По конкурсу Олицетворение, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/12/27/6220 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/02/12/9716 - Итоги конкурса

Четвертый тур конкурсной серии ТРОПЫ, посвященный олицетворению, показался мне не таким сложным, как предыдущие. Олицетворение - это частный вид тропа "метафора" и поэтому во многом похож на нее. Так же, как и в метафоре, этим тропом осуществляется перенос отдельных качеств, проявлений или действий, присущих чему-либо знакомому нам,  на другое, которое мы хотим ярко и выразительно описать поэтическим языком - создать его художественный образ. Таким образом мы сравниваем один объект с другим, но сравниваем не так, как это было в тропе сравнение, а неявно, без использования слов "как будто", "подобно", "словно", "как" и др.  Если в метафоре это неявное сравнение происходило  С ЧЕМ УГОДНО другим, то  диапазон использования объектов для  сравнения с помощью олицетворения крайне узок - мы переносим на описываемый объект только  ПРИСУЩИЕ  ЧЕЛОВЕКУ качества - его  действия, его способности, его характерные черты. То есть, олицетворение - это вид метафоры, которая ОДУШЕВЛЯЕТ неодушевленный предмет, явление  или животное (растение), описывая его как ЧЕЛОВЕКА.

Как видите, ничего сложного в этом определении нет, между тем, при выполнении конкурсного задания (обязательного!), я снова обнаружила много ошибок в выделении заглавными буквами  заданного тропа: кто-то вообще не захотел этим заниматься (чем лишил себя многих дополнительных  очков от членов жюри ), кто-то выделил НЕ ТЕ ТРОПЫ (видимо, так и не разобравшись в их различиях), кто-то выделил НЕ ВСЕ олицетворения или выделил МНОГО ЛИШНИХ - УТОЧНЯЮЩИХ СЛОВ.

Правильное выделение тропа в тексте - это: 1) выделение объекта, которому придается образ человека плюс 2) выделение собственно  тропа - слов, описывающих действия или качества присущие человеку. Лишнего - не надо, но и пренебрегать  нужным не стоит. В этом - залог успеха в учебном конкурсе. И это нужно не столько судьям, сколько самому участнику: правильное выделение в тексте нужного тропа помогает автору сделать правильный выбор стихотворения на конкурс - рассмотреть, чем (какими нужными тропами) он располагает в конкретном выбранном тексте (и располагает ли!) и насколько хороши и уместны использованные в данных стихах олицетворения - выдержат ли они конкуренцию других произведений, поданных на конкурс. Потому что просто хорошие стихи (где-то уже побеждавшие) без наличия в них нужных и ТАЛАНТЛИВЫХ тропов в этой конкурсной серии автора на пьедестал не вознесут.

Хотя... Добры и милосердны судьи нашей команды. И им, так же, как многим участникам, бывает  лень разбираться в теории - куда проще отобрать в шорт то, что "просто понравилось". Но цель  учебной конкурсной серии - не столько завоевание ЕЩЕ ОДНОЙ ПОБЕДЫ (как возможности заявить о ней в резюме), сколько практический способ узнать что-то новое о литературном тексте.
 
От слов перейдем к практике. В первой части данной статьи я покажу вам несколько наиболее удачных (на мой взгляд!) стихов участников и поясню их достоинства. Во второй части статьи мы поговорим об ошибках - как ошибках неправильного определения тропа или неудачного его применения, так  и использования ошибочных  оборотов речи - типичных ошибках исполнения.

Начнем с хорошего. Напоминаю, номер перед стихами ЭТОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ = номеру участника в анонимном пакете. Заглавными буквами в тексте выделены ТРОПЫ вида ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (без входящих в их о состав других тропов и дополнений).

 *******************************************

5. Навылет. Татьяна Шкодина 2 

Как давно ты за мною ОХОТИЛАСЬ,  злая осень.
Терпеливо ЖДАЛА, примерялась – не промахнуться.
КАРАУЛИЛА долго: и где её черти носят?
РАЗЛИВАЛА унылые лужи, как чай на блюдца.

Я была для тебя только бабочкой-однодневкой
С необычным рисунком на крыльях – штрихи, полоски…
…Поместить в коробок, зафиксировать лентой клейкой,
Описать в двух словах (для порядка) наряд неброский.

Серебристой иголкой дождя ты меня ПОЙМАЛА –
Просто кончилось лето. Пыльца облетела с крыльев.
Равнодушное солнце светило мне вполнакала,
За стеной облаков окончательно обессилев…

Трепыхаться смешно – только глубже войдет иголка,
К белоснежной бумаге трофей наконец пришпилит.
…А какие несли меня крылья – нежнее шелка! –
К разукрашенной стерве, пробившей  меня навылет.

Интересный сюжет, прекрасно выстроена композиция - перенос с помощью цепи метафор образа бабочки на ЛГ и использование  образа "злой осени" в качестве  нечто действующего, живого,  превращенное автором в одушевленное существо, с которым ЛГ ведет разговор: осень "охотилась", "ждала", "караулила", "разливала унылые лужи" и, наконец, её "поймала"! Великолепная подача темы, где все олицетворения и все метафоры работают  в одной связке, все -  на содержание. Они просты (не шокируют и не впечатляют оригинальностью слов), но это и не к чему: тропы в любом стихотворении должны вести себя скромно - служить теме, а не "выпирать" из нее, ее заменяя!

6. Снег в октябре. Борис Поляков 2 

Белый ветер, что же ты делаешь,
ТАК НАСТОЙЧИВ  и ТАК ВЫСОК  –
ВЫСТИЛАЕШЬ  снежинками СМЕЛЫМИ
и тропу мою, и висок...

Я тебя не гоню, НЕЛАСКОВЫЙ,
только душу  НЕ БЕРЕДИ
той ещё  не  забытою  сказкою,
где всё лучшее  –  впереди.

Белой  тьмой,  белый  свет  заметающей,
НЕ КЛОНИСЬ  к плечу моему  –
не дано нам, вольным, пристанища,
и мечтать о нём  ни к чему.

ПОЦЕЛУЙ  задремавшие озими,
ПОЖЕЛАЙ им  спокойного сна.
Где ж ТАК ДОЛГО,  до самой осени
ПРОПАДАЛА  моя весна?..

ПРОШУМИ  озябшей осокою
песню-память  моей  весне  –
как  тоску  по любви, высокую,
и простую,  как первый снег.

Еще одно стихотворение, которое я не могу не отметить. Великолепная техника, прекрасный русский и поэтический язык, глубина содержания, которое не может не отзываться в душе читателя. И здесь тоже ЛГ обращается к ветру и отождествляет его с человеком, вернее - с жизнью, с потоком времени, отпущенным на жизнь, но это не физическое время, а нечто очеловеченное, с чем можно вступить в диалог, это то, что имеет индивидуальные черты: ветер - "настойчивый", "неласковый", который "шумит", "бередит душу", "заметает свет  белой тьмой", "клонится к плечу" ... Все стихотворение построено на образах олицетворения, но они почти незаметны - так естественно вписаны в речь персонажа, что мы почти их не замечаем! И это достоинство, а не недостаток!  О чем стихи? Конечно же не о зиме и не о ветре,  и даже не о снеге - они о том, что спрятано ПОД этими метафорами-олицетворениями  - о самом персонаже! Прекрасная работа!

7. Ветры. Нина Матрохина

Вихрем снежным, хлёсткой пылью,
распластав по небу крылья,
мчат полночной эскадрильей
Ветры, ЗАГНАННО ДЫША.
Возвращаясь раз бессчётно,
БЬЮТСЯ ЛБОМ холодным в окна,
Где зашторенная плотно,
Зябко ЁЖИТСЯ ДУША.

Кто их гонит? Что их манит,
Что с таким упорством тянет?
ТЕЛО зыбкое им РАНИТ
Стужи острая игла,
Но они сквозь СПАЗМЫ БОЛИ
Вновь и вновь УСИЛЬЕМ ВОЛИ
БЬЮТСЯ В КРОВЬ и ДО МОЗОЛЕЙ,
ПРОКЛИНАЯ твердь стекла.

Чутким слухом хищной птицы
Слышат, где душа ТАИТСЯ.
Так им ХОЧЕТСЯ ПРОБИТЬСЯ
Вглубь заветного нутра!
НЕ ДОСТИГНУВ ЦЕЛИ, мимо
Мчатся, ВОЛЕЙ ЗЛОЙ ГОНИМЫ,
ИЩУТ жертв других, незримы,
Вплоть до самого утра.

Выбор не мой, но большинству судей понравилось, поэтому прокомментирую. Эти стихи тоже  о ветрах, стуже и зимних вихрях, и олицетворений  здесь много, причем ярких: ветры "загнанно дышат", "бьются лбом", "ранят тело" и снова "бьются в кровь и до мозолей", "мчатся волей злой гонимы"... Но - о чем эти стихи? Они именно о ветрах, которым не попасть за оконное стекло! Один слой  смысла, за которым  нет никакого другого - сравните с предыдущими стихами!! Персонаж здесь - ветер, автор интересно и образно описывает то, что он наблюдает. Не более того. Да и по лексике небезупречно: " Возвращаясь раз бессчётно" - не самая удачная инверсия порядка слов, а фраза " усильем воли бьются в кровь и ДО МОЗОЛЕЙ" кажется мне нелогичной, особенно если тут же сказано, что у ветров "тело зыбкое" - какие у такого тела могут быть  мозоли?  Да и способ обретения кровавых ран и мозолей разный по природе как в прямом, так и в переносном смысле этих слов. 

14. Рассвет в лесу. Ольга Королева 

Чтобы ГЛЯНУТЬ к Лешему В ОКОШКО –
Месяц ПОДНЫРНУЛ под облака;
Около печи горшкам и плошкам
Высветил округлые бока;

Вызревшей рябины ТРОНУЛ кисти,
В кадку дождевую ЗАГЛЯНУЛ;
СДВИНУЛ горстку плавающих листьев,
Ясный лик водой ОПОЛОСНУЛ.

Леший встал с печи, пошел сутулясь;
Зашуршал в дремучей кладовой;
Кринку с медом вытащил и туес
С розовой мукой берестяной;

Тесто замесил мутовкой* ветра,
Зерна подсыпая и траву
(МЕСЯЦ СОГЛЯДАТАЕМ при этом
В кадке ОСТАВАЛСЯ на плаву).

В погребе, упавшей веткой треснув,
Отворил хозяин свой сундук:
ВЫРВАЛСЯ ТУМАН, поплыл над лесом
(Надо б привязать за крепкий сук).

Вдруг запрыгал, пальцы обдувая,
Леший возле устьица печи:
РИНУЛИСЬ – от края и до края –
По каморке красные ЛУЧИ.

Автор, к сожалению, не выделил нужные тропы - не выполнил конкурсного задания, отчего судьи имели полное право ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ не включать эти стихи в шорт-лист, и  автор получил бы меньшее количество очков, чем заслуживают стихи. Но, как я еще раз замечу - добры и снисходительны наши судьи. Привожу этот пример в статье со своим капслоком (выделением слов клавишей Caps lock).

Задание не выполнено, а стихи мне понравились. В них два персонажа - Месяц и Леший, и оба олицетворены, они действуют по разному, но оба "по человечьи". Месяц - "глянул", "тронул", "поднырнул", "сдвинул",  "ополоснул " - то есть, ведет себя в чужой избе бесцеремонно - по-хозяйски! Можно ли считать действия Лешего олицетворением - не знаю (леший - в какой-то степени тоже человек!), но и движется, и действует Леший совсем по-другому, похоже, именно он - хозяин избы: "встал с печи", "тесто замесил", выпустил на волю туман!" Совсем другими словами создается его образ! А вот концовки здесь интересной нет, хотя она была бы очень к месту. Чтобы не только зарисовка увиденного была, а еще и какая-то мысль авторская, идея...

21.   Мурлычет март. Елена Заостровцева

ВЕСНА КРАДЁТСЯ кошкою
                по улицам.
Снежинки гаснут в лужах,
                словно спички...
А если на фонарь чуть-чуть прищуриться,
То У НЕГО ПОЯВЯТСЯ РЕСНИЧКИ!  -
Или усы! Кошачьи. Серебристые...
Когда УСНУВШИЙ ГОРОД ЗАМИРАЕТ,
МУРЛЫЧЕТ МАРТ  -
    И МОРДОЧКОЙ пушистою
к моей щеке ЛАСКАЕТСЯ, ИГРАЯ.

Сугробов мех искристый
                тихо светится,
КРАСУЯСЬ напоследок под луною .
и щедро,
разом
КОВШ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ
ПЛЕСНУЛ все звёзды
в небо молодое!

На протяжении всей конкурсной серии я наблюдаю за этим постоянным участником: какой бы троп ни брался на вооружение в каждом туре, он всегда вписан в какую-то  единую симфонию образного ряда. То - в музыкальную симфонию, то - в живописный этюд  городской осени, а теперь появилась  кошачья тематика - мурлыкающий март! Начал автор с этого "кошачьего" образа для описания мартовского пейзажа и  не бросает его, а дополняет родственными: "кошачьи усы... у фонаря", "пушистая мордочка месяца", которая "ласкается, играя" возле щеки, даже  у сугробов здесь - "искристый МЕХ"!! Именно это единообразие тропов мне и понравилось, а еще - чистота русской речи и поэтичность при лаконичности описания.

32. Февраль. Тамара Гаврилова 5 

Февраль ВАРИЛ рассыпчатую КАШУ
из хлопьев снежных, света фонарей,
деревья КУТАЛ в белые рубашки
с макушек и до кончиков ветвей,

ПОСВИСТЫВАЯ, ДУЛ нарочно в щели
рассохшегося старого окна,
как будто ЗВАЛ нырнуть в поток метели,
как будто ЗНАЛ, что я совсем одна.

Он ОБЕЩАЛ хрустальную ледышку,
крахмальную снежинку на щеке,
серебряную звёздочку над крышей
и золотистый свет в чужом окне.

Я вышла в это буйство тьмы и снега,
вдохнула воздух - был хмельным глоток,
вокруг меня нахальный ветер БЕГАЛ,
ТОЛКАЛСЯ, хулиган, сбивая с ног,

ШВЫРЯЛ в лицо то снег холодной горстью,
то волосы, то шарфа бахрому,
а я смеялась, я была не против,
сама не понимая почему.

Что ты ушёл, мне стало вдруг неважно,
что не придёшь - ни капельки  не жаль…
КАСАЛСЯ лба своей ладошкой влажной
и обещал весну  шальной февраль.

Еще один пейзаж с олицетворением ветра и февраля, где в основном используются олицетворения действий - кутал, посвистывал, бегал, обещал, швырял, толкался - а все вместе - объемный образ шального и ветреного февраля. При этом стихи явно не только о погоде и сезоне, они точно передают настроение персонажа: "а я смеялась, я была не против, сама не понимая почему". Но самое главное - в концовке: " Что ты ушёл, мне стало вдруг неважно, что не придёшь - ни капельки не жаль" - ветреный февраль своим "озорством" помог персонажу справиться с печалью, "пообещал весну". Стихи с содержанием, которое передано поэтическим языком с умелым использованием приема олицетворения февраля.

33. Город спит. Свет Лана Шнайдер

Мой любимый ГОРОД ПОДЕЛИЛСЯ С НОЧЬЮ-
тишиной аллеи, светом фонарей
 и рекламы свежей ОШАЛЕВШЕЙ СТРОЧКОЙ.
голосом пугливым сонных сизарей.
               
А трамвай последний прозвенел уныло.
Словно растворяясь, в дымке до утра.
Звёздным ПОКРЫВАЛОМ ТЕМНОТА УКРЫЛА.
Тихо... Где ты тайна каждого двора?
               
Вот КРАДУТСЯ ТЕНИ средь домов НЕСМЕЛО.
Всполохи на крышах - МУДРСТВУЕТ ЛУНА.
УТРА ЖДУТ СКАМЕЙКИ. Дворники без дела.
Тишина БЕЗМОЛВНА. Но, любви полна.
               
ПИШЕТ мелкой вязью ДОЖДЬ в осенней луже.
СТРОЧКОЙ капель с шумом РАЗБИВАЕТ блажь.
НОЧЬ в беседке ДРЕМЛЕТ. Ветер листья кружит-
ГОРОДУ ГОТОВИТ утренний КУРАЖ...

Стихи описание. Автор созерцает, и его описание увиденного - это  наблюдение, а не личное переживание чего-то своего. Олицетворено здесь все: темнота, тени, луна, скамейки, дождь, ночь, ветер, даже строчки (которые "ошалели" совсем по-людски) - все они очеловечены и все, каждый по-своему, что-то делают, автор только описывает это. Немного смутила фраза "тишина безмолвна" (на то она и тишина!). Мне конечно, для полноты хочется интересной концовки, вывода, но если рассматривать стихи в качестве  этюда - неплохо!

42. Распробуй зиму. Любовь Левитина 

Желтеет месяц живым бананом,
вот-вот сорвётся, чтоб стать обманом,
и в том не твоя вина. 
Лишь ПАМЯТЬ ЗРИМА и ПОКАЯННА,
и ты себя ощущаешь пьяным 
без праздника и вина.
Здесь ДОЖДЬ ЛАТАЕТ судьбу стежками,
а ты дурачишь её стишками,
бросая слова в тетрадь.
СУДЬБА УСТАЛА ПИСАТЬ анамнез,
она давно РАЗБРОСАЛА камни
и ТРЕБУЕТ их собрать.
Кто знает, сколько шагов до края:
спешить, роняя и собирая,
покуда густая ТЬМА
ночами ИЩЕТ ФИНАЛ сюжета,
в котором нет ни весны, ни лета.
А нынче – твоя зима.
Чего ты хочешь ещё добиться?
К чему гоняться за синей птицей,
по нервам пуская ток?
Взгляни на дело с  других позиций: 
не стоит  злиться и торопиться,
пора подводить итог.
Ещё ты можешь летать вблизи, но
всё тяжелей от камней корзина,
где НЕЖИЛИСЬ МИРАЖИ. 
Активизируй в крови энзимы,
на вкус и запах распробуй зиму
и горькое счастье  жить.

Профессиональная техника, видно, что  автор привык и умеет легко выражать свои мысли и тему, поддерживая  их образами - тропами. Все олицетворения - уместны, гармоничны, при этом не раздражают яркостью, не забирают на себя лишнего и достаточно точны. "Дождь латает судьбу стежками", "судьба устала писать анамнез", "тьма ищет финал сюжета", а "память зрима и покаянна". Отличные стихи, отличные тропы!

43. Старое море... Белый Ящик

Подводные рифы, прибрежные скалы –
их тысячелетия море ЛАСКАЛО,
волнуясь, ЧЕРТИЛО НА НИХ ПИСЬМЕНА.
И снова СТИРАЛО их пенным накатом
под крик альбатроса над валом девятым,
и снова ПИСАЛО – иное, другое,
себя раскрывая до дна…

И снова писало – иное, другое,
когда ВСПОМИНАЛО СЕБЯ, молодое –
то время, когда в обрамленье глубин,
ПРОСНУЛОСЬ – и в небо ВЗГЛЯНУЛО впервые…
когда динозавры огромные плыли…
А ныне – кораллы на скалах стареют
и мелкий резвится дельфин.

А ныне – кораллы на скалах стареют,
а море – мелеет… И нужно скорее
закончить свой каторжный труд.
И море, под старость, стирает и пишет…
А волны всё ниже, и ветер всё тише.
Подводные рифы, прибрежные скалы –
СЖИМАЮТ И СИЛЫ КРАДУТ…
                * * *
Но море СРАЖАЕТСЯ! Море всё резче!
И берегу КАЖЕТСЯ – волны всё круче!
И скалы дробятся! И рифы – трепещут!
Но волны... – в них пена седин...
Они ещё в силе: рыбацкие снасти
легко разрывают… И правильно – пусть их!
Но только песок оседает – блестящим…
единственно здесь – молодым…

Данный автор тоже не выделил нужные тропы - не выполнил конкурсного задания и даже немного поспорил со мной на приеме, а зря: стихи у него хорошие, а я "ругаюсь" на входе не со всеми, а только когда вижу хорошие стихи, которые мне жаль потерять... Судьи, видя не выполненное задание,  имели полное право ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ  не включать  стихи в свой шорт-лист, отчего автор получил меньше очков, чем мог бы. Тем не менее, я привожу их в статье со своим капслоком (выделением олицетворений  клавишей Caps lock).

Олицетворено море, которое обозначает здесь жизнь человека (а точнее - человечества") и от строфы к строфе это море описывается по разному, оно меняет свои "человеческие" черты, склонность постоянно стирать и писать письмена - "И (море) снова СТИРАЛО их пенным накатом под крик альбатроса над валом девятым, и снова ПИСАЛО – иное, другое, себя раскрывая до дна…". Время меняет мир, вынуждая  море сражаться: "а море – мелеет… И нужно скорее закончить свой каторжный труд. И море, под старость, стирает и пишет…" Мудрые стихи. Интересная композиция и отличная поэтическая речь. Автор мог и первое место занять, если бы не был таким упрямым.

53. Генеральная уборка. Фрида Полак

УХОДИТ ЛЕТО,  солнце  прихватив,
Снимая  золотистую  корону.
А  МОРЕ, слыша  осени  мотив,
СПЕШИТ  НАВСТРЕЧУ  новому  сезону.

И, как  дитя, БАЮКАЕТ  с  утра
Привязанную  к  берегу  МОТОРКУ.
Порядок  в  доме  навести  пора,
Затеяв  генеральную  уборку.

Большая  стирка  при  большой  любви –
Усердие, забота  и  старанье:          
СТИРАЕТ  МОРЕ  БЕРЕГА  свои,
При  этом  дарит  нежные  признанья.

В  обед  ЗАМРЁТ,  УСТАВШЕЕ  чуть-чуть,
УГОМОНИВ  СВОИХ  ДЕТЕЙ  игривых.
Они  же – ВОЛНЫ - РАДЫ  ОТДОХНУТЬ,
У  тёплых  скал  ворочаясь  лениво.

В  округе  чисто – можно  подремать
И  слушать  песни  чаек  белоснежных,
Покуда  не  ЗАТЕЕТ  МОРЕ-МАТЬ
Вновь  ПОЛОСКАНЬЕ  ВАЛУНОВ  прибрежных,

Собрав  ракушки  тщательно  в  колье,
УРОНИТ  на  песок  с  кипящей  пеной.
И  нет  счастливей  доли  на  земле,
Чем  ЦЕЛОВАТЬ  СВОЙ  БЕРЕГ  откровенно!

…Большая  стирка  при  большой  любви –
Так  сотни  лет  заботливо,  игриво
СТИРАЕТ  МОРЕ  БЕРЕГА  свои,
КУПАЯ  ГАЛЬКУ  в  ПЕНЕ  ШАЛОВЛИВОЙ…

Эти стихи полезно  сравнить с предыдущими: здесь мы тоже видим олицетворенное море, которое чисто по-женски  трудится: "стирает берега", "купает гальку в пене", "полощет валуны"и "уставшее" "замирает, угомонив своих  детей  игривых" - волны. Но, в отличие от предыдущего стихотворения, здесь присутствует  только один план - внешний: речь идет именно о море, под которым ничего другое не подразумевается. Это менее интересно, хотя написано ярко, образно.

55. Уходящая деревня. Евгений Аксельрод

ИЗБЁНКИ КОРЧАТСЯ ПЕЧАЛЬНЫЕ
Вокруг заросшего пруда,
И собачонки одичалые
Бегут неведомо куда.

Дымок струится над деревнею
И пропадает за бугром,
Лишь изредка старуха древняя
Пройдёт по улице с ведром.

Обитель чья-то, чья-то РОДИНА,
МОГЛА БЫ МНОГИХ ОТОГРЕТЬ,
Но ТОЧКА НЕВОЗВРАТА пройдена  –
И СУЖДЕНО ЕЙ УМЕРЕТЬ.

И ОДИНОКАЯ, ПОКОРНАЯ,
СОГЛАСНАЯ С ЛЮБОЙ СУДЬБОЙ,
ОНА УХОДИТ, МИРОТВОРНАЯ,
Нам оставляя  –  вечный бой…

Олицетворена малая родина - обитель, заброшенная деревня, в которой родился персонаж.  У этой родины  чисто человеческие черты, выражающие не действия (как в большинстве предыдущих стихотворений), а качества: " могла бы многих отогреть", " суждено ей умереть", "одинокая", "покорная", "согласная с любой судьбой", "уходит миротворная" - все образы-олицетворения очень сильные, очень убедительные. Так же, как и образы избенок, которые "корчатся печальные".

67. Всю ночь скандалила метель... Елена Долгих

Всю ночь СКАНДАЛИЛА МЕТЕЛЬ:
БУРЧАЛА строго,
СТУЧАЛАСЬ в окна, БИЛАСЬ в дверь
Вихрастым рогом.
Дороги, тропки, как всегда,
ПОЗАМЕТАЛА,
ПООБРЫВАЛА провода,
Потом УСТАЛА.
Среди сугробов УЛЕГЛАСЬ
ВАЛЬЯЖНОЙ СТЕРВОЙ,
ИГРАТЬ порошей принялась
Январской – первой!
ГНАЛА, КУРАЖАСЬ, вдоль дорог
Людей-прохожих,
И НАВЕВАЛА ИМ ТРЕВОГ,                ????
Ознобной дрожи.
А ГОРОД утром ПОСМОТРЕЛ,
НАХМУРИВ БРОВИ,
На скандалистку: « КТО ПОСМЕЛ
КРУШИТЬ, ЗЛОСЛОВИТЬ?
ДОВОЛЬНО!» – ГОРОД ПРИКАЗАЛ,
И хулиганку
ОТПРАВИЛ быстро на вокзал
Он спозаранку.
Её, ПРИТИХШУЮ, скорей
УВОЗИТ ПОЕЗД,
Воспоминанием о ней –
Снега по пояс…

Очень выразительные стихи о хулиганке -метели, которая "скандалила", "бурчала", "билась в дверь вихрастым рогом", "пооборвала провода", а потом "устала" и "улеглась вальяжной стервой". - Читатель очень зримо видит эту картину с метелью благодаря используемым олицетворениям. После этого в действие вступает олицетворенный город, который "нахмурил брови", сказал грозную прямую речь и "отправил хулиганку на вокзал". Досадной  лексической ошибкой является строка "и навевала им тревог": правильно "навевала тревоги", так как переходный глагол "навевать " требует после себя винительного,  а не родительного падежа. А в остальном - прекрасные стихи, выдвинутые  на специальную номинацию сразу несколькими судьями.

71. Ноябрь. Ольга Малышева-Повалинская 

Ну, вот и наступил НОЯБРЬ-
Последний месяц осени.
Дождём в окошко ЗАСТУЧАЛ,
С деревьев листья СБРОСИЛ он,

Позёмкой лёгкою шурша,
БРОСАЕТСЯ нам под ноги.
А наши мысли, и  душа-
Такие непогодные.

Напрасно ИЩЕТ ОН своих,
Как пёс бездомный МЕЧЕТСЯ,
Ноябрь ЧУЖОЙ СРЕДИ ДРУГИХ,
Осенних ярких месяцев.

Но и ЗИМА ведь в свой черёд
ДРУЖИТЬ с ним НЕ НАМЕРЕНА:
Морозами ночными БЬЁТ
И студит ветром северным.

И ОН, УСТАВШИЙ от невзгод,
ПРОСТУЖЕННО СУТУЛИТСЯ,
В БОТИНКАХ СТОПТАННЫХ БРЕДЁТ
По снежнокашным улицам…

Совершенно не случайно самые удачные стихи с олицетворением  бывают написаны в жанре пейзажной лирике - природа чаще  всего олицетворяется в поэтической речи. В данном стихотворении автор очеловечила Ноябрь, который "застучал дождем в окошко", "сбросил под ноги листья"и "шурша поземкою" "бросается под ноги"- он "мечется и ищет своих", потому что он "чужой среди своих осенних ярких месяцев" и даже зима "дружить с ним не намерена". И потому он " уставший от невзгод, простуженно сутулится, в ботинках стоптанных бредёт..." - целая череда  авторских находок в описании ноября, включая и авторский неологизм "снежнокашные улицы".  Немного портит впечатление только слабая рифма "ноябрь-застучал" в самом начале произведения.

76. О младоснеге и несбывшемся. Натали Бугаре
 
Глаза открыла - первый МЛАДОСНЕГ
РИСУЕТ карамелью белой утро.
РАССВЕТ КОСНУЛСЯ КИСТЬЮ сонных век,
МЕШАЯ КРАСКИ с крошкой перламутра.
ЗВЕНИТ не потревоженный ПОКОЙ.
ОСТАТКИ НОЧИ ТАЮТ в чашке кофе.
КЛЕНОК озябший веткою-РУКОЙ
РИСУЕТ на стекле чеканный профиль...
Я слышу трель будильника-сверчка,
ПУГАЮЩУЮ ТЕНИ в изголовье.
Я вижу - том стихов у ночника,
где каждая строка полна любовью.
В твоем окне картина ноября -
сырого и дождливого, без снега,
УГРЮМЫХ ЕЛЕЙ вдоль аллеи ряд,
окутанный тумана дымкой пегой.
Попытка счастья вновь не удалась...
Ну полно, вот зачем ты брови хмуришь?
Подправлю многословных строчек вязь,
но чувства не подвластны корректуре.
Как бабье лето краток бабий век,
а  чувство безответное - бескрыло.
В моем окне сегодня первый снег,
и я надежду в небо отпустила...

В заключение - очень симпатичное стихотворение несколько иного жанра - жанра интимной лирики, красивое, поэтичное, полное самых разных образов, включая и  олицетворения. Последние не объединены в единый образный ряд, но вполне уместны. Единственное, с чем бы еще поработала, это фраза: "Ну полно, вот зачем ты брови хмуришь?" - в лирике лучше избавляться от всяческих "ну" и вот", тем более, что это не сложно. И еще - слово "корректура", оно, конечно, есть, но - не для лирической поэзии, это скорее деловой, специальный термин...

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/02/14/8325