По конкурсу сочинений - О хорошем

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/12/30/7103 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2020/01/20/5745 - Итоги конкурса

Конкурс «О хорошем» - первый в новой серии поэтических сочинений на заданную тему, которую я затеяла в новом 2020-м году. Она не обучает нас ни новым приёмам письма, ни новому жанру исполнения, ни использованию новых (для нас, Чайников!)  выразительных средств языка - всё ранее опробованное нами в Творческой Мастерской  в 2020 году мы будем только повторять и закреплять при написании новых стихов - тренироваться в стихосложении!

Задача этой конкурсной серии - учиться писать поэтические СОЧИНЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ КОНКУРСОМ ТЕМУ, предельно полно и глубоко раскрывая её стихами. Отчасти учиться думать: внятно и интересно излагать свое личное представление о чём-либо в тексте стихов, не забывая при этом, что стихи - это больше, чем зарифмованная проза, что у истинной поэзии другой язык и другие средства выражения содержания. При этом в  данной конкурсной серии всё внимание нужно уделять полноте и конкретности раскрытия заданной темы - СОДЕРЖАНИЮ СТИХОВ.

У новой серии иной регламент её проведения: количество участников всегда 30 (после получения 30-и заявок, страница закрывается, а  пакет передаётся на голосование Жюри), а число лауреатов - три, а не пять, как мы привыкли.

На конкурсы этой серии можно подавать и ранее написанные стихи, если автор считает, что они как нельзя лучше подходят конкурсному заданию. И нет никаких препятствий тому, чтобы старые стихи стали призерами конкурса. Но публиковать и разбирать в статье по итогам конкурса я буду ТОЛЬКО ТЕКСТЫ НОВЫХ СТИХОВ - стихов написанных специально к конкурсу, независимо от их качества. То есть, буду их хвалить или критиковать, пояснять недочеты исполнения и показывать авторские находки стихотворений вне всякой зависимости от того, какое место они получили по итогам конкурса и получили ли вообще. Единственное пожелание к участникам: старайтесь подавать на конкурс все-таки насколько возможно качественные стихи - не занимайте место в пакете принятых впустую: заявок-то всего 30, и кто-то, кого данная тема заинтересовала, из-за вас может не успеть в ней поучаствовать!

А теперь по существу. Читать пакет "О хорошем" голосующим членам жюри было приятно - спасибо всем, кто "плеснул позитива" в наши судейские души в самом начале нового 2020 года! С другой стороны, я ожидала от стихов большего. Как же мало в числе участников нашлось авторов, которые сумели углядеть по-настоящему хорошее в своем настоящем! Кто нашёл причину быть благодарным судьбе или Богу (это у кого какое мировоззрение!) за то, что у него есть СЕЙЧАС: жизнь, относительно хорошее здоровье, крыша над головой, дети. Кто порадовался наличию  ХЛЕБА НАСУЩНОГО, обладанию тем немногим, но бесконечно важным, что по сравнению с очень многими другими людьми, он все-таки имеет, а если даже и лишен чего-то, то  просто может быть благодарным возможности увидеть в себе самом и в окружающем мире важное и что-то привнести в мир, что-то ДАТЬ другим. Возможности не получать и иметь, а отдать. Может быть, именно это и стоит считать по настоящему ХОРОШИМ, что у нас всегда есть?

Почему-то чего-то подобного я ждала от стихов, предложенных на данный конкурс, но в пакете преобладали совсем другие темы:

1) Давно написанные автором картинки природы с описанием состояния радости в душе от пребывания в красивом месте, что бесспорно "о хорошем" и потому формально отвечает заданию, но все-таки, ЭТО ЖЕ САМОЕ произведение уже когда-то подавалось на другие (в том числе и мои!) конкурсы про пейзаж, про родные города, про ... - всякое разно. Словом, эти стихи были не совсем не про то, что автор видит и ощущает хорошим и существующим СЕЙЧАС, на момент переживания. Стихи про пейзаж - это хорошая "отмазка", к которой не придерешься!

2) Воспоминания о пережитых счастливых днях в прошлом, чаще всего - о любви, о состоянии влюбленности, что тоже правильно и справедливо, но тоже, не о том, что СЕЙЧАС.

3) Описания некогда испытанных удовольствий и отдельных мгновений блаженства (типа массажа тела в турецкой бане), или описание каких-то приятных памятных сценок (зимнего чаепития в теплом уютном доме, запуска воздушного змея), что тоже, конечно же, стихи по теме "о хорошем", но раскрытые несколько узко. Мне почему-то было грустно, что только ЭТО - лучшее из того, что есть о хорошем в жизни автора...

Возможно, я не права в своих ожиданиях. Мне хотелось видеть за описанием каждого счастливого мгновения жизни что-то большее, чем удовольствие - философского раскрытия темы! И такие стихи в пакете были, и это - радостно. Я не хочу приводить здесь имена их авторов - я и так из конкурса в конкурс рекламирую в статьях произведения одних и тех же талантливых авторов, которых не допросишься поработать в Жюри ТМА, но охотно предлагающих мне свои проверенные стихи, многократно участвовавшие в других конкурсах. Тем более, что идеального стихотворения я в пакете не нашла. Одни участники сумели интересно раскрыть тему, другие предложили интересные по форме и по языку стихи, на которых всем можно было бы чему-то поучиться. Имена тех, кто были отмечены судьями исходя из ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО понимания темы, вы найдете в таблице итогового протокола, там же, по ссылке в протоколе почитаете стихи трех лауреатов конкурса. Это достойные стихи.

Мои запросы и ожидания всегда немного завышены:  я вечно хочу одновременно и совершенных по форме стихов, и стихов глубоких, философских, осмысленных и интересных по содержанию. Это редко совпадает в одном  и том же произведении -  кому-то больше удается форма, а кто-то умеет интересно размышлять и видеть главное.

Всего 7 авторов (из 30 участников!) написали новые стихи, и именно их работы я здесь и опубликую, сделав к ним небольшие комментарии. На их примере (совершенно не обязательно примере удачного раскрытия темы конкурса!), есть возможность приобрести полезный опыт стихосложения для всех читателей статей ТМА, и если это действительно произойдёт, то данный  конкурс прошёл не впустую. 

********************************************

   2. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА. НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ

(Привожу здесь  не авторскую запись текста, а  запись в метрике)

Жизнь, ты воистину вся прекрасна.
Видимость каждая только жажду
может заставить разжечь, контрасты
жизни, в которой очнуться дважды
вряд ли удастся...Она прекрасна
тайной своей. Обещая Нечто
щебетом птичьим на перекрестье -
вместо сердца родник бесконечный...

Врёт. Мы ей верим. Она прекрасна!
Можно остаться. Умри - воскресни.
Твой горизонт, как старухе страсти,
втрое до одури интересен....
Смерть, и ты тоже во всём прекрасна.
Жизни нужна вертикаль и мера.
Жизнь - лишь частица всего пространства.
Смерть, ты всего-то - иная сфера.

Стихи решены как философская эпистола - монолог автора, где речь "говорная" - со множеством переносов предложений на другой стих (стих - одна строка стихотворения). Тема стихов - попытка найти хорошее в существовании - как в жизни, так и в смерти ("иной сфере жизни"). Интересно. Жизнь, прекрасна, считает автор, хотя ее видимость иллюзорна, она то "что вызывает жажду, обещая нечто". Написано стихотворение размытыми катренами - нет четко повторяющегося рисунка рифмовки, хотя есть пары рифм и общий метр. А еще включен  рефрен "она прекрасна" , который многократно вклинивается в текст в качестве концевой рифмы. Нестандартные по форме и достаточно глубокие стихи.

   4. ЗИМНИЕ РАДОСТИ И ЗАБОТЫ. ВИТА ОСЕННЯЯ 

Морозец знатный щиплет уши –
спешит мужик.
Готов давно в избушке ужин –
томятся щи.
Издалека запахло хлебом,
созревшим в огненной печи.
Мужик с опаской смотрит в небо –
метель не будет ли в ночи?

Ведь утром снова за дровами
в таёжный лес,
а если ветер завывает,
то значит бес
в лесу свои расставит сети
и заметёт к селу ходы.
Бог даст, день завтра будет светел –
без злоключений и беды.

Чем ближе дом, душе теплее –
в нём ждёт жена,
Пришпорил лошадь – ну, быстрее! –
та в рысь пошла.
И будет в доме славный вечер,
на чай заглянет вся семья.
У самовара слаще встречи,
когда за окнами зима.

По форме стихи представляют собою  чередование катренов - разностопного и обычного Аб1А б1  СдСд, написанных ямбом. Ритмика чистая, но мелодия звучания - не ахти, трудно звучит. А по содержанию - это  сотворенная авторской мыслью или написанная по какой-то картине художника (не факт, что совсем для другого конкурса - но недавно!) сценка здоровой и правильной сельской трудовой  жизни, где всё хорошее не призрачно, а подлинно и надёжно, поэтому нет сомнения, что  стихи о действительно хорошем! 

    17. ПРЕКРАСЕН ЛЕС... ШАРОВА АЛЬБИНА 

Прекрасен лес в осенней наготе.
Ковёр из ярких листьев под ногами.
На небе тусклый блеск меж облаками.
От ветра капли упадут с высот
Берёзок, дружно вставших в хоровод,
И между ними ручеёк ворчливый.
Опятами поросший пень счастливый.
Прекрасен лес и в нем осенний след...

Стихи, состоящие из одной  единственной строфы-восьмистишия с рифмовкой аББссДДа где нарушено правило скрещивания цепей рифм - рифма "а" (которая и сама по себе не идеально точная "наготе-след") еще и отстоит от своей пары на 6 строк. Допустимо отстояние не более, чем на 3 строки, так как иначе далеко отнесенная рифма при чтения текста перестанет  помниться и будет восприниматься, как потеря рифмы.

Вообще, любые стихи нужно писать для их восприятия на слух, а не зрительного: запись стихов - это всего лишь средство их сохранения. Стихи это то, что мы ПРОИЗНОСИМ, а не то, что мы видим. По содержанию - пейзаж. Формально, конкурсное задание выполнено - стихи о хорошем, с настроением радости, а по сути, конечно же, не то...

    22. В НАЧАЛЬНЫЙ ДЕНЬ ЗИМЫ. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2 

Из уличного мрака,
из непроглядной тьмы
явился снег-бродяга
в начальный день зимы.

Он в окна колотился,
залётный весельчак,
похоже, в дом просился,
а, может, просто так.

Но таяли снежинки,
пронзив ночную мглу,
и медленно слезинки
стекали по стеклу...

А утром в мире звуков,
уюта, суеты
мы поджидаем внуков
и пляшем у плиты.

И лепятся пельмени,
и дышат  пироги,
и у меня колени
белеют от муки.

Нам весело, как детям,
и мы с тобой вдвоём
любые лихолетья
легко переживём.

Пусть бесится ненастье
пусть ветрено с утра,
не выпустим мы счастье
из нашего двора.

Сидят молодцевато
внучата за столом.
Две тысячи двадцатый
уже стучится в дом.

Отличные стихи. Никаких поучений, философствования о хорошем, а только живой рассказ, написанный правильным и точным языком поэзии о семейном счастье - о доме, где всё хорошо, где всё идёт так, как должно быть: "Нам весело, как детям, и мы с тобой вдвоём любые лихолетья легко переживём". Или: "Пусть бесится ненастье, пусть ветрено с утра, не выпустим мы счастье из нашего двора". Такому состоянию души можно только позавидовать!

   23. МОЯ РАДОСТЬ. ГАЛИНА КОСИНЦЕВА ГЕНШ 

Январское утро. В окно смотрят тучи.
А на подоконнике - кактус колючий.
И я вынимаю себя из постели...
И я вспоминаю: какой день недели?
Среда. Значит, завтра - на поезде к внучке!
А ну, уплывайте, противные тучки!

Скорей, к двум неделям забот, суматохи,
К моей добродушной, доверчивой крохе!
Я ей привезу пару тёплых носочков -
Сейчас довяжу два последних рядочка.
Мы с ней вечерами читать будем сказки,
Дарить папе с мамой картинки-раскраски.

Как всё-таки мало для радости надо:
Уверенна - внученька будет мне рада.
Я скоро приеду - с посланьем от деда:
"Привет, почемучка! Привет, непоседа!"
А дома, когда я вернусь, знаю точно:
На кактусе будет красивый цветочек!

По сути - то же содержание, что и в предыдущих стихах - тоже о хорошем в семейном доме, о любви к внукам, о предвкушении встречи с ними. Но по форме исполнения  много слабее. Мелодия - частушечная:  короткие катрены с холостой рифмой
              "Как всё-таки мало
               для радости надо:
               Уверенна - внученька
               будет мне рада"
автор соединил в одну строку и получились катрены с парной рифмовкой 4-стопным амфибрахием - не самая удачная форма как по звучанию, так и по сложности. Да и с расположением ударных слогов слов в некоторых строчках для слуха есть проблемы:
      ЯнвАрское Утро, в окнО смотрят тУчи.
      А нА подокОннике - кАктус колЮчий
      010 010 010 010
      010 010 010 010
вынужденное ударение на предлог "на" и на союз "а", зато  слово "смотря" целиком попало в безударную зону амфибрахия. Язык стихов - информирующий, стилизованный под детский, а не образный язык поэзии, как, например, язык предыдущего стихотворения.

   26. НЕМАЛО. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА 
 
Заслуги, может быть, мои убоги.
Не те, возможно, ставила я цели...
Но счастье, что имею руки-ноги,
И то, что не прикована к постели.

Усталость ли, тревог стальные жала
Спокойствию извечные помехи.
Но есть Хранитель (это ведь немало!),
Семья, любовь - мой тыл, мои доспехи.

Стихи, великолепные по содержанию - лаконично и очень ёмко сказано всё главное "о хорошем". Автор умеет видеть это главное, не мелочится и не теоретизирует, здесь  не происходит того, о чем сказано в стихах Николая Сыромятникова "Видимость каждая только жажду может заставить разжечь" (см. выше) - эти стихи не о видимости хорошего и не об отдельных проявлениях его, а о самой сути.

   27. ТАНЕЦ БУМАЖНОГО ЗМЕЯ. ТАТЬЯНА АСТАХОВА ДАЛЬВИНА 
 
С яркой зарею растаял туман, –
И заискрился в лучах океан.
К розовым скалам стремится прибой,
Чайки взмывают в простор голубой.
Лентой извилистой – в горы подъем,
Утром счастливым – с тобою вдвоем!
Следом за солнцем бежим поскорей,
С нами – бумажный летающий Змей!

Вот он отважно ЛОЖИТСЯ НА ГАЛС,
С ветром не споря и тихо кружась.
ПЛАВНО ВАЛЬСИРУЕТ в небе наш друг,
Славно танцуют собратья вокруг.
Мы же твореньем гордимся своим, –
Если сумел он,  и мы полетим!
Вот он, МОМЕНТ долгожданный, смотри:
В грёзах восторженных вместе парим!

Под облака увлекает нас КАЙТ –
СУДАРЬ ЛЮБЕЗНЫЙ, изысканный франт!
ФРАК РАЗНОЦВЕТНЫЙ наряден, красив:
Летнего дня повторяет мотив.
Змеи В ЛАЗУРИ ЛЕТЯТ, как мечты,
Реют атласные ленты-хвосты…
Светлого счастья МОМЕНТЫ ЛОВИ                мгновенья
В ДЕНЬ ЛУЧЕЗАРНЫЙ чудес и любви!

В отличие от стихов Ольги Иванычевой, здесь как раз описана не суть, а мгновение - удовольствие от игры с бумажным змеем - описание радости от лицезрения его полета. Наша жизнь состоит из мгновений радости и печали, здесь - о сиюминутном. По исполнению - строки с парной рифмовкой строк: не самый удачный выбор поэтической формы, более подходящей для фольклора, для сказаний или стихов для детей (содержание этих стихов описательное, оно требует иной мелодии звучания и другого поэтического языка). Много замечаний и к подбору слов и многословию: всё, что было сказано в первой строфе, далее только повторяется другими словами. Не продуманная работа с образами: змей то "ложится на галс" (спец. морская терминология), то, и тут же, дается другой стиль образа - "вальсирует", причем  вкупе с ничего не добавляющим словом-заплаткой "плавно". Дважды употребленное "момент" (хотя по смыслу и контексту нужно "мгновение". Особенно меня напрягло использованное в лирике жаргонное "лови момент". Ни к селу ни к городу вставленное иноязычное "кайт": а почему тогда не по-китайски? не по-французски?  И вообще, к чему это не обоснованное смыслом заимствование из чужого языка?  Особенно забавно это иноязычие выглядит, когда рядом с "кайтом" стоит устаревшее русское "сударь любезный" - полная мешанина стилей речи и связи образов в одном стихотворении!! А почему фрак "разноцветный" (что фраку несвойственно), а день "лучезарный"? - Неадекватные эпитеты. Или: "Змеи в лазури летят, как мечты"  Мечты всегда именно так летают? Словом, подбор образов (хоть он часто - вещь спорная!) мне здесь не по душе...

      29. СНЕГ ПРОШЁЛ. АЛЕКСАНДР ТЕРЕК 

Снег прошёл - побежали на лыжах,
В этом есть сила - радость души.
Я берёзы и сосны увижу
В ПОВОРОТАХ ПРОЙДЯ ВИРАЖИ.

Лес КРАСИВ ПО МОРОЗНОЙ ПРОХЛАДЕ,
Как родного обнимет меня.
А на ветках остались награды
Снегопада вчерашнего дня.                логика  связи предложений с союзом А

Набирается в лёгкие воздух,
Ветер встречный - под горку быстрей.
И на сердце ЛИРИЧЕСКИЙ ОТЗВУК
От которого жить веселей.

ПРОСТОДУШЬЕ В ТЕПЛЕ И ПОКОЕ,
НАСТРОЕНИЕ ДВИЖЕТСЯ ВВЕРХ.
Этот мир очень просто устроен-
Радость жизни доступна для всех.

От ходьбы раскраснеются щёки,
Бриллианты на солнце в снегу.
И ПРОСТОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ УРОКИ-
СЧАСТЬЯ МИГ, ПОДАРИВШИЙ ЗВЕЗДУ.

Суть содержания стихов (что же считать хорошим) здесь заключена в строчках: "Этот мир очень просто устроен - радость жизни доступна для всех". Утверждение, с которыми не поспоришь. И, видимо, как иллюстрация к этому мнению, дано описание лыжной прогулки, изложенное очень уж плохим русским языком, который мне подробно  даже комментировать трудно. Всё, что особо сразило наповал плохим стилем речи, я выделила заглавными. Например, "лирический отзвук на сердце", "в тепле и покое", "настроение движется вверх". Еще больше не поняла логики изложения - связи  следующих предложений: "Лес красив по морозной прохладе, как родного обнимет меня. А на ветках остались награды снегопада вчерашнего дня" - к чему тут союз "А" и почему после того, как лес обнимет, как родного (в будущем времени), идёт переход в прошедшее время - "остались награды  снегопада"? А как понять фразу: "в поворотах пройдя виражи"? Разве это не синонимы? Или этот дурно сформулированный  вывод об уроках физкультуры: "и простой физкультуры уроки - счастья миг, подаривший звезду". Конструкцию фразы с предлогом "по" - "Лес красив ПО морозной ПРОХЛАДЕ" я тоже не оценила (по-русски будет:  "красив в мороз")

**************************************************
На этом, к сожалению, всё. Больше я не нашла стихов, написанных в декабре прошлого или январе этого года, да и те, что нашла - не факт, что были написаны специально для нашего конкурса. Не хотят мои читатели ТМА работать, предпочитая только наслаждаться. В итоговый разбор этого конкурса попало всего 7  стихотворений. Остальные тексты уже проверяли свое качество в другое время и на других конкурсах.

А может быть, бОльшего числа разобранных текстов вам и не нужно? А почему для других конкурсных площадок авторы все-таки пишут стихи специально к конкурсу? Наверное, что-то со мной  не так. Печалька.

Тем не менее, с  неизменным интересом ко всему происходящему на нашем сайте и с благодарностью к участникам за все-таки предоставленные ими стихи, Ваша Алкора, 21.01.20.