Что исповедует Творческая Мастерская Алкоры

Творческая Мастерская Алкоры
1. Немного об истории странички http://www.stihi.ru/avtor/sogimos

1.1. «Ликбез для Начинающих» (2011-2012гг)

Российская страничка «Творческая Мастерская Алкоры» была создана в марте 2011г для начинающих  авторов сайта – Чайников, чтобы познакомить их с правильными  способами существования на СТИХИ.РУ и с методами «раскрутки» своих стихов. Изначально она так и называлась – «Ликбез для Начинающих», а самым первым сборником  странички был сборник под названием «Стихи.ру. Инструкция по эксплуатации для Чайников».
 
Позже я начала публиковать подборки материалов по азам стихосложения  с конкретными примерами типичных ошибок, собранными исключительно на собственном опыте их совершения и постепенного осознания. За первые два года своего существования страничка обзавелась несколькими сборниками по отдельным вопросам стихосложения, названия которых начинаются со словом «Всё»: «Все о рифме», «Всё о строфе», «Все о ритме» и т.д., а еще – статьями, посвященными анализу прошедших конкурсов, где я имела честь быть Председателем Жюри. Последние -  так называемый «разбор полетов» - представляют собой мои личные впечатления о конкурсных стихах и подробный анализ исполнения некоторых из них.
 
Все статьи (за исключением нескольких перепостов, названия которых начинается с имени создателя поста) являются моими авторскими. В них излагается моё личное (не обязательно бесспорное) отношение к той или иной технике или форме стихосложения, хотя обязательно приведены и краткие, отредактированные мною выборки теоретического материала по каждому вопросу, позаимствованные из известных учебников стихосложения. В своих статьях я стараюсь не просто цитировать чужие определения и исторические сведения, но и максимально понятно и просто объяснять их смысл для  самых начинающих, более того, подкрепляю теорию примерами стихов, которые мне удалось разыскать на нужную тему в интернете.

Кто я такая? Обычный, рядовой пользователь сайта Стихи.ру (авторская страничка с моими  стихами - Алкора http://www.stihi.ru/avtor/koryalla). Подробнее о моей персоне можно узнать из интервью, опубликованного по http://www.stihi.ru/2013/04/21/3789

Мне несказанно повезло: пять лет подряд я работала в качестве Председателя конкурсного Жюри (а в большинстве случаев и в качестве организатора конкурса) в  творческом объединении «Международный Фонд ВСМ», где приобрела бесценный опыт голосования: в качестве голосующего Председателя жюри - в 82 конкурсах, а в качестве рядового члена жюри конкурсов моих  коллег - в 39 (цифры приведены по декабрю 2015г. На июнь 2016г они соответственно - 94 и 45).

Эта работа дала мне  прекрасную возможность для изучения чужого опыта ошибок и находок. Вот им-то мне и хотелось поделиться с другими поэтами – как с участниками различных конкурсов, так и с читателями сайта. Думающему автору мало информации о том, какое место он занял в конкурсе – гораздо важнее понять, что в его стихах было не так, а что именно профессиональным судьям понравилось, чтобы сделать выводы о своих недочетах и дальше расти в мастерстве.

1.2. «Творческая Мастерская Ликбез» (2012-2015гг).

Постепенно круг читателей «Ликбеза Для Начинающих» стал изменяться: на страничку стали заглядывать не только начинающие поэты, но и опытные мастера. Страничка поменяла имя: с 2012г она стала именоваться «Творческая Мастерская Ликбез».

Кто, как не мастера, могут нас чему-то научить - не просто не делать грубых технических ошибок, а еще и приобрести вкус к настоящей поэзии? Важно разобраться, кого именно можно считать мастерами стихосложения? Кто они, и как их распознать?

Может быть, это профессионалы, имеющие несколько изданных книг собственных стихов и удостоверение «члена Союза писателей»?

А может быть,  это поэты, имеющие специальное гуманитарное образование:  филологи, журналисты, учителя русского языка?
 
Или мастера - это те, которые неоднократно побеждали в нескольких конкурсах и обзавелись красочными дипломами лауреатов этих конкурсов и разными почетными званиями?

К сожалению, все перечисленные  группы далеко не всегда являются образцом для подражания в поэзии. О причинах этого я здесь говорить не буду – это больная и достаточно спорная тема…

Для меня в определение «мастер», помимо таланта, посланного человеку Богом, входит и еще одно важное качество – желание и умение трудиться, работать над каждым вновь написанным стихотворением, без боязни изменять его. Настоящий мастер не гнушается словом «обучение» по отношению к себе, он понимает, что, как только он удовлетворится своим уровнем, то начнет с него падать: его вдохновение заменится необходимостью «написать на тему», а авторские находки – грамотным подражанием.

1.3. Творческая Мастерская Алкоры» (ТМА) (2016- наст. время)

С января 2016 г конкурсная страничка «Творческая Мастерская Ликбез» отделилась от творческого объединения «Международный Фонд ВСМ» и перешла в автономное плавание - стала самостоятельной российской конкурсной площадкой «Творческая Мастерская Алкоры» (ТМА). Профиль ее работы, цели и в какой-то степени  Правила проведения конкурсов изменились.

Победы в конкурсах, массовость вовлечения в них, обретение новых званий и дипломов - это хороший стимул для написания новых стихов и роста своей популярности (превращения поэтов-любителей в лиц, «хорошо известных в узком кругу»). С этой задачей прекрасно справляются огромное число представительных творческих площадок сайта, помогающих поэтам популяризировать свое творчество и даже издавать стихи (правда - на средства самого автора!) Мне интереснее  заниматься не столько «раскруткой» стихов, большинство из которых пока еще сложно назвать профессиональными, сколько совместной учебой, способствующей росту профессионализма автора.

Даже, если вдохновение нас не покидает, талант не иссяк, а нужный  опыт грамотного исполнения стихов уже приобретен, нам все равно необходимо творческое общение - постоянная проверка качества своих новых стихов, попытки пробовать  себя  в новых жанрах, формах  и стилях письма и совместное обсуждение результатов творческих соревнований по завершению каждого конкурса.

Для этого на страничке ТМА ежемесячно организуются конкурсы - тематические и учебные. Последние - значительно чаще, чем тематические, они-то и составляют основу нашей творческой  работы. Все конкурсы ТМА проводятся для всех авторов, серьезно относящихся к своему творчеству, независимо от их званий, заслуг  и числа читателей.

Как правило, их темы свободные или достаточно широкие, но зато четко оговорена форма написания произведения: в каком жанре, стиле написания, с обязательным использованием каких приемов участнику необходимо представить или написать заново конкурсное произведение.

Условия исполнения произведений, подаваемых на УЧЕБНЫЙ конкурс, я всегда задаю только после того, как необходимая подборка теоретического материала уже имеется в специально написанной к этому конкурсу статье сборника «ТМА»: у авторов есть время подготовиться к конкурсу теоретически - понять суть задания, почитать примеры стихов, освоить новую технику. Учебный конкурс – это практическое закрепление уже прочитанного материала.

ОГРАНИЧЕНИЙ ПО КАЧЕСТВУ СТИХОВ НА ПРИЕМЕ ЗАЯВОК В КОНКУРСАХ ТМА НЕТ (запрет только на присутствие в стихах нецензурной лексики и мотивов разжигания национальной и религиозной розни): автор сам принимает решение, что ему предложить на конкурс, и соответствует ли его произведение конкурсному заданию.

ОГРАНИЧЕНИЕ НА НОМИНАЦИЮ  ПРИНЯТЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СУДЕЙСКОЙ КОМАНДЫ ЕСТЬ: команда должна  быть профессиональной и способной оценить:

- соответствует ли заявленному конкурсному заданию (теме и форме написания)  каждое  принятое произведение и

- имеет ли оно  определенный уровень качества исполнения (по технике базового стихосложения и по поэтичности  и правильности русского языка).
 
В учебном конкурсе принципиальным условием является КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ -  освоенные автором правила стихосложения, грамотная запись текста и правильный русский язык: точное употребление значения слов, правильные фонетические ударения, осмысленность и законченность фраз, адекватность и точность использования тропов, четкое  согласование слов в предложениях, уместное (с учетом специфики жанра) использование разговорных оборотов речи.
 
Целью всех конкурсов ТМА является не столько победа (вхождение в первую пятерку мест и получение призовых баллов), сколько приобретение полезного практического опыта стихосложения и знакомство всех участников с новым или хорошо забытым старым теоретическим материалом.
 
А теперь я вернусь к названию статьи – какие же принципы исповедует «ТМ Алкоры» и  какие дальние цели она перед собой ставит?
 
2. Что исповедует ТМА

2.1. Чистота русской речи

ТМА - это российская конкурсная площадка, в отличие от множества других популярных конкурсных объединений, называющих себя «международными»,  организаторы, учредители и спонсоры которых чаще всего - граждане других государств.

Главная ее цель - поддержание и сохранение литературного русского языка, российской многонациональной культуры и российских патриотических традиций.  Почему это важно?

К сожалению, даже получившие образование в СССР, оказавшись в ином языковом окружении, уже во втором поколении либо утрачивают стиль русской речи, либо  размывают ее с иностранной - принимают за норму смесь русских слов с местными или иностранными. Это касается не только эмигрантов и русскоязычных граждан СНГ, не по своей воле оказавшихся в другой культуре. Плохой русский стал нормой и среди  россиян: что мы слышим вокруг, что читаем (если вообще читаем!), то и так мы и говорим  и даже используем в своих стихах нерусские фразы и обороты речи, считая их нормальными. И это удручает.

Общий рост речевой безграмотности в России произошел в связи с появлением интернета: мы стали меньше читать, забывать и в целях удобства пренебрегать правилами правописания. Авторы в сети общаются между собою на жаргонном «олбанском» языке (без знаков препинания, заглавных букв и намеренно искаженными словами), а некоторые из них почти на таком же языке публикуют на сайте свои произведения. В отзывах и в полемике  друг с другом мы все иногда  прибегаем к упрощенной, обрывистой речи, используем бестолково составленные предложения (в контексте смысл понятен, но если вчитаться...), в спешке делаем опечатки, пишем с ошибками.

Это грустно, но как-то объяснимо: «разболтанная» клавиатура, печать «вслепую»… И хотя это не может служить серьезным оправданием, я склонна разделять язык, которым мы общаемся на сайте (в отзывах, в полемике, в соцсетях) и наши публикации на авторских страницах. Тем более - в тексте конкурсных стихов. Для последних всегда есть время на обдумывание фразы и на построение ее правильными словами и с грамотной записью. В этом обдумывании и в правке написанного на одном дыхании текста – дань уважения к родному языку, который всех нас объединяет.

Где бы мы ни проживали, как бы ни разговаривали в наших родных краях, но, находясь на РУССКОЯЗЫЧНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ сайте, мы должны беречь и сохранять чистоту правильного русского языка, его литературную форму, умело и грамотно расширяя ее только в соответствии с особенностями жанра, в котором пишется наше стихотворение, используя разговорные формы  только в прямой речи персонажа стихов.

2.2. Дальние планы и стиль работы ТМА

О дальних целях ТМА говорить сложно и немного страшновато: человек предполагает, а Бог располагает, но желание работать на сайте и делиться с вами всем, что мне показалось интересным, полезным или сомнительным, у меня есть. Именно поэтому я надеюсь опубликовать здесь еще ряд  новых статей, которые будут полезны не только для успеха в конкурсе, но и для повышения собственного профессионализма.
Не буду скрывать: я учусь вместе с вами - в процессе подготовки материала к статьям, поиска и осмысления прочитанного, я узнаю много нового и полезного для себя, а потом делюсь с вами моими маленькими открытиями. Моя ТМ - это сама я: то, что я узнала, что поняла и что оценила. ТМА - это летопись моих собственных опытов ликвидации безграмотности в самой себе и опытов моих открытий, которые для продвинутых читателей, возможно, далеко не открытия. Тем же, кому мои записи окажутся полезными, я всегда рада.
 
Если вы на моей стороне и вам еще не захотелось написать мне гневное послание с обоснованием, почему «мне делать нечего», а вы «как писали, так и будете писать», ибо в смешении лексики разных времен и стилей, в пренебрежении  правилами русской пунктуации и в ненужном использовании иностранных слов взамен слов русских (в том числе, и «украинизмов», засоряющих нашу речь) вы видите «особый шик и современность, потому что именно таким языком пишут все популярные современные поэты», то я всегда вам рада в «Творческой Мастерской Алкоры».

И еще. Правила тактичного поведения на сайте – вещь относительная. «Кому нравится  арбуз, а кому – свиной хрящик». Мои представления о том, как было бы разумно вести себя на СТИХИ.РУ, изложены в подборке «Стихирский моветон» http://www.stihi.ru/2011/04/19/2304. Эта статья вызвала больше всего самых разных откликов и возражений у ее читателей. Возражения в основном сводятся к лозунгам: «что не запрещено, то дозволено» и «все так делают». И то, и другое для меня не убедительно. Спорить я не люблю, сама же стараюсь следовать именно этим принципам и наивно жду их соблюдения от вас.

С любовью и уважением, ваша  Алкора.
Июнь, 2016г