Герои поэмы без героя - как бы не поломать комедию

Михаил Просперо
http://www.stihi.ru/2019/06/08/6611 заметка 10
*

Подлинная трагедия - это когда ломают комедию те, кому не пристало это делать.
 «Полное собрание мыслей. Том 1» (Эльвина Шумовская) http://www.stihi.ru/2016/04/12/3826

*
Но кто поймёт, что пристало, а что не пристало? Особенно в любви. Любовь многие считают безумством, но это просто потому, что нами движет нечто сильнее ума. Но именно ощущения силы этого этого над-умного, при этом не надуманного, а истинно настоящего, неодолимого, ждёт искушённый читатель. Да и неискушенный хочет, чтоб его искушали. Для тех, кто хочет читать умное, есть научная литература, рефераты диссертаций, если чего попроще. Для театра нужно сойти с ума, но сделать это нужно красиво.
Это я понял читая Кикуо Такайо* http://www.stihi.ru/2019/06/09/1791, от строки которого набросал этот рисунок для задника сцены на время короткого антракта между танцами козлоногих:

*Ты сошла с ума красиво и правильно.
*
Так уходит белая ночь от красного солнца.
Так уходит Каин от белой тени Авеля.
Так уходит черная тушь на рисунок японца.

Так уходит море от берега навстречу волне.
Так уходит от ног моих шорох гравия.
Так уходит напряжение рыбы к захваченной зубами блесне.

Ты сошла с ума красиво и правильно.

Ибо так и ловится рыба.

И на эту блесну блестящего сумасбродства Винцента Лурье и Козочки О. (мне это домашнее выражение Анны А. - "Козлоногая" как-то не по душе, потому давайте будем звать здесь Ольгу более женственным именем) - итак мы снова возвращаемся в "Тени", а может быть и ещё чуточку дальше зайдём? Давайте вспомним основные точки первой встречи Анны А. (да - мы ведь пишем не об Ахматовой, а о некоем персонаже её "Поэмы без героя", малой части Автора) - встречи с трагикомически музицирующим в "Бродячей собаке" Винцентом Не-Ван-Гогом. На самом-то деле его зовут Наум Лурье, но какой тут на...(фик?)-ум, на этом незачем фиксировать внимание, когда люди так безумствуют весело, пока ты сидишь там в своём кабинете поэта и перебираешь литературные чётки, они живут! Они ставят дивные миракли, где творит чудеса эвритмия Эроса - господи! - да отчего на ум всё приходит всё какая-то наукообразная лексика, когда спектакль с минисцены переходит к тебе за столик в кафе-шантане?
Анна А. пришла сюда с мужем, муж уже дважды подходил к завоёванному безумствующим Винцентом столику ("Нам пора") - куда? Пришла другая пора, все поры души и тела раскрываются навстречу новому, неизведанному ещё! И муж, откушав груш, не стал обрезать уши вешающему жене лапшу Не-Ван-Гогу, но молча вышел и уехал один. Кто станет осуждать бездействие офицера Гумилёва, пусть первым попробует вызвать на дуэль пастушка козочек. И они, оттолкнув ногой семейную лодку, уехали под утро на острова, была ли в то утро с ними Ольга, тому свидетелей нет, но то, что в сумочке у Анны лежала корректура ещё не вышедшей книги "Четки", это все источники отмечают однозначно и уверенно.
Ах, у меня в личной библиотечке была книжечка "Чётки" в чёрном бархатном переплёте, первое издание тиражом всего 300 экземпляров, и пахла обложка сандалом. Но, как мне сейчас ясно, более века спустя, вспышка популярности Ахматовой после выхода "Четок" была напрямую связана и с запахом скандала в семье Гумилёвых. Законы продвижения творческого продукта не изменились за 100 лет. Строки о красивой измене дежурногму мужу - "Умер вчера сероглазый король" - этот прекрасный сказочный этюд зазвучал по-другому привлекательно для публики, знающей о новом увлечении поэтессы, о том, что она теперь в триумвирате, как и все приличные литераторы бомонда Серебряного века.
Разве не интересно обсуждать в салоне, как строят свои отношения те же Гиппиус-Мережковский-Философов? Не знаю, настоящая ли это фамилия философа, либо образ. Да, так в чём главный вопрос нашего ненаучного исследования: она любит женщин, он любит мужчин, а третий - он что, просто изящный символ любви к философии? Забавно, не так ли?

О, наши истинные лица...
О, дерзость Дориана Грея...
О, от любви не застрелиться, увы и ах, но стать мудрее

Актер умеет притвориться.
Пьеро по жизни - не умеет.
О, вязь серебряного ситца вокруг нефритовой камеи...

Как не сломать бы комедию излишней предметностью постановочных сцен. Эти, так называемые "реконструкции", как отмечают профессиональные режиссёры, "своей буквальностью больше убивают зрительскую фантазию, чем увлекают". А наши истинные лица... Да кто будет идти в театр смотреть нас, а не образы, которые не ведают, что творят и опережают самые свежие замыслы автора? Правда, эти замыслы потом возвращаются в снах автора, возникают в крупчатом крутом замесе петербургской метели, когда от мороза похрустывают по углам спальни некие полусонные тетери, словно выискивают в пометках рукописи находки и потери.

Потери обгрызают у времени углы…
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»   http://www.stihi.ru/2019/06/08/2294
Растерянно озираются, тихие белые мыши,
Они бы хотели переодеться в клоунов рыжих,
И в сумрачных домино смешно украшать балы.

Ах, надо б оббить серебром углы забытых времён,
Залить все дорожки лунные сплавом драгих металлов,
Подъять пирамиды памяти выше озёр ментала,
Иридием укрепить ушедшего века Серебряный Трон.

Читаю архивы Ахматовой. Бездны мистификаций.
И чёрный шелк бытия Ея скандален в стране кандальной.
И скрыт за кулисами Судия, и некий Драгун фатальный
Стреляется снова и снова - и смерти не может дождаться...

И карту цыганка в широкой юбке теряет из-под полы,
И белая тень бедра влечёт от Дамаска Врат в уже затерянный город
Где Блок напрасно которую ночь подряд упорно ждёт Командора -
Потери обгрызли у времени острые лишь углы…