Ч. 1 Метрические вариации 4-стопного Дактиля

Собиратель Гербариев Лунных
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Метрические вариации 4-стопного Дактиля.
•••••••••••••••••••••••••••••

ВВОДНАЯ. Что такое 4-стопный Дактиль? В узком понимании этого слова, это Размер. В более широком, это стихотворный Размер. Где обозначения: Дактиль, будет равно — Метру, а: 4-стопный, — 4 Стопам этого Метра. В некотором роде, ничего страшного не произойдёт, если говорить о 4-стопном Дактиле как о Размере, а не о стихотворном Размере. Но, считаю неуместным говорить о Размере или стихотворном Размере как о Дактиле, — это нонсенс. Например, если вы говорите о длине и ширине вашей комнаты, вы не в коей мере не можете обойтись как без количественной составляющей её так и условной еденицы измерения. А именно, длинна и ширина вашей комнаты может быть равна, например, 4 метрам как в длинну так и в ширину, но никак не иначе по отдельности. То есть длинна и ширина вашей комнаты не может равняться просто метрам или просто количествам. Это туфталогия. Как угодно ещё, но неправильно. То же самое с Размером и стихотворным Размером. Ни то ни другое определение не может быть просто Метром. То есть стихотворный Размер стихотворения может быть только 4-стопным Дактилем, а не просто Дактилем. Дактилем может быть только Метр стихотворения.

Если отталкиваться от его ударов, то формула Дактиля на сетке любого его Размера будет равна 1+3... и так далее +3:

Д2 = 1+3 = 1 и 4
Д3 = 1+3+3 = 1, 4 и 7
Д4 = 1+3+3+3 = 1, 4, 7 и 10 —

— после второго равно = вы видите удары 2-3-4-стопного Дактиля. Почему же принято говорить о стопности этих Размеров (как и о любых других Размерах других Метров), когда можно запросто заменить их ударностью? Очень просто. Потому что, во-первых, мы говорим о Размере, а не о Метре. Во-вторых, не все слова на сетке Размера могут быть ударными. В-третьих, Стопа, охватывает не только ударный потенциал Размера Метра, в его строго определённом порядке, но и безударный. Как и в измерительных величинах, метр не может обойтись без сантиметров, а сантиметры без миллиметров, — так и стихотворный Размер не может обойтись без Стопы.

Но, существует одна существенная проблема о которой говорят уже триста лет, да всё безтолку, а именно, речь о Ритме этой самой Стопы. А там и о Ритме Метра с Размером. Например, ритмика 4-стопного Дактиля:

Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та |

— и все довольны, и все счастливы. А если, к примеру, дать другой алгоритм этой ритмики 4-стопного Дактиля:

Та | та-та-Та-та | та-Та-та | та-Та-та-та |

— мозг таких интерпретаторов может взбунтоваться от такого-то нахальства оного. А то и вообще выразить сомнение по поводу возможности такого 4-стопного Дактиля. Только ведь проблемы-то нет никакой. Ибо если понимать это правильно — даже с этимологической (?) стороны, — слова: МЕТР и РАЗМЕР, то всё станет на свои места. Представьте себе, ИЗМЕРИТЕЛЬНУЮ рулетку, умеющую танцевать. А может быть ходить? Что ещё? Вот в таком режиме у нас триста лет и водится. Что есть даже такие мнения о ненужности этих понятий вообще. Есть стихи, — и всё. Что ещё надо? Так и я о том же, есть комнаты, дома, дороги, — зачем им танцевать? Ладно. Шутки в сторону. Перейдём к Стопе. Напоследок лишь скажу, что понятие Стопы как Ритма, может быть только в двух других категориях, связанных со стихом, а именно в Декламации и Песне. Возможно, — не мне судить. Но, в стихотворении говорить о Стопе как об элементарной ритмической еденице, всё равно, что говорить о 100 ритмических сантиметрах рулетки или вашей комнаты. Всё. Сказал. Теперь, обозначим Стопу Дактиля: Удар-неудар-неудар:

1оо — вот она, – красавица. Соответственно, стопная схема 4-стопного Дактиля, будет такой:

1оо 1оо 1оо 1...

Проверим её на ударность:

123 456 789 0...
1оо 1оо 1оо 1...

Как видите, ничто не противоречит ничему. Один момент, да? Последняя Стопа неполная. Что можно подумать, что проблема, всё таки есть. Никакой проблемы. Если, последняя Стопа на сетке Дактиля не дактильна, принято говорить о её усечении. Не более. И, только последняя Стопа имеет на это право. Любая другая, право на это не имеет. По понятным причинам:

123 45...678 901
1оо 1о...1оо 1оо

это схема логаэдного Размера. И двух мнений тут быть не может. Но, опять же не забываем, мы говорим об ИЗМЕРЕНИИ. В данном случае об элементарном. Или начальном. Чтобы понять, что же такое этот Размер 4-стопный Дактиль.

Теперь же поговорим об измерении другого рода. А именно о комбинациях вариационных Метров на сетке 4-стопного Дактиля. И, здесь, можно уже говорить о начальной Ритмике оного. Итак, речь, О МЕТРИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЯХ. В схемах. Забегая чуть вперёд, скажу. Любой ТРЁХсложник имеет только одну единственную форму, — исключительную в своём роде. Если же взять все формы 4-стопного Дактиля, то их будет восемь, — как и у любого другого 4-стопного Размера:

ДДДД 1оо1оо1оо1оо
ТДДД 0001оо1оо1оо
ДТДД 1оо0001оо1оо
ДДТД 1оо1оо0001оо
•••••••••••••••••••
Д — Дактиль 1оо ТРЁХсложная ОДНОударная Стопа с ударением на первом месте.

Т — Трибрахий ооо ТРЁХсложная БЕЗударная Стопа.
•••••••••••••••••••
ДТТД 1оо0000001оо
ТДТД 0001оо0001оо
ТТДД 0000001оо1оо
ТТТД 0000000001оо

Так вот из всех этих форм, только первая, есть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ для 4-стопного Дактиля. Все остальные — так или иначе общие с другими Размерами, – логаэдическими. Рассмотрим эту первую форму 4-стопного Дактиля на числе вариаций. Но для начала, простая элементарная схема:

1оо1оо1оо1...

И простой элементарный вопрос: сколько метрических вариаций может быть на этой схеме? Простой элементарный ответ: 27 . Шенгели это вычислял так: 3 умножить на 3 и умножить на 3. Потому что, если попробовать рассмотреть 2-стопный Дактиль на предмет всех его вариаций, то выйдет ровно 3:

Сон безучастия
В сонме причастия
Сонное счастие

1 оо1оо
1о о1оо
1оо 1оо

Получается, что на любой безударный интервал между ударами приходится определённое число этого интервала и плюс еденица (уж извините не математик, поэтому как правильно называется этот алгоритм мы не знаем). Например, схема:

1о1оо1о1оо1... = 36 вариаций:

2;3;2;3 = 36 — всё просто. Но мы отвлеклись.
•••••••••••••••••••••••••••••

Распишем 27 МЕТРИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ первого вида 4-СТОПНОГО ДАКТИЛЯ:

•••••••••••••••••••••••••••••
а) НАЧАЛО ДАКТИЛЯ 1оо...:

123 456 789 012
^~~ ^~~ ^~~ ^~~
1оо 1оо 1оо 1оо — 1
1оо 1оо 1о о1оо — 2
1оо 1оо 1 оо1оо — 3
1оо 1о о1оо 1оо — 4
1оо 1о о1о о1оо — 5
1оо 1о о1 оо1оо — 6
1оо 1 оо1оо 1оо — 7
1оо 1 оо1о о1оо — 8
1оо 1 оо1 оо1оо — 9

б) НАЧАЛО ХОРЕЯ 1о...:

12 3456 789 012
^~ ~^~~ ^~~ ^~~
1о о1оо 1оо 1оо — 01 (10)
1о о1оо 1о о1оо — 02 (11)
1о о1оо 1 оо1оо — 03 (12)
1о о1о о1оо 1оо — 04 (13)
1о о1о о1о о1оо — 05 (14)
1о о1о о1 оо1оо — 06 (15)
1о о1 оо1оо 1оо — 04 (16)
1о о1 оо1о о1оо — 08 (17)
1о о1 оо1 оо1оо — 09 (18)

в) НАЧАЛО МОНОМАКРА 1...:

1 23456 789 012
^ ~~^~~ ^~~ ^~~
1 оо1оо 1оо 1оо — 001 (19)
1 оо1оо 1о о1оо — 002 (20)
1 оо1оо 1 оо1оо — 003 (21)
1 оо1о о1оо 1оо — 004 (22)
1 оо1о о1о о1оо — 005 (23)*
1 оо1о о1 оо1оо — 006 (24)
1 оо1 оо1оо 1оо — 007 (25)
1 оо1 оо1о о1оо — 008 (26)
1 оо1 оо1 оо1оо — 009 (27)
•••••••••••••••••••••••••••••

Все удары находятся на нужном месте. Разница лишь в безударах. Что понятно. Так вот, это всё, — каждый отрезок на этой схеме, равен каждому слову (или составному слову — второй вид м. вариаций), если заменить цифры на слова. —

Чудь | начудила, | да Меря | намерила | —



1 | оо1о | о1о | о1оо | — 23 метрическая вариация. И это просто:

Та | та-та-Та-та | та-Та-та | та-Та-та-та |

И, если говорить о Ритмике 4-стопного Дактиля, то первое её движение начинается с этой игры метрических вариаций, — где каждая такая вариация – исключительна в своём роде. В метрическом отношении начинающаяся как положено, с первой вариации — 4-х дактильных слов:

Тихое, долгое, красное  зарево —



1оо 1оо 1оо 1оо — первая метрическая вариация. Как говорится, с чего начинается 4-стопный Дактиль:

Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та |

Только вот на этой вариации, — не побоюсь этого слова для не шибко одарённых стиховедов разного ранга — держатся все остальные. Для чего? Для удобства? Для удобного понимания? Для чего ещё? При всём при этом, не побоюсь этого слова, оне захламляют и свой мозг, и мозг тех же уважаемых слушателей, — этой простотой, которая как известно, хуже воровства.

Проще говоря, если вы хотите писать стихи Дактилем или ещё каким-либо Метром, знайте его ударность или чувствуйте его безударность, — а то и всё вместе. Всё. Этого достаточно. Проверять же стихи Стопами, — это нонсенс. Это хлам на ваш ритмический слух (а где-то и на мыслительный аппарат тоже):

Чудь начу | дила, да | Меря на | мерила | —

— вот так проверяя Размер на предмет слуха или тем паче проверяя таким образом Ритм стихотворения: сразу же напишите себе письмо в будущее: Мозг, брат, аля-улю прощевай друг.

Если уж вы такие проверяльщики (имеется ввиду те, кому интересно каким Размером оне написали стихотворение, — не более), вам необязательно так заморачиваться со Стопой, — достаточно лишь спроецировать слова на цифру:

Чудь 1 начудила оо1о да Меря о1о намеряла о1оо —

— далее убрать слова, оставив одни лишь цифры:

1 оо1о о1о о1оо —

— соединить их вместе и пронумеровать их сверху, а то и пронумеровать их сразу, – покажу в двух вариантах:

1 2345 678 9012
1 оо1о о1о о1оо

123456789012
1оо1оо1оо1оо

И так, и этак, это удары Дактиля. Хотите поделить на Стопы? Да, пожалуйста! Стопа Дактиля 1оо перед вами, — делите:

123 | 456 | 789 | 012
1оо | 1оо | 1оо | 1оо

Как не делите, как не проверяйте, а удары Дактиля — в данном случае 4-стопного Дактиля, — всегда будут приходиться на 1-е, 4-е, 7-е и 10-е место. И плюс 3... — если Дактиль пойдёт дальше — по строке. Всё. А так-то, что неужели нельзя это сделать на глаз? Элементарно:

чУдь начудИла да мЕря намЕряла —

— ОДИН УДАР два безудара... и так далее — разве не видно, что это Дактиль? Что, неужели, вам более понятен такой проверка:

Чудьначу дилада Меряна меряла — Та-та-та Та-та-та Та-та-та Та-та-та — ?

— вот поэтому те, кто так делают не могут понять, что такое метрические вариации. О которых мы, ещё не закончили. Напоследок этого отрезка скажу, так-то оно конешно прикольно ЧУДЬНАЧУ... — но о каком Ритме вы говорите? А о мысли... — которые попадают в ваш мозг? Ай. Короче. Кому нравится, — систему вы поняли. Кому не нравится, — тоже поняли. А мы продолжим о том, как оно есть на самом деле.
•••••••••••••••••••••••••••••

РАССМОТРИМ 27 МЕТРИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ 4-стопного Дактиля на примерах строк:

•••••••••••••••••••••••••••••

•••
НАЧАЛО Дактиля 1оо (от 1 до 9):
•••

1оо 1оо 1оо 1... — 1
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Кинулась из степи чёрная мгла…
За море Черное, за море Белое
Тихое, долгое, красное зарево

1оо 1оо 1о о1... — 2
Холодно Каспию, старый ворчит;

1оо 1оо 1 оо1... — 3
Соколов, лебедей в степь распустила ты —

1оо 1о о1оо 1... — 4
В чёрные ночи и в белые дни

1оо 1о о1о о1... — 5
Дряхлые воды, — ударит с размаху,

1оо 1о о1 оо1... — 6
Вольному сердцу на что твоя тьма?

1оо 1 оо1оо 1... — 7*
К призракам звёзд, буду призраком вздоха!

1оо 1 оо1о о1... — 8
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Каждую ночь над становьем твоим…

1оо 1 оо1 оо1... — 9
Прыгают ввысь на своих гидропланах!

•••
НАЧАЛО Хорея 1о (от 10 до 18):
•••

1о о1оо 1оо 1... — 01
Что же маячишь ты, сонное марево?

1о о1оо 1о о1... — 02
Очи татарские мечут огни…
Вольным играешься духом моим?

1о о1оо 1 оо1... — 03*
Пахарь задумчиво шел полосою".

1о о1о о1оо 1... — 04
Веет с России метелями… Горе!

1о о1о о1о о1... — 05
Что там услышишь из песен твоих?
Лодки да грады по рекам рубила ты,

1о о1о о1 оо1... — 06
Дико глядится лицо онемелое,

1о о1 оо1оо 1... — 07*
Длится зима утомительно-долго.

1о о1 оо1о о1... — 08
Кинет суда по простору пучин…

1о о1 оо1 оо1... — 09
Гатей, дорог да столбов верстовых…

•••
НАЧАЛО Мономакра 1 (от 19 до 27):
•••

1 оо1оо 1оо 1... — 001***
Степь бесконечная свет его пьёт.
Как непокрытыми белыми лбами;
Чем неутешнее дитятко ваше,

1 оо1оо 1о о1... — 002*
Что заунывную песню певал,

1 оо1оо 1 оо1... — 003**
Чем неожиданней – тем и забавней,

1 оо1о о1оо 1... — 004*
Все напрягала тщедушное тело,

1 оо1о о1о о1... — 005
Чудь начудила, да Меря намерила

1 оо1о о1 оо1... — 006
Но до Царьградских святынь не дошла…

1 оо1 оо1оо 1... — 007**
Где тишиной над алеющим полем

1 оо1 оо1о о1... — 008
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

1 оо1 оо1 оо1... — 009
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
•••••••••••••••••••••••••••••

Для наглядности:

•••••••••••••••••••••••••••••

•ЕДЕНИЧКИ•

1оо 1оо 1оо 1... — 1
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Кинулась из степи чёрная мгла…
За море Черное, за море Белое
Тихое, долгое, красное зарево

1о о1оо 1оо 1... — 01
Что же маячишь ты, сонное марево?

1 оо1оо 1оо 1... — 001***
Степь бесконечная свет его пьёт.
Как непокрытыми белыми лбами;
Чем неутешнее дитятко ваше,

•ДВОЕЧКИ•

1оо 1оо 1о о1... — 2
Холодно Каспию, старый ворчит;

1о о1оо 1о о1... — 02
Очи татарские мечут огни…
Вольным играешься духом моим?

1 оо1оо 1о о1... — 002*
Что заунывную песню певал,

•ТРОЕЧКИ•

1оо 1оо 1 оо1... — 3
Соколов, лебедей в степь распустила ты —

1о о1оо 1 оо1... — 03*
Пахарь задумчиво шел полосою".

1 оо1оо 1 оо1... — 003**
Чем неожиданней – тем и забавней,

••ЧЕТВЁРОЧКИ••

1оо 1о о1оо 1... — 4
В чёрные ночи и в белые дни

1о о1о о1оо 1... — 04
Веет с России метелями… Горе!

1 оо1о о1оо 1... — 004*
Все напрягала тщедушное тело,

•ПЯТЁРОЧКИ•

1оо 1о о1о о1... — 5
Дряхлые воды, — ударит с размаху,

1о о1о о1о о1... — 05
Что там услышишь из песен твоих?
Лодки да грады по рекам рубила ты,

1 оо1о о1о о1... — 005
Чудь начудила, да Меря намерила

•ШЕСТЁРОЧКИ•

1оо 1о о1 оо1... — 6
Вольному сердцу на что твоя тьма?

1о о1о о1 оо1... — 06
Дико глядится лицо онемелое,

1 оо1о о1 оо1... — 006
Но до Царьградских святынь не дошла…

•••СЕМЁРОЧКИ•••

1оо 1 оо1оо 1... — 7*
К призракам звёзд, буду призраком вздоха!

1о о1 оо1оо 1... — 07*
Длится зима утомительно-долго.

1 оо1 оо1оо 1... — 007**
Где тишиной над алеющим полем

•ВОСЬМЁРОЧКИ•

1оо 1 оо1о о1... — 8
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Каждую ночь над становьем твоим…

1о о1 оо1о о1... — 08
Кинет суда по простору пучин…

1 оо1 оо1о о1... — 008
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

•ДЕВЯТОЧКИ•

1оо 1 оо1 оо1... — 9
Прыгают ввысь на своих гидропланах!

1о о1 оо1 оо1... — 09
Гатей, дорог да столбов верстовых…

1 оо1 оо1 оо1... — 009
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
•••••••••••••••••••••••••••••

Для ещё большей наглядности:

•••••••••••••••••••••••••••••
1оо 1оо 1оо 1... — 1
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Кинулась из степи чёрная мгла…
За море Черное, за море Белое
Тихое, долгое, красное зарево

1о о1оо 1оо 1... — 01
Что же маячишь ты, сонное марево?

1 оо1оо 1оо 1... — 001***
Степь бесконечная свет его пьёт.
Как непокрытыми белыми лбами;
Чем неутешнее дитятко ваше,

1оо 1о о1оо 1... — 4
В чёрные ночи и в белые дни

1о о1о о1оо 1... — 04
Веет с России метелями… Горе!

1 оо1о о1оо 1... — 004*
Все напрягала тщедушное тело,

1оо 1 оо1оо 1... — 7*
К призракам звёзд, буду призраком вздоха!

1о о1 оо1оо 1... — 07*
Длится зима утомительно-долго.

1 оо1 оо1оо 1... — 007**
Где тишиной над алеющим полем

••

1оо 1оо 1о о1... — 2
Холодно Каспию, старый ворчит;

1о о1оо 1о о1... — 02
Очи татарские мечут огни…
Вольным играешься духом моим?

1 оо1оо 1о о1... — 002*
Что заунывную песню певал,

1оо 1о о1о о1... — 5
Дряхлые воды, — ударит с размаху,

1о о1о о1о о1... — 05
Что там услышишь из песен твоих?
Лодки да грады по рекам рубила ты,

1 оо1о о1о о1... — 005
Чудь начудила, да Меря намерила

1оо 1 оо1о о1... — 8
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Каждую ночь над становьем твоим…

1о о1 оо1о о1... — 08
Кинет суда по простору пучин…

1 оо1 оо1о о1... — 008
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

••

1оо 1оо 1 оо1... — 3
Соколов, лебедей в степь распустила ты —

1о о1оо 1 оо1... — 03*
Пахарь задумчиво шел полосою".

1 оо1оо 1 оо1... — 003**
Чем неожиданней – тем и забавней,

1оо 1о о1 оо1... — 6
Вольному сердцу на что твоя тьма?

1о о1о о1 оо1... — 06
Дико глядится лицо онемелое,

1 оо1о о1 оо1... — 006
Но до Царьградских святынь не дошла…

1оо 1 оо1 оо1... — 9
Прыгают ввысь на своих гидропланах!

1о о1 оо1 оо1... — 09
Гатей, дорог да столбов верстовых…

1 оо1 оо1 оо1... — 009
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
•••••••••••••••••••••••••••••

Итак, теперь поговорим об этом немножечко поподробнее. Во-первых, нельзя не согласиться, что строгие метрические вариации и подобные им — составные, всё же ритмически отличаются друг от друга:


Тихое, долгое, красное зарево

1оо 1оо 1оо 1... — 1

За море Черное, за море Белое


Вот, как бы я это сказал и всё. Далее. Во-вторых, не забываем, что помимо однородности вариационных Метров, есть ещё и сами слова, состоящие из букв: звонких-глухих, шипящих-щипящих, чихающих-цикающих и так далее; есть ещё ударные гласные — создающие ту или иную ритмическую волну: трУбную-стремИтельную (почему нельзя жить В Украине и находится В Стихире, — подойдите к зеркалу и узрите грамотные почемучки), Юркие-бЫстрые, — правда на разную прыть, всегда могут найтись согласные камни: юРКие-быСТРые; помимо этого, не забываем об окончаниях... — если честно я уже устал. Приведу один пример и всё:


Очи татарские мечут огни…

1о о1оо 1о о1... — 02

Вольным играешься духом моим?


То же самое: сказали и постарались запомнить.

В-третьих... А вот здесь, мы уже имеем дело с Ритмикой второго плана (а где-то и первого, потому что Метрические вариации, это ещё своего рода только касание Ритма... — с другой стороны, если есть касание, — есть Темп. Ладно, пусть тогда, мы согласимся с Ритмикой второго плана.). А именно со структурой строки — её Синтаксисом. СТРОЧНЫМ Синтаксисом. Когда слова, относительно одной строки взаимодействуют друг с другом. То есть не просто они — одни одинёшеньки-берёзоньки стоят, — а по-разному: как-то пытаются дружить, ссориться, расходиться, снова дружить... — вобщем налаживать разные отношения друг с другом. Об этом и речь. В следующем эссе.
•••••••••••••••••••••••••••••

ПРИМЕЧАНИЯ:

•••••••••••••••••••••••••••••
Примеры строк, которые были взяты на метрические вариации были следующих пиитов:

•••

1) Александр Блок. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...

1, 3, 4, 6, 8, 01, 02, 05, 06, 09, 005, 006, 008, 009.

•••

2) Брюсов В.Я. БАКУ
https://www.litmir.me/br/?b=98324&p=5

2, 5, 9, 04, 07, 08.

•••

3) Николай Некрасов
Несжатая полоса
http://www.kostyor.ru/poetry/nekrasov/?n=3

03, 002.

•••

4) Фет А.А. Угасшим звёздам
http://ru.m.wikisource.org/wiki/Угасшим_звёздам_(Фет)

7.

•••

5) Алекс Тарн - переводы, Рахель
http://www.alekstarn.com/stix-rah.html

004.

•••

6) Там облака снежным хлопком летают...
Анна Линина
http://stihi.ru/2015/08/23/9186

007.

•••

7) Утро вплывает в открытые ставни...
Максим Седунов
http://www.stihi.ru/2015/01/27/4427

003.

•••

8а) Константин Случевский - В снегах
http://www.all-poems.ru/sluchevskiy1.html

001.


Степь бесконечная свет его пьёт. — 308 строка (1 часть)

Как непокрытыми белыми лбами; — 828 строка (3 часть)

Всего, в поэме 1128 строк. Вот так вариация! — 19 (001)


••

8б) Николай Некрасов - Саша
http://www.all-poems.ru/nekrsaov1.html

001.


Чем неутешнее дитятко ваше, — 505 строка из 508 .


Что же это получается, если взять две эти поэмы, то на 1636 строк приходится всего лишь 3 строки этой фантастической 19-й метрической вариации 4-стопного Дактиля:

1 оо1оо 1оо 1... —

— господа пииты и пиитки! О чём вы пишете вообще?!

С другой стороны ничего удивительного наверное. Потому что в тех метрических вариациях, где есть 3-й Пентон оо1оо проблема подобрать слова существенно сложнее. Значками-звёздочками, мы, собственно и выделили вариации разной степени сложности. — В том смысле, как нам их приходилось искать. А так-то кто его знает. Кроме 19 (001) вариации на предмет наличия их в стихах, мы особо не заморачивались.
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

ПРИЛОЖЕНИЕ. Третий вид метрических вариаций.

•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

Возьмём 4 примера строк первой метрической вариации 4-стопного Дактиля:

1оо 1оо 1оо 1... — 1

••
а) Русь моя, | жизнь моя, | вместе ль нам | маяться? |

б) Кинулась | из степи | чёрная | мгла… |

в) За море | Черное, | за море | Белое |

г) Тихое, | долгое, | красное | зарево |
••

Вы скажете, где же первая?.. И я с вами соглашусь. Об этом можно поговорить. Итак, как можно интерпретировать данные примеры:

••
а) '1_о0 | '1_о0 | '1о_1 | '1оо | — ТРЕТИЙ вид вариаций.

б) '1оо | '1_о0 | '1оо | '1 | — ВТОРОЙ вид вариаций.

в) '1_0о | '1оо | '1_0о | '1оо | — ВТОРОЙ вид вариаций.

г) 1оо | 1оо | 1оо | 1оо | — ПЕРВЫЙ вид вариаций.
••

Как вы видите, только последний пример соответствует первому виду метрических вариаций — то есть состоящих, исключительно из ЦЕЛЫХ слов – необязательно дактильных. Второй вид вариаций, — это когда слова имеют тенденцию к слиянию, – проще говоря они — составные: РУсь_моя, – где одно или несколько слов теряют своё ударение. В данном случае, — в данном примере, это местоимение МОЯ. И читается РУсь_моя как РУсая, а не в коей мере не РУсь моЯ РУсаЯ. В той или иной степени, насколько подчинённое слово сохраняет за собой своё ударение — в той или иной степени, потому что, ещё раз повторюсь: СОСТАВНОЕ слово практически всегда СИЛЬНЕЕ целого, — и, вот насколько оно сильнее, – или на слух или ещё как, – можно говорить о СВЕРХсхемных ударениях в том или ином Размере. В приведённых примерах, согласен, это не так очевидно. И, где-то мы идём не нога в ногу с академиком Шенгели, к примеру. Что ж давайте тогда рассмотрим первый пример ещё раз, плюс, возьмём другие дактильные строки — без относительно их вариаций — с упоминанием их как стопности так и вариационной метричности:

••1••
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маятся?

1_о1 1_о1 1о_1 1оо — ТА--та-Та ТА--та-Та ТА-та--Та ТА-та-та

'1(о1) '1(о1) '1о(1) '1оо
••

ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ и ТРЕТЬЯ Стопы, есть энклитические< Кретик '1(<о1) и Амфимакр '1о(<1): ТРЁХсложные ДВУХударные Стопы с ударениями на ПЕРВОМ и ТРЕТЬЕМ месте, где ТРЕТИЙ УДАР ПОДЧИНЁН первому. В метрическом отношении связь слов: РУСЬ_моЯ и ЖИЗНЬ_моЯ, есть Кретик 1(<о1): ТРЁХсложный ДВУХударный энклитически вариационный Метр с ударениями на ПЕРВОМ и ТРЕТЬЕМ месте. В ударном отношении, тоже самое и в связи слов: ВМЕсте_ль_НАМ, — только это Амфимакр 1о(<1) — обратите внимание на схемы. Энклитически, как И В СТОПНОМ ТАК И В МЕТРИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ, — значит, что КОНЕЧНЫЙ УДАР ПОДЧИНЁН начальному. В данном случае, ТРЕТИЙ УДАР ПОДЧИНЁН первому.

••2••
Я возьму краски прошедшего дня,

1 о1_1о о1оо 1 — ТА та-Та--ТА-та та-ТА-та-та ТА

'1(о1) '1оо '1оо '1
••

ПЕРВАЯ Стопа, есть проклитический> Кретик '1(о1>): ТРЁХсложная ДВУХударная Стопа с ударениями на ПЕРВОМ и ТРЕТЬЕМ месте, где ТРЕТИЙ УДАР НЕ ПОДЧИНЁН первому. В метрическом отношении связь слов: возьМУ_КРАски — это проклитический Ямбо-Хорей о1>1о: ЧЕТЫРЁХсложный ДВУХударный проклитически вариационный Метр с ударениями на ВТОРОМ и ТРЕТЬЕМ месте. Проклитически, В МЕТРИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ — значит НАЧАЛЬНЫЙ УДАР ПОДЧИНЁН конечному. В данном случае ВТОРОЙ УДАР ПОДЧИНЁН третьему.

••3••
утро, день, вечер - мелькают, мелькают.

1о 1_1о о1о о1о — ТА-та Та-ТА-та та-ТА-та та-ТА-та

'1о(1) '1оо '1оо '1о
••

ПЕРВАЯ Стопа, есть проклитический> Амфимакр '1о(1>): то же самое, что и Кретик, — разница лишь в схеме. В метрическом отношении связь слов: ДЕНЬ_ВЕчер, — это проклитический Антанапест 1(>1о): ТРЁХсложный ДВУХударный проклитически вариационный Метр с ударениями на ПЕРВОМ и ВТОРОМ месте.

••4••
Вот так рутинно, живём-поживаем:

1_1 о1о о1 оо1о — ТА--Та та-ТА-та та-ТА та-та-ТА-та

'1(1о) '1оо '1оо '1о
••

ПЕРВАЯ Стопа, есть энклитический< Антанапест '1(<1о): выше мы уже говорили. Разница лишь в схеме, терминологии и клитике. Но запишем. Итак, энклитический< Антанапест '1(<1о): ТРЁХсложная ДВУХударная Стопа с ударениями на ПЕРВОМ и ВТОРОМ месте, где ВТОРОЙ УДАР ПОДЧИНЁН первому. В метрическом отношении связь слов: ВОТ_ТАК — это энклитический Спондей 1(<1): ДВУХсложный ДВУХударный энклитически вариационный Метр.

••5••
И этой кистью цветной сентября

1 1о_1о о1 оо1 — ТА Та-та--ТА-та та-Та та-та-Та

'1(1о) '1оо '1оо '1


ПЕРВАЯ Стопа, есть проклитический> Антанапест '1(1о>): ТРЁХсложная ДВУХударная Стопа с ударениями на ПЕРВОМ и ВТОРОМ месте, где ВТОРОЙ УДАР НЕ ПОДЧИНЁН первому. В метрическом отношении связь слов: Этой_КИстью, это Хореическая Диподия 1о>1о: ЧЕТЫРЁХсложный проклитически вариационный Метр с ударениями на ПЕРВОМ и ТРЕТЬЕМ месте.

••6••
Полночи час, смерти вздох мимолётный.

1оо 1 1о_1 оо1о — ТА-та-та ТА Та-та--ТА та-та-ТА-та

'1оо '1(1о) '1оо '1о


ВТОРАЯ Стопа, есть проклитический> Антанапест '1(1о>): в стопном отношении то же самое, что и в предыдущем примере. В метрическом отношении связь слов: СМЕрти_ВЗДОХ, — это Амфимакр 1о(>1): ТРЁХсложный ДВУХударный проклитически вариационный Метр с ударами на ПЕРВОМ и ТРЕТЬЕМ месте.

••7••
И раздается из них: «Свят, свят, свят!»

0_оо1о 0_1 1_1_1 — та--та-та-ТА-та та--ТА Та-Та-ТА

'0оо '1о0 '111 '1


ТРЕТЬЯ Стопа, есть Тримакр (или Молосс) '1(11): ТРЁХсложная ТРЁХударная Стопа. В метрическом отношении связь слов: СВЯТ_СВЯТ_СВЯТ — это, также, Тримакр: ТРЁХсложный ТРЁХударный вариационный Метр.
•••••••••••••••••••••••••••••

Теперь рассмотрим поближе — скомпонуем, так сказать, — эти ДВУХ- ТРЁХ- ударные ТРЁХсложные Стопы в Дактиле:

•••••••••••••••••••••••••••••
1. Энклитический Кретик '1(<о1):

РУСЬ<МОЯ / жизнь...

••

2. Проклитический Кретик '1(о1>):

Я ВОЗЬМУ>/>краски...

••

3. Энклитический Амфимакр '1о(<1):

ВМЕСТЕ<ЛЬ<НАМ / маяться...

••

4. Проклитический Амфимакр '1о(1>):

УТРО ДЕНЬ>/>вечер

••

5. Энклитический Антанапест '1(<1о):

ВОТ<ТАК РУ/тинно...

••

6. Проклитический Антанапест '1(1о>):

ЧАС СМЕРТИ>/>вздох

••

7. Тримакр (или Молосс) '1(11):

из>/>НИХ СВЯТ СВЯТ>/>свят...

••

8. В стопном отношении, Стопы Бакхия о1(1), в Дактиле быть не может...:

«ему нет места в отечестве» Дактиля...

•••ПРИМЕЧАНИЯ•••

В некотором роде, энклитические и проклитические термины, можно запросто заменить на другие, — кому интересно, сможет вполной мере это увидеть. И, где-то не согласиться с нами.

••

Честно говоря в некотором недоумении от ещё одного названия — ТРЁХударной ТРЁХсложной Стопы, — которого НЕ ХВАТАЕТ... Тримакр, Молосс... — где ещё одно?
•••••••••••••••••••••••••••••

Подводя итоги этой стопическо-метрическо-вариационной эпопеи, хочется обратить внимание на главное. Во-первых, не суть то, что многие из вас не поняли о чём мы тут вам рассказали. Важно, что вы понимаете в чём разница между ДВУХсложной и ТРЁХсложной Стопой. Во-вторых, собственно об этом и речь. Есть такие не очень добросовестные теоретики-шарлатаны — местного созыва, которые вопреки всем правилам Стиховедения, говорят о СПОНДЕЕ — ДВУХсложной Стопе — могущей быть в ТРЁХсложных Метрах, — что, в стопическом отношении НЕВОЗМОЖНО. Поскольку эту Стопу никто не отменял и, поскольку в Трёхсложниках есть целых ТРИ ДВУХударных ТРЁХсложных Стопы, говорить о Спондее как о СВЕРХСХЕМНОМ ударении — такой же БЕЗГРАМОТНЫЙ, а где-то и ПРОВОКАЦИОННЫЙ лепет, как пИсать в тетрадИ и писАть по ветрУ. Да? В чём разница между одним ударением и другим, если вы наполовину в Польше, а на другой, — француз? Не знаю. Честно вам скажу, — не понимаю я этих людей. Впрочем, Поэтика как и Поэзия — Дывчины сурьёзные. Хоть и сами не прочь пошутить. Да? Вопрос только над кем, как часто и когда. Ну и достаточно. Выводы делать не будем. Может потом, — что-нибудь допишем.
•••••••••••••••••••••••••••••

ПРИМЕЧАНИЯ:

•••••••••••••••••••••••••••••
Примеры строк были взяты из стихов, следующих пиитов:

1) Александр Блок. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...
http://ru.m.wikisource.org/wiki/ Русь_моя,_жизнь_моя,_вместе_ль_нам_маяться_(Блок)

1.

2) История Осени..
Яна Мракорис
http://www.stihi.ru/2010/09/17/847

2, 5.

3) Вот так рутинно живём-поживаем
Булычева Елена
http://www.stihi.ru/2017/02/24/11161

3, 4, 6.

4) Фет А.А. Аваддон
http://stih.su/fet-a-a-avaddon/

7.
•••••••••••••••••••••••••••••

Ч. 2 Строчный Синтаксис 4-стопного Дактиля
http://www.stihi.ru/2017/02/27/9470