Экспертный обзор. Кирилл Анкудинов. Январь-2018

Большой Литературный Клуб
Я по своей привычке оценивал представленные стихотворения по 100-балльной системе.
Так всегда получается, что первое стихотворение, которое попадается мне в подборках, оцениваемых мной как участником жюри литконкурсов, оказывается «средним»; я ставлю ему 50 баллов и делаю его «центральной точкой». Так я поступил и на сей раз по отношению к «Пейзажу» Чёрной лисы. Ну, оптимальное же «среднее стихотворение»…
   
                ОБЩАЯ КАРТИНА

Отрадно видеть, что в представленной на конкурс подборке нет откровенно плохих стихов. Впрочем, стихов, ярко выделяющихся из общего ряда к лучшему, в ней тоже нет: мои оценки пребывают в промежутке от 40 до 62 баллов. 16 стихотворений условно «хороших» («выше 50 баллов»), 10 стихотворений условно «не очень хороших» («ниже 50 баллов»), 3 стихотворения – «средних» (50 баллов ровно). Неплохой результат.
Удручают меня «культурные координаты» текстов: они неосентименталистские. Уж давно никто не подражает  Бродскому (или кому-либо ещё из «классиков ХХ века»); всеобщий ориентир – Вера Полозкова. Ну, Полозкова так Полозкова – не худшая поэтесса. Однако «полозковский тренд» вкупе с «новым сентиментализмом» как мейнстримом создают дурную обстановку «всеобщей инфантильности». Складывается впечатление, что у людей головы забиты цветной бумагой. Это, кстати, влияет на качество текстов – авторы теряют представление о точном смысле применяемых ими слов и образов; они начинают «исчислять птиц в кульбитах», взращивают «губы, руки, ноги дубовые из чернозёмных пор», заставляют кого-то «млеть в обрамленье её камней», жилу заката «опускать жезл», а сокола «оставлять господень мир в исподнем» (в нижнем белье по ходу). Ещё один скверный признак – обилие модных «культурных знаков», «менелаев», «овидиев», «босхов» и «мураками». Впрочем, я жюрил гораздо худшие поэтические конкурсы. После знакомства с материалами одного такого конкурса, где не оказалось ни одной не чудовищной подборки, я поймал себя на остром желании слетать на машине времени во Францию XVIII века и избить Жан-Жака Руссо, внушившего несчастным стихотворцам установку на то, что ценны только чувства, а прочее неважно. В данном случае это желание у меня не было острым; оно тихо проглядывало на заднем плане – однако оно имело место. Господа поэты, одних чувств недостаточно, к ним должны прилагаться разум, вкус, мастерство.


                ДЕСЯТКА ПОБЕДИТЕЛЕЙ

62 балла –

ОЛЬГА КОРЗОВА "Лампы"
http://www.stihi.ru/2017/11/23/11149 номинатор Вадим Забабашкин

Кто бы мог подумать, что обычное хорошее элегическое стихотворение – с точностью употребления каждого слова, с ответственностью за смысл сказанного, без понтов и наворотов – благородное стихотворение, но без открытий – окажется «уникумом и раритетом», достойным наивысшего балла! Воистину, последние времена близки: элементарная поэтическая грамотность становится редкостью.


60 баллов –

REWSKY "Осока"
http://www.stihi.ru/2017/10/19/4675 отборочный тур для резидентов   

Ещё одно хорошее традиционное элегическое стихотворение – в старой (советской) школе. В образности трёх первых строф есть некоторая умозрительность (идущая от советских традиций); зато последняя строфа – безупречна.


57 баллов –

ЕЛЕНА ТАГАНОВА "не моя москва"
http://www.stihi.ru/2017/11/21/3421 отборочный тур для резидентов   

Единственное публицистическое стихотворение в подборке. Уже только за это его можно отметить. Конечно, интонация стихотворения далеко не оригинальна, но выполнено оно чисто. Я читал в первый раз (и оценивал) стихи лонг-листа «в анонимном варианте». Решил, что этот текст написан мужчиной. Обознался.


56 баллов –

ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ "Безвыходное"
http://www.stihi.ru/2017/12/07/4703 отборочный тур для резидентов.

Неплохо. Достойно-благородно. Просто, но со вкусом.


55 баллов –

ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ "Они говорят"
http://www.stihi.ru/2018/01/16/9968 номинатор Юлия Долгановских   

Началась «полозковщина» – в данном случае довольно высокого уровня. Выдержанные интонации, смутно угадываемый лирический сюжет. А здесь я подумал, что стихотворение написано женщиной – и вновь обознался.


54 балла –

НЕ ПРИНОШУ СЧАСТЬЯ "безвоздушное"
http://www.stihi.ru/2017/12/20/4880 номинатор Криспи

Снова «полозковщина» – и с претензиями. «Фраевы города», «утренний амок, ночной дофамин», «ницшеанское дно, где загнулся бог», «День сурка и магазинчик Бо(сх)» – всё это – богемное позорище, вообще-то. «Шум тусовки». Но этот шум можно простить за естественность и точность интонаций.


СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА "Тихое"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3245 номинатор Юлия Долгановских

А тут – (позднее) советская эстетика. Советское кино. Тайга, кедрач, зимовье, спальник, снег над палаткой кружится. Хотя всё это аллегория. Странная женщина плачет у окна. В роли «странной женщины» – Вера Глаголева, в роли её незримого партнёра – Михайлов. Недурно, хотя слегка многословно и анахронично.


53 балла –

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН "лора, мариэль, дождь"
http://www.stihi.ru/2016/11/23/5489 квота Александра Крупинина за редактирование отборочного тура

Опять «полозковщина» – очень пижонская. Но выполнено чисто. Как объяснить поэтам, что «красота и духовность» – совсем не это? Всё, что угодно, но не это. А это – просто дизайн. Но когда дизайн качественно сделан, почему бы его не отметить?


ЕЛЕНА ЕВСЕЕВА "Большое ослиное ухо"
http://www.stihi.ru/2018/01/18/4581  номинатор международный поэтический клуб Рифма.ру

Детская поэзия – не замечательная, а хорошая – тоже нужна.


СОЛА МОНОВА "творожок"
http://www.stihi.ru/2016/08/09/6933 номинатор Валерий Поланд

Текст, вызвавший у меня больше всего сомнений при прочтении «в анонимном варианте». При прочтении «в неанонимном варианте» узнал, что автор – сама знаменитая и ужасная Сола Монова. Что сказать? Ничего ужасного нет; а высокое качество поэтического мастерства есть; и его имеет смысл похвалить. С другой стороны, текст – совершенно чужой мне. Чужой не столько по тематике (я могу принять и бытовую, и юмористическую поэзию), сколько по пространству стиха, что ли. В этом тексте – безнадёжно «низкий потолок», притом «без путей наверх». Возможно, этот текст будет объявлен лучшим. А я не могу жить в мире под такими низкими потолками. Но и авторский профессионализм отметить следует… нехай будет 53 балла. В победной десятке, но на последнем месте победной десятки.


            СТИХИ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ДЕСЯТКУ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Три стихотворения получили 52 балла и не вошли в победную десятку. Из авторов этих стихов назову только Игоря Чурдалёва
(ИГОРЬ ЧУРДАЛЁВ "Трилитон"
http://www.stihi.ru/2017/11/17/3945 квота Ольги Верн за редактирование отборочного тура) ,
потому что знаю его имя. Я читал стихи Чурдалёва ещё в советские времена. Тогда они мне нравились. Нынешний «Трилитон» тоже нравится, в общем. Но до 53-х баллов не дотягивает – слишком велеречиво написано – по-советски велеречиво. Камни, скалы, трилобиты. Пафос «Уральской киностудии»: кремень поставит вам синяк, булыжник – тоже не пустяк, и даже кварц-интеллигент сойдёт в тра-та-та-та момент. Сойдёт на 52 балла – не выше.
Количество баллов остальных стихотворений конкурса я не называю. Чтобы не было ненужных обид.