Интервью с поэтом 25. Анатолий Цепин

Максим Неизвестных
                «ИНТЕРВЬЮ С ПОЭТОМ 25.АНАТОЛИЙ ЦЕПИН»

    АНАТОЛИЙ ЦЕПИН: «  …в душе я всё ещё остаюсь восторженным юнцом, каким-то чудом перенесённым, как минимум, на полстолетия вперёд».

   Анатолий Цепин (http://www.stihi.ru/avtor/tonyone) точно знает, что такое гармония и баланс, ведь в своей жизни он преуспел во многих направлениях, начиная поэзией и заканчивая научной деятельностью. Но больше всего меня поражает в Анатолии его юношеский энтузиазм и вечное стремление к движению, что, к сожалению, не всем свойственно в нашем социуме! Встречайте, путешественник, поэт, примерный семьянин, научный работник и просто достойный человек Анатолий Цепин!

                О ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я: Длю любого поэта самым символичным и интимным является его первое стихотворение! А  как начался Ваш творческий путь?
       АНАТОЛИЙ: О поэтической стезе никогда не помышлял ни в детстве, ни в юности, ни даже в взрослые уже годы. И сказал бы кто, что в зрелом возрасте буду писать стихи - не поверил бы.Просто жил, как деревенский шалопай - на воле и в единении с природой и компанией таких же оболтусов. Не скрою, интересно жили, увлечённо. А потом учёба увлекла и отбирала основное жизненное время, но это была успешная возможность выделиться, да и атмосфера в стране среди подростков после успехов наших физиков была такая восторженная, что многие просто грезили надеждой приобщиться к когорте этих толковых и бесстрашных людей. И меня эта волна зацепила крепко, и взяла в оборот, отнимая, ради знаний, время у всех других потенциальных увлечений. Школа - с золотой, и тем же летом в первом потоке успешные приёмные экзамены в МИФИ. Учился не в Москве, а по личному желанию на отделении МИФИ в Обнинске, научном городке, известном миру по первой атомной электростанции и крупнейшему физическому институту - ФЭИ (Физико Энергетический Институт). И покатились почти шесть лет тяжелейшей и интереснейшей учёбы - опять же не до поэзии. Тем более, что в этот напряжённый образовательный период влились пять стройотрядов на стройках по всей России, женитьба и появление первенца. А потом новоиспечённый физик-практик со специальностью физика твёрдого тела и уклоном в атомную физику попал в один из геологических институтов РАН СССР. Здесь в рентгеноспектральной лаборатории на уникальном французском оборудовании методом рсма (рентгеноспектральный микроанализ) изучал на микронном уровне состав минеральных геологических объектов. А чтобы лучше знать объекты исследования, ездил с геологами в экспедиции - и по России, и за рубежом. Доизучался до того, что стал кандидатом геолого-минералогических наук, написал массу статей и открыл десятка полтора новых минералов. Но не в этом суть, это лишь преамбула к тому, как вроде бы успешный и уже известный учёный вдруг ни с того, ни с сего, уже в солидном возрасте, ударился в несусветную блажь - начал сочинять рифмованные строчки. И вся эта поэзия потянулась, как ни странно, из эпистолярного жанра. Уезжая надолго в экспедиции, оставляя жену и сынишку, я твердо обещал писать им каждый день. Собственно, говоря, так оно и было - каждый вечер я уединялся и при свете свечи, или у костра писал о своих приключениях и эмоциях. И так было несколько лет, до той поры пока я не попал в геологическую экспедицию в Монголию. Если в других экспедициях мы обычно стояли лагерем и ходили от него в маршруты, то в Монголии наш начальник работал по теме "Редкометальные граниты" - изучал содержание редких металлов в горных породах, а потому мы практически никогда подолгу не стояли лагерем, а носились по Монголии от одного горного массива к другому. Ездили сутками в ужасной тесноте, останавливаясь только на перекус и ночлег. И что прикажете делать в эти протяженные периоды вынужденного безделья, когда ни рукой ни ногой и пошевелить нельзя, не то чтобы что-то записывать? Оставалось только думать и ... сочинять по мере избытка времени и уже накопленного жизненного и эмоционального опыта. Так вот, из безделья ("Когда б вы знали из какого сора ...") и всё же не даром уж накопленного жизненного опыта в уже начинавшую седеть голову начали пробиваться рифмованные строчки. Я тогда и жене начал в письмах свои первые простенькие стишки сбрасывать. А первое было что-то про горы и называлось "Мы по горным дорогам", и заканчивалось такими строчками: "И опять нам в дорогу собираться с тобой, мы гордимся своей беспокойной судьбой".
Я: Какой сложный и длинный путь к поэзии!А что Вас направило к регистрации на Стихи.ру?
       АНАТОЛИЙ: Случай, Максим, чистейшей воды случай! Я до этого нигде не публиковался, и за двадцать с лишним лет со дня написания первого стихотворения у меня накопилось несколько сот произведений, и мало кто знал, что я грешу стихосложением. И как-то мое семейство, в лице супруги и доченьки, решило это упущение исправить и к моему дню рождения напечатать в виде подарка сборник стихотворений. Они хотели сделать всё в тайне, но женщины и тайна это два несовместимых понятия. Короче, я узнал, посмотрел отобранный материал и за голову схватился - для меня, физика, бессистемная подача материала это нож острый. Пришлось самому запрячься и навести порядок, и издать этот подарочный сборник под названием "Сколько было дорог". Сотня стихотворений о моих геологических экспедиционных впечатлениях. Книжка пришлась по душе и мне и знакомым, и тогда уже зародилась мысль, а почему бы мои "творения" не представить более широкой публике? Тут как раз и подвернулся (совершенно случайно) сайт "Стихи.ру", и я решил рискнуть. И, как всякий новичок, тут же сделал первую ошибку - вместо одного пробного стихотворения в первый же час вывалил на сайт десятка полтора своих вирш. И так продолжалось несколько дней. Естественно, такой объём информации мало кто мог принять и выдержать, а потому на большое количество выложенных стихов было не так уж много отзывов, но все весьма хорошие. Насчёт популярности я и не надеялся, поскольку был новичком в этом уже сложившемся поэтическом мире. Но, по всей видимости, мой, накопленный к этому времени, огромный жизненный опыт сыграл свою роль. А первое стихотворение, которое я выложил в сеть, называлось "Я романтик"( http://www.stihi.ru/2005/10/22-820).
Я: Мне кажется, Ваша страница просто обязана была стать популярной, ведь такая многогранность не может остаться в тени!Мне всегда было интересно, а есть ли у поэтов фавориты среди своих стихотворений? И помните ли Вы все свои стихи?
       АНАТОЛИЙ: Конечно, есть, Максим.
И, как правило, это не те стихи, на которые тратится наибольшее количество времени и сил, а те, которые написаны под влиянием сильных душевных и эмоциональных потрясений. Одно из них, но уже по грустному поводу - ушел из жизни один из лучших моих друзей, с которым мы почти шесть лет прожили в одной комнате студенческого общежития, что называется, делили и хлеб, и кров - "Уходят, ребята, уходят" (памяти Володи Можаева). (http://www.stihi.ru/2005/10/29-504).

                О БОГАТСТВЕ В ПОЭЗИИ И ТВОРЧЕСКОМ ВЕЧЕРЕ

Я:  Вы говорите, что стихи для Вас не являлись самоцелью, и я Вас за это очень уважаю, потому что, мне тоже кажется, что творчество творчеством, но есть и реальная жизнь, которая насыщенна и другими промыслами и гаммами! Просто многие считают стихи главнейшей целью жизни, и мне не кажется, что так стоит…А кстати, как Вы считаете, сможет ли человек, занимаясь сугубо написанием стихов в наше время, разбогатеть? Или обеспечить себя хотя бы минимальной потребительской корзиной?
      АНАТОЛИЙ: Может быть, если бы я начал сочинять с детства-юности, стихи и стали бы для меня «самоцелью», но ко времени начала моего увлечения поэзией у меня уже были другие серьёзные наработки и другие жизненные интересы, а стихи стали заполнять одну из ниш хобби. Я надеялся достичь успеха в науке и этому всё шло, но в нулевых науку практически сравняли с плинтусом, почти прекратилось её финансирование. Наш геологический институт из-за этого вынужден был отказаться от всех своих российских и зарубежных баз и прекратить практику экспедиционных работ. Начались массовые сокращения среди учёных, невзирая на степени, звания и заслуги, при этом вырос административно-хозяйственный штат. В общем, «ушли» меня, несмотря на сотни моих статей, открытие полутора десятков новых минералов и минерал ЦЕПИНИТ в мою честь. Так что даже занятие серьёзной наукой у нас не гарантирует достойное благосостояние, а Вы говорите про стихи! Стихи богатства не дадут, разве только своего, душевного. Да и корзиной потребительской навряд ли обеспечат, я на себе это испытал. До сих пор все мои сборники несли мне только убытки и … радость, когда я их раздаривал друзьям и знакомым и видел их благодарные чувства. Поясню немного. Чтобы книги были доступны по цене рядовому покупателю, надо чтобы их себестоимость была невысока, т.е. надо выпускать их большими тиражами. При этом автор должен быть достаточно раскручен и на слуху, чтобы эти тиражи разошлись. Рядовой автор не потянет ни финансовой, ни рекламной нагрузки. А малые тиражи делают сборники столь дорогими, что продать их практически невозможно – только дарить. Правда, всегда есть исключения, но для этого надо иметь среди своих знакомых богатого инвестора, или «руку» в редакционно-издательском бизнесе. Не порадовал я Вас, Максим? Сам не рад, но тешу себя надеждой, что со временем в стране всё же произойдут благоприятные культурные изменения, а написанное останется и, может быть, даст возможность потомкам нашим издать его с выгодой. Наивные мечты, но в нашей реальности ничего лучшего пока нет. Правда, можно в поте лица устраивать свои платные вечера, где и продавать свои книги (кстати, покупают весьма неохотно, знаю по себе), но это тяжелая и не очень благодарная работа, и богатства не принесёт. У меня был такой вечер в знаменитом бард-кафе «Гнездо Глухаря».
Я: Да, к сожалению, в наш век поэзия не гарантирует автору хоть какой-то минимальный заработок. Со времен поэтов СССР прошло сравнительно не много, а как поменялись ценности!
Кстати, а что Вы испытывали когда проводили свой первый творческий вечер?Это же такая честь!
       АНАТОЛИЙ: Волнение, Максим, конечно волнение. Надо сказать, что это моё обычное состояние, когда я выступаю на людях. И это не зависит от того, где и когда. Будет ли это на Учёном Совете института, или просто на общем собрании, а, может быть, с докладом на научной конференции – во рту сразу пересыхает и требуется время, и, хотя бы, глоток воды, чтобы прийти в норму. Вечер проходил в большом зале бард-клубе «Гнездо Глухаря», расположенном тогда ещё на Большой Никитской. Чтобы как-то усилить свои позиции, я решил сделать вечер совместно с Александром Хайленко. Это композитор и бард, он из Алма-Аты и широко известен на бардовских фестивалях в Средней Азии. Вот и я с ним познакомился очно на фестивале бардовской песни «Чимганское эхо», где он представил несколько песен на мои стихи, и одна из них даже стала лауреатом. Александр охотно откликнулся и прилетел из Алма-Аты, и не один, а с целой компанией авторов и исполнителей. Надо сказать, что это самая поющая семья – он сам, двое сыновей, внучка и будущая невестка, Елена Трубачёва, кстати, лауреат Грушинского фестиваля. Из Питера приехал бард, музыкант и исполнитель Марен Марнэ, от Москвы песни на мои стихи исполняли: Сергей Светлов, Андрей Куряев, Сергей Какпаков, Павел Ашукин.
Это было незабываемо. Публика прекрасно приняла исполнителей и восприняла исполняемый репертуар. Жаль, что время пролетело так быстро и не всё намеченное удалось реализовать. А потом мы гуляли по ночной весенней Москве (было 2 марта, но очень тепло) и буквально витали в облаках от осознания значимости и успеха сделанного. Вот Вы, Максим, говорите, что это честь, но я никогда не был честолюбивым человеком, и для меня это просто хорошо выполненная работа, которая, кстати, быстро и надёжно забывается, особенно в наше, отнюдь не поэтическое время.
Я: Если верить мнению, что становление и взросление человека приходит тогда, когда он начинается задумываться о смысле жизни, то как давно Вы «повзрослели»?
      АНАТОЛИЙ: А кто Вам сказал, Максим, что я уже повзрослел? И что значит "задумываться о смысле жизни"? Становление и взросление протекают от самого рождения, и о жизни с младенчества думаешь, и смысл этих дум со временем трансформируется, согласуясь с обстоятельствами и жизненным опытом. А смысл жизни – да в самой жизни он и заключается. В жизни достойной, и я согласен со слова Николая Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы …». Может быть, я ещё не повзрослел и не стал человеком, поскольку в душе я всё ещё остаюсь восторженным юнцом, каким-то чудом перенесённым, как минимум, на полстолетия вперёд.