Экспертный обзор. Антон Стрижак. Июнь-2016

Большой Литературный Клуб
Привет. Ну, не знаю. С трудом наскрёб пять, от которых хоть чего-то шелохнулось. По их поводу сказал немного, но по поводу остальных мне вообще сказать нечего. Вот нечего, даже ругать неохота.


АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ «Сценарий»
http://www.stihi.ru/2015/04/19/8216 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

В сценарии записано: стареть,
не рваться ввысь, питаться овощами,
покорно обустраивая клеть
безжизненными нужными вещами,
ходить в контору или на завод,
топить себя в простом рутинном вздоре,
дремотно избежав нейтральных вод
и сладостно манящих территорий.
Вся эта жизнь — простая штука. Ведь
не наш удел — турусы да торосы.
В сценарии записано: стереть,
как ластиком, сомненья и вопросы;
не веря в шансы, жить наверняка,
закрыв свой мир иронией всегдашней
и тихо ждать гонца из городка,
известного своей наклонной башней.
Точи металл, твори изящный стих
в кругу привычных маленьких событий.
Сценарий очертил от сих со сих
границы, за которые не выйти.

Не доиграв знакомую игру
и доведя строку до многоточья,
ты завтра вновь проснёшься поутру —
и в сотый раз
порвёшь сценарий в клочья.

Наверно, с момента изобретения литературы человека часто охватывает ощущение, что вся жизнь - чьё-то произведение, придуманный кем-то сюжет, весь мир - театр, жизнь моя - кинематограф. Или вообще – это игра, которую кто-то всемогущий затеял, чтобы скоротать час-другой. Судьба ли это, Бог ли - в общем, какая-то надмирная сущность, не то любящая нас, не то ненавидящая, не то равнодушная. Зачем человеку нужно такое представление - то ли чтобы оправдать своё бессилие перед событиями окружающего мира, то ли чтобы переложить на кого-то ответственность за свои поступки, то ли чтобы помочь себе смириться с неизбежным - у каждого свои причины.
Лирический герой стихотворения существование сценария признает, но с ним не согласен. Видно, как с каждой строкой растёт его недовольство. Более же всего его не устраивает то, что в сценарии прописано именно безропотное принятие сценария. Остальное он принять готов - в конце концов, можно ведь «творить изящный стих», но происходить это все равно будет «в кругу».
Технически стих сделан весьма добротно, без каких-то особых находок, но и без явных провалов. Слегка подкачала концовка — непонятно, что именно представляет собой порватие сценария в клочья. Ясно, что это действие обратимое – иначе оно не происходило бы «в сотый раз». Какая-то временная мера (попытаться начать новую жизнь, сделать что-то, словами Одена, «слегка необычное»), по поводу которой неизвестно – а не предусмотрена ли и она сценарием, как все остальное? Непонятно, в общем.


АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО «я жил как все»
http://www.stihi.ru/2016/04/15/4664 отборочный тур для резидентов

я жил как все
один из прочих
влачил тащил работал пил
и вдруг
проснувшись среди ночи
неимоверно ощутил
как лошадь белая
и речка
и ветхий яблоневый сад
и оловянных человечков
неубиваемый отряд
и ёжик родом из тумана
и коленкоровый портфель
и рама чистая
и мама -
все где-то
ждут меня
теперь

Тема детства как бытия обетованного, в которое всеми фибрами стремится уставший от жизни взрослой (начала которой зачастую с нетерпением ждал в этом самом детстве) герой, довольно популярна и в поэзии хорошо разработана – взять того же Бориса Рыжего. Это стихотворение посвящено той же теме и в нем также противопоставлены два полюса - взрослая постылая жизнь и детство - в виде двух перечней: скупого перечисления четырёх глаголов, репрезентующих настоящее и, с другой стороны - узнаваемых атрибутов детства. Если второй список почти безупречен, ёмок и универсален в хорошем смысле этого слова, то к первому я бы придрался в том смысле, что "влачить" и "тащить" – практически синонимы, а список хотелось бы поразнообразнее, пусть даже он и описывает однообразное существование. Никогда не грех копнуть, тыкскыть, поглубже. Что ещё, на мой взгляд, не так в этом стихотворении - слово «неимоверно». Ну вот как-то сразу не глянулось оно мне. Полез даже на всякий случай в словарь - ну да: «невероятно, чрезвычайно». Невероятно ощутил? Чрезвычайно ощутил? Не, не то. Ну, как я понимаю, здесь это в том смысле «с неимоверной силой, ясностью ощутил», но просится сюда другое что-то. Ну как будто 999 тонн словесной руды автор извёл, а на тысячную, в которой искомое слово находилось, терпения не хватило. В общем, я бы ещё поковырял.
А так все хорошо, особенно радует, что чёртова рама домыта наконец, избавилась мама от проклятия, доделала свой сизифов труд и всё готово к встрече гостя.


АНДРЕЙ ФАМИЦКИЙ «никто»
http://www.stihi.ru/2016/05/27/4665 номинатор Александра Герасимова

под свисток динамичного паровоза
умирает Анненский на вокзале.
никакая поэзия или проза
ничего пронзительней не сказали.

ждут курсистки красивого педагога,
паровозный дым окна черным застит,
Царскосельская тихо поет дорога,
и одна Звезда незаметно гаснет.

Ничего лишнего, все по делу. Хотя и вызывает некоторое недоумение эпитет «динамичный» по отношению к паровозу. И вот это довольно инородное в данном контексте слово в первой же строке как-то махом «подсаживает» стихотворение, отвлекает, вызывает ненужные мысли вроде «а что, бывают статичные паровозы?» Наверно, тоже автор недокрутил, недоискал, а слово-то это есть где-то, ждёт. Но потом ничего, выравнивается стихотворение, сглаживает это впечатление другими стоящими на месте словами, завершаясь трогательной аллюзией к одному из знаковых произведений Иннокентия Фёдоровича.


СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА «Пристань сорока шоссе»
http://www.stihi.ru/2012/02/28/8604 номинатор Александр Молочников

Столица – пристань сорока шоссе.
Сюда приходит каждый одиссей
И учит по ускоренной программе
Язык – неглинный, трубный, моховой;
Брусчатка облаков над головой
Пружинит под тяжелыми шагами:
Архангелов почетный караул
Москву по кромке МКАДа обогнул.

Бог перекрестков, сидя на Тверской,
Орудует в наперстки день-деньской
И шарик солнца под Манежной прячет,
А ты плывешь, пятак зажав в руке.
Ручей Варваркии вынесет к реке
Трамвайчик и косяк машин в придачу –
Сквозь грязь и хлябь просоленной зимы
В неистребимый запах шаурмы.

Смеется март, гуляка и ходок…
Эй, одиссей, купи себе хот-дог
И полвесны московского разлива.
В Гребном канале проступает Тибр,
Над Пушкинской вспухает Палатин,
Мимоза превращается в оливу,
И варвары, как и пристало им,
По камешку разносят Третий Рим.

Нетороплив столичный рагнарек.
Ты, одиссей, ступай себе в ларек,
А лучше возвращайся на Итаку.
Не тронь времен ослабленную связь.
Твоя война еще не началась,
А там, глядишь, и Троя сменит власть,
И пенелопам не придется плакать.

Ещё одна вариация на тему повторяемости истории, несменяемости сюжетов, вплетенная в зарисовку Москвы. Понравилась удалой интонацией, не понравилась тем, что эклектика Москвы, собранная в столь малом объеме, придала стиху расхристанность. Искусство (а традиционная поэзия - тем паче) призвано все же как-то гармонизировать изображаемое, структурировать под себя, а не наоборот – идти у реальности на поводу, хотя может быть (конечно же) я и ошибаюсь.


ЛЮДМИЛА ЯДЪ «В полях ромашковых раздольных»
http://www.stihi.ru/2012/03/25/6750 номинатор Лёша Исхаков

В полях ромашковых раздольных
Стоит не скошенный погост.
Скирды колышутся привольно,
На них жирует певчий дрозд.

Там где ногой жуков мохнатых
Протоптан через речку брод,
Чудесных бабочек пархатых
Высок стремительный полёт.

И ягод красные глазёнки
На тонкой шейке стебелька
Листочки тянут, как ребёнки,
Над влажной сенью ручейка.

Шумят серёжками берёзы,
Будя возвышенность во мне.
И из лица на землю слёзы
Стекают в низ по голове...

И приз зрительских симпатий присуждается этой изящной компиляции, на которой отдохнула моя изможденная душа.

* * *

Как-то так.


Стихотворения лонг-листа рассматривались экспертом в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - ГР БЛК.