Николай Тюрин Самораскрытие 3

Георгий Куликов
Фото: Софья Ивановна с сыном Колей. Весна 1928-го
      

     Хотя, служа в Австрии, Николай Александрович «пел мало», именно тогда он впервые задумался о своем певческом призвании: «Однажды, будучи в хорошем настроении, я запел мамину колыбельную, которую она мне, а потом и младшей моей сестренке, напевала:

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни…

     Вдруг кто-то постучал в дверь. Открываю, а на пороге — хозяйка гастхауса в совершенном восторге: “Николай, дизе ист Моцарт! (Это — Моцарт!)”»
     Мама, Софья Ивановна, сыграла едва ли не ключевую роль в обращении Тюрина к певческому творчеству. С детства Коля постоянно слышал мамино пение. А певицей она была искушенной. Еще девочкой пела в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где регентствовал ее дядя Алексей Тимофеевич Булыгин, а позже — в Никольской церкви у Соломенной сторожки, где крестила сына Николая, родившегося в 1927 году. Занималась в оперной студии К.С. Станиславского. После войны, преодолев три тура конкурса, была принята в хор А.В. Свешникова, но в этом прославленном коллективе не задержалась — из;за маленькой дочери не смогла поехать с хором на гастроли в Норвегию (как она объяснила сыну, не с кем было девочку оставить). Смею предположить, что причина была не только в дочери. В начале 1930-х годов мужа Софьи Ивановны Николая Тимофеевича Тимченко репрессировали, а в 1937-м расстреляли (7). Это был отец Николая. Фамилию и отчество певец получил от отчима — второго мужа Софьи Ивановны.
     «Прекрасно пел и дедушка Иван Тимофеевич Булыгин, — вспоминает Николай Александрович. — Отличный тенор был… Голос — чистое серебро! Помню, как дед и мама вместе пели романс “Разуверение” (“Не искушай меня без нужды…”). Больше я такого пения не слыхал!» Тюрин по; дарил мне пленку, на которой записан его дуэт с мамой (романсы «Как хорошо...» и «Встретясь с тобой…»). Запись, к великому сожалению, на; столько плоха, что слов не разобрать; тем не менее два гармонично сплетенных голоса властно берут за душу. На этой же пленке — сольное пение Софьи Ивановны. Голос будто бы пробивается сквозь шумовую толщу времени — но насколько же он глубок, чист, задушевен! Прослушав запись, я тотчас позвонил Николаю Александровичу. «Так нынче не поют!» — кричу ему, а он со вздохом отвечает: «Маме тогда уже было под восемьдесят… Кроме этих песен, я записал и песни ее молодости, которые пели на родине дедушки — в селе Пушкино Московской губернии Верейского уезда Богородской волости. Но потом на эту же бобину записал себя (лишних пленок не было!): думал, что маму запишу еще раз — получше. Но другого раза Бог не дал!.. Вы правы: так нынче не поют».
     Именно Софья Ивановна привила сыну любовь к пению и преподала первые уроки, а в 1969 году по ее настоятельному совету он, выиграв конкурс, поступил в хор оперной студии при Московской консерватории, где проработал более четверти века и «вкусил, как выразился Ширялин, от строгости певческого ремесла».

Начало:
1) - http://www.stihi.ru/2017/11/03/11132
2) - http://www.stihi.ru/2017/11/04/6116

Продолжение:
4) - http://www.stihi.ru/2017/11/04/6276