Вехи памяти моей. ливан, март 1985 года

Валентин Савин
Я в качестве руководителя молодёжной команды баскетболистов 1968-69 годов рождения с 6 по 20 марта 1985 года находился в Ливанской Республике для встреч с местными баскетболистами.
В качестве отступления хотел бы сказать, что население страны в то время составляло чуть больше 3 миллионов жителей. На 90% арабы, далее палестинцы, армяне, греки, турки. По религии ливанцы - мусульмане христиане. Язык арабский. Рано утром по пятницам улицы ливанских городов оглашаются заунывными звуками молитв муэдзинов - служителей культа, которые призывают население городов и сёл к молитве (намазу) пять раз в день. По воскресеньям звучат перезвоны колоколов христиан.
Население делится на шиитов и суннитов. Расходятся они в вопросе о том, кто должен быть лидером мусульманской общины. Сунниты считают, что им может стать кто угодно. А шииты полагают, что возглавлять мусульман должны в первую очередь кровные потомки пророка Мохаммеда. Пойди разберись, кто из них потомок, а кто нет. Однако не всё так туманно. Шииты носят чёрную чалму и чёрные длинные одежды. Их большинство – порядка 80%. Сунниты носят белый колпак. Если на нём есть зелёная полоска, то считается, что он ходил в Мекку – центр паломничества мусульман в Саудовской Аравии и зовут такого человека хаджа (паломник). 
Типичной едой являются закуски – мезе, или набор из множества блюд. При этом не возбраняется употребление своего рода водки – арака. Любимый напиток – айран из кислого молока.
Далее, о пребывании в Ливане. Делегация состояла из 16 человек. Кроме меня
в ней были: переводчик Юрий Кондаков, тренеры Модестас Паулаускас и Эдуард Мильнер. Баскетболисты: Георгий Резцов из Киева, Владимир Тищенко из Днепропетровска, Сергей Щепоткин из Волгограда, Эльсой Гадашев из Баку, Рано Пехка
из Таллина, Дарес Димавичус из Каунаса, Гвидонис Маркявичус из Паневежиса,  Максим Астанин и Дмитрий Шакулин из Москвы, Ираклий Чоловака из Сухуми, Роман Янаускас
из Владивостока.
Сейчас трудно себе представить, что такое могло быть. Плюс к тому мы прибыли
в Ливан не в самое благополучное время. 
  Дело в том, что наш приезд совпал с обострением вражды, где практически шла война между ливанскими христиано-шиитскими ополченцами из Армии Южного Ливана при военной и материально-технической поддержке Израиля, против ливанских мусульманских партизан во главе с поддерживаемой Ираном группировкой Хезболла,
в пределах так называемой Зоны безопасности в Южном Ливане.
Прибыли мы в столицу Ливана – Бейрут 6 марта в 15:15 минут местного времени.
В аэропорту встречали нас – директор «Спортинг клуба» и его заместитель. От совпосольства был Владимир Павлов с супругой Еленой. Нас быстренько посадили в автобус, в котором был «человек с ружьём» - представитель службы безопасности.
Под грохот орудий мы доехали до гостиницы.
Разместили в «Hotel Napoleon». Предупредили, что надо быть осторожными и не выходить из гостиницы без сопровождения. Состоялась небольшая пресс-конференция, на которой я рассказал о цели нашего визита, отметив, что наши двусторонние спортивные связи развиваются на хорошем уровне. Кроме нас, намечен выезд в Ливан команд по волейболу, футболу, дзюдо и тренеров. В свою очередь мы примем ливанские команды по тем же видам спорта на соревнования и сборы, плюс команду пловцов.
Мы обмениваемся спортивными командами, тренерами и специалистами. Мы за мир и дружбу между народами. Была встреча в совпосольстве у посла А.А. Солдатова. Нас просили почаще присылать наших спортсменов в Ливан. Хотя военные действия здесь дело привычное. Мирное население они не затрагивают. Мы должны быть осторожными, но опасаться не стоит. 
Вечером принимающая сторона пригласила ужинать и не успели мы рассесться
за столом, как нас предупредили, что у нашего отеля остановилась машина и из неё вышел мужчина и куда-то быстро удалился. Нас попросили выйти из зала на какое-то время.
Ибо служба охраны решила проверить нет ли в машине бомбы. Тревога оказалась,
к нашему счастью, ложной и мы вскоре смогли поужинать.
7 марта состоялась игра со сборной клубов Юга Ливана. Команда у них в целом неплохая. Дирекция «Спортинг Клуба» просила нас не обижать их ребят и не выигрывать
с большим перевесом. Наши юниоры победили с нормальным счётом 101:91.
Принимающая сторона выплачивала баскетболистам по 5 долларов в день. По нормам того времени эта сумма превышала норму суточных, установленную нашими властями, и мы вынуждены были сдать часть средств в кассу В/О «Союзспортобеспечение».
8 марта был день отдыха и небольшая прогулка по городу, включавшая покупку сувениров. 9 марта нас отвезли в город Захле, расположенный в долине Бекаа с населением в 200 тысяч человек. Часть долины в то время оккупировали израильтяне. Затем мы побывали в спортивном зале и провели небольшую разминку перед игрой. Которую вечером наши баскетболисты провели с местным клубом и выиграли со счётом 111:62. На игре присутствовал епископ – духовный отец Спиридон. Он не раз бывал в нашей стране, говорил с нами на довольно приличном русском языке. Игрокам за победу вручил кубок.
10 марта мы отдыхали, и вдруг узнаём, что умер Черненко. Вместо него главой страны стал Горбачёв. По просьбе ливанцев игры отменять не стали, и 11 марта мы выиграли со счётом 96:56. В тот же день тренеры Паулаускас и Мильнер в чём - то разошлись во мнениях и поссорились. У Паулаускаса сдали нервы, он запил и отошёл лишь 15 марта. Тем не менее намеченная на 12 марта тренировка состоялась. К нам наведался корреспондент АПН. Обещал устроить для меня, переводчика и тренеров поездку по городу с отдыхом на пляже и купанием. Что-то не сложилось, и мы сидели
в отеле. Во второй половине дня я имел встречу и беседу с неким Юрой Киса. То ли это настоящая фамилия, то ли кличка я так и не понял. Юрий сказал, что отмотал 260 километров на машине. Ночью плохо спал из-за стрельбы. Хвастался, что его все знают, что машина у него чем только не начинена, что он потенциальный убийца и в два дня найдёт и убьёт кого надо. Ему якобы даже посол ничего не может сказать или с ним сделать. Ибо он, по его словам, из «органов». Каких не сказал.
13 марта наши ребята начали жаловаться на боли в желудке. У меня самого болел желудок. К тому же в ночь с 12 на 13 марта время от времени раздавалась стрельба и я практически не спал. Вызвали доктора из посольства. Нашли причину: номера в отеле отапливались мазутом, ребята и я наглотались угарного газа. Врач нам помог. Вечером
13 марта ребята играли в зале. Наш игрок Тищенко в азарте игры разбил баскетбольный щит и доигрывать стали во дворе на цементном полу. Тем не менее наши бойцы выиграли со счётом 70:61 у клуба «Равда». Кстати, в тот день мы узнали, что стрельба была неподалеку от нас. Обстреливали местный банк.
Днём раньше организаторы нам вручили расписание игр в предстоящие дни.
Нам предложили играть каждый последующий день без перерывов. Учитывая тяжесть предстоящих встреч, я по согласованию с тренерами, настоял на том, чтобы хозяева прибавили еды нашим молодым баскетболистам в обед и вечером. Те с напрягом, но согласились. Ребята готовы были играть каждый день, ибо была возможность немного заработать.
Об игре 13 марта я уже написал. 14 марта игра, планировавшаяся в христианской зоне, не состоялась, так как там начались беспорядки. На 15 марта была назначена игра
с клубом «Тадамон», также не состоялась. 16 марта играли со сборной молодёжной командой Ливана и победили со счётом 89:66. Игра 17 марта с клубом «Адонис» была отменена ливанской стороной. Это дало нам возможность устроить для ребят экскурсию, съездить на пляж Лонг Бич. Искупаться в Средиземном море. Вода там холодная, но бодрящая. Съездили в посольство и смотрели фильм. 18 марта с утра состоялась тренировка в клубе «Спортиф», а вечером игра со сборной университетов Ливана. Победила вновь наша команда со счётом 98:71. 19 марта играли уже с командой клуба «Спортиф» со взрослыми мужиками, которым правила были не писаны. Те не гнушались ничем и грубили чуть ли не в каждом серьёзном у их кольца эпизоде. Кроме того, игра была омрачена предвзятым судейством. Руководителю клуба хотелось во что бы то ни было выиграть и ему её подарили со счетом 69:60 в их пользу.
Тем не менее для ребят те игры были хоть и проходными, но неплохим опытом и скорее походили на тренировочный сбор.