Озеро льняное в Брянске. Взаимодействие искусств

Катерина Пас Чна
Педагогика. Мозаика

“Озеро льняное”

“Пусть уходит остальное,
Но ещё, как тихий скит,
Это озеро льняное
Нас с тобою приютит. –
И, почти придя в упадок,
Сквозь игольное ушко;
Лето рябью голых пяток
Через озеро ушло”.

ВЛАДИМИР, народный поэт.  Кроны сосен.
Брянская школа поэзии.
http://www.stihi.ru/2015/10/20/3110

ФОЛЬКЛОР О   ВОДЕ

КАПЛЯ ДОЖДЕВАЯ

Капля дождевая говорит другим:
”Что мы здесь в окошко громко так стучим?”

Отвечают капли:  здесь бедняк живёт.
Мы ему приносим  весть, что хлеб растёт.

Детский мир. Альбом из 50 старинных детских песен.
№16. Капля дождевая.
Москва. Новоспасский монастырь. 2006. С. 22.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ
В БРЯНСКОЙ ШКОЛЕ

“Взаимодействие искусств – взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития. В Италии эпохи Возрождения доминировала живопись, в Германии  XVIII – XIX  веков – музыка, в России, Франции и Англии  XIX  века – литература. Это определяло своеобразие художественной культуры в целом, создавало благоприятную почву для влияний доминирующего искусства на другие (изобразительные тенденции в итальянской музыке  16 века, музыкальный характер немецкой романтической поэзии, литературные влияния в русской живописи и музыке 19 века).
При всей специфичности изобразительно-выразительных средств отдельных искусств между ними существует связь, выражающаяся в том, что они подчинены некоторым общим закономерностям, и в том, что в определённых условиях те или иные искусства могут пользоваться средствами  других искусств. Так, с одной стороны, в модернизме происходит подмена специфики живописи свойствами музыки, что используется для обоснования абстракционизма; а с другой стороны, подмена специфики музыки свойствами живописи, что используется для обоснования «конкретной» (шумовой) музыки. В обоих случаях происходит разрушение каждого из искусств. Для художественной культуры социализма, выполняющей задачу всестороннего и гармоничного развития личности, одной из ведущих закономерностей является тенденция к развитию видов искусств как единой системы. Взаимодействие между ними служит расширению горизонтов каждого из искусств, углублению художественного познания мира”.
“Краткий словарь по эстетике”. Москва. Просвещение. 1983. С. 15

“ЛЬНЯНЫЕ ЛИКИ КОРАБЛЕЙ”
(Взаимодействие искусств в Брянске).
О  капле дождевой, о капле янтаря, об озере льняном (”льняные лики кораблей”) успешно  пишет поэтическая  оригинальная школа города Брянска, используя латинский алфавит и иностранную литературу, вышивки и мозаики, архитектуру.

”И тут не серая водица,
Не берега росистых трав,
А град взыскующий струится
В волнах – высок и златоглав.
И паруса глядят на полночь,
Туда, за тридевять  морей,
Но мало ветра, чтоб наполнить
Льняные лики кораблей”.
Владимир СОРОЧКИН. Река. Брянская школа поэзии.

”Блестит, как зеркало, водица.
В ней, источаясь на веку,
Никто из них не отразится,
Кто поклонился роднику”.
Владимир СОРОЧКИН,  ”Народный поэт”. Седой родник.

Читатели отражают  голубую воду в виде ”льняного озера”, в  стихотворении ”Десна в Новгород-Северском” - в форме настенной мозаики, подарок для юннатов и  певцов Брянска, в библиотеку имени Тютчева.

”ГУЛЯЮТ ВОЛНЫ ПО ДЕСНЕ”

”В своём спокойствии натужном
Застыл простор, как в полусне.
И лишь узорочьем кольчужным
Гуляют волны по Десне”.
Владимир СОРОЧКИН. Десна в Новгород-Северском.

«ВОДОВОРОТОМ»

«Ещё не  игранный по нотам,
Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
Штрихов и линий…
…Он весь дрожит, но тем и светел,
Что тщится плакать…
Он только дождь… Он только ветер.
Он только слякоть».
Владимир СОРОЧКИН. Музыка. Брянская школа поэзии.

Использована литература:
1.Краткий словарь по эстетике. Москва. Просвещение. 1983. С. 15
2. Владимир Сорочкин. Река.
http://www.stihi.ru/2013/08/31/218
3. Владимир Сорочкин. Кроны сосен
4.  Детский мир. Альбом из 50 старинных детских песен. №16. Капля дождевая.
Москва. Новоспасский монастырь. 2006. С. 22.
5. Владимир Сорочкин. Десна в Новгород-Северском.
http://www.stihi.ru/2016/11/29/1
6. http://www.stihi.ru/2013/10/20/2303
В. Сорочкин. Седой родник.
-----------------

Мозаика "Голубое озеро и дельфин" - подарок школьникам в город Брянск, в библиотеку им.Тютчева (от поэтов, этнографов Европы).