Собственная версия значения улыбки Джоконды

Сан-Торас
Вольтер - продолжение диалога http://www.stihi.ru/2017/10/03/10006

Хочу поблагодарить Светлану Кременецкую за то, что задала мне конкретные вопросы
и тем самым подвигла на конкретные ответы:)

_____" Сан, что ты чувствуешь, когда нет похвалы  на твои литературные образы?? - есть ли уязвление, возмущение, что вообще испытываешь в этой ситуации?"

- Что я чувствую, когда молча проходят мимо какой-то моей  творческой удачи?
Наиболее точное слово - обескураженность, иногда неловкость, будто меня окружают
умственно и эмоционально ограниченные люди.  Бывает, что загляну в их обычные
отзывы, чтобы понять, что им по вкусу? - и нахожу подтверждение выше сказанному.
Мне никогда не приходит в голову, что меня нужно за что-то хвалить, я не жду
похвал. Но понимание мне ценно и этого  абсолютно ДОСТАТОЧНО!
Ибо счастье - когда тебя понимают, а не когда хвалят.  Потому что от похвалы
может быть неловкость, но понимание всегда приносит удовлетворение.
Этим оно гораздо выше похвалы и всегда желанно.
Закончив свой роман я написал молитву:

"Пошли мне Бог умного читателя"

А не молитву: пошли мне  Господи похвальбу!
Ибо говорю, именно то, что нужно мне! - а не то, что кому-то кажется мне нужно.
И не приемлю, когда  приписывают грех к коему непричастен,
 еще более неприемлю, когда свое предположение рассматривают как факт.

Вопрос: "Но там, где труд души и мозги надо подключить - слабо, или критика и нападки - ноль интереса?"

Отвечаю: конструктивную критику ценю высоко, чужое мнение, мотивированное
аргументами - очень высоко! Мозги подключить мне не слабо, а так же не слабо  - поставить на место, если кого-то замкнуло или переклинило. 

Сан, а «если чесна», прекрасное, ведь видно сразу за версту.
Мудрец сказал: «роза – это роза», и тут ничего не добавишь! Аромат- и… всё!!!
Светлана Кременецкая 30.09.2017 02:53


____________Цитату про розу, видимо надо понимать, как то, что прекрасное
видно за версту  - оно всем понятно, т.е. не нуждается в отзыве.
Глубоко не согласен!
Один  ничего не добавит, для него роза - "аромат и все!". А другой добавит
нечто свое, к примеру, у меня три  любимые РОЗЫ:
 Роза Мира, Роза Ветров и Роза ЛЕОНАРДО!
Приведу давний стиш, прокомментирую его, включая собственную
искусствоведческую версию значение загадочной улыбки Моны Лизы.

В твоей провинции, Италия,
Как в разных точках на земле,
Крестьянка в стоптанных сандалиях
Дитя пригрела в подолЕ.

Не грех такое дело нынче,
Но выпал козырь — бита карта!
И мальчик c именем да Винчи
Стал Леонардо, Леонардо!

Застыли думы поколений
В рутинах Ветхого Завета,
А он, трансцендентальный гений,
Мучительно искал ответа!

Он строил в круге и квадрате
Витрувианскую фигуру -
Венец Творца твои объятья -
Божественная квадратура!

Он видел в розах круг спирали,
Загадку, тайну ремесла!
В пчелином улье, на скрижали
Он находил Закон Числа!

Египетские анаграммы,
Полярность, синтез двух начал -
Он скрыл за тополиной рамой
Джоконды то, что понимал.

Ее улыбка, губ капризы
Пленяют множество людей:
О Мона Лиза! Мона Лиза!
Храни полет его идей!


________О розе:

"Он видел в розе круг спирали,
Загадку, тайну ремесла!
В пчелином улье, на скрижали
Он находил Закон Числа!!"_________ Это число (PHI)

- Три целых, четырнадцать сотых. Закон Числа в том, что оно неизменно играет роль краеугольного камня в построении всего живого и неживого на земле.
Этому Числу всегда соответствуют пчелиные соты, спирали в воронке розы, зерна в подсолнухе и т.д.
За кажущейся импровизацией природы, Леонардо искал устойчивый порядок - гармонию, подтверждающую замысел Творца.
 РОЗА, для меня самый прекрасный цветок, прежде всего своей тайной, а не "
аромат и все!"  - люблю аромат и фрезии, и сирени и жасмина...
 
Египетские анаграммы,
полярность, тайну двух начал -
Он скрыл за тополиной рамой
Джоконды то, что понимал.

Портрет Джоконды написан маслом на тополиной доске.
Мона Лиза - это анаграмма, заимствованная Леонардо из египетской мифологии - означает божественное слияния мужской и женской противоположности.
Амон - Бог сокрушительной любовной силы.
Лиза - его супруга - богиня плодородия.
Если сложить эти имена, прояснится смысл загадочной улыбки Моны Лизы.
Это - ни мужчина, ни женщина, ИМЯ соединяет противоположные свойства,
что подтверждает и сам облик портрета.
В картине использован строгий принцип Золотого Сечения. Композиция основана на  "золотых треугольниках" (точнее, на треугольниках, являющихся кусками правильного звёздчатого пятиугольника).
Леонардо всегда возил этот портрет с собой, утверждая, что не может расстаться с ним.
У меня возникла догадка о том, чем для Леонардо была Джоконда и если бы я не занимался живописью, не писал портреты, возможно никогда бы не пришел к этому выводу. Но убежден - каждый художник мгновенно поймет мою мысль, а не умеющий рисовать увидит резон в самих аргументах:
 Мона Лиза была для Леонардо, ничем иным, как заготовкой для парсун - (поясных портретов), типа болванки для шляп, без которой сложно шить каждый раз новый
головной убор. Обосную эту мысль:
1 - Портрет идеально высчитан по принципу золотого сечения, он является основой основ. Ибо множество мадонн, а так же заказных портретов, которые писал Леонардо,   имеют аналогичную постановку.
2. - Портрет Моны Лизы выполнен без бровей и ресниц - почему?
 Потому что пропорции лиц у людей примерно идентичны,  черты сохраняют определенную симметрию, но брови имеют индивидуальные линии, ресницы, так же у каждого по-своему подчеркивают разрез глаз.
3. Этот портрет Леонардо написал не на холсте, а на доске, по сути, грубо говоря это его "линейка" -  зафиксировавшая расчет формы парсуны, как таковой т.е.  лекала поясного портрета.
4. Женщины обычно, именно, так  садятся позировать: голова - три четверти, руки сложены, но у каждой индивидуальный костюм, цвет платья и прочие детали.
5. Этот небольшой портрет написал на дереве, потому что Леонардо всюду возил его
с собой, доска прочна и в карете, в сундуке с ней ничего не случится, можно засунуть между вещами, а холст легко повредить, прогнуть, зацепить, порвать.
6. Благодаря этой заготовке, Леонардо мог сокращать сеансы работы с натуры. Набросал эскиз, отметил детали, а после, уже по лекалу идеально
рассчитанных в облике Моны Лизы пропорций, писал заказной портрет,
 использую детали костюма, линию бровей и ресниц с эскиза.
 Иначе непонятно, зачем  уезжая в другие города художник всегда брал этот портрет
 с собой? Разве что он был нужен ему для работы.
7. Почему Мона Лиза без бровей и ресниц? - Некоторые исследователи предполагают, что брови стерлись со временем. Мне так же встречалась версия, что такова была дань некой "безбровой  и безрисничной моде.
 Но увы, никогда не видел подобного портрета ни до эпохи Леонардо,
ни в его время, ни после него. Во всяком случае, на все эти вопросы:
Почему портрет написан на доске, а не на холсте?
 Почему он соединяет два имени мужское и женское?
Почему портрет без бровей и ресниц?
 Почему Леонардо никогда не расставался именно с этой работой? - есть один ответ - Мона Лиза была его заготовкой для быстрого исполнения заказов на мужские и женские поясные портреты, которые он писал в больших количествах, поскольку будучи внебрачным сыном нотариуса и крестьянки не имел наследства и содержал себя сам,
своим трудом.
 Безусловно, портреты вельмож или просто людей приличного достатка были для него одной из наиболее удобной и быстро выполнимой формой заказа - средством к существованию. Ибо Леонардо много времени отдавал своим идеям, которые не продавал,а кодировал в Мадридских Кодексах зеркальным письмом, полагая что человечество не готово для диалога с ним.
Ведь эпоха ренессанса - это не только рассвет искусства, но и жестокие времена разгула средневековой инквизиции.

Отрадно спать – отрадней камнем быть.
О, в этот век – преступный и постыдный –
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Прошу: молчи – не смей меня будить!____________Писал Микеланджело
 
 Придерживаясь научных взглядов Леонардо рисковал жизнью - отсюда зеркальное письмо, шифры, анаграммы, защищавшие его от религиозного произвола, который учинял
бесконечные суды, пытки и казни. Средневековая инквизиция замучила  и
сожгла заживо более пяти миллионов женщин - "сосуд греха".
 Обвинения в ереси за любую мысль, выходящую за пределы церковного ума, стоило жизни любому. А у Леонардо все мысли выходили за эти пределы - он тайно вскрывал трупы, изучая строение человека. За одно это полагалась кара через сожжение на костре. Для живописца, самое безопасное и доходное дело - парсуна или мадонна на заказ, украшающая чью-то гостиную.
Но для любых, самых разнообразных и невероятных шляп всегда служит одна и та же болванка, так же как для самых разнообразных портретов ему служила одна и та же заготовка по имени Мона Лиза, рассчитанная принципом золотого сечения, который он сам открыл.

Он строил в круге и квадрате
Витрувианскую фигуру,
Венец Творца — твои объятья,
Божественная квадратура!

Леонардо производил сечение стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении и дал этому делению название Золотое Сечение. Оно держится до сих пор, как самое популярное.
Его "Витрувианский человек"  сделан для книги Марка Витрувия, поэтому назван  "Витрувианский", написан чернилами, акварелью и металлическим карандашом на бумаге. Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени владел правой и левой рукой, используя свою способность в этом небольшом рисунке.
Опровергнуть мою версию о предназначении Моны Лизы, могут разве что наиболее убедительные доводы, которым был бы искренне рад!
Но пока что искусствоведение не шибко балует меня более надежными аргументами,
чем мои собственные.

Волнуясь вьется Сена вдоль Парижа,
Таранясь лбом о мшистый мегалит.
Спит мост окаменело неподвижен,
Под арками тусуется транзит

Скользящих лодок. Запахов нюансы,
Щекочет ноздри жареный каштан
И бьет ключом барочно-ренессансный,
С античности дряхлеющий фонтан.

Ах, Русь моя! - Империя, держава!
Был взят Наполеон в ощип, что кур!
А здесь бы спел Булатный Окуджава,
Не хуже, чем тут Шарлит Азнавур!

Пусть Норт-Дам химерит жуткомордо -
Поеду в Лувр! Пустите в царский дом!
Мне улыбнется некая Джоконда
Под пуленепронзаемым стеклом.

На фото я собрал, выражаясь фигурально, "Три улыбки Джоконды":
 -  улыбающийся, уже семьсот с лишним лет, юноша-ангел на Реймсском соборе.
Бож, как он похож на Мону Лизу - если б, к примеру, она рассмеялась!
Этот застывший в веках ангел - брат Джоконды,  сын, или она сама?! -
Та, чьи черты волшебно затерялись в его ангельском облике.
Он глядит сверху вниз и через тонкогубую улыбку просвечивает намек
на Гудоновского Вольтера, что сидит в своем мраморном кресле в Эрмитаже.
Сидит и знает, что со временем Реймсский юноша утратит свою круглощекую
кудрявость, одряхлеет и приобретет такую же впадину  Вольтеровской улыбки.
Эту горько-ироничную насмешку над прекрасной и жестокой  жизнью,
с которой приходиться расстаться, именно тогда, когда невольно
 успеваешь привыкнуть, полюбив ее, особенно нежно:))...
Sapienti sat.

http://www.stihi.ru/2017/04/06/3730