Эксп. обзор. Александр Петрушкин. Итоги года-2016

Большой Литературный Клуб
Первое, что хотелось бы мне сказать: БЛК совершил явную, для меня, ошибку – пригласив  ВПС в жюри (это то, что я решил, просмотрев все подборки – и оставив на первом этапе только одну подборку, поскольку только она соответствует моему пониманию того, что такое поэзия или ещё точнее поэтическая речь). Для меня поэтическая речь больше и объёмнее собственно стихотворческого искусства, поскольку первая есть метод опознавания/наименования мира/космоса, а второе ремесло по созданию артефактов.

Поясню со всей фундаменталисткой прямотой. Я полагаю, что человек необходим источнику (можно назвать его Богом, можно назвать Космосом – но при любом раскладе это причина всего, что вокруг нас) для распознавания или ещё точнее собственно создания этого мира, то есть произнесённая нами речь и есть всё, что вокруг нас. То есть – Бог/Космос (что лично для меня не одно и то же) – это кинопроектор, человек – это лучи от кинопроектора, мир, который мы видим и называем, – это голая стена, на которой источник создаёт изображения – всё, что есть.

Вот, исходя из этой довольно-таки простой картины бытия, я и решил в итоге подойти к данному мне массиву называния (стихотворений).

Большинство стихотворений оставило для меня мало места – то есть я понимал, что мне хотел сказать автор, но автор действовал излишне тоталитарно и не впускал меня в сотворчество смыслов, созданной им картинки – отчего в какой-то момент хотелось встать и покинуть кинозал – а надо понимать, что каждый из нас свободен выйти и задача автора в том, чтобы этого побуждения у зрителя не возникло, и неважно каким способом это достигается, можно и тем же, что «Война престолов», но это крайне важно.
Назовём этот фактор «восстание против диктатуры автора».

Следующая причина касается подборок не тоталитарных, но тех, в которых в какой-то момент исчезала вовлечённость в текст – то есть в тот или иной момент в картинке возникает сбой. С чем он может быть связан? И с тем, что зритель предугадывает уже финал, то есть понимает структуру/чертёж предложенного объекта. А читатель (любой – и искушённый, и неискушённый) – это ребёнок, который смотрит, пока интересно, и уходит, если ему становится скучно. В данной моей сентенции нет отрицательной коннотации, поскольку каждый из нас любит своё, исходя из своего культурного, интеллектуального, душевного багажа, и – что для меня бесспорно – этим и определяет то, что впускает в свой мир (как бы он не манифестировал свою беспристрастность, которой у человека нет по определению – и только за счёт нашей взаимной не-теплохладности мир ещё существует).
Назовём этот фактор «субъективное восстание против скуки текста».

И последний фактор – убедительность картины на стене. Это тоже субъективно, но регулярно за время чтения, появлялось желание сказать «не верю» – разбирать мотивы этой реплики я не вижу большого смысла, поскольку в них слишком много личного, то есть так или иначе каждый из нас пытается наложить свою матрицу мира на матрицу, которую нам предлагают – и если они совпадают (если услышал то, что ожидал, или то, что не ожидал, но «своё») – то артефакт или – ещё точнее – поэтическая речь отправляются в личную культурную копилку. Хороший («свой») текст всегда должен быть сворован, присвоен и сделан частью тебя. В этом я убеждён.

Понятное дело, что все эти короткие записки – крайне необъективны, но даны, чтобы те, кто будет судить данный обзор и выбор, хотя бы отчасти понимали систему координат, в которой я работал. А теперь – собственно выбор. В начале подборки, в которых хотя бы один текст совпал со мной, а затем – собственно тексты, которые совпали со мной. Вот, пожалуй и всё.

Вдогонку, хотелось бы предложить авторам, которые попали в мой список, при наличии желания, выслать свои максимальные подборки на wronkain@mail.ru – и мы опубликуем часть их в нашем журнале «Новая реальность».
Всем спасибо – все свободны.


Выбор из подборок*
[* Эксперт работал с анонимным лонг-листом, где подборки были представлены под номерами. Имена авторов и ссылки на стихотворения восстановлены редколлегией при публикации обзора.]

Подборка 10 (абсолютный фаворит для меня):
БЕРТА ЛУЧЕВА (отборочный тур)
1. misanthroпическое летнее  http://www.stihi.ru/2016/06/29/6019
2. июль  http://www.stihi.ru/2016/07/15/5576
3. середина августа...  http://www.stihi.ru/2016/09/03/7246

Подборка 2:
ОЛЬГА КОРЗОВА (три шорт-листа в мае-2016)
1. По снегам осторожно ступая... http://www.stihi.ru/2015/11/30/10809
2. О Тихоне земля смиряет ход http://www.stihi.ru/2015/06/28/10276
3. Кузнечик http://www.stihi.ru/2016/08/16/5407

Подборка 4:
ИГОРЬ ГОНОХОВ (отборочный тур)
1. Шерочка и Машерочка  http://www.stihi.ru/2016/05/10/8643
2. Куст  http://www.stihi.ru/2016/07/22/7604
3. Коробок  http://www.stihi.ru/2016/10/27/9073

Подборка 8:
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА (отборочный тур)
1. слово и слова  http://www.stihi.ru/2014/04/02/523
2. две стрекозы, сплетённые любовью...  http://www.stihi.ru/2012/07/06/8446
3. голос  http://www.stihi.ru/2012/04/26/1835

Подборка 11:
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА (отборочный тур)
1. поговори со мною дворник  http://www.stihi.ru/2016/10/07/8918
2. роился снег под лампой  http://www.stihi.ru/2016/10/28/1589
3. бог дал мне всё  http://www.stihi.ru/2016/07/26/7062

Подборка 13:
АННА ДЭ (отборочный тур)
1. детство  http://www.stihi.ru/2016/02/19/12957
2. кто вырастил ночь в своем животе...  http://www.stihi.ru/2016/02/29/10355
3. на дудочкин подслеповатый голос...  http://www.stihi.ru/2016/05/20/10409


И выбор стихотворений:

Подборка 10.1.
БЕРТА ЛУЧЕВА (отборочный тур)
1. misanthroпическое летнее  http://www.stihi.ru/2016/06/29/6019

как сонная капустница в сачке
найду местечко в тёплом бардачке
и проведу оставшиеся зимы
под запахи шансона и бензина

лежишь себе не дуешь ни во что
не знаешь сколько времени прошло
но в социум настойчиво потянет
и принимаешь прежний жалкий вид
в условиях вины и покаяний

а так прекрасно было ни о чём
не думать не смотреть через плечо
рукав налево сапожок направо
теперь лежишь распятый и святой
|во рту кинза в глазах киндзмараули|
и вспоминаешь птичьей головой
как жить легко пока не обманули

Подборка 10.2.
БЕРТА ЛУЧЕВА
2. июль  http://www.stihi.ru/2016/07/15/5576

хочется длинных медитативных строк
или же шарф вязать такой же длинный
или носки (научите меня вязать носок)
чем-то развлечься если забили глиной
пережевать её выплюнуть вымыть пол
выучить по-китайски "чево изволим"
если подол мешает – задрать подол
дата и время
замена объекта полем

ночью глаза приоткроешь (или один)
на дискотеке поёт а-ha шаркают люди
бледный как белая ночь цветёт жасмин
на берегу фейерверк из картонных орудий

это привычные звуки июльских дней
где-то война где-то штормит и ветром
сорвана крыша беги не беги за ней...
хочется пресного медитативного лета

Подборка 10.3.
БЕРТА ЛУЧЕВА
3. середина августа...  http://www.stihi.ru/2016/09/03/7246

середина августа – время копчёных рыб
время чарджоуских дынь и чёрного принца
спичечных человечков lowry вытесняет magritte
уступающий место корейцам и аргентинцам

на улице двадцать летний синдром и боли
месяц приносит свои плоды и свои потери
дикие утки выводят на берег пушистых детей
выросших без отцов на хлебе воде и воле

заросшее поле для гольфа теннисный корт
где не ступала ни нога ни рука человека
муху поймаешь в комнате и выпускаешь в окно
пусть поживет до первых морозов и снега

середина августа северо-запад ленив
яблоки тяжелеют и падают без ускоренья
если варить варенье из синих слив
золотистые осы слетаются на колени

Подборка 8.1.
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА (отборочный тур)
1. слово и слова  http://www.stihi.ru/2014/04/02/523

-1-
каждый его распинал: "уходи",
думая "не уйдёт".
все оправданья "один, един…"
бьются о книжный лёд
рыбами, что разучились петь,
но продолжают жить,
чтобы заполнить собой пробел
на сковородке лжи.

-2-
свобода смотрит на воробушка
и шепчет ласково: "орёл".
живи-живи, моя хворобушка,
пока трамвайчик не пришёл.
пока рассвет наточит ножики,
питайся светом фонарей.
люби-люби, моя хорошая,
кого-нибудь погорячей.

-3-
что может быть нежней пчелы,
звенящей в горле?!
гори, гори звезда полынь
слепцам на горе.

вода давно уже горька,
а пьют не морщась.
моя река, твоя река –
кому-то помощь.

моя трава, твоя трава –
кому-то правда.
уходит в землю караван
по шатким датам.

но вот затренькает трамвай
в страстную среду
и пассажирами слова
в туман уедут.

-4-
он говорил: "встань и иди".
я вставала, шла.
он окрестил: "ты – без рифмы стих".
я верила, что бела.
он убеждал: "ты – можешь".
и я, словно мул, могла.
он что-то кричал из ложи,
наверно, "люби, гала!".
другие рукоплескали,
он прятал обрубки крыл.
я стала немою сталью,
а он говорил, говорил...

-5-
лохматые твари выходят из леса,
бредут по горячей траве.
бессонные бесы готовы зарезать
любого в моей голове,
кто бьётся в тоске о стеклянные стены,
кто хочет со мной говорить.
я этих зверей задушу непременно,
как только умрёт алфавит.

Подборка 8.3.
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА
3. голос  http://www.stihi.ru/2012/04/26/1835

-1-
луна, пятнистая корова,
уткнулась мордою в окно.
да, в этом мире всё не ново,
но вкуса-то не лишено.
мычание ещё не слово,
а боль (начало языка).
мычи созвучия, корова,
тучней нагуливай бока.

-2-
ветер шептал, напоследок сорвался на крик:
дерево, хватит балакать на птичьем наречье.
корни, побеги – вот сила, о них говори,
на языке своём вечном.

столько живительных соков поют под корой!
стройте, скитальцы, коня и корабль одиссея.
голос теряется, но возвращается вновь,
только намного сильнее.

Подборка 2.3. ОЛЬГА КОРЗОВА (три шорт-листа в мае-2016)
3. Кузнечик http://www.stihi.ru/2016/08/16/5407

Я этим летом радостно живу,
единым днём, как раньше не умела.
Бросаюсь за кузнечиком в траву,
в малинник забираюсь то и дело.
Прости меня, любимый старый дом!
Едва ли разберу твои завалы,
беседуя с весёлым воробьём
и замирая над цветочком алым.
Ленивица, мотовка тёплых дней,
счастливая, в песчинках вся, под вечер
иду домой, а на двери моей
сидит горчичный маленький кузнечик.

Подборка 4.3. ИГОРЬ ГОНОХОВ (отборочный тур)
3. Коробок  http://www.stihi.ru/2016/10/27/9073

Когда-то подростком ехал на электричке,
смотрел в окно.
За окном пробегали: деревянные домики
и здание с надписью «сельсовет».
Опускался вечер и, хотя ещё не стало темно,
кое-где за жёлтыми шторами уже зажигали свет.

Кто обитал за жёлтыми шторами? Я не знал.
Но, казалось, я понимаю их мысли, осязаю их быт,
вижу трюмо, заполненный пуговицами бокал,
отпечатки былых радостей, окалины старых обид.

Потом вагон остановился. Я увидел безлюдный перрон.
Там лежал коробок из-под спичек.
На ограду перрона навалилась цветущая бузина.
За всем этим чудились, мнились, проглядывали:
тяжелая черная пластинка (Иоганн Штраус «Цыганский барон»),
драки в школе, библиотека приключений, Луи Буссенар.

Не моё детство проглядывало, не моя жизнь ломилась ко мне.
Но глубже, под жизнью, лежала тьма,
какой-то вселенский изгиб:
мёртвый космос, царство проплывающих камней,
пустота испаряющихся и пахнущих серой, ледяных глыб.

Всё проникало во всё и всё существовало во всём.
Гудел от избытка информации даже пустой коробок.
И когда в воздухе проявлялся и подходил ближе
дух стихотворения Басё,
я понимал, что одиночества нет, но каждый отчаянно одинок.

Подборка 11.1.
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА (отборочный тур)
1. поговори со мною дворник  http://www.stihi.ru/2016/10/07/8918

поговори со мною дворник
смети в холщовый тюк листву
смотри пускает небо корни
в суглинок пара на мосту

трамвая нет
и ходят тени
промеж продрогших с ночи рельс
как очертания растений
случайных в вечном пустыре

вчера был снег
ты слышишь дворник
ссыпалась манная крупа
так тропы от листвы не торны
так изморозь в ветвях крута

так неспокойно отчего-то
так неприютна синева
и путь трамвайный незаштопан
и ветка синяя мертва

тогда пешком
а ты не балуй
туман все реже на мосту
сверкает рельс
скрежещут шпалы
трещит тугой холщовый тюк

Подборка 13.2.
АННА ДЭ (отборочный тур)
2. кто вырастил ночь в своем животе...  http://www.stihi.ru/2016/02/29/10355
 
кто вырастил ночь в своём  животе,
как в погребе чернозёмном,
тот за руку водит чужих детей,
сулит жемчуга и зёрна

минуют подземную круговерть
и, с точностью до минуты,
в живущую в пятиэтажке смерть
прибудут в конце маршрута

и где-то, неведомая никем,
уставшая за день ведьма
в кроссовках и белом пуховике
с работы в трамвае едет

а ночью, когда не видать ни зги,
покойникам носит водку,
со свечкой обходит ряды могил,
кладет медяки на откуп

беда осаждает притихший хлев:
«откройте, я ваша мама!
а вражье обличье  – так в нём теплей»
теплей, говорит. зима, мол

зима откровенна не до конца –
пусть речь ее снеговая
не спрячет падение беглеца,
скандалы собачьих свадеб,

подвыпившую колею-змею,
но главное мне не выдаст.
и я так смешно перед ней стою
в печали своей, на вырост

Подборка 13.3. АННА ДЭ
3. на дудочкин подслеповатый голос...  http://www.stihi.ru/2016/05/20/10409

на дудочкин подслеповатый голос
приходит сон не закрывая глаз
бери меня из садика и школы
пока беда тебя не забрала

вдаль по простору черно-белых улиц
разбавленному вавилоном лип
веди по нитке порванного пульса
иголкой память бережно коли

вот человек и он выходит боком
другой ему – и бог и акушер
такой же волк но нареченный богом
за то что больно но зато без жертв

а человек  вначале просто дядя
и просто тетя а потом сосед
по клетке по заматеревшей парте
и по судьбе разломленной на всех

и наконец потрепанно-халатный
он санитар он плотник-имярек
а человек раскачивает ладан
и роет яму человек-узбек

не ближнему другому дорогому
который  в небеса на полюса
в командировку в вымышленный город
но телеграммы шлет конечно сам

а ну не плакать я приду обратно
лет через сто а может и к утру
так взрослые сказали – значит правда
большие люди никогда не врут