Житие и Подвиг Святителя Григория Паламы

Православные Праздники
«Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы»

«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». (1 Ин. 1, 5)

«Тропарь святителя Григория Паламы»

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто,
богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало,
проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

«Кондак святителя Григория Паламы»

Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу,
воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй,
к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.

«Житие и Подвиг Святителя Григория Паламы»

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году
в Малой Азии.

Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь
и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328).

Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер,
и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.

Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда
освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности,
но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году
(по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед,
где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля),
принял постриг и начал путь подвижничества.

Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов
и обещал своё духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет
свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора,
а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия.

Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом.
Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного
совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве —
умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами,
начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного
Макария Египетского (память 19 января).

После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта)
подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания,
оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия,
получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»),
а сами практикующие его стали называться исихастами.

За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма
и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок
вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был
рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника:
пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу
и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение
и произносил проповеди.

Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако,
для святителя несвойственна была полная отрешённость от общественной жизни.

Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи
во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь, как-то из Константинополя,
он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни.

Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников
и руководил ею в течение 5 лет.

В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы,
близ Лавры преподобного Афанасия.

В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря
в северной части Святой Горы.

В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы,
где занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события,
поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов
Православия, и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам.
Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор,
он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения
Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого
было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами.

Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни
исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия,
объявил умное делание еретическим заблуждением.

Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь,
Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского
света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков
о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными
увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил
свои богословские доводы.

Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338).

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ
на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос».

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор
святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе
Фаворского света.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том,
что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены
к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными
и не сотворенными.

Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме,
удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены.

К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин
и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III
Палеолог (1328-1341).

Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория
и афонских монахов виновниками церковных смут.

Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина.
Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344)
и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349),
святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского.

В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность
его учения.

Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить
в разных местах.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок.
Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника,
но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему
явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!»

Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе
Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

(взято из «Настольной книги священнослужителя», Т. 2)

* Х *

хочу от себя добавить, что еретики возжелали убрать от нас Благодать Божию,
ту, что изливал на нас Иисус Христос ещё при жизни Своей земной,
они стремились обуглить все Божественные Достоинства нашей Веры,
и тогда превратить нас в скотов, было бы им легче простого.

называясь рабами Божиими, мы никак не умаляем своего достоинства,
напротив, находясь под надёжным прикрытием Спасителя, и стремясь всецело
пропитаться Истинным Светом Христа, мы, не утратив своего человеческого
достоинства, в состояние подвигами своими получить момент обожевания,
то, к чему всем должно стремиться, как к самому настоящему богатству
и совершенству.

P.S.
и ещё добавлю, в довершение к сказанному, Господь БОГ станет ждать каждого из нас,
пока тот не станет совершенным, ЕМУ нужны все ЕГО люди, вот так, дорогие мои,
поэтому, заверяю вас, прощайте и помогайте всем людям, к вам притекающим! Аминь.

Храни вас БОГ!
Ваша Храбрая Галина свет Николаевна

* Х *
http://www.stihi.ru/2017/03/13/9409
«Он отстоял Фаворский Свет!»