Вспомнилось... Иди в колхоз!

Эмилия Нечаева 2
Однажды поздним вечером в дом бабушки приехал тот самый дальний родственник в кожаной куртке, о котором говорится в http://www.stihi.ru/2019/11/03/9478
Бабка с дедом удивились, что так поздно, но, как и положено, усадили за стол, поставили угощение, сели, тот стал расспрашивать, как и всегда это бывает, о здоровье, о жизни, о хозяйстве и т.д. А потом и говорит: «Послушайте меня внимательно, не перебивайте, думайте. Началась кампания по всему Союзу по объединению единоличных хозяйств в коллективные, колхозы.» И объяснял преимущество колхозов перед раздробленными единоличными дворами и что нужно сделать для вступления в колхоз. Бабка тут же взвилась: «С ума сошёл! Отдать корову! Ну и что, что их две! У нас шесть ртов накормить-напоить надо!
Дети растут, одеть-обуть надо! С утра до ночи, не разгибаясь, потом-кровью наживая, отдать! Нет! Никогда!» А тот спокойно продолжает:«Если «нет и никогда», всё заберут как у кулаков, лишенцами будете, выселят куда-либо на отшиб или в Сибирь. Вот тогда как будешь кормить-поить свои шесть ртов, а?
Подумай-ка! И ты, дядька Кароль, подумай.»  А тот весь скукожился и молчит, только тяжко-тяжко вздыхает: «Ох,  не знаю я, что думать…напугал ты своими словами…»  Родственник и продолжает: «А думать надо одно: вступать в колхоз. Приедут к вам на днях, соберут сход (назвал деревни, которые должны были объединить в колхоз) , объяснят-разъяснят что к чему, что и как, – я вам суть уже сказал, – вы и соглашайтесь. Конечно, там кричать начнут, как ты сейчас, тётка Виктя, а ты промолчи, а потом встань и скажи, что согласна. На тебя глядя, может, и другие угомонятся и согласятся. Будь сознательной и примером для других. Да язык придержи, о моём приезде никому  не говори и заранее не агитируй ни «за», ни «против», а то из-за тебя ещё бунт тут  будет!
Тогда точно в Сибирь дорога вам.» Поблагодарил за угощение, пожелал спокойной ночи и уехал. А спокойной ночи не получилось: до рассвета говорили, обсуждали, бабушка плакала…
                А вскоре-то и приехали человек пять-шесть, созвали жителей на сход и повели агитацию за вступление в колхоз и что для этого нужно сделать.
Как и говорил бабкин родственник, поднялся шум, крики, почти все против этого коллективного хозяйства, а более против того, что надо в него что-то из своего отдать. Председательствующий из приезжих призвал к порядку: «Не кричите, угомонитесь, посидите в тишине и обдумайте всё, если есть вопросы, спрашивайте, мы ответим.»  А этой тишине бабушка, подавив слёзы, что надо расстаться с Рябинкой, которую в ту ночь наметили отдать в колхоз, встала и объявила:«А я согласна. Может, так и лучше, легче нам будет. Записывайте меня. Отдаю в колхоз одну корову, пять кур и пуд пшеницы.» Все, вообще онемев, и даже приехавшие агитаторы, уставились на неё. Потом председательствующий воскликнул: «Вот это сознательный элемент! Молодец женщина, всё понимает!Как ваша фамилия?»  Так и вступила моя бабка в колхоз, колхозницей стала. После, простите, не помню, по какой причине и дед мой оставил работу в городе и стал тоже колхозником.
                Один случай, рассказанный мне бабушкой по случаю возникновения каплицы( часовни) на кладбище, где был похоронен мой дед (её муж), присоединю  сюда, т.к. он тоже, на мой взгляд, имеет отношение к коллективизации. В деревне Ломачино жила одна семья с фамилией Харак: сестра главы семьи жила в Москве, и к ней в столицу были направлены два старших сына и дочка, а младший, Казимир, остался с отцом и матерью. Семья была справная, т.е. жили в достатке. Так ли, не так, но пошли слухи, что этот Казимир изнасиловал девушку Настю из бедной семьи, которая жила в одной деревне с моей бабкой. Родители и родственники Насти настояли, чтоб Казимир на ней женился. Харак, отец Казимира, решил, что это хитросплетённый план, чтоб примазаться к его справной семье, и этот вопрос решил по-своему: дал согласие на брак(благословил), но невестку в дом не принял, а отправил Казимира жить в эту семью. Вскоре умерла жена Харака, а тут и коллективизация «пожаловала». Он её категорически не принял. Потому его раскулачили,  всё-всё конфисковали, вплоть до дома, где-то на куличках выделили клочок земли,  мол, живи отдельно. Харак после такого удара сразу заболел и слёг, и через неделю умер, но перед смертью позвал сына Казимира, передал, говорят(но никто ж этого не видел!) какие-то спрятанные деньги, которые у него не нашли, и наказал где его похоронить, а за эти деньги на могиле поставить каплицу. Так и было сделано. А ещё говорили, что на эту каплицу деньги дали московские сыновья Харака, которые приезжали на похороны, а как было на самом деле, точно никому неизвестно. Каплица представляла собой небольшой сруб из гладко отёсанных брёвен, примерно 3х3 и в высоту примерно 2,5метра, с иконами, лампадками, свечами,  снаружи куполок с крестом. И, если это происходило в 20х годах прошлого века, то ещё в конце того же века каплица была в более-менее нормальном состоянии: там по каким-то датам(праздники, похороны) проходили службы, местные жители сами справляли их. А со времён перестройки туда приглашали и ксендза, который обслуживал костёл в Орше, который возвратили пастве, до того в нём был городской Дом Культуры. Два года назад была я на том Ломачинском кладбище (там теперь, кроме деда, и бабушка, и две тёти, и два дяди), каплица разрушилась, купол с крестом упал, крыша провалилась вовнутрь, ступеньки, ведущие в каплицуу, упали, поправлять  некому…

продолжение здесь http://stihi.ru/2019/11/13/7856