Обзор летнего лонга от Игоря Чурдалёва

Литературный Фестиваль Рунета
Сначала я решил сказать несколько слов о каждом из текстов лонг-листа. В итоге о каждом не получилось – текстов много, и есть такие, о которых не хочется говорить. Но о большинстве стихов я всё-таки выскажу своё мнение.


2 Елена Севрюгина 3 «Люди плывут...»
http://stihi.ru/2019/06/21/7765

люди плывут видишь люди плывут на работу
по дороге теряют шляпы плащи и боты
и у всех на лице заботы дела заботы
и так до субботы до выходного дня...
и наверное надо кому-то сказать «спасибо»
за то что повсюду плавают люди-рыбы
я это чувствую я это вижу ибо
от рожденья особое зрение у меня
и волнуется море и небо блестит как смальта
а людям кажется они идут по асфальту
по простому такому по серенькому асфальту
и нет у них жабр и причудливых плавников
и все они так глубоко в своих тайных норах
прячут от мира загадочный рыбий норов
и никогда не уйдут из своих камор off
камер закрытых от света и сквозняков
и я обращаюсь к аллаху кришне и будде
пусть они скажут что люди совсем не люди
что у них вместо ног хвосты гениальный руди-
мент чтобы плавать на самом глубоком дне
но остаётся на сердце тяжёлый камень
люди идут размахивают руками
пренебрегая звёздами сквозняками
и огромная рыба (вот уже в стотысячный раз наверное)
опять умирает во мне

------------------------------------
Пластика выражения замечательная. Однако, помимо Аллаха, Кришны и Будды, есть смысл обратиться и ко Христу. По Нему выйдет, что люди, они, конечно, рыбы – но при этом не обязаны считать автора чем-то большим, чем он – их.


3 Роман Смирнов 4 «Ночью, в молчании...»
http://www.stihi.ru/2019/02/11/6240

ходили прямо и налево
любили кажется любили
стояли площади и ленин
союзпечати голубые
висели лозунги и время
мальчишка улыбался рыжий
и чем-то будущее грело
как мать-и-мачеха на крыше
трамваи дребезжали жизнью
за три копейки до конечной
и выходило это вы с ней
выходите на снимок вечный
бежали прятались в аллеях
уединялись на скамейках
от пива первого хмелея
от громкого смелея смеха
и гениальные о боже
теряя в пригороде зренье
стихи писали невозможно
строку начав с местоименья

------------------------------------
Это сильное стихотворение. Даже знаки препинания его бы не испортили. Оно достоверное – для тех, кто понимает и помнит.  Возможно, любая ностальгия требует некой дихотомии, типа «было-стало». Но это для публицистики. А в поэзии главное – энергетика. Мощь передачи чувства читателю. И это здесь есть. 

4 Сибирский Волк «Если долго стоять у реки»
http://www.stihi.ru/2019/06/17/4997
*
Алексею Вдовину

Если долго стоять у реки можно выучить языки
костяные, волнистые, как счёты рыб,
на которых небо костяшками света себя сочтёт
в человека, который стоит посредине себя, как гнездо и плод.
Что чирикнешь, камень, лежащий на дне, там где дни
высоки и легки, выпускают тебя из прощенья пращи и уст?
– если долго стоять у воды – можно дважды в калитку её пройти
и развидеть того, кто тебя для неё поёт.

------------------------------------
Все хорошо, но это для антологии, сборника, цикла. Отдельно, «per se» - не работает.

5 Александр Крупинин «Ночные люди»
http://stihi.ru/2019/06/07/8846

Они бредут. Зима кусает щёки.
Глухая ночь. Тулупы, зипуны.
В полях бескрайней снежной целины
Как много их, скитальцев одиноких.
Взойдёт когда-то солнце на востоке,
Коснётся спящей сумрачной страны.
Ночные люди будут прощены
И превратятся в пар на солнцепёке.
Пока идут. Куда, никто не знает.
Что гонит их? Забытый старый грех?
Слепая сила, тёмная и злая?
Давно на шапках вылез пёсий мех.
Тулупы рваные. И вата из прорех
На чистый снег клоками выпадает.

------------------------------------
Куда бредут, зачем? Похоже, автор там ночами не бродил. А мне случалось.


7 Сергей Скловский «Светлячок»

http://www.stihi.ru/2017/02/17/520

Хорошо на травке летом
подставлять лучам бочок!
Непременно должен светом
зарядиться светлячок.
Чтобы вечером, дремоту
отряхнув в сырой овраг,
полетать над огородом –
по делам и просто так.
А потом душистой ночью
над полянами кружить
или звёздным многоточьем
заплутать в июльской ржи.
В приоткрытое окошко
быстро, как метеорит,
залететь янтарной крошкой:
кто сейчас ещё не спит?
И спикировать на книжку
в ореоле золотом,
чтобы дочитал мальчишка
две странички перед сном.

------------------------------------
Очень технично, при всей кажущейся простоте. Когда автор достигает уровня, на котором реально может, нет ему нужды демонстрировать кому-то, что он может. Он свободен, как светлячок. А что освещать – пусть решит сам. Есть Вселенная, есть трава. И трава во Вселенной. Это вопрос масштаба мысли и остроты зрения.


9 Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46

по гладкой пластинке белой,
зеркальной почти пластинке –
звери, танцуют звери,
звери бегут, плывут.
нерпа лежит на льдинке,
олень возглавляет берег,
волчица глядит на небо, а небо несёт сову.
звёзды сгоняет в стадо
Эйке – небесный старец,
Найнас – молочный Месяц
прячет лицо во мгле.
в воздухе птичьи стаи,
в морюшке рыбьи стаи,
солнце наутро встанет,
чтобы зайти во мне.
Шаман воплощает смысл,
Шаман вырезает духов.
он смотрит тремя глазами
и ведает что творит.
и вот уже по пластинке летит, как живая, муха,
и скачет пугливый заяц,
и пламя костра горит.
история моей жизни на этом моржовом бивне:
здесь я, мои чум и нарты,
олени и сыновья.
и я говорю спасибо за то, что всё было дивно.
за то, что я жил с азартом
и улетел, звеня.
как много всего вместилось
и вихрем всё просвистело...
вчера ещё был младенец, сегодня уже старик.
теперь моё место силы –
объятья земли Маа-Эмы.
спасибо, что дал мне бивень.
а мог быть медвежий клык.

------------------------------------
Абсолютно не заёмно, достоверно. Не надуманно, но увидено, обнаружено – в мирах внешнем и внутреннем. Способность таковая отличает редких авторов – и всегда определяет пластику выражения в большей степени, чем любая технология. Однако впечатления эти непременно надо пережить, оплатить судьбой. Нет сомнения, что в данном случае успех именно так и оплачен.


12 Алёнка Овсянникова «Авария»
http://www.stihi.ru/2019/01/12/2039

Он общедоступен как Мона Лиза,
Бронзов, как яйца клодтовского коня,
Он классика, точно "виллис" времен ленд-лиза,
Всеми обласкан, захвален, зализан,
И вообще он не про меня.
Он завтра в Омске, во вторник - в Нижнем,
Пищат студентки, трещит от оваций зал,
Но в полдень я буквально столкнулась в книжном
С ним, настоящим, а не тивишным,
И даже не помню, что он сказал,
Что было написано на футболке...
Он любит футболки - об этом писали в Elle.
Но он подошел к магазинной полке,
Снял томик своих стихов,
Подписал, заплатил, и - ёлки! -
"На память о нашей аварии, мад'муазель".
Он разведен, ему сорок, живет под Тверью,
Я знаю о нем все - для этого есть соцсеть.
Но вот посмотрю на томик - и глупо верю,
Что может судьба иногда ошибаться дверью,
И хочется выпить для храбрости, окосеть,
Еще раз внимательно перечитать досье,
Набрать его номер... "Я ваша Авария, мсье".

------------------------------------
Влюбленно, женственно – и вместе с тем ершисто. То ли гранж, то ли панк.
Безусловно, это эстетика оборонительная, поза защиты нежнейшего нутра, ранимой его мякоти.
Это очевидно – и очень трогательно. Потому и не отвлекают наблюдения за тем, как это сделано. Хорошо сделано лишь тогда, когда сделанность не сквозит меж строк.   


14 Александр Ра 2 «Полёт шершня»
http://www.stihi.ru/2019/01/13/3856

Глухо каркают вороны,
гордо реют мотыльки,
марш играет похоронный
с марш домоем в поддавки.
Небо дышит керосином,
чиркнешь спичкой – и бабах,
время тянется резиной
на расквашенных губах.
Время плакать о прошедшем,
время есть и время спать...
Вьется в небе чёрный шершень,
разевая в песне пасть.
То погромче, то потише,
си бемоль да ля диез –
будешь слушать, будешь слышать,
даже если надоест,
даже если воском уши,
даже если сам поёшь,
если можешь... Да кому же
нужно пение твоё?
Что ты вьёшься, чёрный шершень,
песней жжёшь земную тишь –
или плачешь по умершим,
или попросту гудишь?
Время хлопает калиткой,
уходя навеселе,
око чёрное глядит, как
на оставленной земле
жизнь проходит в промежутке
между первой и второй.
Помрачение рассудка
с неба кажется игрой,
с неба кажутся смешными
наши смертные грехи,
наши ужасы войны и
наши лучшие стихи.

------------------------------------
Самоигральной и разительной эстетика ОБЭРИУ была, когда лишь появилась. Сегодня любой открытый отсыл к ней должен быть чем-то веско мотивирован.


15 Злаяочень Кошка «Молчание»
http://www.stihi.ru/2016/05/10/8993

Синявинских высот заснеженный алтарь,
и пастырь, и псалтирь, и пьяный пономарь,
и капельки смолы, затоптанные в снег.
И Человек?
Ретроспектива лет растянута до тьмы
голодной осени и мёртвых глаз зимы
под бормотанье ряженых святош.
Я чую ложь?
Обломки судеб, в золоте кресты
и вечной памяти расстрельные листы,
сметаемые к красному углу.
А я умру?
Когда нибудь, с желанием спасти,
своей страной зажатая в горсти,
не разбирая, дьявол, или бог.
Ведь кто-то смог?
Пинком калитку в небо отворя,
сорвать бушлат и выйти в января
простуженную вечную ничью.
И я молчу.

------------------------------------
Изысканно по форме и образности – но не это здесь самое ценное. Восхищает дерзость, позволяющая автору браться за нечто неподъемно большое – и справляться с задачей. Взвешенная, искренняя и неоднобокая мысль человеческая работает эффективнее любого мемориального пафоса.


18 Липа Липовая «Крутится-катится»
http://www.stihi.ru/2019/01/08/6628

небо в мазках неряшливых облаков,
чёрных помарках ласточек и ворон,
белых дорогах «аннушек», «ястребков»,
с солнечной ступицей где-то в авоськах крон.
катится улица мимо кирпичных стен
в стеклопакетах – кактусы, пыль, герань,
мимо балконов с ариями кармен,
лыжей, пелёнками, низками воблы – глянь,
мимо сирени в гуле лесных шмелей,
двух голосящих нервное «мя» котов,
вёрткого пуха стриженых тополей,
барышни с томиком виршей от райлито
в левой руке, а в правой – пакет «эдем»:
банка сгущенки, перец и пирожки,
всё остальное – лаковый блеск фонем –
только что с дерева –
яб
ло
ки....
катится яблоко – райский пакет дыряв –
по рубиконам, мимо невзятых трой
и пантеонов вылущенным царям,
глиняных воинов, вечность держащих строй,
сфинксовых прайдов, сверхзвуковых виман –
древний гагарин с индрою за плечом,
статуй пасхальных с видом на океан,
гиперборейцев с ведами и мечом.
катится шарик по кругу в солярном сне,
сине-песчаный, крашенный поутру
местным моне в подпитии – иль мане?–
катится шарик,
крутится шарик,
кру...
лязгая, кружит жести мишенный ряд –
ржавые кролики скачут в гарольды чайльд.
тирмен стреляет словом в резервный чат.
я твой андроид, господи, не отключай...

------------------------------------
Восхитительное художническое зрение – и огромный окоем. Свободе взгляда не мешает даже некоторая интеллектуальная перегруженность, невполне оправданная необходимостью. Но уж такова манера мазка, довольно пастозного. В этом нет стремления удивить – просто мир авторский тесен от сгустившихся реалий всякого рода. Зато в нем и читателю интересно.


19 Юлия Чернышёва 3 «Сонный город»
http://www.stihi.ru/2019/05/12/7249

Уши форточек развесив, чутко дремлет старый город,
Окон сонными глазами только изредка моргая.
Ветер трогает деревья, затевая разговоры,
Те вздыхают утомлённо, и тихонечко кивают.
Фонари, читать пытаясь карту трещин на асфальте,
Всё качают пятна света - то правее, то левее.
Вот сейчас найдут маршруты, и уйдут по ним куда-то...
Город знает - не случится, и тихонько их жалеет.
Он им шепчет, утешая: "Фонари - земные звёзды,
Волшебство притихших улиц, зачарованных ночами.
Путеводный лучик света для бредущих ночью поздней
В паутине лабиринтов между сонными домами..."
Старый город полон тайны, странных теней, тихих звуков,
Тьма меняет очертанья днём привычных силуэтов.
И шалун - ночное эхо, неожиданно и гулко
Запускает каждый шорох вдоль дороги рикошетом.
Пролетая над домами, ночь тихонько гладит крыши,
А под ними спят квартиры, плотно смежив веки-шторы.
И Луна кивает с неба:" Всё спокойно. Тише, тише...
Так недолго до рассвета... Засыпай, усталый город."

------------------------------------
«Тени и звуки» - всегда надежно, но как-то очень израсходовано. И давно)


20 Евгений Овсянников «санитар»
http://www.stihi.ru/2019/02/09/4358

Ариадна тает, речи теряя нить:
«Абонент недоступен. Пытался перезвонить».
Колет кубик – по протоколу,
а он
скользит по глиссаде в кому,
туда, где вязкая глубина.
- «Ариадна..!»
Он не знает, при чём здесь минос, при чём здесь крит.
Знает я – но я с двоими не говорит.
Я сливается с ним, остаётся она одна –
Ариадна.
Ариадна мерцает - дорожка света и щель в стене,
Пациент – реконструктор, сломавший своё пенсне.
Белизна больничная взгляды пьёт до глазного дна,
«...адна…»
Раньше были луанда, герат, мосул.
Я пытался бодриться. На этих двоих – уснул.
И за сон на посту мне назначен чужой рубеж
И бомбить за него воронеж и марракеш.

------------------------------------
Обольстительное стихотворение, подкупающее и оригинальнейшей технологией, но более – точностью переживания. В нем тенью, малыми штрихами открывается огромная перспектива сегодняшнего тревожного мира, простертого за стенами больничной палаты. И сделано это деликатно, убедительно, безо всякого надрыва.


21 Жиль Де Брюн «как сбитый лётчик»
http://www.stihi.ru/2015/06/18/5452

Когда наутро Та-кого-желал
покинет сны, и обнулится счётчик,
из рук сорвётся кружка, - тяжела
и матово-бледна, как сбитый лётчик.
По кафелю осколки расплескав,
блестящие прощально и кофейно,
четверг запустит маятник в висках
и обратится к радостям трофейным.
Проснётся Та-кого-ты-так-хотел,
проденет пальцы в тусклые колечки.
Но холод душ, как и тепло от тел,
так явственны, что кажется навечно -
всё тот же двор без зелени и птиц,
всё то же небо пепельного цвета,
всё те же окна - правнуки бойниц.
И жизни нет другой, а только эта.
И если мы роман, то где сюжет?
И если мы стихи, то кто их автор?
Заглавий нет и аннотаций нет,
а эпилог безвыходно лавкрафтов.
Из файла фото бережно возьму,
вгляжусь в него - и вдруг проступит чётче:
вот сердце опрокинулось во тьму
и заживо горит, как сбитый лётчик.

------------------------------------
Да, роман хорош, но сюжета, внутренней пружинки ему точно не хватает.


23 Елена Наильевна «Журавли»
http://www.stihi.ru/2018/09/26/493

Полегла ботва и стала грустною,
из земли торчала веселей.
За дорогой - поле кукурузное,
а на нём - сто тысяч журавлей.
Не пора, не подняли волну ещё,
кто-то кружит, остальные тут.
Хочется спешить на зов волнующий,
хоть и понимаю - не зовут.
Вот тебе уже и солнце вызрело -
жаркое, что толстая жена.
Да не бойтесь вы меня, как выстрела,
я же красотой поражена!
Мирная селянка в огороде я,
утекла прорехою в плетне,
посмотреть на ваше благородие,
журавли, кричащие не мне.

------------------------------------
Бесхитростно, но не просто. Согрето искреннейшей печалью, которая не всегда объяснима. А недоговоренность – один из самых сложных и эффективных поэтических приемов. Имитировать её почти невозможно, она рождается лишь реальным переживанием.


25 Хатаптах «Жаба Завидло»
http://www.stihi.ru/2019/05/21/5244

Хлябью в груди то ли всхлип, то ли храп и хрип -
Жаба Завидло дышит у мя внутри,
Метит нутро в особый блефовый крап -
В цвет аспарагуса - Жабий хромой нахрап.
Кожу ея не берёт никакой огонь.
Жаба Завидло ловит мою ладонь
И раздаётся звук, раздаётся хруст -
Жаба Завидло пробует мя на вкус.
Жаба Завидло кряду который год
На глубине ловлю на мя ведёт.
Жаба Завидло зрит изнутри насквозь
И наниза'ет мя на земную ось.

------------------------------------
Виньетки речи здесь ничем не мотивированы.


27 Ирина Чуднова «КРУГОВОРОТ»
http://www.stihi.ru/2019/05/31/7156

я научу тебя любить обэриу
возьми бутылочное стёклышко в траву —
оно тебе и циркуль, и треножник
теперь ложись к подножию травы
послушай, как вокруг свистит ковыль
как ластится к такыру подорожник
как строг к соседям сэр чертополох
как бесконечно выспренна сурепка
пусть чистотел испачкает твой слог
липучей кровью
ты
дышать
старайся редко
но глубоко
вот так
лежи
гляди в бутылочный осколок
на межи
и в небо
лежи, пока вокруг ворчит трава
и в теле ощущенье естества
лови на мареве степном взопревшей негой
дели часы на полдень, нечет, чёт
и встань, когда прохлада натечёт
под бархат пропылённой ветром кожи
сумеешь встать — вернёшься в города
а нет, пусть будет степь тобой
сыта —
чертополох, сурепка, подорожник.

16.05.2019г. г. Пекин, Лунцзэ

------------------------------------
 Вещица как раз предполагала бы эхо ОБЭРИУ – а его и близко нет.


28 Юлия Долгановских «бог белых пятен»
http://www.stihi.ru/2019/06/29/7680

мой день сегодня ни хорош ни плох
мой день сегодня белых пятен бог
судьбу приносит забирает волю
я вижу это чуть прикрыв глаза
так безболезненнее исчезать
росой стелиться по ночному полю
ронять с ветвей усталые плоды
бессолнечные полные воды
как в землю уходящие народы
из-под земли вышагивает сад
в звенящих листьях / мне б ему сказать
о воле и судьбе но несвобода
белёсой накрывает пеленой
и я лечу как будто под собой
в траву ныряя сдерживая вдох
на выдохе скользя по бездорожью
мне вслед кивает слеп и насторожен
бог белых пятен / белых пятен бог

------------------------------------
Иных современных авторов, видимо, знаки препинания тяготят и раздражают. Иногда закорючки пунктуации и впрямь есть смысл стряхнуть с листа. А в других случаях они очень даже могли бы помочь.


30 Елена Таганова «напролом»
http://www.stihi.ru/2019/05/23/3092

бегу бегу разбалтывая вывих
на раз-два вдох на три-четыре выдох
по лесу по весеннему бегу
звеня презренной мелочью в кармане
о кочки спотыкаюсь и о кам
ни
и мошкару глотаю на бегу
теряю время вес ориентиры
ключи от опостылевшей квартиры
надежду между выдохшихся строк
забыв что кот не мыт а пол не кормлен
о шишки спотыкаюсь и о кор
ни
и зяблики взмывают из-под ног
и мыси растекаются по древам
и колется репей и колет в левом
боку и что мне в имени твоем
помимо бегом заданного ритма
о смыслы спотыкаясь и о риф
мы
последний круг срезаю напролом

------------------------------------
Прекрасный темп, энергетика, точно выверенные перебивы дыхания. Бодрит и читателя, попадающего в ритм. Прочесть такое  – истинное удовольствие, обретаемое залпом, единым глотком свежести.


33 Игорь Брен «частицы Бога»
http://www.stihi.ru/2019/07/15/8184

Не ищи бозоны Хиггса,
не алкай частицы Бога.
Дай минувшему не сбыться.
Раньше Бога было много —
не бозоны, а бизоны
бесконечными стадами...
Нападали, били сонных,
угоняли в злые дали.
Был артериально-красным
след их доплером размазан —
и рамзанам было ясно:
больше масса — больше мяса.
Демиург, вопрос поставлен:
"Как простить и не проститься?"
Дьявол прячется в деталях,
Бог скрывается в частицах.
Жаль, бозоны — не бизоны,
не прижаться, не погладить.
Новой башней Вавилона
ширится Большой коллайдер.
Зря бездельники седели —
при победном вскрике "Вот он!"
мир не сгинул — понедельник
вновь не кончился в субботу.

------------------------------------
Вот текст, в котором архипродвинутая терминология физики поэзии не противоречит, роль играя вовсе не декоративную.  Есть смыслы, которые сегодня лишь открываются, иначе их и не обозначишь, и не окликнешь. Хотя оно верно – к ним «не прижаться, не погладить». Кажется порой, что в культовом НИИЧАВО, скорее, поэты подвизались, а не физики.


35 Дмитрий Близнюк «я жгу черновики в твоем животе»
http://www.stihi.ru/2019/03/29/6396

Е.Н.

разжуй виноградную косточку чувствуешь терпкость и горечь
женщина с прозрачным животом и чугунным корсетом
я жгу свои черновики пока ты
скульптура богини очищенная от мраморной скорлупы
куришь тонкую гадость с ментолом выдыхаешь неумело дым
шкура белого медведя скользит под нами но не рычит
колется как парик давай потанцуем включи джо дасена
голые и смешные пока снегопад за громадным окном
затирает ластиком тьму соскребает ножом
ворсисто-коричневые каракули виноградника
ты разлила вино на скатерть на меня
тест для любовников но нам все равно все равно
мы в горячей извилистой коре моего мозга
долгоносики поедаем целлюлозу а желтый дятел полнолуния
терпеливо и настойчиво долбит стену
перфоратором сквозь паузы между мелодиями дрожат часы
соскальзывает наискось плазма экрана обои трескаются отрекаются
вздуваются пузырями но нам все равно нам все равно
мы танцуем под джо дасена чем заняться еще
глупым любовникам в январе
когда время праздников отпусков и каникул
и наши не общие дети лепят снеговиков у родственников
осколками близких людей мы разбиты
это ворованное время ты возьмешь мое а я твое
и у нас будет алиби модная буржуйка из чугуна и стекла
и медвежья шкура и вино мы внутри медленного урагана
времени нашли слепое пятно и завтра придется стирать скатерть
выбрасывать пепельницу переполненную окурками
сердце переполненное разочарованием
скрывать следы преступления
мой запах на твоем теле тля на розе как дети
а сейчас я смотрю в твои глаза и вижу в них вечность
зеркала накрытые темно-бронзовым покрывалом
Et si tu n'existais pas я бы искал тебя в других глазах плечах
попах но я рад что сегодня нашел тебя в тебе
женщина с прозрачным животом и ночным зазеркальем
в карих каштанах ты дерево сексуальная лиана я рад
что мы случайно стукнулись лбами
в плюшевых пещерах жизни и лжи
ползая на карачках по семейным делам
виноградная гроздь лица из тебя бы вырезать виолончели
или приклады для охотничьего ружья я жгу черновики
в твоем животе пока ты дремлешь положив голову на мою грудь
снегопад за окном впитал нас точно кожа оливковое масло
теперь снегопад целый месяц будет транслировать нас
танцующих на зыбких экранах хвастать прохожим
что видел нас но никто не поверит да и кому какое дело до
ми
ре
глупых любовников в январе

------------------------------------
Потянет на весьма качественный перевод с одного из европейских языков.


37 Экстракт Бумажки «Затяжное»
http://www.stihi.ru/2014/02/14/926

Взглядом, что иридия тяжелей,
С радужкой, померкшей от пустоты,
Провожай проплешины пустырей;
Всё, что "ты" (не ведая, что есть "ты") -
Оставляй в отравленных городах,
Уходя из них, как уходят в смерть.
О неумирающих там
Рыдай:
Это в капиллярах рыдает смесь
Из твоей любви и твоих теней;
И в сырой подкорке чадит костёр.
В неповиновении костеней
И в неузнаваньи своих сестёр.
Счёт теряй и жди,
Что истлеет сеть;
Станет жить привычней, чем умирать;
И тогда увидишь - ты всё же есть
Вне миров,
В поющих в тебе мирах.

------------------------------------
Как-то совершенно нечего молвить вослед. Автор закрыл тему, не начиная оной.


38 Бро Васёк «Лавочка»
http://www.stihi.ru/2018/08/11/6953

"Вот лето погасло с последней звездой,
упавшею в ночь на сентябрь" —
под клёном в шестнадцать на лавке сырой
я сталью ножа накарябал,
мечтая, не гаснуть вот так никогда,
чтоб дымом не кончиться едким,
и вторила мне молодая звезда,
а с ней три звезды с этикетки...
Года переплавят кленовую медь,
к той лавке, обросшей бурьяном,
я, зная и помня о том, как гореть,
вернусь. И в безмолвьи багряном,
вдохнув с лёгкой грустью (напрасно мечтал)
пропитанный прелостью воздух,
я выдохну осень, где острый металл
сквозь сердце вгрызается в доску.

------------------------------------
Беззаветно и решительно начертано – точно, как ножом. Цельная вещь, не заполированная, шероховатая – но без швов. Спасибо, Бро. 


40 Арсений Загаевский «Песенка к столетию А.И.Фатьянова»
http://stihi.ru/2019/04/02/4570

Мой папа близко знал Фатьянова
И даже чем-то был похож
Он на Фатьянова непьяного -
Широкоплеч, умён, пригож.
А деда Коля мой Фатьянова,
Когда в разлив (1) тонул, спасал!
И песен тот, родившись заново,
Ещё немало написал.
Придёт к ним с бабушкой Фатьянов - ну,
Они его и привечать!
Жену Галину Николаевну
И Эмму Казакевича (2),
Стакан с которым так простителен!
Фатьянов с ним уху варил,
«Скажи мне, ветка Палестины» (3), - он
Шутливо другу говорил.
Каким же русским был поэтом он!
Недолго здесь поёт поэт...
Фатьянов дал себе поэтому
На всё про всё лишь сорок лет.
И о войне ли, о молодке ли
Он не писал, а песни пел.
Слова простые и короткие,
Но всё он ими спеть успел.
Как жаль, что я не знал Фатьянова
И мало что о нем скажу.
Но будто слышу я баян его (4),
Когда на Клязьму выхожу.
Про соловьев, про дни весенние
Здесь баритон его звучал,
Про ренессанс послевоенный и,
Конечно, про однополчан.
Прочтёт мой папа и начнёт ворчать:
Сынок, ты тему не раскрыл...
Ведь я про Алексей Иваныча
Тебе всё детство говорил!
Прости мне, пап, твои истории
Не записал я, идиот...
Эх, повторил бы ты мне, что ли, их
Потом... Кода весна придёт (5).

(1) - Весенний разлив Клязьмы - исключительно красивый, но создающий
опасные течения и водовороты.
(2) - Эммануил Генрихович Казакевич, еврейский поэт и русский писатель. Был
другом А.И.Фатьянова. Несколько лет подряд снимал дом в соседней с
папиными родными Станками деревне Глубоково.
(3) - из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Так Фатьянов шутливо обращался к
Казакевичу.
(4) - Фатьянов играл на баяне и фортепьяно и сам прекрасно пел песни на свои
слова.
(5) - «Когда весна придёт, не знаю...» (с)

------------------------------------
В русской поэзии эта интонация не столь давно была почти тотальной – а стала почти уникальной. Как хорошая гармонь на селе. Автор переборы-переливы её чувствует, слышит, умеет передать словом. Это уберечь бы надо. 


41 Татьяна Шкодина "Потеря"
http://www.stihi.ru/2019/03/28/5295

Сарафан смородиной разукрашен,
На коленях ссадины, взгляд упрямый…
Переполнен ягодой твой кармашек,
А в душе восторженно бьют тамтамы.
Ведь причин для смеха не нужно вовсе,
Если есть качели – лети, смелее!
И косички цвета ржаных колосьев,
Растрепавшись, жарко щекочут шею.
Над тобой простор бесконечной сини,
За спиной ромашковый пьяный ветер.
И на птичьих крыльях тебя носили,
И катали сказки в своей карете.
Ни вчера, ни завтра. И счастье – в этом.
Ни одной слезинки твоей не стою.
Ты исчезла давним, забытым летом –
А ведь я когда-то была тобою…

------------------------------------
Щемяще – но уж либо тамтамы, либо ягоды в кармашке.


Вот мой шорт.

3 Роман Смирнов 4 «Ночью, в молчании...»
http://www.stihi.ru/2019/02/11/6240

7 Сергей Скловский «Светлячок»
http://www.stihi.ru/2017/02/17/520

9 Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46

12 Алёнка Овсянникова «Авария»
http://www.stihi.ru/2019/01/12/2039

15 Злаяочень Кошка «Молчание»
http://www.stihi.ru/2016/05/10/8993

18 Липа Липовая «Крутится-катится»
http://www.stihi.ru/2019/01/08/6628

20 Евгений Овсянников «санитар»
http://www.stihi.ru/2019/02/09/4358

23 Елена Наильевна «Журавли»
http://www.stihi.ru/2018/09/26/493

30 Елена Таганова «напролом»
http://www.stihi.ru/2019/05/23/3092

33 Игорь Брен «частицы Бога»
http://www.stihi.ru/2019/07/15/8184

38 Бро Васёк «Лавочка»
http://www.stihi.ru/2018/08/11/6953

40 Арсений Загаевский «Песенка к столетию А.И.Фатьянова»
http://stihi.ru/2019/04/02/4570



О нашем эксперте:

Чурдалёв Игорь Валентинович. Родился в 1952 г. в Севастополе, в семье морского офицера. Затем жил в Нижнем Новгороде. Отслужив срочную в СА, заочно учился на филологическом факультете Университета. Работал на заводах, промышленных предприятиях. Публиковал стихотворения в местной, затем и в столичной периодике. В начале 80-х принят в СП СССР. После перестроечных реформ занимался телевизионной журналистикой и продюсированием, сотрудничая с ведущими промышленными и научными предприятиями региона. Член СРП. Но от активного участия в деятельности новоучрежденных творческих союзов воздерживался. Ныне - пенсионер. Публикуюсь исключительно в сети Интернет.
http://poezia.ru/authors/ingerd1952
http://www.stihi.ru/avtor/ingerd1952