БЛК Ян-2020 Обзор Бориса Панкина Соловки - Улитка

Рихард Мор 2
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.





Борис Панкин. Экспертный обзор. Январь-2020 (Большой Литературный Клуб) http://www.stihi.ru/2020/02/05/9430





ДЛИННЫЕ СТИХИ. Таковых... - как оказалось 8 - называю по быренькому:

1 - 980 - Мёбиус
2 - 1000 - Караван
3 - 1100 - Сержант
4 - 1200 - Море
5 - 1400 - Полигимнии
6 - 1400 - Театр
7 - 2000 - Соловки
8 - 3600 - Улитка (Ахатина)

- Безусловно, нас интересуют последние два. Краткие характеристики обоих.





1. СОЛОВКИ - 3-БЛК. Январь-2020. Обзор граждан-2 (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2020/02/02/2451
- Цикл из шести стихотворений; размеры - *Я4*Я5*Я4*Я3*Я5*Д4 - пять ямбических и один дактильный.
- Переходы диссонируют - что всегда происходит, если имеешь дело с силлаботоникой (даже при условии одного метра). То есть каждый стих на особку.
- 3 мажора, 1 мажоро-минор, ещё один мажор и последний минор.
- Содержание цикла - автологичное = повествовательное и воспоминательное (ветром и чайками додуло... или лучше сказать - задуло). В этом смысле, четвёртый самый короткий стих в размере - ямбический и последний дактильный - художественные:

—–—–—–—–
*
Вода в ручьях темна
и, словно кровь, густа.
Шевелится у дна 
ржавелая листва.

И вверх ногами в ней
дрожат среди камней
малина у моста
и маковка скита. 

*
Белое море и белый песок. 
Белый туман по-над белой обителью. 
Белобородый языческий бог
смотрит с иконы глазами Спасителя. 

Лето не лето, зима на носу. 
Клонятся травы к земле покаянно. 
Крикнет белуха на дальнем мысу –
и тишина.
И расстрельные ямы.
—–—–—–—–
- Какие к ним претензии?
- Никаких. Кроме разве что, - шо они там забыли...
- Среди всего остального - повествовательно-мажористого киселя. О котором, именно о котором,

- Возможно, кто-нить через двести лет, читая этот цикл, будет восклицать: Ну нифигасе! 200 рэ за рыбёху! Как жили-то, как жили... Не то что щас - 2 тыщи баксов за карасика. Лав... лав... Каа...
- магически действует на обезьянок.
- Всё бы да ничего, тока ведь в этой умилительной зарисовочке спрятан и другой слой - исторический - не времён Петра 1 , о которых, конешно же, никто не желает вспомнить (разве что упомянуть для важности сюжета), а не столь давних, где только ленивый пиитесс*, отказывается не сочинять о них в душеспасительном порыве душеспасительные вирши.
- * - пиитесс - сочинитель с древнегреческого.
- Ну давайте возьмём самое начало - мажористое до коликов:
—–—–—–—–
*
Среди белужьих косяков
идёт «Василий Косяков». 
На нём паломник и турист
глядят на море сверху вниз. 
А море дышит: вдох – и фух. 
Маяк зажёгся и потух. 
А век зажёгся и горел. 
Этап, Секирная, расстрел.

Когда приходит пароход,
двоих с него тотчас в расход. 
А ты на жёрдочке сиди. 
Падёшь – пригреют на груди
—–—–—–—–

- Первая полустрофа (катрен), эт пароход и туристы.
- Вторая полустрофа, эт какой-то... - нет, не писец, но расстрел. Вот откуда он так неожиданно взялся?
- Можно конешно же и не офигеть от такого контрастного душа, - но кто кого расстреливал, простите? - летали бы чайки, пенилось бы море, багровел закат.., но автор решил иначе и, - то ли паломник порешил туриста, то ли наоборот... То есть эт метонимии али аллегории?..
- Для того, чтобы это (типа) понять, мы читаем вторую строфу... - сколько это возможно, конешно. И наверное понимаем:
—–1
идёт «Василий Косяков». 
На нём паломник и турист
глядят на море сверху вниз. 
—–2
Когда приходит пароход,
двоих с него тотчас в расход. 
—–
- Обоих!.. - ... шобы не глядели обоя с верху в низ.
- Безусловно, эт пьяный шедевр, путается во времени, пространстве и даже в разуме шалит потихэньку.
- Но поскольку, его написала пиитесса (то-то они не любят когда их так называют...), то по большому счёту - да и ладно. Пиитессу немного взболтнуло от качки и она решила.. - нет, не то, что вы подумали, а - взбунтоваться.
- Но хватит уже говорить, - давайте уже послушаем Бориса:
—–—–—–—–
Тот случай, когда «многабукв», но они все на своих местах. Спасибо, Полина(зачеркнуто), автор. Я, может быть, придрался бы, разве что, к каламбуру в начале стихотворения, который, в общем-то, для последующего повествования смотрится инородно. Хотя и списан, скорей всего, с натуры. Есть такой теплоход «Василий Косяков» на маршруте Кемь — Соловки. Отвлекает ненужными ассоциациями.

Хотел выписать какие-то отдельные места, которые особенно нравятся, но нет смысла, оно не пилится на части. Тут впору структуру стихотворения анализировать, а не отдельные словосочетания. Причём и исторические детали выверены, и зарисовки с натуры офигенно выписаны, и баланс между «прошлое» – «настоящее» идеален. Очень круто сделано. —– БП
—–—–—–—–

КОММЕНТАРИЙ.
- Если бы я мог.., я бы наверное сказал Борису: Борис, косяк, эт не обязательно рЫбы или дверИ, эт - писец - не путать с ...опой. И когда автор начинает с парохода "Косяков", - прошу прощения, "Василий Косяков", конешно же, он уже, показывает или, лучше сказать, предвещает этот свой писец читателю. Ну. - Ещё бы! - Во второй строфе, раскрывая весь его уморительно-пафосный потенциал.
- Другое дело, понимала ли наша пиитесса (ну о чём это мы...), что пароход "Василий Косяков" не имеет никакого отношения к тому, что она так мажористо живописует...
- Суть-то не в этом, а в магии звоночечка оповещения...
- Но Вам отдельное спасибо, что подчеркнули "инструктивность" данной поступи шедевров.
- Другое дело баланс между прошлым и настоящим, эт безусловно, только в Вашем воображении.
- Нет. Прошу прощения. В Вашем уже мышлении, - человека опытного и многого повидавшего на своём нелёгком двойном веку. Что, безусловно, слышать уже, Вам, совершенно необязательно.
- Тока понимать.
- Особенно, когда запятые и точечки, - проставлены, наверняка, верно, и многое Вам и не только Вам, - объясняют.





2. АХАТИНА - 2-БЛК. Январь-2020. Обзор лидеров-1 (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2020/02/02/2421
- Беспорядочная* мини-поэма, если верить автору.., из трёх частей состоящая. Размер - вольный дольник с переменной анакрузой.
- * - сложная, если угодно.
- Переходы гармоничны (кроме одного —– !).
- Содержание поэмки - художественное, аллегорическое. И.., мы уже достаточно сказали о ней (в своём обзоре лидеров),
- поэтому давайте послушаем Бориса:
—–—–—–—–
Автор, «много букв». На лирическое стихотворение не тянет. Возможно это рассказ в стихах с элементами абсурдистской детской английской поэзии, привет Л. Кэрролу. Но для детской поэзии в нём слишком много сексуального подтекста, балансирующего на грани пошлости и сального анекдота. Так что даже и не знаю, где бы оно смотрелось уместным, но не в шорт-листе, и это точно. —– БП
—–—–—–—–
КОММЕНТАРИЙ.
- Всё правильно, - местами так и есть. Однако, эт как у Шерлока Холмса: "Вы, в принципе, сделали верные наблюдения, но ошиблись в знаке: надо было поставить плюс, а Вы поставили минус".
- Перефразируя Шерлока Холмса, - поэтому, мы и поставили плюс, а Вы поставили минус...
- Безусловно, ломать голову об аллегории и плутать в лабиринтах метафор, кои, сам автор мешает в шпротах, капусте и СоСе, согласен, не стоит. Ведь обо всё этом нельзя прочитать в Гугле...
- Эт не элементарно знать, что есть, например, такой пароход як "Василий Косяков" и Секирная - не улица (или скорее площадь), а гора. Я, например, не знал. Но по началу принял Секирную за улицу (...). Аллитерации, наверное. И так далее.
- Не говоря уже о том, что автор (всё таки Ахатины) грешен и в ритме - мы это отмечали в своём обзоре. Здесь, в отличие от предыдущих двух абзацев, я не иронизирую.

- Показываем переходы и по домам.

ПЕРЕХОДЫ обоих саг:

1. СОЛОВКИ
—–—–—–—–
1
И вырастет из босых ног
черничник и косматый мох. 

*
Разбудит благовест. То тихо, то набатно
качают звук поморские ветра.

2
К Преображенью патриарха ждут, 
и мужики вовсю скупают водку. 

*
Когда глядишь на облака, 
нет расстояний меж веками. 

3
что произносит Soul-love-ки
какой-то иностранец тощий.

*
Вода в ручьях темна
и, словно кровь, густа.

4
малина у моста
и маковка скита. 

*
А вот где жизнь назло берёт своё 
у каменного холода и глины:

5
Мне больше всех растений в ботсаду
запомнилась тупая кровохлёбка. 

*
Белое море и белый песок. 
Белый туман по-над белой обителью. 
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

2. АХАТИНА
—–—–—–—–
0
В колоде одни мечи.
Ахатина делает стойку.

Одиножды три – два,
– Все улитки знают про это.

1 —– !
Его ладони дарят тепло. А за окнами вечное бр-р-р!!!

Ахатина показывает рожки ненастью.
………………………………………

Одиножды два – один.
Кухня. Банки. Пустой холодильник.

2
И летит за метелью беззащитное тельце куда-то.

.................................................

N тоже пытался ползти, сугроб обжигая дыханием,

3
Ахатина открывает миры.

....................................

Одиножды один – ночь.
– Где ты, моя Ахатина?..
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–





ИТОГО:
- Выбор Бориса Панкина понятен и очевиден в обоих случаях.
- Было бы интересно, наверное, если бы Борис попробовал разобрать "Соловки" - поплутав в прошлом, настоящем и будущем... Но боюсь, этого не произойдёт, ибо такие мажоры разбирать - миноры на свою голову посылать. Ага.