Диалог с Омаром Хайамом

Георгий Булычев
Дорогой веры следует идти, -
Решил один, другой надеется найти
Тропинку истины, Когда-нибудь им скажут,
Что оба шли не по тому пути.
О.Х.
**********************************
Он:
Вы, мыслями пронзавшие века,
И те, кого к Творцу протянута рука,
Увязли в пустословии о вечном,
А жизнь для вас неведома пока.

Ему:
Поэт, охульник и алгебраист*,
Открой коран, Аллаху помолись.
Ты пил вино, любил красивых женщин
И думаешь, что только в этом жизнь?

Он:
О мудрые, умерьте слов накал,
Я в алгебре гармонию искал,
Я был учёным, мудрым и богатым
Но к старости всё это растерял. 

Ему:
Ты высший мир познания постиг,
Ты в мире формул создавал язык,
А после говоришь, не в этом счастье,
Так в чём же счастье, поясни, старик.

И что определило выбор твой,
Что сердце примирило с головой,
Чем ты достиг признания и славы?-
Причём, заметим, славы мировой.

Он:
Лишь  к старости я понял, что года -
Меж пальцами сочатся, как вода.
И вот тогда я жизнь вдохнул в рубАйи**,
В нём мысль моя осталась навсегда.

Любовный жар и мудрости гранит -
Седой мыслитель и простой пиит
Вложите вы в четыре кратких строчки
И этот стих, как бронза, зазвенит.

* У себя на родине в Персии Омар Хайам почитается как великий учёный:
он дал определение алгебраическому уравнению, провёл их классификацию,
ввёл понятие иррационального числа, графически решал кубические уравнения,
за 500 лет до Ньютона открыл бином, ввёл понятие - високосный год и создал
календарь с 33 летним циклом, более точный, чем григорианский, руководил
крупнейшей обсерваторией, занимался астрологией и врачеванием- был учеником
Авиценны и придворным медиком.
 Имея огромное влияние на власть имущих О. Х. защищал учёных от нападок власти,
особенно во времена дворцовых переворотов и смут. Он писал "... мне сильно мешали невзгоды общественной жизни. Мы были свидетелями гибели людей науки, число которых сведено сейчас к незначительной кучке, настолько же малой, сколь велики её бедствия, на которую судьба возложила большую обязанность посвятить себя в эти тяжёлые времена усовершенствованию науки и научным исследованиям"
- Как будто сейчас в России написано, а был 1110 год -
К старости, потеряв покровителя, О.Х. попал в немилость к его преемнице, растерял состояние и начал писать вольнодумные и ехидные частушки - рубайи, которые, в отличие от выспренных газелей писались простым "народным" языком - не на принятом в "высшем свете" арабском, а на персидском, и передавались изустно. В частушках он высмеивал церковников, ханжей, буквально нсполняющих правила шариата и видящих в этом смысл жизни, догматиков от науки и власть  имущих, например:

О небо, ты души не чаешь в подлецах,
Дворцы, и мельницы, и бани - в их руках,
А честный просит в долг кусок лепёшки чёрствой...
О небо, на тебя я плюнул бы в сердцах.
О.Х.
Защитник подлых - подлый небосвод
Давно стезёй неправедной идёт.
Кто благороден - подл пред ним сегодня,
Кто подл - сегодня благороден тот.
О.Х.

за что он подвергался лютым гонениям властей и церкви.
Умер он в бедности, а его научное и поэтическое наследие было частично запрещено,
частично забыто на долгие столетия.И только случай помог им вернуться из небытия.

Помещенный здесь материал о жизни О.Х. и его рубайи взяты из книги: Омар Хаям. Рубаи. Санкт-Петербург, Изд-во АЗБУКА, 2018 год

**Стиль рубайи был известен и до О.Х., но он сделал его популярным.