11. Кое-что начистоту. Об электронной поэзии

Сергей Таллако
Предыдущее:   http://www.stihi.ru/2019/04/22/3666

«Нам электричество мглу и мрак развеет.
Нам электричество сделать всё сумеет.
Нам электричество земной заменит рай –
Сиди себе – покуривай и кнопки нажимай!» - это слова из шутливой песенки «Гимн электричеству» (http://www.stihi.ru/2018/08/16/2162), которую лихо распевали мы в давние студенческие годы.
Расширительное толкование слов о могуществе электричества приводит нас к электрическому/электронному вмешательству в дела поэтические. Ведь, правда, выключи мы электропитание, и компьютер с Интернетом мертвы! А чем живы компьютер и электронные средства информации в Интернете? Правильно, программами! Вот об одной их разновидности – о ботах – малость перемолвимся.
**
«Бот — это компьютерная программа, которая пытается создать впечатление, что она не программа, а реальный человек, сидящий где-то в интернете и имеющий собственное мнение и зачатки интеллекта. Проще говоря, бот, это робот, которому дали ноутбук, завели аккаунт и посадили общаться с людьми, наивно думающими, что он тоже человек.

Английское слово «Bot» является сокращённой версией слова «Robot». Современные боты настолько хитры, что могут не только флудить в соцсетях, какой Путькин молодец и какая Рассея процветающая держава, но и заниматься более полезными делами. Так, например, голосовая помощница Siri, встроенная в каждый iPhone, может вести с хозяином непринуждённую беседу, помогать советами и даже обижаться на оскорбления!».   https://chto-eto-takoe.ru/bot
**
Поэты - в обычном смысле слова - следуют традициям национального и мирового стихосложения и создают свои собственные произведения. Примерно это имел в виду Иосиф Бродский, говоря, что вся поэзия вторична. Но на каждого Моцарта есть свой Сальери, желающий «поверить алгеброй гармонию». В век компьютера в роли таких Сальери пытаются выступить создатели компьютерных программ стихосложения. Каждому разработчику подобных программ нужна база данных – образцы наших с вами стихов с их находками, типичными ошибками; образцы стихов, написанных ямбом, хореем, дактилем, анапестом и амфибрахием; образцы сонетов, баллад, поэм и т.д. «Наши» стихи нужны потому, что словарь современного автора заметно отличается от словаря классиков прошлых веков, и слова-анахронизмы выдадут компьютерную подделку. Так как любые манипуляции с чужими стихами требуют согласия авторов, лучше с ними не связываться, «выклёвывая» стишки еженедельно по одному, но под своим ником, чтобы соседние Сальери знали: этот стишок взят таким-то в свою базу данных, лети дальше!
Сальери-программисты заняты сложным делом, складывая из чужих блоков – слов и фраз – подобие своей стенки-стихотворения, используя компьютерную программу.
Им трудно, а порою и невозможно, вступать в обсуждение с читателем своих «монстриков»: а чёрт её знает, программу, почему она такое написала?
Эту «молчаливость» мы затронули в   http://www.stihi.ru/2019/03/21/6854 , оценив её «коэффициентом общительности». Любопытная особенность отличает этих господ, названных Ириной Суворовой 4 «тыкальщиками»: они не только не защищают свои произведения, но и не благодарят за позитивные отзывы. Понять ситуацию можно: за стихи ответственно одно полушарие головного мозга, а за программирование – другое! Кошмар! Каким полушарием мозга реагировать на вопросы?!! Правда, появляются признаки появления программы, которая «может вести с рецензентом непринуждённую беседу, помогать советами и даже обижаться на оскорбления!».
Что вы – рецензент – ведёте беседу с программой, а не с поэтом, понять легко.  Как только вы начинаете разговор не на банальные темы (недомогания, детишки, бяка Путин, «всё так дорожает» и др.), а проводите аналогии с произведениями других авторов, затрагиваете детали из Евангелия, или архитектурные подробности домика Шаляпина и т.д., так программа-собеседник тускнеет, сразу же включается «блок обидчивости», «блок алогичной агрессии» или иная попытка уйти от беседы по делу на «ссору с некорректным собеседником».
Бросаются в глаза на страничках нечёткие фотографии будущих Сальери, их тёмные очки, косое освещение профиля на чёрном фоне, фото с затылка или издалека, на природе.
Чувствуется разумная скромность будущих создателей электронных поэтических шедевров.
А что? Говорил же Иосиф Бродский, что вся поэзия вторична!