Улубей, Кучма, Назаренко, Кардаш, Баран, Бунчак, Джигурда, Гузь, Бакай, Мамай, Караджи, Корбут, Каганович, Байдук, Барабаш, Карабаш и мн. другие заметьте ни одной армянской фамилии нет у славян. Подтвердение к моим словамя нашел форум "Байда". Выходец из грузинских азербайджанцев с фамилией Байдаров создал форум. Оказалось что фамилии Байда, Байдар, Байдаров... встречаются у грузинских азербайджанцев из Борчалы (Буричайлы, Бурджевичи, Бурчевичи известны на Руси), также у карачаевцев, у ногайцев и у украинцев... Селения Байдар встречаются в Крыму \Орли;ное (до 1945 года Байда;ры; укр. Орлине, крымско-тат. Baydar, Байдар) — село в Балаклавском районе города федерального значения Севастополя\,  в Украине \Ма;лая Хортица (укр. Мала Хортиця), остров Байда — остров, расположенный между правобережной частью Запорожья и островом Хортица в русле Старого Днепра. Входит в Национальный заповедник «Хортица»\  и в Восточной Грузии Марнеульский р-н (Борчалы) с. Байдар . И это не случайно. Кстате прочитал некую статью ("Славяно-арийская этимология топонимов Байдарской долины /Афанасьев/) Автор "известный Крымский этнограф", сам подтверждает у что у Крымских татар было племя (род) Байдар, такое же племя встречается у родственных тюрков башкир подтверждает автор, но почему то ставя под сомнение этнические связи этих народов имеющие общие кыпчакские корни?
http://www.stihi.ru/2015/08/06/4509
 Еще хотел бы спросить Афанасьева каким образом в Борчалы  (Вост. Грузия) образовались топонимы Байдар, Казах? Не и это "арийский" след? как и в Байдарской долине?
Полный список тюркских топонимов (в СНГ) Байдар, Байда на форуме Байда
http://bayda-site.ucoz.ru/index/0-42

 Поскольку "ложь из всех дурных поступков всего легче скрыть и проще всего совершить" (Ф.Вольтер), то на "помощь" ей и приходят лицемерие и подлог, фарисейство и фальсификация.
Однако, как известно, , ветер всегда задувал свечу, но разжигал костер, и мы напоминаем, что по утверждению армянства – они древние первопоселенцы в Крыму и по этой причине вправе именовать эту территорию "морской Арменией". Исконное абсурдное утверждение зиждется на другом, не менее "замечательном" абсурде, связанном с этнически армянским происхождением "армяно-кыпчаков", а точнее "кыпчаков-григориан". Именно эта этническая группа, именующая себя "ерменилер", свой язык - "татарча", "бизим тил", "кыпчак тили" и объявляется исконно этнически армянской.
 Чтобы было ясно незнакомому с тюркскими языками читателю объясню:
"Кыпчак тили" - кыпчакский язык, а "эрмени тили" - армянский язык по тюркский.
На армяском звучит - "Хайоц". Так вот народ пишет о своем языке как "кыпчак тили", т. е. идиентификация языка с древним этнонимом "кыпчак" - "половец" очевидна, и не стыковка для этнических притязаний хайев (армян). 
Как показано ранее, "кыпчако-григориане", этнически идентифицируя себя с тюрками-кыпчаками и другими этнически тюркскими группами Крыма, являлись кыпчаками, принявшими христианство в григорианской редакции. Как следует из изложенного ранее, тюрки-кыпчаки явились как раз той этнической группой.
Ведь кроме кыпчаков-армян, в Крыму проживали адыги-армяне или черкесогаи.
Х. А. Поркшеян отмечал, что в составе армянских общин Крыма были фамилии черкесского происхождения: и они еще общались на своем черкесском (адыгском) языке!

Так вот переселенцы из Крыма армяне-кыпчаки
В Подолию в Львов в Каменецк-Подольск, в Киев от конца 12в до 16 вв были этнически кыпчаками половцами, об этом можно судить по сохранившимися до наших дней десятками историческими документами, а также христианскими храмами...
И вот когда ставился вопрос о  бы выселении армян из Крыма на Дон Екатериной II в 18 веке… Были ли эти армяне – хаями или они половецкие, \т.е. тюрки-григорьянцы\?
Эдуард Вартанов 12 февраля 2003 года в газете "Ростов официальный" отпечатал необычную статью. Статья эта называлась "Миф о переселении армян" и автор засвидетельствовал следующее: "Доводы об освоении армянами Причерноморья и юга России являются надуманными, это вымышленная история без какой-либо основы. И, главное, "реальные крымские" и "донецкие" армяне – это половцы, кыпчаки, принявшие армяно-григорианское христианство" (курсив наш). 

Э.Вартанов сказал только то, что уже было известно науке. Ведь, как он объяснял, даже в сегодняшней жизни у "армян-кыпчаков" отчетливо видны тюркские начала. Это не только их тюркская речь, но и тюркские адаты – обычаи и обряды. Наконец, это и их одежда. Ниже мы подробнее остановимся на "донских армянах", но сейчас только процитируем высказывание Вартанова о них: "Армян из их исторической Армении они не понимают. Отсюда и отчуждение, заметное до наших дней. Так и остались они особенным этносом, называемым "донскими армянами"!!!.
Как бы впоследствии не объявляли Э.Вартанова армянские представители: "предатель нации", "тюркский приспешник" и т.п., на самом деле Э.Вартанов не сказал даже того, что сказали в свое время - в начале 70-х годов армянские ученые из Канады Дж.Алоян и А.Татевос, которые объявили: "В действительности же армяне - это аризированные тюрки" (!!!). Последнюю мысль можно встретить и сейчас, нет-нет к ней да возвращаются.

Еще одним доказательством, что переселенные Екатериной на Дон, и в последствии царем Александром на Кавказ  - "армян", а на самом деле тюрков-григорьянцев, это  населенный пункт в Чечне Буденовск, изначально назывался Сурбхач (одноименный Сурбхач в Крыму). заселенный Крымскими тюрками-григорьянцами. Их называли "Эрмени" - "армяне", но по словам очевидцев, что говорили они по татарски и служили Российской армии как переводчики с туземцами...Таких переселенцев татар (переводчиков) было много на Сев. Кавказе не только с Крыма, но и с Поволжья. На Сев Кавказе языком лингво общения меж народами, был кумыкский или ногайский, очень схожие на Крымско-кыпчакский, поэтому РИ использовала лояльных татар для заселения края и одновременно как переводчиков с "туземцами". Впоследствии эти "армяне" все ассимилировались, если бы они были бы истинными армянами-хайканцами, то вряд ли бы ассимилировались...
 Вот пример перевода на кирилицу "Отче наш"  на кыпчакском.
http://sharakiev.narod.ru/otche_nash.jpg
Оригинал ниже. Могли ли армяне-хайканцы называть бога Танры (Тенги)? Ведь мусульмане танры реже использовали или практически не говорили, а говорили Аллах.

Но тюрки как отвергли в свое время, так и продолжают сегодня отвергать тюркское происхождение армян. Вот что пишет М.Аджи в "Дыхании Армагеддона" (М., "Хранитель", 2006): "В части армян (в немалой части!) дремлет та же генетическая память, та кровь, что в нас (тюрках)... когда сюда [Кавказ] в VII веке пришел ислам (или раньше зороастризм) не все приняли его, иные тюрки перешли в Армянскую церковь, хранившую духовные традиции Алтая. Этому вопросу мировая наука уделила внимание: о тюркоязычных армянах написаны статьи и книги" (курсив наш).
В главном, принципиальном, уважаемые читатели, а именно в том, что некоторая часть тюрков приняла армяно-григорианство, совершенно прав автор. И при нашем всем почтении, к тому замечательному, что делал и делает М.Аджи, мы позволим себе не согласиться с тем, что претензии армян на тюркскую историю имеют основания. Следует подчеркнуть, что из утверждения (сторонником которого мы и являемся), что какая-то часть тюрков могла принять, и приняла армяно-григорианское вероисповедание, что и явилось впоследствии в силу изложенных выше особенностей армяно-григорианской церкви, "обоснованием" армянского происхождения кыпчаков-тюрков (против чего мы выступаем), совсем не следует, что "армяне – аризированные тюрки". суть логического подчинения. Это, во-первых. А во-вторых, возвращаясь к "претензиям армян на нашу историю, отметим, что претензии предъявляются как раз этническими армянами (хаями), а не "редуцированными" и не только на историю, но и на культуру и образцы фольклорной интеллектуальной собственности, о чем собственно, много написано например в статье: "Пришел, увидел, ...присвоил" day.az .

Мы уже говорили ранее об исследованиях украинских ученых относительно исторических реалий Крыма. Так вот украинский академик А.Крымский около ста лет назад отметил схожесть языка армян Крыма с языком крымских татар. Под армянами Крыма имелись в виду, в первую очередь, армяно-кыпчаки или кыпчаки-григориане. Именно этот "старый" армянский язык был сравнен с "Codex Cumanicus". Этот "Кодекс Куманов" представлял собой разговорник, созданный еще в XIV веке для перевода с латинского на язык крымских тюрков, и близок к кумыкскому (народ на Сев Кавказе), причем таких разговорники сохранились несколько и более ранние, для путещественников направляющихся на Восток (на Русь). И как было показано, это не был язык отюркившихся армян, как доказывают армяне, а именно язык арменизированных тюрков, а точнее тюрков-григориан.
Известный казахстанский ученый А.Гаркавец писал, что "если не считать элементы армянской лексики, связанных с армянской церковью, практически это (армяно-кыпчакский) тот же, на котором говорили кыпчаки (куманы, половцы) Юго-Восточной Европы и Венгрии XI-XIV веков". Более того, он отмечает, что этот язык "близок к кыпчакско-огузскому языку письменных источников Золотой Орды и мамлюкского Египта" (!!!).


Как известно армяне очень гордятся «своим» художником – Иваном Константиновичем Айвазовским (Ованесом Айвазяном), который формально по происхождению был (100%-м) армянином. Однако современники отмечали, что Иван Айвазовский не только прекрасно владел турецким (тюркским) языком, но и охотно на нем разговаривал, причем как на родном. В связи с этим было даже предположение, что он никакой не армянин, а турок по происхождению. А хайско-армянским не владел.

Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника был сыном турецкого военачальника и, будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил. После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако не про прадеда, а про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.

Между тем, на самом деле тем предки Айвазовского были из армян, живших в Украине (армяно-кыпчаков), в Галиции в районе Львова. Языком галицийских (львовских) армян на протяжении веков был тюркский – кыпчакский именно на нем (с использованием букв армянского алфавита) составлено подавляющее большинство документов местной «армянской» общины вплоть до 18-го столетия. Таким образом, происходил Айвазовский из семьи "григорианской веры" тюрок-кипчаков, которые живя рядом с поляками к тому же частично «полонизировались». Отец Ивана Айвазовского Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польской манере: «Гайвазовский».

При этом свою любовь к Турции и ко всему турецкому Иван Айвазовский пронес через всю жизнь. Более того, он получил признание как художник не только в России, но и в Турции.

Почему кыпчаки-григорьянцы или кыпчако-армяне практически исчезли Кроме небольшой общины в Ростове... Хотя народ был довольно многочисленный... Напомню, что часть их переселились из Крыма в Подолию и в Галицию с 12 по 16 вв... Оставшуюся часть Екатерина выселила в Донские степи вместе с урумами, и др христианами Крыма.
Начиная с 18в а особенно в 19в "историки" придумали, что тюрки пришельцы, и что они просто насильственно ассимилировали другие народы... Поэтому имущество монастыри тюрков-христиан передали другим, а им рекомендовали забыть родной язык.
Это касается и урумов (тюрко-язычные греки Крыма). Однако последующие расследования, исторические находки доказывают, что скифы обитавшие в Причерноморье издавна, не были индоевропейцами,
об этом я написал в статье "Сакское наследство".
http://www.stihi.ru/2016/01/13/1361
И в статье "Кто такие тюрки"
http://www.stihi.ru/2016/09/25/1483

      

2) Jean Saint-Martin. « M;moires historiques et g;ographiques sur l'Arm;nie, suivis du texte
Armenien de l'histoire des princes Orph;lians». Volume 2, Imprimerie Royale, 1819, рр 1-14Сен-Мартен, переводя книгу об истории Орпелиан (Орбелиани), написанной от имени
Этьена Орпелиана, архиепископа Сюникского (Зангезурского) (3), приводит любопытные факты, подкрепляющие мнения некоторых современных ученых, что княжеский род Орбели (Орбелиани, Орпелян) был вовсе не армянским, а тюркским.
К примеру:
"В переведенной Сен-Мартеном книге «История Орпелиана», речь идет об Этьене Орпелиане, жившем в середине XIII века, в области Сюни (Зангезур), где он являлся уважаемым церковником. То, что он относится к роду тюркского происхождения, можно узнать из слов самого Э.Орпелиана. Он пишет, что был вторым сыном Дарсайджа, который являлся князем области Ородн, братом великого князя Семрада, бывшего в то время главой рода Орпелиан. А ведь Ородн – это Уруд. До конца XX века в современной Армении сохранялось село Уруд с уникальными древнетюркскими каменными памятниками и надписями, которые ныне полностью уничтожены армянскими вандалами. Мать Э.Орпелиана «носила имя Аруз Хатун; она была дочерью эмира мусульман, который также жил в области Сюни. Она приняла крещение, выходя замуж за князя Дарсайджа» (4)."
 Также следует напомнить, что в средние века и в более позднее время слово «армяне» носило вовсе не этнический, а религиозный оттенок и, как правило, указывало на принадлежность к монофизитской Армяно-григорианской церкви
Ценно то, что Сен-Мартен дал перевод и обширные комментарии трудов, приписываемых армянскому автору V века Моисею Хоренаци (он же Мовсес Хоренский – прим Р.Г.). Ведь поздние армянские переводчики, мягко говоря, лукавили: неверно переводили не только труды Хоренского, но даже «подправляли» их названия. В частности, они представляют как «Историю Армении» труд Хоренаци, звучащий в оригинале как «Патмутюн Хайоц» - то есть «История Хаев». Тем самым армянские исследователи пытаются скрыть истинную историю и самоназвание нынешнего армянского народа. Ведь неискушенные читатели, да и многие специалисты, до сих пор не знают разницы между армянами и хаями.

Оригинал книги на французком;
http://www.sharakiev.narod.ru/Sen_Marten.pdf

перевод книги:

http://sharakiev.narod.ru/sen_marten.pdf




Еще небольшая ремарка про национальную идеинтичность, кто такие хайки (хайи) и кто такие армяне...
В социальной сети Одноклассники появилось обращение карабахского армянина, Артура Агаджанова, связанное с ситуацией вокруг Карабаха, возрождении в Азербайджане Албанской церкви. Кореной Карабахец Артур Агаджанов утверждает что "мы" не хайи
т. е. не армяне, а скорее арменизированные христиане Карабаха албанского происхождения. Кто му же почти 90% фамилий Карабахских христиан имеют тюркские происхождение. Агаджанов, Кочарян, Шахназаров, Джалалов и др...
Как правильно обратил внимание Агаджанов, что среди Карабахских мусульман тоже встречаются такие же фамилии как Джалалов- Джалалян и т. п.
Агаджанов, уже многие годы пытается бороться с армянской пропагандой и историческими фальсификациями и проводит исследования в этом направлении. А.Агаджанов, как и многие карабахские христиане считает себя насильно записанным в «армяне» поскольку этнически он не имеет ничего общего с гайканским (хайским) народом. Он готов публично выступать с разоблачениями армянской церкви Эчмиадзина и армянских националистов, которые присвоили богатое наследие Албанской церкви, ее народов и уничтожили все, что доказывало пришлость гайканского народа в Карабах.
Агаджанов : "Уже два века, как армянские переселенцы (представители хайского или гайканского народа) из Турции, Ирана, стран Ближнего Востока осваивают древние земли Карабаха. В течение этих двух веков эти переселенцы при поддержке Эчмиадзинской церкви смогли упразднить древнюю Автокефальную Албанскую Церковь. В результате упразднения Гандзасарского и Амарасского и других патриарших престолов Албанской церкви в Карабахе и на всем Южном Кавказе, многочисленные народы их культура, храмы, книги и наследие перешли в руки армянской церкви Эчмиадзина."

интервью Агаджанова в Баку.

https://www.youtube.com/watch?v=4oFewPutUrE

http://interfax.az/view/672053

В подтверждением высказываний Агаджанова, можете изучить биографию знаменитого композитора Таривердиева. Он выходец из Карабахских христиан, учился и вырос в Баку, жил в Тбилиси... Армяне его считают своим, так как христиане Карабаха мол все "армяне". Однако он хайским языком не владел, и описывая свою родословную указал, что его предки пришли из Золотой Орды!!!!. Изучая корни рода Тариверди, однозначно эта фамилия встречается чаще у азербайджанцев из Карабаха. Ведь многие не знают, что ислам был распространен лишь на востоке Азербайджана (Каспийское побережье, Иран) до 12-13 вв. На Запад Кавказа арабы не влияли. Исламизация постепенно происходила со времен Атабеков Азербайджана (12в), вплоть до 18 века. Например Карачаевцы Балкарцы только в 18-19 вв приняли ислам, тоже касается ингушей и части чеченцев, некоторой части осетин, аварцев. Грузины месхетинцы тоже в 18в приняли ислам.. Есть документированные данные (Сент Мартен и др.) указывают, что часть тюрков Зангезура имели даже христианское происхождение 

 В 1909-1910 гг. наступил второй этап экспансии на албанское наследие, когда Эчмиадзин с позволения царской России уничтожил старые архивные дела и книги упраздненных албанских епархий. В статье "Албанская церковь и армянская фальсификация" председатель Албано-удинской Христианской общины Р.Мобили отмечает, что, по мнению многих исследователей, именно тогда были уничтожены еще уцелевшие архивы Албанской церкви.

Русский философ, видный церковный деятель Павел Флоренский (1882-1937 гг.), сын албанки из рода гюлистанских меликов Мелик-Бегляровых (по отцу русский), в своем письме к семье от 20 сентября 1916 года отмечал: "Карабахские армяне, собственно, не армяне, а особое племя, в древности они назывались албанцами, а армяне зовут их ахаване, сохранили особое наречие и нравы". Говоря о своей матери, Флоренский указывает на ее нежелание сказать хотя бы слово по-армянски, говорить и читать об Армении или об армянах, равно как и зайти хотя бы из любопытства или завести детей в Армянскую церковь. "Церковь армянская явно националистична и сознается армянами таковой", - подытоживает Флоренский.

О существовании этнических албан (не армян) подтверждает известный русский публицист кавказовед В.Л. Величко "Кавказ"1886-1895 (6.Историческое прошлое)  :
"Весьма интересен также вопрос о закавказской Албании или, по-армянски, Агвании. Эта страна, в состав которой входили и нынешняя Елизаветпольская губерния, и части Тифлисской и Дагестана, была населена народами не армянского происхождения, получившими христианство от армян. До начала XIX века существовал отдельный агванский или ганзасарский католикос, соперничавший с эчмиадзинским и по временам совершенно независимый от последнего. В настоящее время христиане, бывшие некогда паствою агванского католикоса, считаются армянами и, перемешавшись с ними, усвоили их характер."

http://sharakiev.narod.ru/kavkaz.pdf

Спросите а заинтересованна ли была Советская Академия Наук в изучении исторических материалов про армяно-кыпчаков, про Кавказскую Албанию, где в Исторической отделении всегда было засилие армян? Конечно же нет. К тому же наоборот всё делалось, чтобы уничтожить материалы и памятники. Об этих фактах рассказывает в интервью доктор исторических наук, профессор албанолог Фарида Мамедова.

http://www.rizvanhuseynov.com/2012/03/19.html

Исходя из исторических документов, можно четко констатировать, что кыпчаки-христиане, переселенные на Дон и Кубань , и христиане Карабаха, стали арменизироваться лишь с 19 в. , когда царская власть подчинила их Эчмиадзину и массово заселяла Малоазиатскими армянами (хайками) Сев Кавказ, Причерноморье и Закавказье. В результате смешения населения и подчинения церкви,.. большая часть кыпчаков, албанов ассимилировалась.
 
 
Как известно, этноним «армянин» не является самоназванием армян. Они называют себя «hай». Мусульмане чаще всего этим именем называли всех христиан – монофизитов, не обращая внимание на их этническую принадлежность, в том числе hайов, албан, удинов, татов-монофизитов, айсоров и древних сирийцев (арамейцев), кыпчаков-тюрков. Например, средневековые арабские авторы нарекли одного из албанских феодалов Сахл ибн Смбата (VIII в.), внук которого впоследствии написал грамматику родного албанского (арранского) языка, «армянином» из-за его вероисповедания, параллельно называя его арранцем, т.е. албаном, принимая во внимание его этническую принадлежность. А впервые название «армянин» (arman) начали употреблять древние ассирийцы, так они называли арамейцев.
Доказательством вышесказанному служит и тот факт, что в Российском императорском Указе от 11 марта 1836 г. имеется такое выражение как «Патриарх армяно- григорианской церкви и каталикос всего гайканского (hайского – Б. Т.) народа», где явно подчеркивается этническая принадлежность народа, который сегодня известен как «армяне» (hай) и название его веры (армяно- григорианство). До недавнего времени в Азербайджане «армянами» называли и удинов, не подозревая, что удины в этническом плане не имеют с армянами, т. е. hайами ничего общего. А дагестанцы-мусульмане и поныне называют своих сородичей удин «армянами» из-за их вероисповедания. То же самое случилось и с татами-христианами Шемахинского уезда, которых царские чиновники во время переписи населения тоже приравняли к армянам.
Удивительный факт, удинский язык хотя относится кавказской языковой группе, имеет огромный запас слов цокоющегося кыпчакского-булгарскго произхождения схожего на язык карачаевцев-балкарцев.
Итак, название «армянин», пройдя эволюцию по схеме: арамеец ; монофизит (григориан) ; армянин (hай), в конце концов, приобрел нынешний смысл. И сегодня мало кому известно, что те, кого мы называем «армянами», являются конгломератом разношерстных племен, что доказывает и многообразие «армян» в этническом и антропологическом плане. Армянами считают себя большая часть Анатолийских цыган перешедших в григорянство, так называемые "цыгане Боша", переселившиеся в Закавказье с армянами. Также некоторая часть Закавказких цыган - "карачи" приняла армянскую религию в 19-20 вв и усвоила их характер, тоже называют себя армянами. Об этом написанно в армянском журнале "Мурч" 1897г. статья "Армяне изъ цыганъ" стр.59...

http://sharakiev.narod.ru/kavkaz.pdf

Гамлет Мирзоян, Марина Мирзоян, 5 октября 2017, 19:48 — REGNUM 
Из записей этнографа Г. Ванциана, датированных 1901 годом:
«В числе многочисленных кавказских народов — армянские цыгане, известные под названием «боша», которые под предводительством епископа Карапета в 1828 году переселялись из Эрзерумского вилайета в только что завоеванные русскими области — Ахалкалак, Ахалцих, Александрополь. В Эривани, как и в Елисаветполе, также жили боши, хотя их там было мало; но они впоследствии, оставив свой первоначальный образ жизни, слились с местными армянами. Боши по языку и вероисповеданию почти армяне, почему многие их и называют «гай-боша» (армянские цыгане), но по своему характеру и обычаям они представляют в высшей степени своеобразно-типичный, вполне независимый народ».

Подробности: https://regnum.ru/news/2330479.html

  И это всё никак не сходится о гипотезе, о якобы исключительном антропологическом типе "армениоид"...

Материалы и источники:

Факты фальсификации и реставрации указанны в статье "Этимология слова Хач" http://www.stihi.ru/2016/06/14/5287


К этнониму "армянин" - эрмени, добавлю не маловажний фактор армянский алфавит.
По мнению армян его придумал некий монах Месроп Маштоц в 5 веке.
Причем, имя автора возникло сразу же в окружении сведений о его биографии, карьерном развитии и деяниях, представленных в различных источниках самой «армянской традиции». Некоторые аспекты этой информации отличаются очевидной недостоверностью и выглядят притянутыми к искусственным построениям «традиции», вследствие чего требуют более тщательного изучения.

Это  в следующей статье "Месроп Мащтоц или Эфиопы"

http://www.stihi.ru/2016/09/27/5856

P. S. Многие читатели будут меня считать предвзятым. И могут утверждать, что Википедия считает Мхитара Гоша армянином.
- судебника Мхитара Гоша было обычное право; кроме того, в него был включен ряд положений, заимствованных из византийского права. В оригинале сборник написан на Кыпчакском языке "Торе Битиги" с "армянскими" буквами. Так по мнению многих ученых в т. ч. З. Буниятова (1965 98-99), в заглавие сборника добавлено отсутствующее в рукописи слово "хайоц" - армянский, никогда не написанным самим Гошем, этот факт даже вынуждены признать армянскими учеными например К. А Мелик-Огаджанян, подчеркивающим это изменение сделанное Вааном Бастамяном.




Источники: Гарковец "Загадочные Украинские армяне, которые говорили, писали и молились по кыпчакски"
http://sharakiev.narod.ru/garkovec.pdf


Памятники, составленные армянским письмом на тюркском языке, насчитывают десятки тысяч страниц и охватывают период с 1524 по 1669 год.
Это 28 актовых книг армянского войтовского суда г. Каменца-Подольского (1572—1663), актовые, кассовые и метрические книги Львовского армянского духовного суда за эти же годы, «Каменецкая хроника», описывающая события Цецорской кампании и Хотинской войны 1620—1621 гг., «Венецианская хроника», «Хроника Польши», Судебник Мхитара Гоша с большим количеством дополнительных статей и комментариев, утвержденный польским королем Сигизмундом в 1519 г., 5 армянско-кыпчакских словарей и несколько глоссариев, сочинение «Секреты философского камня» Андрея Торосовича (1626) и другие. Всего 112 памятников.
Первую печатную книгу на армяно-кыпчакском языке — «Альгиш Битики» («Молитвенник») издал во Львове в 1618 году Иван Муратович.
Судебник Мхитара Гоша- Юридический сборник, составленный в 1184 году.

*На фото - монастырь Кыпчакванк (XII век) в Армении - дословно переводится как "кыпчакская церковь". А также латинская транслитерация молитвы "Отче наш" на кыпчакском тюркском языке.

http://sharakiev.narod.ru/kipchak_vang.jpg

http://sharakiev.narod.ru/kipchak_vang2.jpg
"Отче наш" на кыпчакско-армянском

http://sharakiev.narod.ru/kipchak_ermeni_tili.jpg

https://vk.com/wall-23232544_2214357?offset=40

https://uk.wikipedia.org/wiki/-

**Заинтересовавшихся в вопросе приглашаю ознакомится со статьей где история армяно-кыпчаков раскрыта более детально множество документов можно скачать:
http://www.qypchaq.unesco.kz/Docs/



http://e-history.kz/ru/publications/view/631



https://www.youtube.com/watch?v=0xf076cwN78

«Армянская традиция» и тайны алфавита Маштоца Р. Гусейнов
http://www.rizvanhuseynov.com/2014/11/blog-post_80.html


И еще интересная статья о армянской письменности... О буквах на которых писали кыпчаки-григорьянцы и армяне...

http://kavkaztimes.com/?p=5550

Кто основал город Ани...(Эдуарт Вартанов)
http://www.kavkazplus.com/news.php?id=10945#.WGJpidSLSt8

Тайны "Армяно-кыпчаков"
https://www.youtube.com/watch?v=2bemg7ji6I0

Sen Marten
http://sharakiev.narod.ru/sen_marten.pdf

Оригинал
http://sharakiev.narod.ru/Sen_marten.pdf

Интервью с историком лингвистом по Кавказкой Албании Фаридой Мамедовой

http://www.rizvanhuseynov.com/2012/03/19.html