Евгения Коробкова. Экспертный обзор. Август-2018

Большой Литературный Клуб
ШОРТ-ЛИСТ
(Обзор делался по анонимному лонг-листу. Полные ссылки восстановлены редколлегией БЛК при публикации.)

АГАТА БАХРУШИНА «Коты»
http://www.stihi.ru/2018/07/09/8134 отборочный тур для резидентов

Нарративное стихотворение написано хорошо и бодро, хотя сюжет не нов и предсказуем (умерла женщина, любящая котов – следом исчезли запертые в квартире коты). Из-за некоторой попсовости темы (про котов) и заезженности приемов исчезает доверие к тексту и исчезает ощущение первичности. Не очень хорошо начинать стихотворения со штампа про глаза фонарей, а фраза «стекла со стекла» может употребляться разве что в ироническом ключе, настолько эта находка не нова.

6. Коты

Над грустными глазами фонарей
Парила тётя Катя удивлённо,
Добраться ей хотелось поскорей
До спального дешёвого района,
Где фонари разбили плохиши
(Чтоб папам-алкашам их было пусто!)
Где шла она, считая этажи,
К перилам прижимаясь телом грузным.
Её почти накрыла пустота,
И лишь одно покоя не давало,
Что заперты в квартире два кота,
Спасённых из холодного подвала.
Коты уже сидели у окна,
Как будто ждали нужного сигнала.
Стекли по стенам стёкла, и Луна,
Махнув серпом, реальность доконала.
В сороковины вдруг зажгли фонарь.
Бывают чудеса на этом свете.
– Котов мы тоже будем поминать? –
Вздохнув, спросила я у дяди Пети.
И дядя Петя, вилкой гриб поддев,
Давя в конфетной вазочке окурок,
Сказал: «Коты исчезли в тот же день.
Я их искал и плакал, как придурок».


БЕЗУМИЕ ФРЕЙДА «В саду арматурных конструкций»
http://www.stihi.ru/2018/06/17/2713 отборочный тур для резидентов

В целом, довольно простенький ремейк на стихотворение Еременко «В густых металлургических лесах». Не совсем понятно, что нового хочет сказать автор и к чему диалог с Еременко. Возможно, что и диалога никакого нет. Но импонирует искренность, достигнутая уж не знаю чем, но, безусловно, присутствующая здесь. Очень хороша алогичная на первый взгляд фраза «О, любит ли кто-нибудь нас». Казалось бы, при чем здесь это. Но объяснять не нужно.

8. В саду арматурных конструкций

В саду арматурных конструкций
страшно проснуться
рано утром бетонным пластом.
(Все вместе – люди и вещи –
улыбчивы, стро; ги, зловещи, –
какие угодно!) Потом
раскрыть две доверчивых лужи
(весь ты – снаружи):
красиво синеет газ,
бегут облака и цистерны...
"Да ты не проснулся, наверно!"
О, любит ли кто-нибудь нас?
В саду арматурных конструкций
В аду арматурных конструкций
В чаду арматурных конструкций


АННА АРКАНИНА «Лето на ладони»
http://www.stihi.ru/2018/06/28/3946 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Мастеровито написанная словом идиллическая картинка. Очень красиво и мимими. Но, к сожалению, вторичность снова убивает искренность этого текста. Уж сколько раз писали про лето, замершее на ладони, и про бабочек, как символ лета и про мед обязательно и как не упомянуть печаль. Хотя печаль не должна упоминаться, она должна подразумеваться без слов, как некий затекст, двойной смысл, которого тоже нет. Ну стоят двое над водой и стоят. И все.

11. Лето на ладони

услышать звон диги-диги-дин-дон,
прислушаться, по ком звонят из рая.
не бабочка садится на ладонь,
а лето на ладони замирает.
стрекозий взмах, отглаженная даль,
медовым клеем схваченные крепко
роса, оса, затишье и печаль,
и облако над выцветшей сурепкой.
песок, трава – качаются слова –
«река», «надежда» и «воздушный шарик».
еще «любовь» – о ней шуршит листва,
и пусть никто шуршать ей не мешает.
горячий день – полуденный настой,
и невесомость бледной паутинки.
и мы молчим, склонившись над мостом,
почти неразделимые в обнимку.


АНЖЕЛА БЕЦКО «Дурочка»
http://www.stihi.ru/2016/09/30/303 номинатор Елена Бородина

Неплохо, хотя легковесно и слишком нарочито: раз дурочка, тонепременно со святыми рядом и не просто со святыми, а с Иисусом. Кстати, имя «Иисус» сильно выбивается из последней строчки и было бы лучше, да и по смыслу точнее написать «с Исусом», как это звучит в разговорной, даже, может быть, дурочкой речи.

12. Дурочка
Дурочка живёт.
Виктор Кривулин

А дурочка по-прежнему живёт:
плетёт венки. Цветами засорила
углы и стены крохотной каморки.
И августовским палевым жнивьём
плетётся в ад – к живым – и в небо – к мёртвым,
летит в прогал – кончаются перила:
в корзине – яблоки и в банке – мёд.
А дурочка по-прежнему. Плавник
Господней рыбы пилит терпеливо
и ждёт-пождёт внезапного прилива,
серебряного, точно по часам.
Как будто Бог возьмёт её в ладони
(Сам – невесом, а спустит небеса)
и будет с нею. В дурочкином доме.
И станет ей понятен тот язык,
которым говорят цветы и вещи.
И спустятся святые. Будет вещим
тот дивный сон, что никому нигде…
как дурочка с Иисусом – по воде.


ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «на далёкий шум»
http://www.stihi.ru/2018/08/03/5796 номинатор Термитник поэзии

Хорошо и правильно сделанное стихотворение, трогательное в конце, без очевидных неточностей, ляпов и словесной пошлости и излишней сентиментальности. Хотя, как и в случае стихотворения про котов (см. выше) сам выбор темы неоригинален, а все стихотворение можно пересказать словами. А это значит, поэтический материал перерасходован.

17. на далекий шум

на далёкий шум поднимая уши
расчесав проплешину на боку
рыжий пес идёт умирать на пустошь
где сорняк в июльском стоит соку
обогнув привычной тропой помойку
расшугав снующих поджарых крыс
он идёт на запах полыни горькой
в травяное море не глядя вниз
и туда за древние эти сваи
вдоль болотца – ряска его легка
там собаки кличут своих хозяев
по утрам гуляя без поводка
хорошо что нынче не дождь не стужа
а в ночном безлюдье и мир един
воспалённым боком своим наружу
он свернётся пустоши посреди
где густы полыни седые космы
и ему почудится в странном сне –
зарастает рана мерцает космос
и знакомый голос зовёт – ко мне


ИННАЙЯ «Женщины в Тёмном»
http://www.stihi.ru/2018/03/01/8165 номинатор Александр Перевозкин

А это – одно из лучших стихотворений из 35, предложенных на конкурс.
Все чисто и хорошо, и очень грамотно, без перегруза, использованы диалектные слова. Неожиданно выполнен финал, который уж точно не ждешь. Но для меня остался открытым вопрос, а так ли уж нужны два последних четверостишия. С ними стихотворение не стало хуже, но и ничего не приобрело.

20. Женщины в темном

Оле В.

За окном темнота, хоть ты выколи глаз,
на окне занавеска из ситца…
Полночь… Дашка под свечкой рифмует рассказ…
Ей сегодня без рифмы не спится.
…Хутор Тёмное, — пишет…, — он тёмный, как ночь.
В огородах брусника да ёлки,
в трёх дворах ить народу всего — мать и дочь,
да зимой вот повадились волки.
Только смеркнется чуть, ихний слышится вой,
лезут в пу`ню и ломятся в сенцы,
а защиты от них, ну, совсем — никакой…
Мамка кажет, что волки, как немцы.
…Вот намедни с утра собралась я во двор,
чтоб козу подоить спозаранку,
в ши`бку глядь: …а худо`бу грызёт серый вор…
и я дверь зачинила на кля`мку.
Целый день опосля проживали беду,
мамка сделалась ши`бко больная.
До села бы сходить, да боюсь, не дойду,
потому не пойду никуда я…
ВСЁ!
Карандаш отложив, Дашка тянет к печи:
то ступни, то ладони, то спину…
А из трещин глядят на неё кирпичи,
как те зубы, что грызли скотину.
………………
— Как проехать в тот хутор, где темень да тишь?
Мне бы Дарью увидеть хотелось.
— Что?.. Ах, Дашку из Тёмного?.. Дааарью!.. Ты слышь!..
А зачем она Вам… эта серость?
— Говорят, что она — самобытный поэт.
Это правда? Иль мнимая слава?
— У товарища Компа спросите ответ,
Я ведь лишь секретарь его. Клава.


ИРИНА ПОЛЮШКО «Невызванная скорая»
http://www.stihi.ru/2018/03/30/11140 номинатор Юрий Семецкий

Замечательное стихотворение. Автору удалось быть искренним и вывести сюжет на поэтический уровень, переведя образ скорой в метафору.

28. Невызванная скорая

Сказал: «Сегодня мне нехорошо...»
Но приступ, напугавший всех, прошёл,
Давление опять вернулось к норме.
Зачем звонить, тревожить докторов,
Когда на вид он весел и здоров —
На кухне, улыбаясь, кошку кормит.
А вечером упал на табурет...
Секунда, словно пуля: был — и нет...
Стакан воды не тронув пресловутый,
Стал прошлым — ненавязчиво, легко,
Как будто бы ушёл недалеко
И двери, возвращаясь, перепутал...
Что прошлое? Бенгальские огни.
На искры полюбуйся и воткни
В сугроб, чтоб мёрзла палочка нагая...
Там, где мосты вины разведены,
Уткнувшись в столб могильной тишины,
Невызванная скорая мигает...


ЮРСЕН БАВАРСКИЙ "тридцать градусов, август"
http://www.stihi.ru/2018/08/09/4497
отборочный тур

И снова женщины, и снова кошки. Но от впадения в попсу спасает оригинальная (по крайней мере, в этой подборке) техническая часть. Автор не побоялся редкого гетероморфного стиха. И правильно сделал.

30. Тридцать градусов, август
жара тридцать градусов,
кошка под одеялом.
хочет тактильности,
тесно прижалась к телу.
душная шкура взрывает постель
напалмом.
женщина терпит,
хотя от нее вспотела.
пьет горький кофе,
булочка со вчера.
кожа под платьем мается
взаперти.
листья фикуса на подоконнике
– веера.
жара, что ты делаешь,
выключись, прекрати.
земля охвачена маревом
и дрожит.
расплавился медленно
пластиковый стакан.
женщина видит над городом
чаек и миражи:
люди, троллейбусы,
жареный океан.
все обездвижено ленью,
солнце стекает в люк.
а женщина стала тенью
еще в июне.
в жаркой машине
рев перешел на стук.
август горяч, звездопаден,
почти безлунен.


ВАЙЛИТ "Когда приходит май"
http://www.stihi.ru/2018/07/18/34 отборочный тур

Вспоминается детское «Там жук живой, откроем раму» и история с добровольным обществом защиты стрекоз. В целом, девочка, спасающая жуков, выглядит очень мило, хотя попытка перевести стихотворение на более высокий уровень – не удалась. Даже в этой подборке слишком часто все и вся сравнивается то с богом, то с ангелом, то с Иисусом и уже не производит эффекта. Да и диалектизмы в середине текста, как прием, уже тоже напоминают шарманку.

31. Когда приходит май…

Когда приходит май – летят жуки
и падают под ноги неуклюже.
Живые корабли штурмуют лужи.
Я, как хозяйка лоцманской руки,
обязана помочь найти фарватер.
На берегу берёзы заждались.
Физическая тяга рвётся ввысь,
взлетает...
В этой точке невозврата
я остаюсь с зажатым кулаком
и чувствую шуршание подкожно.
Под ложечкой тоскливо память гложет –
зовёт. Ступаю в воду и...
бегом...
– Пошто же ты испачкала платок?
От одуванов сок не отстираем.
И в карманАх жуки, так каждым маем –
угваздана. Куды! Погодь чуток,
я дам тебе от спичек коробок.
Ты лазай осторожно на дороге.
Спасти, по Богу, важно хоть немногих,
тогда ты – человек...но ты не Бог.
Снимаю босоножки, босиком,
разбег как в детстве – лужу покоряю.
Ступаю по воде. Не Бог, я знаю,
но как же этот путь и мне знаком...
Ещё один, лежащий на боку.
Берёзы ждут, весной природа дышит!
Ты не познал всего, что дали свыше...
– Погодь, погодь чуток,– шепчу жуку.
Ползи, ползи...вцепился в хворостину?
Лети...
и там, на небе, передай:
Живу и помню, слово в слово, май –
всю данную мне Господом полтину.


МУАД ДИБ "Абсурдная осмысленность"
http://www.stihi.ru/2018/07/30/4575 отборочный тур

Хорошее стихотворение, конечно, попало в мою выборку за оригинальность. Когда устаешь от рифмованных и хорошо сделанных строк про кошек и собачек, хочется чего-то дикого и искреннего.

32. Абсурдная осмысленность

Кусочек мозга, в затылочной части левого полушария, прочитал этот
текст,
прочитал его дважды.
Через ущербное восприятие, сквозь призму святости внутреннего зверя, и
моё "я"
ничего не поняло.
Личность скомкана.
Спрятаться под стол от света, скрученный в эмбрион
я не хочу умереть, я хочу не родиться.
Искать свои очки, вдумываться в лица, мука видеть всё настоящим,
глупость думать так,
всё только видится!
Дорисовываю и затираю, одна и та же страница звучащей мантры.
Рябит от людской яркости, отдохновение в сером небе.
Испытание, поиск нормальности, я такой же, как все, но не уверен!
Бросил измерять успех много лет назад, бросил, так как он перестал
расти.
Утони в морской миле, она, то зелёная, то восьмая.
И когда дело доходит до единственной вещи, специализирующейся на
избавлении
хлама всей его души, взлетая, он прыгнул в толпу раствориться.
И это было рождение.