Афористика. Шостакович Дмитрий

Максимилиан Гюбрис
                «СВИДЕТЕЛЬСТВО»:
      (Воспоминания Д. Д. Шостаковича, записанные и отредактированные С. Волковым): -

1) О прошлом нужно говорить или правду, или ничего. (I, стр. 2)

2) Если сегодня в Рязани или каком-нибудь другом городе соберутся председатель горсовета, начальник милиции и секретарь горкома партии, как вы думаете, что они сыграют? (I, стр. 6)

3) В конце концов, меня не качал на колене Лев Толстой… (I, стр.7) - /отчего-то, к такой нотке, вспомнился Хармс: - «Лев Толстой очень любил детей. Бывало поймает одного, посадит к себе на колена и гладит. Всё, этак, сидит и гладит, пока обедать не позовут». – от сост., ретрактация.)

4) Не нагромождайте слишком много на могилы великих. (I, стр. 19)

5) В конце концов, пародия и стилизация — это одно и то же… (I, стр. 23) - /действительно, это немалая, пусть и не безграничная, правда; так, к примеру, если взять пародийные экспромты Э. Сати на произведения Шопена, то, как сказал Шостакович, «в конце концов», невозможно представить лирику Сати без какого бы то ни было шопенизма, вообще; - хоть, это и так, порой, что беспредельная стилизация в манере подражания способна производить собой некие уникальнейшие прорывы, прехождения прежних пределов стилизуемого; так, к примеру, как это в случае Вагнера и Шуассона, (Тангейзер и Симф. №1) Дебюсси и Пуленка, который, на мой взгляд, идёт дальше Дебюсси по мере стилизации. – сост. М. Гюбрис) 

6) Он пытался понять любую музыку, потому что был композитором, а не чиновником. (II, стр. 83; о Глазунове)

7) «Вы думаете, рояль — это один инструмент? На самом деле их сто». (II, стр. 94, слова Глазунова)

8) Следовало бы назначить специальную музу — музу заседаний. (II, стр. 97)

9) Когда говоришь с ребенком, важны не слова. Важно — что кроется за словами: настроение, музыка. (III, стр. 113)

10) Станиславскому сказали: «У них нет отдельных квартир». Станиславский не поверил. (Его знаменитое: «Не верю!» Дрожите, актеры мира!) Станиславский сказал: «Этого не может быть! Не может быть такого, чтобы у людей не было своих собственных квартир. Не морочьте мне голову». (III, стр. 121; о сочинении Шостаковича на сатирическую тему коммуналок)

11) Уходя в прошлое, трагедии становятся похожи на фарсы. Когда ты описываешь кому-то свой страх, он кажется смешным. Такова человеческая натура. (III, стр. 126)

12) Интересно, кто сейчас играет на скрипках, которые сделал Тухачевский, если они вообще сохранились. У меня ощущение, что эти скрипки звучат жалобно.  (III, стр.137) - /гениальный композитор имеет в виду, скорее всего, не само качество звучания, но его тон, каденциозность. – от сост. /

13) Сегодня доносчики и бывшие заключенные встречаются на концертах. Иногда они раскланиваются. (IV, стр. 159) - /Так мог написать именно Шостакович, в своём чудном миноре. Мне почему-то приходит мысль, или, сказать, прозренно-мыслие: в России первостепен тот момент истории, когда все медленно ходят; воплощённые истории болезни самой Истории медленно ходят по кругу иль по коридорам… сост. М.Гюбрис/

14) Тот приступил к делу, как опытный иезуит — натравил композиторов друг на друга. (IV, стр. 189; это о Жданове, и о том, что был величайший раскол в музыке 1948 года, по преценденту Мурадели) -/В 1948 г. это был тот самый величайший раскол между советской и мировой музыкой, вообще, т.н, «вторая анти-формалистическая кампания», после кампании первой 1936 г, кои обе, на всю жизнь, страшно травмировали гениального композитора. – Мне, однако, к сей цитате, этак, в параллелях, приходит совершенно очевидное сравнение всего подобного с тем, что происходило и происходит у нас сейчас, в эти неск. посл. лет в России. И, вероятно, не столько даже в музыке, сколько в поэзии и в литературе, и, в целом, в культуре и в искусствах. Эта фраза весьма и весьма показательна. - На сегодня, сколь донельзя-абсурдно и сколь превелико успели уже многие деятели перессориться меж собой; и, ведь, они, также, заведомо были перессорены! В Союзах, в Клубах, в ПЕН’е, всюду и везде! Кабинет г-на Мединского сколь удачно, сколь всё успешнее применяет на практике «Ясонов приём», выдавая за драконьи войска честных последователей мировой культурной тенденции и образа в России. Слепо-усреднённая линия соц-конформных понятий, популизм идеологического культа характера, и пр. пр., - это, ведь, всегда, также, в некоторой степени поощрения пренебрежений по манере и школе, по тону и такту. (Сами явления порицания этики т.н. контр-реалистических стилей в общном потоке искусства (будь то по сюру или пост-модерну) у нас, в средах менее прогрессивных, – всё это уготовленные камни раздорного ценза. Политизация в искусстве – это всегда в примере наезда на тот или иной элемент стиля; это всегда, когда, вопреки известному уговору, о вкусах начинают всё больше и больше спорить; это - предмет эскалации.)   

15) Сознательно или подсознательно рождается музыкальная концепция? (V, стр.202) - /И здесь, опять-таки, можно видеть то же схождение к вопросу «авторского сдвига», кое в видах и в родах искусств, есть фатально-означенная, та же всё, «Негативная Способность». – сост. М.Гюбрис/

16) Я заметил любопытную вещь: чем меньше страна, тем лучше бумага и больше диплом. (V, стр.222)

17) …Я люблю только хорошую музыку, то есть ту, которую считаю хорошей в данный момент времени. Но при этом мне нравится слушать любую музыку, в том числе и плохую. (V, стр. 225)

18) Не пытайтесь спасти разом все человечество, спасите для начала одного человека. (VI, стр. 268)

19) В композицию не входят через парадную дверь. (VII, стр. 299)

20) …Конец не может наступить в полной тишине. (VII, стр. 315) - /Это, в частности, о смерти, на примерах Мусоргского и Солертинского, но это слова не иначе, как композитора, именно, композитора, и для меня это также, как некая музыкальная сентенция; словно некое музыкально-философское откровение о схождении в бесконечность. – сост. М.Гюбрис/

21) В обоих случаях (детство и старость) человек несчастен, потому что живет не собственной жизнью, а жизнью других. (VII, стр. 315)

22) Ожидание чуда было на каждом подхалимском лице. (VIII, стр. 343)