Вспомнилось... На рубеже xix-xx вв

Эмилия Нечаева 2
Рецензия на «Живёт красавица одна» (ЭмилияНечаева2)http://www.stihi.ru/2012/11/05/6547

Жить бы вам, Эмилия, на рубеже XIX-XX вв.!
С Уважением,..

Argentum   20.08.2019 08:08   
……………………………
Наверное, уважаемый автор этой рецензии имел в виду, что моё скромное творчество сродни творчеству поэтов этого периода, т.е. так называемому Серебряному веку русской поэзии.
«Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с точностью до года. Начало этого периода обычно относят к первой половине 1890-х гг, а завершение — к концу 1920-х — началу 1930-х гг.»( из Википедии)
Конечно, мне очень нравится стихи  многих поэтов этого периода(перечислять не буду, чтоб не отвлекать ваше внимание от главного), и одним из первых опубликованных на Стихи.ру стих-ний было «Свет Серебряного века».
Но это тоже не главное)) Главное вот в чём: всем известно, что, как сказал А.Кушнер, «Времена не выбирают,
В них живут и умирают.»,  и думаю, что  каждый человек рождается тогда, когда ему нужно родиться, и прожить свою жизнь так, как ему определено не только Свыше, но и корректируя её в связи с обществом и другими условиями того времени, в отведённый ему срок.
"Жить бы вам, Эмилия, на рубеже XIX-XX вв.!":))Но если допустить мою жизнь на этом рубеже, то, думаю, в лучшем случае она была бы как у моей бабушки, которая прожила тот рубеж.

      Она была самым старшим ребёнком в бедной многодетной крестьянской семье, с 4х-5ти лет, приглядывала за младшими, которые были почти все погодками, и выполняла кой-какую работу по дому и хозяйству. С 7-8ми лет её мама(моя прабабушка Зося) брала уже Виктю(имя бабушки от полного Виктория) с собой на работы в маёнток(имение) пани Гаевской. Пани понравилась спокойная миловидная, трудолюбивая девочка, и она взяла её к себе в имение подсобной рабочей на кухню. В обязанности Викти входило принести овощи, вымыть, очистить их, поставить, если нужно, варить, следить за тем, чтоб они не переварились, нарезать их в определённом размере, взбивать сливки, сбивать крема для тортов и т.д., мыть и чистить посуду. Кстати, бабушка, благодаря этим подсобным работам в приготовлении пищи, научилась сама прекрасно готовить, могла из самых простых продуктов приготовить изысканное, украшенное так, что ахнешь, кушанье. А вкус её «наполеонов» и бисквитов я помню до сих пор.
      Кроме того, в маёнтке бабушка прекрасно овладела польским разговорным языком, т.к. пани терпеть не могла белорусский «холопский» язык, разговаривала со всем исключительно по-польски и требовала таких же ответов. Благо, что в белорусском языке и польском очень  много одинаковых слов, так что для Викти это было не трудно. И эти знания польского языка у  неё сохранились на всю жизнь, частенько какие-то слова или выражения она вставляла в свою речь. Вот, например: если что-то не ладилось, поохает, потом махнёт рукой: «Ниц, ютро беньдзе лепей» (ничего, завтра будет лучше), что, думаю соответствует нашей поговорке «Утро вечера мудренее»))
      Через какое-то время пани, видно, скучно стало(она вдова, 2 сына служат в армии), и она, не отменяя работ Викти по кухне,  занялась её воспитанием и образованием. Обучала её  политесу: делать книксен, громко не смеяться с раскрытым ртом, красивой походке, шитью, вышиванию и т.д. А так же обучала её письму и чтению. У пани было много книг на польском, французском и русском языках. Но почему-то Виктю она учила писать и читать на русском языке. Письмо Викте давалось с трудом, непослушные пальцы плохо держали карандаш (бабушка и позже так и не научилась писать, я как-то увидела её записи, так там не буквы, а какие-то иероглифы), а вот чтение пошло как по маслу. Месяца через 2-3 она уже читала "с чувством, с толком, с расстановкой", и пани повелела ей читать для неё, особенно перед сном. И читала бабушка книги на русском языке, не только читала, но по инициативе пани беседовала с ней о прочитанном. С тех пор она очень полюбила литературу, переживала за ЛГ, делала какие-то выводы и т.д. Когда Викте исполнилось 18 лет, за неё посватался первый красавец в округе, но круглый сирота( мать умерла при родах, отца вскоре ударом копыта убила лошадь) выросший в доме крёстного, безземельник, нашедший себе работу в депо г.Орша. Пани благословила и отпустила Виктю. И началась у неё такая же, как у всех крестьян, жизнь: не до чтения, не до книксенов было. А потом война(1я мировая), муж её(мой дед) вернулся раненый, потом революция, потом коллективизация. Так и пройден рубеж XIX-XX вв. Вот такая, совершенно не поэтическая, прозаическая жизнь была у большинства населения России на рубеже XIX-XX вв. и после.
     Кстати, бабушка вернулась к чтению, но только в конце 60х годов, когда схоронила мужа(деда моего), не стало возможности одной содержать корову(продала свою любимую Белку) и занималась только своим огородиком, но это только сезонные работы. Вот тогда она пришла ко мне со словами:» Дай ты мне что-нибудь хорошее почитать» И я дала ей «Тени исчезают в полдень», только что мной прочитанные.  А дальше и пошло-поехало: вместе читали, вместе обсуждали, и бабуля при этом делилась со мной своими воспоминаниями.
Продолжение здесь http://stihi.ru/2019/11/03/9478