Так уж получается

Анатолий Цепин
     Так уж получается, что и стихи, и, тем более, прозу, я пишу от первого лица. Так сказать, живые личные впечатления и эмоции человека, который многое повидал, и многое перечувствовал. Но бывают и очень немногие исключения, когда попадается интересный материал и хочется поделиться тем, чего не видел и не прочувствовал сам.

     Есть у меня небольшой рассказик (1) о том, как обезьяны на Пангане помогают собирать кокосы. Сам не видел, но со слов нашего знакомого, молодого и весьма эрудированного молодого человека, Антона, действо это представлялось весьма захватывающим. Однако надо сказать, что Антон прекрасный рассказчик, но по своему характеру склонен несколько приукрашать увиденное. Это свойственно каждому хорошему рассказчику, и я сам этим иногда грешу, а потому рассказ про обезьян сразу не получил продолжение.

     Оказалось, что такое вроде бы естественное приручение приматов-помошников и использование их на общественно полезных работах далеко не везде принимается и приветствуется. На Бали, например, я столкнулся с тем, что о таком симбиозе человека и обезьяны мало кто знал. Наш знакомый, образованный, толковый и деятельный балиец, Гедэ, даже боялся приматов, чем меня, откровенно говоря, удивлял. Вроде бы милые создания, попрошайки и не агрессивные, а все при случае предупреждали, что их следует опасаться и близко не подходить.

     Тем не менее, в творческой столице Бали, городке Убуд, есть даже «Лес обезьян» («Monkey Forest»). Это биосферный заповедник, кусочек джунглей в городской черте, практически отданный на откуп обезьянам. Правда, кусочек этот вполне цивилизован, наполнен скульптурами приматов, дорожками и смотровыми площадками. Есть даже храм обезьян, но при такой цивилизованности здесь просто ощущается «запах древности». Может быть потому, что при высокой влажности даже современные строения быстро покрываются мхом, и выглядят от того древними.

     Ну, так вот, даже в этих владениях приматов, где посетителей едва ли не больше, чем обезьян, тоже предупреждают об опасности последних. С одной стороны, откровенное поклонение «манкам», а с другой – открытое опасение. Впрочем, я там видел белую девчушку, лет трёх, ни капельки не боявшуюся хвостатых хозяев. Она сидела на краешке возвышенной площадки, служащей, по всей видимости, обеденным столом приматов. На ней в полном беспорядке были разбросаны различные фрукты и овощи, и многочисленные обезьянки, от весьма крупных особей и до всякой хвостатой мелочи, непринуждённо лакомились, не обращая внимания на девчушку.

     Наверное, любовь и уважение балийцев к природе, к её флоре и фауне, является причиной того, что приматов не используют как помощников в сборе кокосов.  Балийцам, скорее всего, претит то, что обезьян-сборщиц надо содержать на привязи, ограничивая тем самым их свободу. Я уже писал (2), что, Мадэ, муж нашей знакомой массажистки, Юни, молодой и привлекательный парнишка, сам лазит на высоченные пальмы и срывает созревшие кокосы. При этом он всегда ходит в царапинах и рубцах, и под страхом однажды сорваться с высоты. Мы подсказали ему завести обезьянку, но, по всей видимости, наш совет не был воспринят благосклонно – нельзя ограничивать свободу даже приматов.

     А вот в Таиланде и, в частности, на Пангане, использование обезьянок для сбора кокосовых орехов является делом обыденным. Обычно они занимаются этим в джунглях, а я туда не ходок – вот потому и не видел это действо в прошлые приезды на Панган. В этот же раз, в первые же дни нашего пребывания на острове, рядом с нашим домиком что-то стало трещать и гулко падать, ударяясь о землю.

     – Смотри, обезьянка, – позвала меня Лариса.

     Я тут же собрался и вышел из домика – посмотреть, а что там на воле творится, откуда такой шум и гам в наших тишайших пенатах. Наш коттеджный посёлочек под названием «GrandFa» на десяток домиков расположен в отдалении от главной и единственной (если не считать переулочки) улицы Шритану, в рощице тропических дерев, среди которых есть и кокосовые пальмы. Оказалось, что прямо напротив нашей веранды на пальмах работает пара обезьянок, и управляют ими два молодых тайца. Обезьянки не вольны – в ошейниках и на длинных тонких бечёвках. Очень быстро и ловко они забираются на самый верх пальмы, прямо к гроздьям кокосовых орехов. Затем поочерёдно показывают своему хозяину каждый орех из грозди и получают от него приказ – отрывать его, или нет.

     Как я увидел, отрывались и сбрасывались вниз только уже перезревшие, или откровенно пропавшие кокосы, то есть те, которые сами бы непременно вскоре упали. Таким образом, это был не сбор созревших плодов, а профилактическая работа по предохранению жителей от неожиданных травм. Хотя здесь в ходу поговорка, что «на Пангане хорошему человеку кокос на голову не падает», но я про случаи таких травм слышал, а однажды за нашими с Ларисой спинами об асфальт грохнулся с высоты кокос и раскололся. Задержись мы на секунду, и нас уже нельзя было бы причислить к хорошим людям.
 
     Я немного припозднился в доме со сборами и поспел только к самому завершению уборочных работ. Сбросив ещё несколько плодов, обезьянки по приказу хозяев живо спустились с пальм и затрусили за своими работодателями. Оказывается, за поворотом, на дороге, ведущей к главной улице Шритану, стоял открытый грузовичок и, когда я к нему подошёл, то оказалось, что в нём сидели три обезьянки – две, которые работали на пальмах, и одна совсем ещё маленькая – видимо её уже начали приучать к таким рабочим поездкам. Все приматы дружно обедали, вкушая со вкусом плоды папайя. Мне подвернулась замечательная возможность сделать хорошую фото и видео сессию, чем я и воспользовался. Правда, тайцы попросили (жестами), чтобы я не беспокоил их питомцев, и близко к ним не подходил, а сами ушли собирать сорванные плоды.

     Поснимав, я тоже вскоре ушёл собираться на морские купания. А потом, шагая к Шритану и побережью, мы с Ларисой увидели, что обезьянки уже проводят профилактику пальм по нашей дороге. Так что теперь хотя бы на этой дороге не надо будет опасаться неожиданного подарка на голову. На этом примере я убедился воочию насколько слаженно и эффективно сотрудничество различных представителей фауны. Так что пошлю, пожалуй, Юни отснятые видео и фото – пусть посоветует Мадэ наладить такое сотрудничество – тогда и зарабатывать будет несравненно больше и жизнь свою меньше подвергать опасности. Послать я, конечно, пошлю, но отнюдь не уверен, что и Юни, и Мадэ прислушаются к этому совету, ведь природа для балийцев это живое существо, и нельзя угнетать её, ни в какой мере – это касается и флоры и фауны.

P.S.  А коконат, действительно, приятный и полезный напиток, что на Пангане, что на Бали, хотя на Бали кокосы всё же покрупнее будут, и соку в них, соответственно, побольше. Но об этом моём невольном увлечении как-нибудь в другой раз.

1) «О том, чего не видел сам – 1»: http://www.stihi.ru/2019/03/10/2336
2) «Главное достояние»: http://www.stihi.ru/2019/11/29/1979