5. 3 Период эмоциональный. Сублимация

Ирина Петал
   Под этим термином понимают защитный механизм психики, который представляет собой снятие внутреннего напряжения при помощи перенаправления энергии на достижение поставленных целей, творчество. Основными компонентами являются:

1. Переход энергии от объекта инстинктивного влечения к объектам, имеющим культурное значение.
2. Трансформация эмоций, способных сопровождать деятельность человека.
3. Освобождение психики от инстинктов, которые преобладают.
4. Преобразование инстинктов в приемлемую для общества форму.

   Термин сублимация в философии - это переключение части энергии с социально и культурно неприемлемых и, можно даже сказать, низменных целей, на социально значимые, возвышенные. Идея данного механизма описана в одном из произведений немецкого писателя Юнга Штиллинга и в работах немецких философов Шопенгауэра и Ницше. Это понятие первым открыл Фрейд. Примером таких трансформаций может быть сублимирование сексуальных желаний в эстетические, либо религиозные.

   Сублимация в психологии. Специалисты говорят, что сублимация в психологии - это такой механизм психики, который имеет защитные свойства от внутреннего напряжения, которое вызвано определенными обстоятельствами, с целью перенаправлять энергию для достижения цели. Так, можно утверждать, что каждый неприемлемый для личности импульс, есть возможность использовать положительно, направив на конструктивную деятельность, а не на разрушение.

   Примеры подобного перенаправления в жизни:
1. Работа полицейским – перенаправление склонности к насилию.
2. Специальность патологоанатом – сублимация интереса к мертвым, смерти и трупам.
3. Работа хирургом – переход склонности к садизму.
4. Творческая деятельность, успехи в науке – перенаправление сексуальной энергии

   Сублимация - механизм психологической защиты. Под сублимацией понимают один из механизмов защиты психики человека, который способен снимать напряжение в конфликтных ситуациях. Сублимировать - это значит превращать инстинктивные формы психики в социально значимые для общества и самого человека формы деятельности. Агрессия способна получить разрядку в спорте, либо в очень строгих методах воспитания, а эротизм сублимируется в творчестве и дружбе. В тех случаях, когда естественная разрядка инстинктивных влечений невозможна, можно найти такую деятельность, где данные импульсы могут найти применение.

   Сублимация у женщин. У каждого человека есть свои предпочтения в жизни, а потому понятно, что и трансформировать какую-либо энергию все мы можем по-разному. Женская сублимация имеет свои особенности. Для леди часто бывает актуальной сублимация любви. У представительниц прекрасного пола есть не так и мало вариантов переноса энергии. Женщина может трансформировать свою накопившуюся энергию в:
• творческую деятельность (рисование, вышивка, бисероплетение);
• спорт и фитнес;
• работу;
• домашнюю работу;
• воспитание детей.

   Сублимация у мужчин. Перенести свои сексуальные импульсы на что-либо иное и при этом в итоге сделать настоящий шедевр - под силу представителям обоих полов. Это и объясняет, что такое сублимация. Есть несколько вариантов, как мужчины сублимируют энергию:
1. С головой окунаются в профессиональную деятельность. Другими словами, все свои силы отдают карьере, и для иных посылов и стремлений просто не остается душевных и физических резервов.
2. Начинают заниматься творчеством. В такие дни могут получаться настоящие шедевры, что под силу только великим мастерам.
3. Интенсивно занимаются спортом. Физические нагрузки могут быть большими и регулярными.
Полностью себя посвящают любимому увлечению. Это могут быть как активные виды спорта, так и рыбалка, охота, музыка.

   Как правильно сублимировать? Важно знать, куда и как сублимировать энергию. Вот несколько советов как научиться целенаправленному механизму перехода:
1. Важно научиться принимать каждый новый день и каждого человека в жизни, как подарок.
2. Необходимо позволять себе самые безумные мечты и при этом развивать воображение. Это является одним из самых важных принципов механизма трансформации. С помощью воображения могут возникать самые лучшие открытия.
3. Нужно положиться на интуицию. Вместе с воображением она способна помочь поймать те идеи, которые парят в воздухе. Порой благодаря этому определяется гениальность.
4. Большинство талантливых изобретателей использовали, так называемый, «эффект черной дыры», когда закрывались в темной комнате и таким образом полностью абстрагировались. Это позволяло психике абстрагироваться от происходящего вокруг и сосредоточиться на определенных задачах.
5. Важно помнить, что эмоциональный подъем имеет сходство с состоянием влюбленности. Необходимо с такими чувствами прожить ситуацию, где есть желание преуспеть в чем-либо.


Стихи - это сублимация
Николас Деринг


   По большому счету, написание стихов – это банальное психическое расстройство,
вызванное неким «недовольством» жизнью… и реже - переполняющим счастьем...
   Стихира - сайт массового публичного одиночества...
   Кто-то пьёт... кто-то играет в компьютерные игры... кто-то ударяется сексуальный беспредел, а кто-то в творчество...
   Стихи - один из видов продуктивной сублимации (один из видов самозащиты личности)...
   И слава Богу, что кому-то хоть немного "помогает"...Около 100 000 человек только на Стихире... Постоянный контингент авторов - около 10 000 человек, не считая клонов... Читателей подсчитать трудно...
   Как говорится: "Лишь бы не курили..."
   Конечно же, можно ещё стать и профессиональным поэтом и писать стихи "на продажу", "на заказ"...
   Но много ли заработаешь на этом "товаре"?
   И будут ли это уже настоящие Стихи?
© Николас Деринг [ni], 2006   [1]


Сублимация
Николас Деринг


   Сублимация, как один из видов самозащиты личности - полезна. Но важно не привыкнуть.
   Сублимация бывает разная: продуктивная и не очень. Кратковременная или надолго. Часто человек "зависает", "застревает" или утопает в ней. И тогда сама жизнь превращается в сублимацию, в некий суррогат жизни, в видимость для самих себя, что всё хорошо. И это "хорошо" становится альтернативой решения острых или хронических проблем, т.е. проблемы отодвигаются, маскируются или просто игнорируются человеком. И со временем приходит понимание, что проблема неразрешима, потому что упущено время возврата к её решению. Решение проблем, преодоление препятствий и трудностей делают человека сильнее. Затянувшаяся сублимация - слабым и отставшим от своей реальной жизни. Поймите вовремя, когда вернуться к жизни, т.е.  к решению актуальных проблем.

(Н. Деринг, отрывок из книги "Немая Истина")
© Николас Деринг [ni], 2014   [2]


Замечание читателя по теме


   Да, переизбыток напряжения, страхов, неопределённости требуют какого-то увлечения, чтобы переключить мысли. Когда я не могла после университета устроиться на работу, а это длилось несколько месяцев, то занялась очередным рукоделием – научилась вязать крючком по книжке, переписала у знакомой большую книгу со схемами объемных салфеток. Красивые салфеточки были. Когда были проблемы с сыном, убегал из дома, то хотелось делать яркие открытки на фотошопе. Ну, и тому подобное... Мне кажется, в творчество больше трансформируются отрицательные эмоции (или переизбыток положительной, пока она не стала плохой).

   На стихи.ру я ощутила, кто пишет за людей. Боль! У одной знакомой поэтессы умер любимый муж, она попала в аварию, проблемы с передвижением, у неё очень красивые стихи были... У другой, жизнь, которой она не была довольна, кульминация – смерть любимого внука: у женщины отказала речь, восстановилась творчеством, стала писать стихи и прозу, сейчас у неё много романов издано... У автора дважды умирают любимые жёны от рака – творчество спасло, сейчас у него есть третья, любимая спутница жизни – и избыток чувств снова в творчестве... Таких примеров много.

   Борис Родоман [ar] на прозе.ру, учёный-географ, делился в своих открытых публикациях, что после стрессов от женщин у него рождались гениальные идеи.

   Житейские проблемы... – творчество лучше всего помогает в борьбе с ними...  Но, на мой взгляд, здесь тонкая грань... С одной стороны, люди научились освобождаться от излишних эмоций. Вроде, всё. Уходите... Но человек впадает в зависимость от собственного творчества... Понимаю, сама такая... Хотя, всё реже и реже возникает желание заходить на сайте... Стала спокойнее. Но есть желание познать жизнь, законы мироздания, а со стихами (прозой) это намного интереснее...

   Какие произведения станут настоящими... Сложный вопрос. Оставим на время... Наверное, те, которые Автор отпустил от себя, сорвал "виноград" мысленный, поставил перебродить для вина... Выдержанное временем вино, стихи, – самые настоящие, крепкие, сладкие... От молодого вина болит голова…



_______________________________________
Авторские страницы:
[ar]  Борис Родоман    http://proza.ru/avtor/arctium
[ni] Николас Деринг   http://www.proza.ru/avtor/nikolas01;   http://www.stihi.ru/avtor/nikolas3

Информационные ресурсы:
[1] Николас Деринг «Стихи - это сублимация»   http://www.stihi.ru/2006/02/01-1441
[2] Николас Деринг «Сублимация»   http://www.proza.ru/2014/01/21/2459





ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА:

Рецензия на «Что дальше? говорю себе...» (Рина Филатова):

Риночка, ярко, пессимистично.
Но Поэт и создаёт свои шедевры, когда больно, когда "чёрная полоса".

"Любовь - наплакал кот,
Семья – стена немая,
Друзья наперечет,
Работа убивает".

Это написано несколько лет т.назад. Надеюсь, что сейчас строки были бы другие. А какие?

А вот кое-что из моего "Архива Архивыча" на эту тему. Надеюсь, что-то будет интересно.

О ВЛИЯНИИ ЛЮБВИ И ЖИЗНЕННЫХ УСПЕХОВ НА ПОЭЗИЮ И ТВОРЧЕСТВО.

ИЗ КНИГИ ЗОЩЕНКО: «ВОЗВРАЩЁННАЯ МОЛОДОСТЬ»

Правда, классический пример - влюбленные пишут стихи. Но они всякий раз перестают писать, если их любовь увенчана. То есть влюбленные пишут стихи именно до того момента, покуда они не затратили своей энергии на более "низменные" потребности.

Если же, предположим, человека оставила женщина и этим он несчастен есть все шансы, что он напишет какую-нибудь вдохновенную поэму или роман. Таких примеров мы знаем множество.

Боккаччио в своем предисловии к "Декамерону" пишет, что несчастная любовь создала ему эту книгу. Он написал эту книгу "благодаря Амуру, который освободил его от своих уз".

Бетховен однажды, отказавшись от любви, которую предложила ему одна из его поклонниц, сказал своему другу: "Если бы я таким образом захотел пожертвовать свои силы, что же бы осталось для лучшего, для благородного".

Чрезвычайно трагична и показательна в этом смысле жизнь Бальзака. Этот величайший писатель, написавший столько, сколько никому не удавалось, подряд терпел в любви поражения. Человек любил женщину в течение почти 30 лет. И за эти годы он лишь три раза с ней встречался. Первый раз две недели, второй раз месяц, и наконец, уже будучи развалиной, за полгода до смерти, он женился на ней. Вот пример необычайной сублимации (защитный механизм психики, позволяющий снять внутреннее напряжение и перенаправить ее на достижение какой-либо цели, творческие задачи), переключения низменных процессов на творчество.

Ж.-Ж.Руссо пишет роман "Новая Элоиза" в тот год, когда он, как сообщают его биографы, был безумно влюблен в одну женщину - и она не принадлежала ему.

Вот еще один классический пример сублимации. Пушкин делает предложение Н. Гончаровой. Свадьба назначена на октябрь 1830 года. Пушкин получает от отца имение Болдино и в последних числах августа спешно выезжает туда для устройства дел. В первых числах сентября Пушкин собирается вернуться назад. Однако возвращение невозможно. Всюду по случаю холеры расставлены карантины, и путь к Москве и Петербургу отрезан. Влюбленный поэт невольно задерживается в Болдине больше чем на три месяца. Все негодование, страсть, тоска, злоба и бешенство на задержку, вся нерастраченная нежность и любовь к своей невесте - все это в течение трех месяцев "перемалывается", переключается на творчество. Так называемая "болдинская осень" была исключительна по обилию творческой продукции. Никому, пожалуй, и никогда не удалось в течение трех месяцев создать столько, сколько создал Пушкин. Он закончил "Евгения Онегина", он написал пять "Повестей Белкина", он написал "Каменный гость", "Пир во время чумы", "Домик в Коломне", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Историю села Горюхина" и, кроме того, несколько мелких стихотворений. Это была знаменитая "Болдинская осень", которая всегда поражала историков литературы.

Величайшее творчество никогда почти не шло об руку со спокойным, размеренным благополучием и тем более - с удачной любовью к женщинам.

Правда, многие, если так можно сказать, "надували" природу. Гете, например, был женат на неграмотной служанке, жил с ней, казалось бы, безоблачно долгие годы, однако он постоянно влюблялся в "прекрасных женщин", которых он встречал при дворе. И эту влюбленность он как бы превращал в поэзию. Но, вспомним, что первый роман Гёте «Страдания молодого Вертера» был связан с его первой неудачной любовью. А какой эффект он произвёл на молодёжь? Многие стрелялись – и роман, какое-то время был под запретом.

Ещё пример (из другого источника).
По возвращении из похода 1814 г. Батюшков застал, уже 19-летнею Анну, красавицей и полюбил её. В 1814 г. Фурман даёт согласие на брак, но скоро Батюшков убеждается, что это решение было продиктовано не взаимным чувством, а волей опекунов. Последним несчастием этих лет становится смерть отца в 1817 г., который вконец разорился и оставил на попечение поэта заложенное за долги имение и двух маленьких детей от второго брака. Но годы 1817-1818 (30-31 год), как это нередко бывает, становятся временем творческого подъёма.
*****

Зощенко делает вывод: «И нам не приходилось видеть по-настоящему счастливых людей, которые были бы велики в своей работе. Все они были неудачники в личной судьбе».

Вот и приходится думать о том, что первично и более значимо: "Любовь и размеренная жизнь, либо удачи в Творчестве?

Вы за что??

С искренним уважение и извинением, если утомил большим текстом, -
     Евгений Говсиевич   
     26.06.2020г. 
     Авторская страница:   http://proza.ru/avtor/mm1005
     Первоисточник:   http://proza.ru/2016/03/25/771