Эксп. обзор. Александр Мельник. Итоги года-2016

Большой Литературный Клуб
Шорт-лист №1 (лучшие подборки стихов)*:


Подборка 23.
ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в феврале-2016)
1. в кафетерии... http://www.stihi.ru/2016/11/01/8945
2. над аллеями... http://www.stihi.ru/2016/11/01/8934
3. в темноте ворочаясь... http://www.stihi.ru/2016/11/01/8773

Подборка 15.
СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА (три шорт-листа в июне-2016)
1. Городские легенды. Блуждающий дом http://stihi.ru/2016/03/18/8259
2. Страна дураков http://stihi.ru/2016/10/15/3239
3. Накануне http://stihi.ru/2016/10/15/5153

Подборка 21.
МИХАЛИНА ДИКОВИЧ (три шорт-листа в январе-2016)
1. Луна во мне http://www.stihi.ru/2016/07/05/5676
2. Скрипачка http://www.stihi.ru/2016/01/01/3180
3. Это такая особая глухота http://www.stihi.ru/2016/07/11/4091

Подборка 10.
БЕРТА ЛУЧЕВА (отборочный тур)
1. misanthroпическое летнее  http://www.stihi.ru/2016/06/29/6019
2. июль  http://www.stihi.ru/2016/07/15/5576
3. середина августа...  http://www.stihi.ru/2016/09/03/7246

Подборка 1.
ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА  (три шорт-листа в июле-2016)
1. Водовозное  http://www.stihi.ru/2016/04/12/5078
2. Стихийное  http://www.stihi.ru/2016/04/12/11797
3. Карандашное  http://www.stihi.ru/2015/04/30/9602

Возможно, это не совсем по правилам, но я выделил для себя пять лучших конкурсных подборок и расставил их в своём обзоре в рейтинговом порядке, от лучшего к… менее лучшему. Причём первоначально я выделил только три подборки, и лишь потом, по просьбе организаторов и немного пересилив себя, добавил ещё две, чтобы обеспечить требуемый минимум.

Подборка n°23 показалась мне наилучшей из всех присланных мне для разбора. Она привлекает своей акварельностью, современностью, свободой и тем загадочным лексиконом, за которым мне почему-то увиделась молодая красивая женщина – цукатный хлеб, органза, джинсы скинни, платье бейкер, бейсболка ред, течение хуанпу… Прошу прощения, если автор – мужчина )) Вы читаете эти строки и окунаетесь в бушующую за окном жизнь, растворяетесь в потоке авторского воображения. Первое, «столичное» стихотворение («за окном в отдаленьи звенит столица») шумит налетевшей заоконной грозой, режет глаза ярким светом стойки кафетерия, дразнит тонким, как органза, запахом кофе и горчит корицей. При его чтении работают едва ли не все органы чувств! Во втором, грустном осенне-пейзажном стихотворении, очень зримое образное начало, увы, сменяется менее впечатляющей нарративной концовкой. В третьем, «шанхайском» стихотворении, убедительная географическая конструкция украшена настоящим поэтическим бриллиантом. Прочитайте сами медленно-медленно: «и проснувшись утро во рту катая»… Стильные и живые стихи очень талантливого автора.

Этой подборке я c удовольствием присудил бы виртуальный приз ассоциации «Эмигрантская лира».

Подборка n°15. Язык её свежий, осмысленный и не тривиальный, содержание стихов интригующе-загадочно, поэтический уровень автора достаточно высок. Рифмовать нынче умеют многие, а говорить стихами, да ещё нескучно – о сложном, дано не каждому. Масштаб описываемых явлений здесь идёт по нарастающей – город (Москва) – страна (не иначе как Россия-матушка, но можно подумать и о множестве других стран) – весь мир. Подборка начинается с энергично звучащего городского хоррора на околопоэтическую тему («сюда ни один еще не попал случайно» – уверенно заявляет автор, сам не иначе как один из обитателей «Блуждающего дома»), продолжается беспощадным сатирическим стихотворением «Страна дураков» с его узнаваемыми незадачливыми людьми и читаемым между строк «хотели как лучше, а получилось как всегда», и заканчивается немного загадочным величественным полотном – едва ли не Вторым пришествием почему-то сомневающегося Христа («Я не знаю, Отец, ты уверен, что это — выход?») и Вселенским апокалипсисом («Нынче звезды сорвутся с насеста и в землю лягут»). Впрочем, я не настаиваю на этих трактовках – возможны и другие. Что для меня несомненно, так это одарённость автора.

21-я подборка – более мистическая и загадочная, чем предыдущие, но довольно оригинальная и вполне (хотя и не до конца) дешифрируемая. Строки о луне, растущей «из глубины, / из самых чёрных вод, / с той стороны дурного зазеркалья» лучше меня прокомментировал бы психоаналитик.  В них присутствуют и некая завершённость («сургучная печать»), и болезненная потеря, и одиночество, и всесильная память, и страх перед будущим… Истинная поэзия всегда должна быть немного недоговоренной, но мне тут всё же не хватило ясности. «Скрипачка» – более традиционное сюжетное стихотворение о творческой личности, добровольно прекратившей занятия фальшивой и неинтересной иноземной рутиной и подрабатывающей живой скульптурой-скрипачкой на открытых всем дождям и ветрам родных пятачках-перекрёстках. Скрипки в руках этой живой скульптуры нет, но её мистическое звучание услышал проходящий мимо ребёнок. Мораль: творчество выше проблем выживания. И, наконец, страшное третье стихотворение – пережитое, трагичное и беспросветное, хотя и оканчивающееся словом «свет».

Следующие две подборки впечатлили меня меньше, чем первые три, но ими я заканчиваю требуемую от меня как минимум «пятёрку».

«Летняя» подборка n°10 состоит из трёх довольно умело написанных стихов, которым, тем не менее, очень сильно не достаёт поэтической глубины. Первое, «мизантропическое» стихотворение (если не ошибаюсь, мизантропия – это нелюдимость и даже ненависть к людям) почему-то заканчивается невесть откуда взявшимися кинзой во рту и киндзмараули в глазах. Попутно автор вольно или невольно сравнивает себя с Христом («теперь лежишь распятый и святой»), что для человека с «птичьей головой» выглядит немного самонадеянно. Второе стихотворение («июль») комментировать не буду – оно меня совершенно не задело, потому что представляет собой (имхо) набор случайных слов и образов. Третье же стихотворение – неторопливое, очень плотное, насыщенное образами и весьма колоритное («середина августа – время копчёных рыб») – мне понравилось. Собственно говоря, благодаря ему эта подборка и попала в мою пятёрку.

Наконец, подборка за номером 1. С двумя повествовательными стихами – первым («на обиженных возят воду, на волшебниках – эскимо») и третьим («мой первый внук рисует дом и море у смолёных стен»), написанными в традиционном поэтическом русле, – соседствует более нервное, хаотичное и фрагментарное «Стихийное».  Эта разнородность может свидетельствовать о разносторонности авторской натуры, но она разрушает восприятие подборки как единого целого.


Шорт-лист №2 (лучшие стихи):


СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА (три шорт-листа в июне-2016)
2. Страна дураков http://stihi.ru/2016/10/15/3239

СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА (три шорт-листа в июне-2016)
1. Городские легенды. Блуждающий дом http://stihi.ru/2016/03/18/8259

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в феврале-2016)
1. в кафетерии... http://www.stihi.ru/2016/11/01/8945

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в феврале-2016)
2. над аллеями... http://www.stihi.ru/2016/11/01/8934

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в феврале-2016)
3. в темноте ворочаясь... http://www.stihi.ru/2016/11/01/8773

МИХАЛИНА ДИКОВИЧ (три шорт-листа в январе-2016)
2. Скрипачка http://www.stihi.ru/2016/01/01/3180

БЕРТА ЛУЧЕВА (отборочный тур)
3. середина августа...  http://www.stihi.ru/2016/09/03/7246

АЛЕКС ТРУДЛЕР (отборочный тур)
2. гордей  http://stihi.ru/2015/03/02/6943

ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА (отборочный тур)
2. две стрекозы, сплетённые любовью...  http://www.stihi.ru/2012/07/06/8446

О первых семи стихах я уже писал выше (все они входят в мой шорт-лист №1). «гордей» остался для меня таким же запутанным, как и узел, завязанный мифологическим Гордием. Но в этой работе видна неординарность, а также слышится близкая мне щемящая эмигрантская нотка. «Две стрекозы…» интересно разгадывать, наподобие ребуса, но не более того. Вот вы читаете: «гуляет крон под кронами китаек... так не уходят!». Возможно, это отец Зевса Крон гуляет под яблоней-китайкой, а может и нечто другое, но в любом случае это всего лишь красивость, совершенно лишний в образном ряду «крон под кронами». Туманные красивости лежат за рамками моих поэтических предпочтений, но я допускаю, что у таких стихов много поклонников, а написаны они, несомненно, умелой рукой.
Особо отмечу, что ни одно стихотворение из 1-й подборки (вошедшей в шорт-лист №1) не попало в шорт-лист №2.


---------------------------------------------
* Обзор был написан по анонимному лонг-листу, где подборки были представлены под номерами. При публикации редколлегия восстановила имена авторов и ссылки на стихотворения.