Экспертный обзор. Сергей Морейно. Август-2016

Большой Литературный Клуб
От редколлегии
 
Друзья, к сожалению, Татьяна Виноградова по уважительным обстоятельствам не смогла написать обзор, но на помощь клубу пришел замечательный поэт и прозаик Сергей Морейно. Публикуем его обзор и сердечно благодарим Сергея за поддержку.

---------------------------------------------------


Любая оценка производится согласно критериям, интуитивная оценка – согласно интуитивным критериям. Но в поэзии критериев нет. Однако честное «я так слышу» звучит обидно, а еще более честное «сегодня я так слышу» – еще более обидно.

Поэтому я опишу несколько процедур, с помощью которых я отбирал – вернее, убирал – стихотворения; в них скрыты какие-то мои критерии как проекции моего более чем 30-летнего опыта работы со стихотворными текстами в плоскость сегодняшнего дня.

Сначала я отбрасывал по названиям. Это жестоко, но название – часть текста, 1-й такт или затакт, оно должно работать, как подход к снаряду (или отход от него). Я вычеркивал названия, от которых – для меня – попахивало явно чужой поэтикой, ложной многозначительностью, звучной банальностью или латентной неграмотностью (мне кажется, в 2016 году быть неграмотным поэтом не совсем этично).

Все названия:
1. На другом берегу
2. Синица
3. Железная птица
4. Город-ловушка
5. Рыбарь
6. Повремени
7. «то мёрзлая земля в ответ…»
8. Посмотри
9. Водопад
10. Шима Онейда
11. Череда
12. Грядёт!
13. Суд
14. Жестокость
15. Мёртвое море
16. Бражник
17. Весна, Винсент!
18. postfactum
19. О физике и лирике
20. Элегия Пионерской долины
21. Голуби
22. «свет заходит в комнату…»
23. Расклеенный мир
24. Война
25. Отрицание света
26. «И вот встречаешь такого в парке…»
27. «Рельсовых неэлектрифицированных кустов…»
28. Пустомеля
29. Шерочка и Машерочка
30. Две скамейки в тональности Осень
31. Обморок вещей
32. «а сейчас вылетит птичка…»

Остались:
5. Рыбарь
8. Посмотри
10. Шима Онейда
15. Мёртвое море
18. postfactum
20. Элегия Пионерской долины
21. Голуби
24. Война
26. «И вот встречаешь такого в парке…»
27. «Рельсовых неэлектрифицированных кустов…»
29. Шерочка и Машерочка
32. «а сейчас вылетит птичка…»

Потом я перечитал вычеркнутые стихотворения и вернул 2:
3. Железная птица
22. «свет заходит в комнату…»

Потом я выбрал из оставшихся 14 те, что как-то сами собой успели чем-то зацепить, и подчеркнул их. При этом я не обращал внимания на длинные стихотворения, потому что писать (опять-таки сегодня) длинные стихотворения мне кажется немного неприличным – как в ответ на вопрос how are you разражаться получасовой речью. Само собой, есть поэты, от которых я и сегодня готов терпеть бесконечные лирические тексты, – но там сразу чувствуется такой удар электричества, какого тут, увы, нет.

Через какое-то время я вернулся к этому списку и перечитал неподчеркнутое – вернул 2 стихотворения. Еще через какое-то время из оставшихся 8 выделил наиболее чистые стихотворения, свободные или почти свободные – в первую очередь – от банальностей: банальных смыслов, ритмов и образов, затем еще через какое-то добавил 3. Итого получилось 6 штук.

ШОРТ-ЛИСТ:

5. Рыбарь
22. «свет заходит в комнату…»
24. Война
26. «И вот встречаешь такого в парке…»
27. «Рельсовых неэлектрифицированных кустов…»
32. «а сейчас вылетит птичка…»

К сожалению, в каждом из этих текстов было нечто, напоминающее скрежет вилки по тарелке, но масса этих скрежетов была, на мой слух, ниже критической. По крайней мере, любой из них не стыдно опубликовать в «Дружбе народов», «Знамени» или «Октябре», и уж конечно они живее, пусть даже и наивнее той унылой субстанции, что заполняет, к примеру, нынешние «Полутона»…

Вот краткий список их «достоинств» – с моей частной точки зрения.
Плюсом отмечены строчки, которые меня порадовали.


5. EЛЕНА ЭЛЕНТУХ «Рыбарь»
http://www.stihi.ru/2015/06/08/6002  отборочный тур для резидентов

Моли не моли,
потеряет беда ключи
от белых дверей с латунным тяжелым замком.
В замочную скважину глазом косят грачи, (+)
уже прилетели, а им говорят – потом. (+)
За дверью беснуется вербный душистый куст, (+)
под дверь протолкнулся сиреневый пятицвет.
Дорога к тебе – по гравию серому хруст.
Пришла, помолчала, искала. Тебя здесь нет. (+)
Он Пётр. Он знает места. Тут отличный клёв. (+)
Три первых звезды, крючок, зацепились лучи. (+)
Распахнут заката ангинный бугристый зёв (+)
над морем спокойным. (+)
Поймали, так не кричи. (+)

*

в лучших строках упругий звук
сочетание разных регистров
ритмическая смелость
ясная картинка


22. ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «свет заходит в комнату»
http://www.stihi.ru/2016/08/13/1892  номинатор «Термитник поэзии»

свет заходит в комнату с повинной (+)
на часах четыре с половиной (+)
стало быть полпятого утра (+)

облаков небесная пехота (+)
начала сезонную охоту (+)
на неуловимые ветра

кружка с кофе где же эта кружка
накрываю голову подушкой
окна распирают небеса (+)

утопает в солнце кампанелла (+)
плавится в тарелке моцарелла (+)
до начала жизни два часа (+)

*

нежно передано ощущение утра
интересный ход «окна распирают небеса» – что кого распирает?


24. ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ «Война»
http://www.stihi.ru/2016/02/25/4540  конкурсный литературный портал stihi.lv

К войне привыкаешь. Где-то идёт война,
А ты просыпаешься, ставишь согреться чайник.
Ты смотришь на мир из собственного окна, (+)
А там на проталине пара собак скучает. (+)

Войну ты включаешь с выпуском новостей. (+)
Она похожа на выдумки Голливуда. (+)
Её можно вместе с кофе подать в постель. (+)
Под неё можно сексом заняться или помыть посуду. (+)

Война утомляет флагами всех мастей, (+)
Дешёвым пафосом безобразных прилюдных истерик.
А чтобы не было бездомных старух и убитых детей,
Выключаешь телик.

*

несмотря на банальность посыла, есть личный звук
при этом я отчего-то верю в искренность автора


26. СВЕТЛАНА БЕЛАЯ «И вот встречаешь такого в парке...»
http://www.stihi.ru/2016/08/14/10073  номинатор Ольга Мельник

И вот встречаешь такого в парке, на лавочке никто не сидит рядом с ним (+)
Подсаживаешься, оживляется, в глазах горит интерес (+)
– Я вообще-то разведчик, поисковый робот N-40-21. (+)
Был отправлен за образцами, а после наш мир исчез. (+)
И по-моему, он взорвался к чертям, но у меня нет инструкций на этот счёт.
Я хожу собираю данные, всё, что могу узнать.
Я просто не знаю и не умею делать что-то ещё
Моё назначение: изучить, понять, передать. (+)
Молодёжный сленг: азаза лалка затроллел бро (+)
Расшифровка генома, окон программный код (+)
Эти знания копятся, плавят моё нутро (+)
А куда их отправить на скорости хрен знает сколько бод? (+)
И слоты для памяти под завязку, я, кажется, сломан, брат, (+)
То есть, блин, сестрёнка! Уже с Пастернаком путается Ньютон. (+)
Ёмкость моего сердца почти стопицот фарад (+)
Предельная мощность боли – тысяча мегатонн. (+)
Ты глядишь на безумца и говоришь: Дурак.
Не оглядываясь, уходишь – медленно, как постигший дзен
Как же хорошо, – думаешь, – что у меня ну совсем не так!
Приходишь домой, новую информацию отправляешь шифровкой в Центр.

*

смешно
есть ощущение реальной встречи
сто раз уже было, но сделано легко
удачно обыгран сленг в рамках обычного словаря


27. КРАСНОГЛИНЯНЫЙ ГОЛЕМ «Рельсовых неэлектрифицированных кустов...»
http://www.stihi.ru/2016/07/24/4367 номинатор Лёша Исхаков

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ С ОРФОГРАФИЕЙ И ПУНКТУАЦИЕЙ!

Рельсовых неэлектрифицированных кустов продолжается микротление.
Я ничего не знаю о том, что ждет в будущем предысторию (+, начиная с «что»)
И тыкаюсь мозгом в белые мысы времени, (+)
И мозг разделяется на Сербию и Черногорию. (+)
На Чехию и Словакию, (+)
Индию и Пакистан, (+)
Австрию и Венгрию, на Россию и Украину, на две Кореи, (+)
На то, что, казалось бы, легко подчиняется поездам, (+)
Когда садится на их прорезиненные колени. (+)
Но десять лет с тобой получились на отвали (+)
К внешнему миру, и поэтому крен погоды (+)
Незамечаем и похож на автопоезд, поворачивающий вдали, (+)
И на твои вспотевшие ноги, не влезающие в колготы, (+)
Вначале с себя сбрасывающие лунный свет, (+)
Пока не минул еще один год, еще один горизонт отрыва, (+)
А потом исчезающие, будто бы реверсивный след (+, кроме «будто бы»)
Сверхзвукового парусника, скользящего вдоль обрыва. (+, кроме «скользящего»)

*

наверное, самое емкое стихотворение
даже готов простить автору его вопиющую неграмотность
«тыкаюсь» вместо «тычусь» – прекрасно
«твои вспотевшие ноги, не влезающие в колготы» – Yo!
немного портят дело поднадоевшие ритмические ходы


32. Юлия ШОКОЛ «а сейчас вылетит птичка»
http://www.stihi.ru/2015/12/11/11010 номинатор Александра Герасимова

у мамы внутри поселилась большая птица, (+)
чтоб выклевать маму по зернышкам, по крупицам. (+)
ей мама – кормушка. (+)
я плакала, пощади же!
ведь зерна в груди моей и вкусней, и ближе.

к весне мама стала, как стебель бамбука, полой,
ходила, уже не касаясь ни стен, ни пола.
на каждое наше «люблю» отвечало эхо, (+)
а после собрало вещи да и уехало. (+)

а к лету… давайте не будем сейчас о лете.
к груди прижималась – и слышала птичий клекот.
щекой ощущала, как воздух проходит мимо, (+)
так необратимо, о боже, необратимо!

когда на кровати стал виден лишь контур тела, (+)
бог камерой щелкнул – (+)
и птичка (+)
к нему (+)
взлетела.

*

какие-то незамыленные ходы: уехавшее эхо, например
работа на грани фола между пафосом и чувством
последнее слово, к сожалению, фальшивит


ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, ТОЛЬКО 2 СТИХОТВОРЕНИЯ
Я СЧИТАЮ ДОСТОЙНЫМИ РАЗГОВОРА –

«Рыбарь» и «Рельсовых неэлектрифицированных кустов…»



---------------------------------------------------

О нашем эксперте:

СЕРГЕЙ МОРЕЙНО
писатель, переводчик .

Родился в Москве в 1964 г. Окончил Московский физико-технический институт. С 1987 г. в Риге, принадлежал к т.н. "Рижской школе" (круг журнала "Родник"). Живет в Саулкрасты (Латвия), переводит с латышского, немецкого, польского и литовского языков. Выпустил более 30 книг на 3 языках (эссе, рассказы, лирика, переводы). Ведет в издательстве "Русский Гулливер" серию "География перевода".

Новые книги: сборник эссе "Ж. как попытка". М.: Русский Гулливер, 2015; поэма Чеслава Милоша "На крыльях зари за край моря". М.: Русский Гулливер, 2016.
 
Страница в "Журнальном зале" http:///magazines.russ.ru/authors/m/morejno
Страница на сайте "Русский Гулливер"  http:///goo.gl/wfpuiX
Страница на сайте "Lyrikline"