Ч. 2 Строчный Синтаксис 4-стопного Дактиля

Собиратель Гербариев Лунных
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Строчный синтаксис 4-стопного Дактиля. Ритмика второго уровня.
•••••••••••••••••••••••••••••

В предыдущей части мы рассмотрели Ритмику первого уровня 4-стопного Дактиля, —

•••
Ч. 1 Метрические вариации 4-стопного Дактиля
http://www.stihi.ru/2017/02/24/6910
•••

— его метрические вариации первого и второго вида включительно. Немного подумавши, рассмотрели и третий вид — В ПРИЛОЖЕНИИ. О котором пару слов, всё же сказать стоило. И с точки зрения Стопы тоже. Теперь надо бы поговорить о Ритмике второго уровня 4-стопного Дактиля. Но, для начала, ещё раз:

Возьмём 4 примера строк первой метрической вариации 4-стопного Дактиля:

1оо 1оо 1оо 1... — 1

а) Русь моя, | жизнь моя, | вместе ль нам | маяться? |

б) Кинулась | из степи | чёрная | мгла… |

в) За море | Черное, | за море | Белое |

г) Тихое, | долгое, | красное | зарево |

Несмотря на то, что все они (кроме второй строки) соответствуют дактильной Та-ту-шке первой вариации 4-стопного Дактиля:

Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та | —

— нельзя не согласиться с тем, что этого безусловно недостаточно для того, чтобы закончить наш разговор о Ритмике 4-стопного Дактиля. Оно-то понятно... Та-та-та.... — все слова дактильны, — чего ещё нужно? — чего ещё не хватает? Связи не хватает. Элементарной связи слов друг с другом. Например, можно ли ритмически, выделить все эти примеры, — разбив их и разделив на строки так как они взаимодействуют друг с другом? — ну давайте посмотрим:

а) Русь моя, | 1
Жизнь моя, | 2
Вместе ль нам | маяться? | 3

б) Кинулась | из степи | чёрная | мгла… | 1

в) За море | Черное, | 1
За море | Белое | 2

г) Тихое, | 1
Долгое, | 2
Красное | 3
Зарево | 4

— да? Если бы Александр Блок вот так бы разбил свои целые строки стихотворения, как бы тогда мы могли бы их интерпретировать? А я вам скажу: хватит нам и одного Маяковского. Все эти строки, безусловно 4-стопного Дактиля (даже при разбиении), — и, первой его метрической вариации, — но, разных метрических структур. Говоря языком слов, все эти строки имеют разный строчный Синтаксис. Имеется ввиду ПОЭТИЧЕСКИЙ. Рассматривать же ПРОЗАИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС в Поэзии — это ОШИБКА. Я, как бы вам это сказал, а вы, — как бы это услышали. Правда, если вы меня спросите, знаю ли я сам, что такое прозаический Синтаксис, так я вам и отвечу: что, — нет. И, мы снова друг друга поймём. И, продолжим. Итак, для начала,

СТРУКТУРЫ ЛЮБОГО 4-СТОПНОГО РАЗМЕРА:

•••••••••••••••••••••••••••••
4

1/3
2/2
3/1

1/1/2
1/2/1
2/1/1

1/1/1/1

Итого: 8 структур.
•••••••••••••••••••••••••••••

Теперь рассмотрим эти структуры на примерах строк, написанных 4-стопным Дактилем:

•••

4:

Что там услышишь из песен твоих?/

Кинулась из степи чёрная мгла…/

Дико глядится лицо онемелое,/

Лодки да грады по рекам рубила ты,/

Каждую ночь над становьем твоим…/

Вольным играешься духом моим?/

•••

1/3:

Эх, / не пора ль разлучиться, раскаяться…

Но / до Царьградских святынь не дошла…

•••

2/2:

Знала ли что? / Или в Бога ты верила?

Чудь начудила, / да Меря намерила

За море Черное, / за море Белое

В чёрные ночи / и в белые дни

Очи татарские / мечут огни…

Что же маячишь ты, / сонное марево?

•••

3/1:

Соколов, лебедей в степь / распустила ты —

•••

1/1/2:

Русь моя, / жизнь моя, / вместе ль нам маяться?

Гатей, / дорог / да столбов верстовых…

•••

1/2/1:

Нет! / мы не хуже других / — и давно

•••

2/1/1:

Вольному сердцу / на что / твоя тьма?

•••

1/1/1/1:

Царь, / да Сибирь, / да Ермак, / да тюрьма! /

Тихое, / долгое, / красное / зарево /

•••••••••••••••••••••••••••••
ПРИМЕЧАНИЯ:

Структуры: 4, 1/3, 2/2, 3/1, 1/1/2, 2/1/1, 1/1/1/1, взяты из стихотворения Александра Блока:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...
http://ru.m.wikisource.org/wiki/ Русь_моя,_жизнь_моя,_вместе_ль_нам_маяться_(Блок)

Структура 1/2/1 взята из стихотворения Николая Некрасова:

Несжатая полоса
http://www.kostyor.ru/poetry/nekrasov/?n=3
•••••••••••••••••••••••••••••

Теперь поговорим об этих структурах. Во-первых, всё это, в некоторой степени далеко не равно. Определялось на слух. А это дело такое, что — амплитудное. Во-вторых, в той или иной степени, из всех этих структур можно выделить две — главные, где, остальные, — будут, их, в некотором роде, вассалами — подчинёнными. Теперь, давайте рассмотрим это.

•••
ПЕРВАЯ главная структура:
•••

4:

Каждую ночь над становьем твоим…/

••
ПОДЧИНЁННЫЕ ЕЙ:
••

1/3 — в основном жабаманная (с прыгучим переносом) структура, — здесь же просто на некотором эмоциональном отклике:

Эх, / не пора ль разлучиться, раскаяться…



3/1 — коварная структура, ибо три удара в 4-стопном Размере, могут запросто выделить — трёхстопный, где последующий удар может стучать, — в той или иной степени интенсивности, — своей одинокостью:

Соколов, лебедей в степь / распустила ты —



1/2/1 — в некоторой степени самая невероятная структура, — можно сказать подструктура структур 1/3 и 3/1:

Нет! / мы не хуже других / — и давно



1/1/1/1 — перечислительная структура:

Царь, / да Сибирь, / да Ермак, / да тюрьма! /

•••
ВТОРАЯ главная ДИМЕТРАЛЬНАЯ структура:
•••

2/2 — поскольку эта структура предполагает разделение строки на два — плюс-минус — равных полустишия, можно говорить о Цезуре и Диерезе:


2/2 — цезурные:


2/2 — мужская Цезура. Соответственно, первое полустишие Дактиля, а второе — Анапеста:

Знала ли что? / Или в Бога ты верила?

1оо1 / оо1оо1...



2/2 — женская Цезура. Дактиль-Амфибрахий:

Чудь начудила, / да Меря намерила

1оо1о / о1оо1...



2/2 — диерезная. Соответственно, два полустишия будут дактильными:

За море Черное, / за море Белое

1оо1оо / 1оо1...

••
ПОДЧИНЁННЫЕ ЕЙ:
••

1/1/2 — диерезная:

Русь моя, / жизнь моя, // вместе ль нам маяться?

1/1/2 — цезурная мужская:

Гатей, / дорог // да столбов верстовых…



2/1/1 — цезурная женская:

Вольному сердцу // на что / твоя тьма?

•••
ПРИМЕЧАНИЕ:
•••••••••••••••••••••••••••••
Цезура и Диереза, это словоразделы (и можно сказать, в некотором смысле, паузы, — чтобы было понятней), где один из словоразделов: цезурный, — разрезает Стопу, а другой: диерезный, соответственно, — не разрезает Стопу. В зависимости от Метра, Цезура и Диереза могут приходиться на разные окончания. Элементарный вопрос: Назовите мне, пожалуйста, Диерезу в 4-стопном Анапесте? Элементарный ответ: Мужская. Почему? Потому что, Стопа Анапеста, — мужская: оо1. Соответственно, Цезуры в Анапесте могут быть только женские и дактилические. В Амфибрахие о1о Диереза — женская, а Цезуры, — мужская и дактилическая. Дактиль, мы рассмотрели. Но, для наглядности, — ещё раз:

ЦЕЗУРЫ

Дактиля

1оо — Мужская (1/)оо и Женская (1о/)о ,

Амфибрахия

о1о — Мужская (о1/)о и Дактилическая (зеркальная*) о1(оо/1)оо ,

Анапеста

оо1 — Женская (зеркальная) оо1о(/о1)оо , и Дактилическая (зеркальная) оо1(оо/1)оо .

ДИЕРЕЗЫ

Дактиля

1оо — дактилическая (1оо/) ,

Амфибрахия

о1о — женская (о1о/) ,

Анапеста

оо1 — мужская (оо1/) .

•••

* — проблема зеркальных Цезур. В принципе, проблемы нет никакой. Кроме некоторой корректности в интерпретации. Например, схема 4-стопного Амфибрахия с дактилической Цезурой ВТОРОЙ (?) Стопы:

о1оо1оо/1оо1...

Упс. А причём здесь вторая Стопа? —

о1о о1о о/1о о1... —

— если эта Стопа третяя. Вот и я о том же. Тоже самое касается и Цезур 4-стопного Анапеста:

Женская зеркальная Цезура:

оо1оо1о/о1оо1...

оо1 оо1 о/о1 оо1...

Дактилическая зеркальная Цезура:

оо1оо1оо/1оо1...

оо1 оо1 оо/1 оо1...

Проблем нет, но запомнить нужно. Что ж постараемся.
•••••••••••••••••••••••••••••

ИТОГ(и): Если взять стихотворение, написанное 4-стопным Дактилем (Амфибрахием или Анапестом), то, как вы понимаете, вряд ли можно найти хоть одно, что будет соответствовать одной из этих главных структур (и подчинённых им) — приведённых выше. Но, если таковое найдётся, то можно сказать, что: если стих написан ПЕРВОЙ главной структурой, то он будет написан 4-стопным Дактилем (Амфибрахием или Анапестом). Если же ВТОРОЙ главной структурой, то, также можно сказать, что этот стих будет написан Диметром 4-стопного Дактиля (Амфибрахия или Анапеста). И это, будет ПЕРВЫМ отличительным признаком для стиха, как принято говорить, написанного, просто, 4-стопным Дактилем (Амфибрахием или Анапестом). Но, если вы меня спросите, на кого бы я поставил в этой гонке скромностей, то я бы вам ответил, что на 4-стопный Дактиль — то есть на 4-стопный Дактиль первой главной структуры.

КАСАТЕЛЬНО ДИМЕТРА (второй главной структуры 4-стопного Дактиля). Хочется поговорить поподробнее. Этот момент, — диметральности, — любого 4-стопного ТРЁХсложного Размера, может быть двух видов. Опять же, — где их наидёшь (но найти можно). —

ПЕРВЫЙ, — строгий:

Когда стихотворение написано с постоянно одной Цезурой или Диерезой на всём протяжении стиха. Как правило, она, преимущественно Женская — ибо, это своего рода золотая середина (...и кто бы мог подумать...) любого 4-стопного Трёхсложного Размера ...о/о...:

•••
Поздняя осень. / Грачи улетели,
Лес обнажился, / поля опустели,
Только не сжата /* полоска одна...
Грустную думу /* наводит она.

Кажется, шепчут / колосья друг другу:
"Скучно нам слушать / осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться /* до самой земли,
Тучные зерна / купая в пыли!
•••

Вот, опять же если стихотворение будет написано с женской Цезурой или Диерезой ВТОРОЙ Стопы, то, даже НЕ диметральные строки* в некоторой степени, будут иметь отклик этой самой диметральности. В стихотворении Некрасова «Несжатая полоса», из 30 строк, только 8 — не имеют женскую Цезуру ВТОРОЙ Стопы. В некотором роде, проблема интерпретации всегда существовала и будет существовать. Особенно, это касается второго вида Диметра. Рассмотрим его. Итак,

ВТОРОЙ вид, — с плавающим словоразделом второй Стопы (опять же не забываем, что таких стихов еденицы, поэтому приходится брать отрывками):

•••
Фет А.А. Аваддон
http://stih.su/fet-a-a-avaddon/
•••
Львиные зубы, / коса как у жен,
Хвост ^ скорпионовым жалом ^ снабжен.
Царь ее ^ гордой / сияет красой,
То Аваддон, / ангел бездны земной.

Будут терзать вас / и жалить ^ — и вот
Смерть призовете, / и смерть не придет;
Пусть же ^ изведает всякая плоть,/
Что испытания / хочет господь!
•••

Вспомнил! Да. Есть у нас стихотворение в запасе, которое можно назвать Диметром 4-стопного Дактиля с плавающей Цезурой (Диерезы нет) второй Стопы, — оно, в некоторой степени — медитативное, — вот первые две строфы:

•••
Там облака снежным хлопком летают...
Анна Линина
http://stihi.ru/2015/08/23/9186
•••

Там облака / снежным хлопком летают,
Там даже ночи / свежей и вольней.
Дикие гуси / не знают, не знают,
Как ночь кричит / у виска на земле.

Раз наклонившись / к зелёному пруду,
Раз опустившись / на стылую вязь,
Снова уходят / в закатное чудо,
Где [...] -- алым маком / заря родилась.
•••••••••••••••••••••••••••••
[в ночь] — в авторском видении.
•••••••••••••••••••••••••••••

Хотя, справедливости ради, также приходится констатировать тот факт преимущества женской Цезуры и в этом стихотворении — из 16 строк, только 5 имеют мужскую Цезуру второй Стопы, — остальные 11: женские. Эх. Вот она, — золотая середина. Ладно. Что есть то есть. Будут другие примеры, — обязательно вставим. Но, поговорим о стихотворении Афанасия Фета. Опять же — проблема интерпретации! Этакий форс-мажор обстоятельств. Маленькое аутодафе (?). А что это за Диметр Д4 у Афанасия Фета? Ну не все же строки диметральны! А те, что диметральны, также, как-то сомнительно диметральны. Первое, — то, что мы обозначали главные структуры, это да, это хорошо, — и, подчинённых к ним определили, — но не забываем, во-первых о влиянии этих главных структур на любые другие — даже не подчинённые им, — и если какая-нибудь из этих главных структур начнёт стихотворение или будет преобладать в нём, то, соответственно подчинит себе все остальные (кроме, где-то первой и, последней – точно — в случае Диметра). Во-вторых, не забываем о том, что ПЕРВАЯ главная структура — единственная в своём роде, — имеющая цельность, — 4 . Все остальные, в той или иной степени прерывисты, — 1/3, 3/1 и так далее. Тем-то и сложна ситуация написания стихотворения 4-стопным Дактилем — то есть первой его главной структурой. Поэтому, у Афанасия Фета стихотворение «Аваддон» — диметрально. Об остальном — в следующем эссе. Ибо оно, пусть и диметрально, но диметрально по-особому.

Теперь же хочется поговорить О НАРУШЕНИЯХ Метра и, не всегда Размера (как такового: 4-стопного), соответственно, в диметральной структуре 4-стопного Дактиля. Одна маленькая ремарочка. Нарушения Метра, — да. Но, нарушения Ритма, в представленных примерах — нет.

Собственно, если какие нарушения и возможны в 4-стопном Трёхсложном Размере, то они приходятся на его ВТОРОЙ главной ДИМЕТРАЛЬНОЙ структуре. На первой они, так сказать, практически невозможны. Именно из-за пластичной цельности оной. В диметральной структуре это возможно благодаря всё той же Цезуре или Диерезе (что редко) второй Стопы. Из-за этого, собственно, строки приобретают естественный Диметр — логаэдический Размер Дактиле-Хорей 1оо1...о...1оо1... . Но, поговорим о Дактиле. Примеры:

•••
август 2011 Мария Маркова
http://www.stihi.ru/2011/09/01/7356
•••

Август опять оборвётся внезапно.
Листья и травы – соломенный запах.
ВОЗДУХ ПРОЗРАЧЕН, СЕВЕР ЛЮБИМ.
Стелется дым.

...нет, никогда, никакими стихами
не рассказать мне, как сердце поёт,
если плывёт в темноте, затихая,
ГОЛОС ЗНАКОМЫЙ, ЕСЛИ ПЛЫВЁТ.

[3 и 4 строфы]

Как объясняться в любви незнакомым?
Рожицы корчить? Стыдливо кивать?..
ВЫЙТИ ИЗ ДОМА, ВЫЙТИ ИЗ ДОМА –
ветер и листья легко целовать.
•••••••••••••••••••••••••••••

Из 20 строк стихотворения, 17 — дактильные, а ТРИ СТРОКИ 4-стопного Дактиле-Хорея. Ещё примеры:

•••
История Осени..
Яна Мракорис
http://www.stihi.ru/2010/09/17/847
•••

Я возьму краски прошедшего дня,
  ПЕРЕМЕШАЮ С КРАСКАМИ ЗВЁЗДНЫМИ...
    И этой кистью цветной сентября
       Я нарисую историю Осени..

Сказку, которою правит любовь,
 Мир, о котором стихи не сложены..
   ТАМ, ГДЕ В ОБРЫВКАХ РАДУЖНЫХ СНОВ,
     Наши мечты воедино сложены..
•••••••••••••••••••••••••••••

Ещё две строфы, — где последняя: Рефрен (повтор) первой. Итого, на 16 строк стихотворения приходится 3 строки Дактиле-Хореического Диметра. Кстати, это стихотворение, также медитативно. И, это стихотворение, просто кладезь структуры 1/3.

•••
Вот так рутинно живём-поживаем
Булычева Елена
http://www.stihi.ru/2017/02/24/11161
•••

Вот так рутинно, живём-поживаем:
утро, день, вечер - мелькают, мелькают.
Тени приходят и тени уходят,
ночь, как портал, в новый день переходом.

Полночи час, смерти вздох мимолётный.
Небытие, неизбежности гнётом.
Все мы уйдём, как стираются сутки.
Дат череда и становится жутко.

Было "до нас" и готовится "после".
ЧТО ТАМ НА ПАМЯТЬ - ХОЛМИК, ДА КОСТИ.
Жизнь - это миг, полувздохи Вселенной,
только она первозданно нетленна.
•••••••••••••••••••••••••••••

На 12 строк приходится 1 строка ДХ- Диметра. Да и само это стихотворение Диметр 4-стопного Дактиля. И, опять, на мужской и женской Цезуре.

•••
Семь небес по Верберу (Третье небо)
Маша Не
http://www.stihi.ru/2009/10/11/2653
•••

Бабушка, как ты? В подоле пшеница, — 2/2
ноги босые, косынка в цветочек… — 2/2
Мается снова земля - роженИца, — 3/1
Ночь - повитуха устало хлопочет. — 2/2--4
Бабушка, где ты? От края до края — 2/2
звездная, пыльная, тыльная пустошь. — 1/1/1/1
Все мы когда – то… и вдруг умираем, — 2/1/1
МНЕ ПОСМОТРЕТЬ БЫ…
РУКУ ОТПУСТИШЬ? — 2/2
•••••••••••••••••••••••••••••

Здесь, автор молодец! То, что мы говорили в начале — о разбиении строк, — здесь продемонстрированно. И, получается, что обе ПОСЛЕДНИЕ строки — дактильны: 1 и 2 строки — 2-стопный Дактиль с женским окончанием. Вместе, — 4-стопный Дактиле-Хорей, — Логаэдический Дактильный Диметр. Зачем, автор, это сделал, в смысле — разбил строки, — можно только догадываться...:

Бабушка, где ты? / От края до края — 2/2
<...>
МНЕ ПОСМОТРЕТЬ БЫ… / РУКУ ОТПУСТИШЬ? — 2/2

А вообще, это маленькое стихотворение, можно сказать, наглядно показывает нам, как, практически в диметральном стихотворении чувствуются не диметральные строки. Они, как будто бегут, — пытаются вырваться из этих оков разделения. И, в тоже время, — придают особую мелодию им. Ох. Заговорил по-балалаешному. Ну. Здесь можно. Но продолжим.

•••
Лишь о себе я говорить умела.*
Рахель
http://vcisch1.narod.ru/RAHEL/Rahel.htm
•••

Лишь о себе говорить я умела.*
Мал мой мирок, словно мир муравья.
Ноет под тяжестью бедное тело,
Груз непомерный сгибает меня.

Тропку к вершине сквозь холод тумана,
СТРАХ ПОБЕЖДАЯ, В МУКАХ ТОРЮ,
Но неустанно рука великана
Всё разрушает, что я сотворю.

МНЕ ОСТАЮТСЯ СЛЁЗЫ ПЕЧАЛИ,
ГОРЬКИЕ НОЧИ, ГОРЬКИЕ ДНИ…
Что ж вы позвали, волшебные дали?
Что ж обманули, ночные огни?

Перевод Л. Друскина

* — в переводе, почему-то первая строка не 4-стопного Дактиля, — а так, как в названии.
•••••••••••••••••••••••••••••

Из 12 строк стихотворения, 9 — 4-ст. Дактиля, остальные 3 — Дактильного Диметра (всё того же 4-стопного Дактиле-Хореического Диметра). Первая строка интересная, но об этом позже. Сейчас, последний пример:

•••
Пара гнедых
(слова: Алексей Апухтин – музыка: Сергей Донауров)
http://pesni.retroportal.ru/sr3/03.shtml
•••

Пара гнедых, запряженных с зарею,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредете вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.

Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарилась с вами,
ПАРА ГНЕДЫХ! ПАРА ГНЕДЫХ!..
•••••••••••••••••••••••••••••

Ещё шесть строф, в таком же режиме. Здесь, в принципе, о каком либо нарушении говорить сложно, ибо присутствует симметрия построения на протяжении всего стиха, — причём в виде Рефрена (повторения). Но, говорить можно. Ибо, Хоре-Ямб, это не 4-стопный Ямб. И, если бы был он, — 4-стопный Ямб, — то можно было бы и не говорить вообще. По причине песни. То есть всё списать на романс. Да, но, пусть это и романс, но безусловно и стих — в таком виде какой он есть. И по всем правилам стиха написанный. В данном случае, здесь присутствует эффект окончания строфы — как последний БОЙ ЕЁ:

•••
Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарилась с вами,
ПАРА ГНЕДЫХ! ПАРА ГНЕДЫХ!..
•••

В некотором роде, тоже самое можно наблюдать у Марии Марковой, — в первом примере (в виде усечения в последней строке строфы основного Размера):

•••
Август опять оборвётся внезапно.
Листья и травы – соломенный запах.
ВОЗДУХ ПРОЗРАЧЕН, СЕВЕР ЛЮБИМ.
Стелется дым. [Стелется дым]
•••

Больше примеров нет. Да и других нарушений, не влияющих на Ритм, более как на середине диметрального Размера, в 4-стопном Дактиле быть не может. Потому что все остальные нарушения, будут чувствительны. Да вот, замечу ещё. В данном случае, мы имеем дело, — отталкиваясь от 4-стопного Дактиля, — с УСЕЧЕНИЕМ второй Стопы. Если же иметь дело с НАРАЩИВАНИЕМ слогов между вторым и третьим ударом, то, чувствительность данного момента, всё же присутствует. Вспоминаем перевод стихотворения Рахель (и сразу же записываем так как в переводе):

•••
Лишь о себе я говорить умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.
Ноет под тяжестью бедное тело,
Груз непомерный сгибает меня.
•••

Здесь два нарушения. Первое: лишний слог между вторым и третьим ударом:

Лишь о себЕ я говорИть умела.

0оо1о(о)о1...

Второе нарушение: отсутствие слога между 3 и 4 ударом:

Лишь о себе я говорИть умЕла.

0оо1ооо1о?1...

Где, второе нарушение, — недопустимо. Исправим его:

1 Лишь о себе я говорить И умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

0оо1ооо1о1о
1оо1оо1оо1

СРАВНИМ:

2 Лишь о себе я говорить умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

0оо1ооо1оо1о
1оо1оо1оо1

Во втором случае, мало того что начало не совсем ударное, так ещё и после второго удара идёт забег, где — после всего этого, — присутствует пауза, – после таких-то забегов или, как говорится, обычный плюх в последнее слово бьющийся... в любом случае — строка имеет крен. И, после этого, вторая строка — пусть и относительно, но ровная. Заметим также, что во втором случае присутствует нарушение и Метра, и Размера.

В первом же случае, присутствует нарушение Метра, Размера и слогового объёма строки: Изосиллабизма. При этом, это ни о чём не говорит. Эх. Ещё один момент ошибочного анализа строк исключительно по схеме. Но, продолжим. В первом случае, нарушение произошло на середине строки. Раз. Несмотря на то, что это чувствительно, — всё то, что мы говорили относительно начала, также присутствует и здесь, — но далее идёт нужная компенсация этому между третьим и четвёртым ударами. А именно верный двухслоговой неударный промежуток. Помимо этого, вторая строка, — почему, в некоторой степени она принимает сие, потому что она — также качается, благодаря словам, которые в ней присутствуют:

1 МАЛ МОЙ МИРОК, — первый удар сильнее второго.

2 СЛОВНО МИР — понятное дело, что на первом слове нет ударения. Но как бы там ни было, а составные слова, это всегда — волны.

СРАВНИМ:

1 Лишь о себе я говорить И умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

2 Лишь о себе я говорить И умела.
Груз непомерный сгибает меня.

Чёткость слов, попадающих на удары, во второй строке второго случая — точнее не придумаешь. Отсюда и довольно ощутимая разница в Ритмике.

Вот и всё. Поэтому, просто запомним, что нарушения в диметральном 4-стопном Дактиле (ИМЕННО В НЁМ) безболезненно проистекают только между 2 и 3 ударом и только в усечённом состоянии. В наращенном, они чувствительны. Нарушения между 3 и 4 ударами следует избегать. Между 1 и 2 — что мы не рассматривали, но — желательно тоже. Пусть они и возможны при сильном первом ударе. Собственно, если он слабый, это будет 3-стопный Анапест. Ну, для наглядности можно посмотреть:

1 Лишь о себе говорить я умела.
Мал мой КЛЁВ, словно мир муравья.

2 Лишь о себе говорить я умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

3 Лишь о себе говорить я умела.
Мал мой ДОМ, словно мир муравья.

Ну не знаю... В Логаэдах, например, по такой схеме:

1оо1о1оо1...
1о1оо1оо1...

эти нарушения имеют место быть. Не часто, но имеют. Поэтому, возможно. Но, лучше этого не делать. Всё таки это 4-стопный силлаботонический Размер, — даже в своей диметральности, он, пластичнее своих братьев-по-пиру-логаэдиков. Дактиль, к тому же. Да. Не забываем: Размер имеет значение. Впрочем, как и Метр. И на этом всё.

ВЫВОД: Собственно, всё уже практически сказано. Если нет, то мы обязательно дополним. Сейчас же (когда только)

переходим К СТРОФНОМУ Синтаксису, — третьей ритмической величине стиха. В следующем эссе.
•••••••••••••••••••••••••••••

Ч. 1 Метрические вариации 4-стопного Дактиля
http://www.stihi.ru/2017/02/24/6910