Ко Дню Победы

Георгий Куликов
ПРЕДИСЛОВИЕ

    Отец, ветеран Великой Отечественной войны, и мама, её участница, на празднование Дня Победы всегда приглашали меня и мою сестру, причём обязательно вместе с нашими семьями. Встречи эти стали традиционными, а главное – всех нас (три поколения!) душевно сближали. Мы пели под баян или гитару песни военных лет, родители вспоминали фронтовую молодость… 
     В год 50-летия Победы я попросил отца и маму эти воспоминания записать, с тем, чтобы их напечатать в журнале, в котором тогда работал: готовился целевой, посвящённый юбилейной дате, выпуск. Мама через неделю вручила мне тонкую школьную тетрадку, исписанную крупным почерком, а отец (ещё работавший), сославшись на занятость, от этого «задания» уклонился.
      Мамин рассказ я подготовил к печати в виде письма, полученного в ответ на редакционное обращение к ветеранам и участникам ВОВ присылать свои воспоминания о войне. Из этих писем главный редактор отобрал для публикации только три, среди которых (к моей вящей радости!) было и мамино письмо. Оно было подписано её девичьей фамилией (так мы с ней договорились!), и в том, что его написала моя мама, я признался только после выхода журнала в свет – на редакционном, в честь Великой Победы, застолье.
     Собирали мы целевой номер и к 55-й годовщине Победы. Я вновь попросил отца написать о войне, но и на сей раз он делать это отказался, однако журналу всё же «подсобил» – уговорил написать своего фронтового друга Ивана Кушвида. Он по болезни прийти в редакцию не мог и послал рукопись по почте. Когда же получил авторский экземпляр, то по телефону поблагодарил редакцию, как говорится, от всей души.
     К 60-летию Победы мы снова готовили целевой выпуск журнала. И я опять попросил отца написать (хоть что-нибудь!) о войне. Он уже не работал, а после того, как ему отняли ногу, из квартиры не выходил. «Делать, – говорю, – тебе нечего – вот и напиши!» Он согласился, но всё оттягивал: надо, мол, собраться с мыслями. Подошло время сдачи материалов в номер, и я, поняв, что текста уже не дождусь, решил сам его записать. Приехав к отцу, больному и ослабшему, я набросал с его слов разрозненные эпизоды. Потом несколько раз уточнял по телефону (несомненно, мучил его!) и, наконец, спаяв всё воедино, успел уложиться в срок. Журнал этот после привёз к родителям и вслух прочёл отцовы воспоминания. Мама порадовалась, отец был глубоко тронут.
     С его участим мы праздновали День Победы до 2010 года (он умер 12 июля – в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла). За два месяца до кончины собрали праздничный стол у его кровати, с которой он уже не вставал (ему ампутировали и вторую ногу!). Рюмку «за победу» он поднять не мог, а только смотрел на нас с печальной, если можно так выразиться, радостью. Потом я навестил его один. Отец был совсем плох, встретил меня молча. Я засомневался: узнал ли он меня? Вот тогда и предложил ему – «для поднятия боевого духа!» – послушать его воспоминания о войне. Поначалу он будто бы и не слышал, но вскоре стал заметно оживать, а под конец чтения глаза его заблестели слезами. «Спасибо, сынок!», – прошептал он едва слышно. Порой вспоминаю ту минуту, и на душе становится теплее: радуюсь, что моя журналистская деятельность, которую отец не очень-то и жаловал («лучше бы остался инженером!»), принесла ему перед смертью сердечное утешение.
     С одной  мамой мы День Победы отмечали до 2018 года. Она скончалась 8 апреля 2019-го – в день Отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В последние годы жизни мамы навещал её редко (переехал в другой город) и всякий раз убеждался в том, что журналы, в которых опубликованы её и отца воспоминания о войне, лежат рядом с кроватью, на расстоянии вытянутой руки. «Перечитываешь? – спросил её однажды. – «Время от времени…Спасибо тебе!» В отличии от отца, она всегда приветствовала мои дерзновения на литературном поприще, и в этом мне была великая духовная поддержка.
     Мы с сестрой давно уже поняли, сколь мудро поступали наши родители, ежегодно собирая нас 9 мая. При встречах всегда об этом вспоминаем. Примите от нас, дорогие папа и мама, благодарный поклон. Царствие вам Небесное!

+++
   
     Перечитав воспоминания, вижу, что они нимало не утратили своего «просветительского» значения, особенно сейчас, когда западная пропаганда пытается, если не отнять у России  Великую Победу (это никому  не удастся сделать!), то хотя бы её принизить и очернить.
    В такой же последовательности, как публиковались воспоминания в журнале, размещаю их и здесь.


Продолжение: Ко Дню Победы - воспоминания мамы - http://www.stihi.ru/2020/03/17/5337