Николай Тулайков - герой детской энциклопедии

Катерина Пас Чна
Пьеса.Педагогический   сценарий праздника урожая в школе

"Тогда Он говорит Своим ученикам:
"Жатва большая, но работников мало.
Просите Господина жатвы, чтобы прислал работников на жатву".
Евангелие от Матфея. Глава 9. Стихи 37,38.


http://www.stihi.ru/2018/03/31/6112
(Канон Австрии  о  хлебах в педагогическом сценарии
«Николай Тулайков – герой Детской энциклопедии").

“Far  and  near  the  field  the  teeming
With  the waves  of  ripened  grain;
“Far  and  near  their  gold  is  gleming
O’er   the    sunny  slope  and  plain.
Lord of  harvest, send   forth   reapers!
Hear  us,  Lord,  to Thee  we  cry;
Send  them  now  the  sheaves  to  gather,
Ere  the  harvest –time  pass   by”.
“Far  and  near  the  field  the  teeming”. *

(*89. Christian  Songs. Austria.Vienna. 2002).

Действующие лица:

1.Коля Тулайков –отрок-юннат  12 лет (в детстве),  в зрелости  (32 года);
2. Егор – друг Коли Тулайкова, 12 лет; пастух   с букетом полевых цветов;               
3. Маша – одноклассница Коли Тулайкова
4.Максим Тулайков – отец Коли Тулайкова со снопом  пшеницы
5.Мама Коли Тулайкова  -  в сарафане, с  серпом 
6. Вера – деревенская  девочка, соседка Коли Тулайкова  (в детстве героя)               
7.Марко де Биажи –  селекционер Италии на конференции
8.Клайд  Грифитс – миллионер США, спонсор  конференции
9.Поль – ученый Франции, родственник Никола Буало
10. Крестьяне Симбирской губернии  на жатве и на снегозадержании
11.Двое студентов на Безенчукской опытной станции Саратовской области
12.Прохор  –  крестьянин  Симбирской губернии, народный певец  с  балалайкой

      ДЕЙСТВИЕ 1   
   
ЯВЛЕНИЕ  1.
            
400 научных   книг   Н.Тулайкова   (1875 – 1938)

    ”Николай Максимович  Тулайков (1875 – 1938), сын Симбирского крестьянина - шел  к науке нелегким путем. Благодаря своему исключительному трудолюбию  и выдающимся способностям  Н. Тулайков  стал разносторонним учёным с мировым именем. Детская энциклопедия. В 12 томах. Том 6.Сельское хозяйство. Москва.Педагогика. 1974. С.341,342,343.
   Основные итоги своих исследований  учёный Н.Тулайков  изложил в научной книге «Солонцы, их улучшение и использование (1922) и в более ранних статьях.   Уже в самых первых своих работах Н.М.Тулайков тесно связывал науку  о почвах с сельскохозяйственным производством.   Особое внимание учёного Н.Тулайкова привлекли  солонцы и другие засоленные почвы,  непригодные для  посевов.  На многих из них   с трудом могут расти   только самые неприхотливые степные  растения –черная полынь, различные солянки. Есть и такие засоленные почвы, на которых совсем ничего не растёт.  А ведь площадь, занимаемая  засоленными почвами, очень велика. Тулайков  Николай Максимович поставил перед собой задачу найти  пути  и  способы  улучшения этих почв, чтобы их можно было использовать  для сельского хозяйства.                С 1910 года Н.Тулайков –директор Безенчукской опытной  сельскохозяйственной  станции.  В короткие сроки маленькая опытная станция превратилась в крупное научное  учреждение, известное не только в нашей стране, но и за рубежом.
 Такова же судьба Саратовской опытной станции, которой Николай Максимович  руководил впоследствии: она скоро выросла в Институт засухи, преобразованный позднее во Всесоюзный институт зернового хозяйства. Тулайков много энергии отдаёт   делу создания такого хозяйства на юго-востоке страны, которое имело бы устойчивые урожаи  при  разных  погодных   условиях. Главный бич земледелия в этом крае – засуха. Борьба с засухой – вот основная задача, которую поставил перед собой ученый Н.Тулайков.                Прежде всего нужно было научиться наиболее полно собирать влагу. Николай Максимович начал опыты по снегозадержанию, пытаясь найти ответы на множество важнейших вопросов: чем и как лучше  и дешевле задерживать снег, как расставить щиты или расположить посевы задерживающих снег растений – кулисы, везде ли и  на всех  ли полях   нужно накапливать одинаковое количество влаги  в почве или это нужно  делать в зависимости от потребности  растения? А как хранить эту собранную воду в почве до того момента,  когда в ней будут особенно нуждаться растения? На основе тщательных исследований учёный Николай Тулайков разрабатывает средство закрытия почвенной влаги – рыхление поверхностного слоя почвы, чтобы прекратить испарение влаги из её нижних слоев.  Николай                Тулайков последовательно и энергично пропагандировал  среди крестьян рациональные приёмы земледелия. Учёный Н.Тулайков сгруппировал  вокруг себя крестьян-опытников, они стали проводниками его идей в широкие крестьянские массы. 
Ученый  писал: «Солнечному, знойному, суровому  краю я посвящаю всю свою жизнь». Эти слова были девизом ученого Н.Тулайкова. Ведя большую  и оригинальную исследовательскую работу, Н.Тулайков активно участвовал  в организации Всесоюзной Академии  сельскохозяйственных  наук  (ВАСХНИЛ), вице-президентом которой  он был со дня её основания.   Учёный Н.Тулайков предлагал расширить посевы зерновых  культур  на залежных и  целинных  землях. 
 Н.Тулайков впервые высказал соображения о возможности  продвижения зерновых культур, главным образом пшеницы, на Восток и впоследствии обосновал это. Энергия этого человека была неистощима, он непрерывно разъезжал по стране.  Н.Тулайкова видели  в  республиках Средней Азии,  в городах и районах Дальнего Востока, в хозяйствах Поволжья.  И везде Тулайков Николай Максимович проводил  агрономические  консультации, собирал нужные ему материалы  по  организации сельского  хозяйства, выступал с лекциями, докладами, сообщениями.  (Детская энциклопедия. Том 6.Сельское хозяйство. Москва.Педагогика. 1974. С.343).                «Николай Максимович Тулайков  оставил свыше 400 научных и популярных книг и статей. Его творческая  мысль опережала уровень современных ему знаний. Поэтому многие научные  положения, высказанные им свыше 40 лет назад, и ныне представляют  научный интерес для работающих  в  области  агрономии». В.В.Докучаев, П.А. Костычев, К.К. Гедройц, В.Р. Вильямс, Н.М. Тулайков создали научные основы  агрономического  почвоведения,  разработали научно- обоснованные меры борьбы  с засухой, агротехнику земледелия  для засушливых районов страны».               
(Детская энциклопедия. Том 6.Сельское хозяйство. Москва.Педагогика. 1974. С.8. 340-343)   

ЯВЛЕНИЕ   2
ТУЛАЙКОВ  ВАС   УГОЩАЛ                (Декорации  сбора  пшеницы. Картина  сжатой нивы со снопами. Малый сын  Максима Тулайкова  - Коля Тулайков обращается к отцу и просит  подать ему   сноп.  Присутствуют  крестьяне  Симбирской губернии  Прохор,  мама Коли Тулайкова  в сарафане, дети соседей Маша, Егор).

КОЛЯ ТУЛАЙКОВ (в детстве):
Господи, пришли на жатву много смелых отрокОв,
Чтоб возделали все нивы, много принесли снопов! 
Господи, подай на помощь лошади, телегу нам,
Чтобы закрома наполнить золотым зерном, по дням,
Чтобы голод не случился людям, птицам и птенцам!
 
Батюшка, прошу доверить: мне  во поле  дайте  сноп,
Чтобы  я   помог   сестрицам:   окормлять   простой народ.
Отрок Николай Тулайков     в детстве выучил  давно:
Хлеб насущный – самый главный!  Сын посеет  вам зерно!
Сидераты, удобренья   зарывают в  глубь земли,
Чтобы новые  растения   пропитать свой род могли!
Тулайков  учил  соседей: «Деградацию   грунтов
В болотах  и  с солонцами   совершить колхоз готов!»
Важно снегозадержанье:  влагу  в почве задержать!
Чтобы  снег  задержать  в почве,  рано  надобно  вставать!
(Максим Тулайков  даёт небольшой  сноп пшеницы Коле Тулайкову. Идут  двое детей: Маша  и Егор. Крестьяне дают лекарственные травы,  снопы пшеницы  Егору и  Маше).               

ПРОХОР:
В солонцах за вас трудился Сам Господь, мам  окормлял.
Бог   просил: «Подайте хлеба». Тулайков  вас угощал!
Наш Творец  послал задачу: обрабатывать  сады!
И  ты,  молодой –красивый  своё древо  посади!               
Жил в обители Симбирской пахарь Максим  Тулайков,
Пахарь  был по архетипам, крестьянин  на пять веков.
По две смены труд  имеет многогранный  Тулайков!               
Матерей  он  окормляет!  И кормить  всегда  готов!   

МАКСИМ ТУЛАЙКОВ ( отец):
Дайте хлеба с солонцами!  Хлеб беременной жене!
Алейрон – белка частицы   в ядре зерна, в  глубине!               
Так  Иван Мичурин  учит:    Окормляйте  от  садов!                Сенокос  вот мы закончим, наберём    в саду    плодов.   
               
ЯВЛЕНИЕ  3. АРХЕТИПЫ.
(Коля Тулайков  читает  из  записной  книжечки).

ПРОДУЦЕНТЫ –ТРАВЫ               

КОЛЯ ТУЛАЙКОВ (в детстве):                Не бери  чужого  древа,    Плод  запретный  не бери;
Солонцы  корчуй, тернии! Древо  жизни  не согни!               
“Продуценты” –это травы,  “консументы” –едоки,
Потребители   растений:  овцы, куры  и  быки.
“Консументам” угождайте:  пчелам, детям  мёду  дай,
Зерно хлеба  вы посейте,  соберите  урожай.
И так  много  расплодилось  консументов-едоков,
Солонцы тепер освоим, новый   институт  хлебов.
Pater   учит  продуценты,  A v e n a  sativa  тут.
Весь  овес,  капусту, клевер,  кормоцех  овце  дают.
Продуценты – все растенья, репа, боб – мир овощей;
Виноград, томат  с фасолью,  для супов –для всех детей.
Набежали «консументы»: и корова,  и   овца,               
Гуси-лебеди, индейки, выбегая  из  яйца!      
Мелкие  белка   частицы в маленьком  ядре пшениц,
В  ядре злаков – «алейрон»  дан,  кормит  молоко  девиц.

  (Проходят труженики полей с граблями, со снопами, на сенокосе).   
               
ИЗУЧАЕМ СОЛНЦЕ

ОТРОК  ЕГОР:
В  посте  изучаем    солнце,  фотосинтез  и  дожди.                Из свеклы  муж  ест “свекольник”,
с  огурцом  солёным   “щ и”.
Коля ТулайкОв нас учит: весь агрофитоценоз,
Толерантность и терпенье,
знал  шипы от ярких  роз.
ТулайкОв учил соседей: деградацию грунтов                Совершать  меж    солонцами наш колхоз  всегда  готов!                Наш соратник – муж Мичурин, знаменитый  садовод.
Купи  яблоню  и  грушу!Не кради плодов, народ!
До Максима  ТулайкОва прибежал  голодный  конь:               
Дай коню  овса, хозяин, в кашу не бросай в огонь!
Дай коню зерно сырое, белка зерна –алейрон,               
Овес Avena  sativa, чтоб стал энергичный конь.
 
МАША-УЧЕНИЦА: 
Жил в обители Симбирской  пахарь    Максим Тулайков.                Послал  сына  Колю  в город
в  сельхозвуз – и  дал  покров!               
Толерантность  и терпенье, знал шипы от ярких роз!
Сыну Коле дал ученье, весь агрофитоценоз.
               
ВЕРА-УЧЕНИЦА:
Прославляем  Николая  ТулайкОва  из  села!
В  Тимирязевской   учебке   мир – община   хлеб  сдала.
«Алеврой» дан  в хлебных  зернах! Алеврой  - есть  алейрон.
Получил  венок  пшеничный – лучшую  из всех корон.
Мелкие  белка   частицы в маленьком  ядре пшениц,
В  ядре злаков – «алейрон»  дан,  кормит  молоко  девиц.
Прызывайте, приглашайте! Поступайте в  cельхозвуз! 
Тулайков Максим  старался, доброта  исходит  с  уст.
         
               
ДЕЙСТВИЕ     2.

СОБРАТЬ  ВЛАГУ  С  Н.ТУЛАЙКОВЫМ
(Николай Тулайков на Безенчукской станции).

ЯВЛЕНИЕ  9.   
                «Прежде всего нужно было научиться наиболее полно собирать влагу. Тулайков Николай Максимович начал опыты по снегозадержанию, пытаясь найти ответы на множество важнейших вопросов: чем и как лучше  и дешевле задерживать снег, как расставить щиты или расположить посевы задерживающих снег растений – кулисы, везде ли и  на всех  ли полях   нужно накапливать одинаковое количество влаги  в почве или это нужно  делать в зависимости от потребности  растения? А как хранить эту собранную воду в почве до того момента,  когда в ней будут особенно нуждаться растения? На основе тщательных исследований учёный Николай Тулайков разрабатывает средство закрытия почвенной влаги – рыхление поверхностного слоя почвы, чтобы прекратить испарение влаги из её нижних слоев».               
Детская энциклопедия. Том. 6.Сельское хазяйство. Москва. Педагогика. 1974. С. 342.
               
(Декорации зимнего  заснеженного поля, из сугробов выглядывают верхушки  темных кустов. Ученый Николай Тулайков,   32 лет   и  двое студентов-агрономов,  ученые, работники Безенчукской станции  в полушубках, валенках, шапках-ушанках  расставляют на полях  деревянные щиты для снегозадержания, поют народные песни о поле).

ТРУДЯЩИЕСЯ:
 
Что сеял ты, друг мой, весною?
Цветы  ли  в родимом краю?
Смотри, как  кружатся  толпою
Работницы –пчелы в саду!               
Что сеял ты, друг мой, весною?
Не злаков ли хлебных  зерно?               
Колосьев волной золотою  покрыто  все  поле твое!               
Что сеял ты на поле жизни, любовь или злую вражду?
Взойдёт  твой посев  и созреет,
И  в вечности встретишь звезду.
               
ЯВЛЕНИЕ 10. КОНФЕРЕНЦИЯ С  ФРАНЦУЗСКИМИ УЧЕНЫМИ 
          
“ We   K r y”  (английское): мы плачем.
“Christian  Songs”. 89.Vienna. Austria. 2002.

«С 1910 года Н.Тулайков –директор Безенчукской опытной  сельскохозяйственной  станции.  В короткие сроки маленькая опытная станция превратилась в крупное научное  учреждение, известное не только в нашей стране, но и за рубежом».
Детская  энциклопедия».Москва.Педагогика. 1974.С. 343.               

(На Безенчукскую опытную станцию приехали иностранные ученые –  Марко де Биажи из Италии, Клайд Грифитс из США, два студента, Поль - родственник  ученого  Никола Буало, автора трактата «Искусство поэтическое» ХVIII ст. Идут  на опытное поле, осматривают колосья, читают  австрийские каноны о хлебе).

МАРКО ДЕ БИАЖИ:
( читает  с листа).

“Far  and  near  the  field  the  teeming
With  the waves  of  ripened  grain;
“Far  and  near  their  gold  is  gleming
O’er   the    sunny  slope  and  plain.
Lord of  harvest, send   forth   reapers!
Hear  us,  Lord,  to Thee  we  cry;
Send  them  now  the  sheaves  to  gather,
Ere  the  harvest –time  pass   by”.

Н.ТУЛАЙКОВ,СТУДЕНТ (дуэтом):

Здесь и там поля созрели, с драгоценнейшим плодом.
Всюду нивы  созревают, уж налитые зерном.
О Господь, к Тебе мы плачем, посылай жнецов  в поля!
Пусть пшеницу собирают,пока жатва не прошла!
Посылай жнецов с рассветом  иль  в полдневную  жару:
Поработать знойным летом, послужить Христу Царю.
Кто для Бога рад трудиться, жатву с поля собирать,
В Царство с нивы возвратится, вечной радостью объят.

“Far  and  near  the  field  the  teeming”. *
(*89. Christian  Songs. Austria.Vienna. 2002).

(На научной конференции ученые и студенты выучили о земле Безенчук, посмотрели "Выставку плодов").


OH WHERE  ARE  THE  REAPERS

КЛАЙД ГРИФИТС:
Oh, there  are  the reapers that garner in
The  sheaves of the good from the fields  of sin;
With  sick-‘les  of truth must the work be done;
And   no one may rest till “harvest  home”.
There  are  the reapers? Oh, who will come
And share in the glory of  the  “harvest  home”?
Oh, who will help us garner in
The  sheaves  of good  from fields of sin?
So come with   your sickles, ye sons of men,
And gather together  the golden grain;
Toil on till the Lord of the harvest  come,
Then share ye  His joy in the “harvest  home”.
“Christian  Songs”. 92.Vienna. Austria. 2002.

НИКОЛАЙ ТУЛАЙКОВ (читает перевод):

О, где же жнецы, чтоб теперь собрать
С полей, злом богатых, добра снопы?
Серпами любви надо труд совершать,
До  тени ночной  класть нельзя  серпы.
Где  же жнецы, где? Кто, кто готов?
Кто хочет на праздник житницы придти?
Кто хочет с нами в  нее  нести
Колосья  мира с полей   плодов?
Ищите  колосья  среди травы;
Пшеницу средь плевел найдете  вы:
Не бросьте колосьев, что у пути,
Спешите их в житницу принести.
Поля созревают, колос  поник,
И  жатвы великой мир скоро  ждет;
Работников  мало, а труд велик;
Медлить нельзя, ведь все  пропадет!
Берите же, люди, свои серпы,
Несите с обильным зерном снопы;
Трудитесь до встречи Царя-Главы
И  в  житницу   скоро  войдете вы.

(Трудящиеся Безенчукской станции  несут букеты полевых цветов, дарят  Николаю Тулайкову и ученым записные книжки).

ЯВЛЕНИЕ 11
МЕСТО  БЕЗЕНЧУК 

(На музыку  русской песни  «Ах вы сени, мои сени»)
«Французский мыслитель Никола Буало в произведении
«Искусство поэтическое» XVIII века описал  театральный канон о  трех компонентах  пьесы: действие –место –время  в декорациях сцены").

ПОЛЬ (читает о месте – действии - времени):

Это ВРЕМЯ  Николая   Тулайкова  - времена.
В  этом ДЕЙСТВИИ  Саратов  дал  стране  ведро  зерна. 
В солонцах  открыли  МЕСТО:   Тулайкова Никола`!
Франция  имела  МЕСТО:   Елисейские  поля.
Перемены  - на три  МЕСТА: сфера  нравственных  наук.
На  солонце  муж  учёный укрепился в  Безенчук. 
Это  МЕСТО –для науки,  спорный, чудный тут  вопрос:
В солонцах  нет  МЕСТА  лени, МЕСТО   сева  и  покос.
Солонцы имеют  МЕСТО: для  сценария, кино!
Это  МЕСТО  не для прессы!  Тут страдание   одно!
Нужна  дама  с кринолином,  ариозо  си-бэмоль!
Тут  агрофитоценолог   в   солонцах  отыщет  соль!
В солонцах нет  МЕСТА  сцены: танца  в  платьицах «плиссе».
Утопическое  МЕСТО — не для  танца  ля  Франсе!
В солонцах  кусты колючки, как собрать  цветы в букет?
Есть в Париже лучше МЕСТО, наш месье  ходил в балет!
Утопическое МЕСТО   Плесснер  описал  в труде!
В  солонцах  зловонный  запах: тут   студенты  во вреде.
Повреждаются  здоровьем,  в   солонцах  сеют  зерно.
Солонцы  желают   МЕСТО - для  французского  кино!       
Из губернии Симбирской, из далекого села –
МЕСТА дивного рожденья   путь-дорожка  привела!
Это ВРЕМЯ  урожая, ВРЕМЯ  сева  и добра.
В  это  ВРЕМЯ  муж  учёный  в солонцах  создал  поля.
Перемены  - на три  МЕСТА: сфера  нравственных  наук.
На солонце  муж  учёный укрепился в  Безенчук.
 
СТУДЕНТ:
По две смены труд  имеет    многогранный  Тулайков!               
Матерей  он  окормляет!  И кормить  всегда  готов!
Благодарны мы учёным; обменяли сорт зерна!
Николаю ТулайкОву благодарна вся страна. 
Соавтор АДОНИС, студент Аграрного университета.
 1992-2017