Третий День Сотворения. Деревья и пшеница

Катерина Пас Чна
http://www.stihi.ru/2017/10/04/9863

Мозаика. Педагогика.Эстетика.
Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. 1974. С. 341-343.


Третий День Сотворения. Деревья и плоды

Посвящение Николаю ТУЛАЙКОВУ, учёному-растениеведу,
основателю Саратовского Института  зернового  хозяйства.


1. ДЕРЕВЬЯ И ТРАВЫ
11. «И сказал Бог: да произрастет земля зелень, траву, сеющую  семя
(по роду и подобию  её и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод,
в котором семя его на земле.
12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) её,
и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его…
И увидел Бог, что это хорошо.
13. И был вечер, и было утро: День Третий».
Библия. Бытие. Глава 1. Стихи 11-13.

Добрый замысел Отца
И Всевышнего Творца:
Творить травы в Третий День,
Изгоняя сон и  «лень».

Человеку не дал «лень»,
Древо сотворил и тень,
Трав, деревьев весь полог –
Мужу украшать чертог.

При содействии воды
Творил дерево, плоды.
Фотосинтез – от зарниц,
Свет из Божиих Десниц.

Бог Любовь плоды даёт,
Милость говорит: вот плод!
Сотворил Бог все плоды
И велел: «НЕ УКРАДИ».


2. НИКОЛАЙ ТУЛАЙКОВ СЕЯЛ ЗЕРНО

«Тулайков  Николай Максимович (1875 – 1938) – советский учёный,
агроном-растениевод; разрабатывал вопросы земледелия в условиях засушливых
районов СССР. С 1910 г. Николай Тулайков – директор Безенчукской опытной сельскохозяйственной станции.
Саратовская опытная станция под руководством Н.Тулайкова выросла в Институт засухи,
преобразованный позднее во Всесоюзный Институт зернового хозяйства».
Агроном Николай Тулайков написал крупный  научный труд «Солонцы, их улучшение и использование». Кроме  пшеницы и зернового хозяйства, учёный Николай Тулайков изучал посевы кукурузы – и вместе с коллективом ученых имели успехи на  нивах. Заграничные, иностранные учёные приезжали в Саратов изучать опыт и плоды  Николая Тулайкова.Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. 1974. С.341, 342. //
В книге:Адонис. Кармел – виноградник Ивана Григоры.//Н. Тулайков. 2010.С.9.

Жил Тулайков Николай,
Собрал рожь и урожай;
На солонцах хлеб взрастил,
Как велел Творец – Бог Сил.

В чужом саду не бери
Ветки, плод в лучах зари.
Чтобы были мир и лад,
Поливай водою   сад.

Посади зерно и рожь,
От голода не умрёшь.
Кукуруза – хлебец наш,
Стеблем создала ШАЛАШ.

3. УЧЁНЫЙ НИКОЛАЙ ТУЛАЙКОВ
Жил мудрец великий Тулайков Николай,
На солонцах пашню собрал он, урожай.
Города в восторге - Саратов, Безенчук:
Трудящийся учёный, кандидат наук!
Дадим Тулайкову медаль за труды,
Он  посеял семя – и собрал ПЛОДЫ.

(Соавтор АДОНИС, студент-агроном).
--------
Использована литература:

1.Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. 1974. С.341, 342.
2. http://www.stihi.ru/2017/10/04/9863
3. Библия. Бытие. Глава 1. Стихи 11-13. Третий День Сотворения.
4.Николай Тулайков. Солонцы, их улучшение и использование.// Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. 1974. С.341, 342.
5. Адонис. Кармел – виноградник Ивана Григоры. //Н. Тулайков. 2010. С. 9.


400 НАУЧНЫХ КНИГ НИКОЛАЯ ТУЛАЙКОВА
(Н.Тулайков.  1875 – 1938)

    ”Николай Максимович  Тулайков (1875 – 1938), сын Симбирского крестьянина - шел  к науке нелегким путем. Благодаря своему исключительному трудолюбию  и выдающимся способностям  Н. Тулайков  стал разносторонним учёным с мировым именем. (Детская энциклопедия. В 12 томах. Том 6.Сельское хозяйство. Москва.Педагогика. 1974. С. 341, 342, 343.
   Основные итоги своих исследований  учёный Н.Тулайков  изложил в научной книге «Солонцы, их улучшение и использование (1922) и в более ранних статьях.   Уже в самых первых своих работах Н.М.Тулайков тесно связывал науку  о почвах с сельскохозяйственным производством.   Особое внимание учёного Н.Тулайкова привлекли  солонцы и другие засоленные почвы,  непригодные для  посевов.  На многих из них   с трудом могут расти   только самые неприхотливые степные  растения –черная полынь, различные солянки. Есть и такие засоленные почвы, на которых совсем ничего не растёт.  А ведь площадь, занимаемая  засоленными почвами, очень велика. Тулайков  Николай Максимович поставил перед собой задачу найти  пути  и  способы  улучшения этих почв, чтобы их можно было использовать  для сельского хозяйства.                С 1910 года Н.Тулайков –директор Безенчукской опытной  сельскохозяйственной  станции.  В короткие сроки маленькая опытная станция превратилась в крупное научное  учреждение, известное не только в нашей стране, но и за рубежом.
 Такова же судьба Саратовской опытной станции, которой Николай Максимович  руководил впоследствии: она скоро выросла в Институт засухи, преобразованный позднее во Всесоюзный институт зернового хозяйства. Тулайков много энергии отдаёт   делу создания такого хозяйства на юго-востоке страны, которое имело бы устойчивые урожаи  при  разных  погодных   условиях. Главный бич земледелия в этом крае – засуха. Борьба с засухой – вот основная задача, которую поставил перед собой ученый Н.Тулайков.                Прежде всего нужно было научиться наиболее полно собирать влагу. Николай Максимович начал опыты по снегозадержанию, пытаясь найти ответы на множество важнейших вопросов: чем и как лучше  и дешевле задерживать снег, как расставить щиты или расположить посевы задерживающих снег растений – кулисы, везде ли и  на всех  ли полях   нужно накапливать одинаковое количество влаги  в почве или это нужно  делать в зависимости от потребности  растения? А как хранить эту собранную воду в почве до того момента,  когда в ней будут особенно нуждаться растения? На основе тщательных исследований учёный Николай Тулайков разрабатывает средство закрытия почвенной влаги – рыхление поверхностного слоя почвы, чтобы прекратить испарение влаги из её нижних слоев.  Николай                Тулайков последовательно и энергично пропагандировал  среди крестьян рациональные приёмы земледелия. Учёный Н.Тулайков сгруппировал  вокруг себя крестьян-опытников, они стали проводниками его идей в широкие крестьянские массы. 
Ученый  писал: «Солнечному, знойному, суровому  краю я посвящаю всю свою жизнь». Эти слова были девизом ученого Н.Тулайкова. Ведя большую  и оригинальную исследовательскую работу, Н.Тулайков активно участвовал  в организации Всесоюзной Академии  сельскохозяйственных  наук  (ВАСХНИЛ), вице-президентом которой  он был со дня её основания.   Учёный Н.Тулайков предлагал расширить посевы зерновых  культур  на залежных и  целинных  землях. 
 Н.Тулайков впервые высказал соображения о возможности  продвижения зерновых культур, главным образом пшеницы, на Восток и впоследствии обосновал это. Энергия этого человека была неистощима, он непрерывно разъезжал по стране.  Н.Тулайкова видели  в  республиках Средней Азии,  в городах и районах Дальнего Востока, в хозяйствах Поволжья.  И везде Тулайков Николай Максимович проводил  агрономические  консультации, собирал нужные ему материалы  по  организации сельского  хозяйства, выступал с лекциями, докладами, сообщениями.  (Детская энциклопедия. Том 6.Сельское хозяйство. Москва.Педагогика. 1974. С.343).                «Николай Максимович Тулайков  оставил свыше 400 научных и популярных книг и статей. Его творческая  мысль опережала уровень современных ему знаний. Поэтому многие научные  положения, высказанные им свыше 40 лет назад, и ныне представляют  научный интерес для работающих  в  области  агрономии». В.В.Докучаев, П.А. Костычев, К.К. Гедройц, В.Р. Вильямс, Н.М. Тулайков создали научные основы  агрономического  почвоведения,  разработали научно- обоснованные меры борьбы  с засухой, агротехнику земледелия  для засушливых районов страны».                (Детская энциклопедия. Том 6.Сельское хозяйство. Москва.Педагогика. 1974. С.8. 340-343).
   
(Соавтор АДОНИС, студент-агроном).
--------
Подарок – мозаика  читателям в классе им. Николая Тулайкова.
(Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. 1974. С.341- 343).