Надежда Ерошина

Миоль
                К 100 – летию   РГУ им. С.А.Есенина

  Надежда Николаевна Ерошина не только учитель высшей квалификационной категории и Отличник народного просвещения, она из когорты тех преподавателей, которые отмечены божьим даром, - именно потому их помнят, к ним идут за духовной подпиткой и человеческой поддержкой, с ними не перестают общаться даже после того, как покидают стены школы.


     Если говорить о столетии ВУЗа, который более полувека имел педагогическую направленность, то нельзя не рассказать о тех его выпускниках, которые, собственно, и составляют и славу его, и его гордость – простые учителя, вышедшие из стен Alma Mater в школы и средние учебные заведения, чтобы сеять, растить и пестовать, стараясь вложить как можно больше, а вкладывая, надеясь на хорошие всходы и результаты. Так сложилось у математика Елены Ивчиной – выпускницы физмата, о которой писала «Новая».
                http://www.stihi.ru/2016/05/18/317
Так всю жизнь проработала словесник Надежда Ерошина, пришедшая на литфак в 1975 году из рязанской средней школы № 8 и вернувшаяся в неё же после окончания факультета в 1980 году. Вот такой замкнутый круг получился: школа – институт – школа. Из учениц – в учителя, причём, в учителя хорошие, к которой и сегодня приходят те, кто хочет улучшить свои результаты по русскому языку и литературе, чтобы одержатьтрудную победу над  ЕГЭ.
  Надежда Николаевна не только учитель высшей квалификационной категории и Отличник народного просвещения, она из когорты тех преподавателей, которые отмечены божьим даром, - именно потому их помнят, к ним идут за духовной подпиткой и человеческой поддержкой, с ними не перестают общаться даже после того, как покидают стены школы.
 Можно много говорить о том, какой человек профессионал, а можно сказать коротко: Надежда Ерошина  - тот учитель, которому не страшно отдать на обучение своих детей и быть спокойным за то, что у ребёнка не отобьют любовь к чтению и Книге вообще, что он полюбит «вкус родимой речи» (Б. Ахмадулина) и не будет глух к Слову, что чувство языка и стиля в нём не погасят, а разовьют, что, в конце концов, посредством родного языка и великой русской литературы ему привьют те лучшие гражданские патриотические чувства, без которых, как бы не хотелось нам обходиться, всё же не получится вылепить из человека ничего путного.
   Я смотрю на эту маленькую женщину и ловлю себя на мысли, что мне хочется её  слушать, настолько интересно она говорит о, казалось бы, известных мне вещах.
«Новая» уже писала о тех преподавателях высшей школы, которые обладали  бесценным лекторским даром.
http://www.stihi.ru/2016/06/28/5419
Надежда Николаевна смело может продолжить этот список, не случайно же она – ученица своих великих учителей, решившая остаться работать в школе. Однажды И.Н. Гаврилов, у которого она писала дипломную работу по творчеству Сергея Есенина, предложил ей поступить в аспирантуру и продолжить начатую, очень успешную, работу по выбранной теме диплома «Образ родины в поэзии Сергея Есенина». У прозорливого педагога не было никаких сомнений, что его талантливая студентка блестяще справится и с кандидатской диссертацией. Но, неожиданно для него, Надежда  от столь лестного предложения отказалась, объяснив, что всю жизнь, с самого детства мечтала работать в школе. «Пожалуй, ты права, - ответил, помолчав, Игорь Николаевич. – Кто-то и в школе работать должен. Там такие, как ты, нужны особенно». Дружба с этим ярким человеком до сих пор остаётся очень светлым и необычайно значимым событием в жизни Надежды Ерошиной.
    О своих вузовских педагогах Надежда Николаевна может говорить бесконечно. Она считает большим везением, что весь курс современного русского языка: фонетику и  лексику, морфологию и синтаксис –  читала им и вела практические занятия легендарная Надежда Васильевна Ламзикова.
http://www.stihi.ru/2016/05/25/4068
  А сколько добрых слов услышала я о преподавателе кафедры литературы Валентине Константиновне Соколовой, с которой нам, пришедшим на факультет чуть позднее, уже не довелось встретиться ни на лекциях, ни на семинарах.
   «И снова нам повезло, - говорит Надежда Николаевна, - потому что мы имели счастье слушать Валентину Константиновну. Читала она нам устное народное творчество, древнерусскую литературу и 18 век, который невозможен без опоры на более ранний литературный период. Признаться, и это могут подтвердить многие, что ни древнерусская литература, ни  18-й век  не были любимыми у студентов и  хотелось побыстрее проскочить их.  Но только не у Валентины Константиновны, которая эту литературу обожала и, обладая прекрасной эрудицией, широким кругозором и лекторским даром могла и нас заставить полюбить её. Слушать Соколову было одно удовольствие! Сказительница, она не возвышалась за кафедрой, не смотрела в тетрадки или листочки, а стояла перед нами и рассказывала. Не читала лекцию, а влюбляла нас в то, чем была увлечена и жила сама. И нам казалось, что лучше и интереснее этой литературы нет!
    Теперь понимаешь, что она подготавливала нас к появлению Пушкина, который не возник ниоткуда. До него было то, что считается и скучным, и малоинтересным, но ведь это всё на него повлияло, не могло не повлиять. И если «Пушкин – наше всё!» (А. Григорьев), то вместе с ним должно стать нашим и то, что ему предшествовало. Валентина Константиновна с такой любовью вкладывала в нас допушкинское время, что не откликнуться на него мы уже не имели права! Очень ярким она была и преподавателем, и человеком. Легко говорила на французском, цитировала что-то из Вольтера или Руссо, как будто ничего в её маленькой головке и не было, кроме мыслей эпохи Просвещения, которыми она, по-французски,  изящно пересыпала свои лекции. В.К.Соколова прекрасно знала изобразительное искусство и разбиралась в нём, любила театр и была заядлой театралкой, замечательно музицировала и  хорошо пела. Да, конечно, нам повезло. Сегодня преподаватели такого уровня – большая редкость, к сожалению», - с грустью подытоживает моя собеседница.
    Я слушаю Надежду Николаевну и завидую её ученикам, которых она, как и Валентина Константиновна Соколова, способна пленить своим неравнодушием к тому, чем она занимается всю жизнь, что бесконечно любит и чему ревностно служит. Им тоже повезло, потому что их учитель – не «серый чулок»,  коих множество по российским школам и которые, подчас, навсегда отбивают у ребят любовь не только к русскому языку и литературе, но и к обучению вообще.
   Что беспокоит её сегодня, словесника Надежду Ерошину?
    То, что компьютер вытесняет в школе слово учителя, которое является незаменимым инструментом воздействия на человека вообще, а не только на юные, еще не окрепшие души. Да, «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»  - эти строки поэта Шефнера любил цитировать И.Н. Гаврилов, их часто повторяет своим ученикам  Надежда Николаевна. «Обидно и страшно, что сегодня слово учителя заменяется компьютерными играми, которые не имеют никакого отношения к обучению и формированию полноценной творческой личности. Этим и дома-то не нужно заниматься много, лучше почитать что-то полезное, а уж в школе тратить время подобное – преступление. Создаётся впечатление, что идёт глобальная работа по оболваниваю юного поколения, чтобы потом иметь легкоуправляемый легкоплавкий материал, - говорит учитель Ерошина».         
     Действительно, система нынешнего образования набирает обороты, и противостоять ей, кажется, невозможно. И что же делать? Но она верит в то, что можно пробиться и сквозь препоны и рогатки, и достучаться, и заставить думать, и научить любить. И тебя, не смотря ни на что, услышат, а услышав, задумаются.
   Я знаю, что с её до сих пор считают близким человеком родители ушедших учеников. И тех, кто ушёл навсегда, как Борька Израильсон – гениальный мальчишка, сгоревший от саркомы двадцать лет назад, который, будучи ярким математиком с блестящим будущим, тянулся к ней, учителю литературы, потому что чувствовал, что нет в ней фальши, а потому можно ей верить. И он верил. И когда она навещала его после химий и операций – верил. И ждал, что вернется. И мама  при встрече с Надеждой, останавливается и может говорить долго, потому что у них есть связующая нить – их Борька. Наверное, это тоже – яркий штрих к портрету учителя Надежды Николаевны Ерошиной, без которого её образ был бы не совсем  полным.
    А ещё она пишет стихи. Иногда, правда, если её что-то очень заденет. И хорошо получается, правда.
     Она любит мягкие игрушки и коллекционирует фигурки кошек, кормит бездомных возле подъезда и нежно заботится о своих -  Марсике и Маруське.
    Она – хороший друг, с ней легко, потому что она очень искренний человек – талантливый педагог, выпускница нашего замечательного литфака – Надежда Николаевна Ерошина.


                Фото Владимира Илюхина



30.06.2016, Специально для "Новой"

http://www.stihi.ru/2016/05/08/2634



К 100-летию РГУ им. С.А.Есенина



Вспоминая Фридман
http://www.stihi.ru/2016/07/17/9224

Икона стиля. Ольга Сергеевна
http://www.stihi.ru/2016/07/04/5718

Н.С. Шошнова
http://www.stihi.ru/2016/05/08/2634

Н.В.Ламзикова
http://www.stihi.ru/2016/05/25/4068

Л.А.Лелёкина
http://www.stihi.ru/2016/05/26/6439

И.Н.Гаврилов
http://www.stihi.ru/2016/06/28/5419

Елена Ивчина
http://www.stihi.ru/2016/05/18/317

Надежда Ерошина
http://www.stihi.ru/2016/07/01/7189