Вехи памяти моей. япония ч. м. по волейболу 1989

Валентин Савин
Выезд в Японию с женской сборной волейбольной командой на чемпионат мира 7-14 ноября 1989 года
31 октября 1989 года делегация в составе 18 человек во главе с Геннадием Николаевичем Шибаевым – в то время председатель Федерации волейбола СССР (1989-1992) и председатель Всероссийского добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов (ВДФСО) вылетела из Москвы в Японию рейсом ИЛ-62 СУ-575.
Высота 10 тысяч метров, скорость полёта 950 километров в час. Расстояние от Москвы до Токио 8500 км., время в пути 9 часов. Перед вылетом самолёта мужская часть делегации немного посидели в аэропорту, слегка расслабились. Пара рюмок коньяка, бутерброды, минералка, кока-кола и что-то там ещё. Чем в это время занимались волейболистки мне неизвестно, да это и не моё дело. У них своя компания во главе с капитаном команды Валентиной Огиенко.
Самое время огласить прилёт и состав команды. Приземлились в Токио в аэропорту Нарита в 12:05 местного времени. Разница во времени 6 часов. Температура 18 градусов тепла.
Делегация в составе вышеназванного руководителя Г. Н. Шибаева, тренеров Н. В. Карполя и М.Д. Омельченко, врача Ю.В. Мамаева, массажиста А.И. Клюйкова и с ними я.
Ну и, безусловно, главных участниц чемпионата двенадцати волейболисток – членов сборной команды СССР. В их числе Валентина Огиенко, Ирина Пархомчук, Галина Лебедева, Ирина Смирнова, Елена Батухтина, Светлана Корытова, Инна Дашук, Лариса Капустина, Светлана Василевская, Наталья Морозова, Елена Овчинникова, Татьяна Сидоренко.
Из аэропорта Нарита нас отправили местным рейсом в Осаку – аэропорт Ханеда и далее в Кобе автобусом. Автобус комфортный с кондиционером, видео и телевидением. В автобусе нам предложили бутерброды с ветчиной, зеленью и майонезом. А также виноградный и апельсиновый соки. По пути следования мы проезжали местный «Диснейленд». По прибытии в Кобе нас разместили в «Шинкобе Ориентал Отель», предложили ужин и по желанию сауну.
По телевизору показывают новости – интервью Шеварнадзе о встрече Горбачёва с Бушем по поводу того, чем США могут помочь СССР в ходе «перестройки». Вспомнил анекдот давних времён: «можно ли построить социализм в одной отдельно взятой стране? Можно, только потом надо взять и перебежать в другую». Своими планами на жизнь поделился со мной тренер японской команды Ари Селинджер в том смысле, что до 20-ти лет надо жить в Израиле, с 20 до 60 лет в США, а затем в Голландии. Ему японцы предложили поработать до 1992 года у них с командой «Дайей». Он не возражает и затем переберётся к сыну в Голландию.
3 ноября встаём, завтракаем в 08:30 и через час едем на тренировку. Затем обед и ещё одна тренировка. Карполю предложили принять участие в создании учебного фильма по волейболу.
4 ноября тренировка утром и отъезд автобусом в аэропорт Ханеда. Проводим час 25 минут в пути, приезжаем и летим рейсом Боинг – 747 в Токио. Размещаемся в гостинице: “Le Pacific Meridien”. Шибаев, Карполь и я в отдельных номерах.
5 ноября – воскресенье завтракаем и совершаем прогулку по городу. Затем обед и свободное время. Вечером тренировка. После тренировки и ужина я смотрю телевизор. В этот вечер шли фильмы «Конан» со Шварценеггером и «Анна Каренина» с Гретой Гарбо. слушаю новости, читаю газеты. В основном на английском языке. Узнаю, что в Японии занимаются джоггингом 27 млн. человек, рыбной ловлей – 17 млн., гольфом 14, велоспортом 14, лыжами 13, альпинизмом 11 миллионов человек и др.
6 ноября я был для себя неожиданно и, в какой-то мере, странно удивлён тем, что меня с утра поздравили с днём рождения. Я пытался объясниться за досадную ошибку, ибо пару лет до этого мне записали в паспорте вместо 6 января день рождения 6 ноября. Переделывать не стали, ссылаясь на какие-то трудности и неувязки. Мне ничего не оставалось, как согласиться, ибо предстоял срочный выезд и время подпирало. А тут я напрочь забыл и мне в голову не приходило, что меня вдруг возьмут и поздравят. Меня поняли. Отмечать не стали, но подарок и шампанское вручили. С шампанским разделались легко и подарок решили вручить. Сгодится мол через пару месяцев, ибо другого случая всё равно не будет.
7 ноября с утра была тренировка, а затем собрание команды. Вечером была игра, в которой мы победили соперниц из Южной Кореи со счётом 3:0 (15:12. 15:13, 15:13). Далее предстоял переезд в Гон Конг. Куда ни я, ни Марков не поехали. А затем ещё «отцепили» Морозову, ибо в команде должно быть 17 человек, включая нашего судью. Хотя он изначально не числился среди членов команды. Я в это время занимался заполнением анкет и получением виз для команды. Муторная работа у меня на неё ушло два с половиной часа.
  8 ноября вечером наши проиграли кубинкам 1:3 (15:13, 4:15, 6:15, 12:15).
       9 ноября вылет в Осака и устройство в “Miyako Hotel Osaka”. Там приличные номера со всеми удобствами. По телевизору даже показывают новости из СССР по 51 каналу. Программа «Время» на русском языке. Вечером Шибаев взял меня с собой в «Плаза Отель», где брат владельца японской фирмы «Мизуно» устроил приём от его имени для глав делегаций. Нам вручили презент – сумку и часы фирмы, которые целы
и работают на батарейках до сих пор.
10 ноября мы выиграли у японок со счётом 3:1 (17:16, 15:11, 12:15, 15:9).
11 ноября после завтрака мы с Шибаевым прогулялись в окрестностях гостиницы и затем отправились на тренировку. После обеда проводим время в отеле. Я смотрю новости по телевизору. Там сообщают, что в Болгарии президента Живкова сменил Младенов. А в ГДР толпа народу лезет на стену, круша её чем попало, в том числе с помощью бульдозера.
Вечером мы выиграли у команды ГДР 3:0 (17:16, 15:10, 15:3). В раздевалке из шкафа Лебедевой кто-то украл сумку с вещами, формой и бельём. Вечером «чудеса в решете» продолжились уже в гостинице в номере той же Лебедевой, видимо в сумке был ключ от номера. Служанки говорят, что открывали дверь служебным ключом. При этом в номере с Лебедевой проживала Пархомчук. Странно, что обслуга и служба охраны знали, но не поинтересовались почему и с какой целью шкаф и дверь были вскрыты. Японцы заявили, что во всём де виновата сама баскетболистка, ибо не сдала ключи в ресепшен (место, где встречают, регистрируют и выдают ключи).
12 ноября с утра тренировка, а вечером наша команда выиграла у команды Перу
со счётом 3:0 (15:3, 15:2, 15:12).
13 ноября с утра переезжаем на поезде в Нагою. Поезд мчит со скоростью до 200 километров в час. Скорость почти не ощущается. Очень комфортно, время в пути два часа. Селимся в «Нагоя Мияко Отель». Нас ждала неожиданность. Американцы Тим Спендлер – комиссар по волейболу и Стив Пенни координатор из ТБС, которые заняты подготовкой в Сиэтле Игр доброй воли 1990 года пригласили нашу команду на игры и подарили кепи игр и кофе в зёрнах. Мы в свою очередь передали американцам вымпел мемориала В.И. Саввина известного в прошлом волейболиста и значок турнира его памяти, а также медали первой рабочей Спартакиады профсоюзов СССР 1988-89 годов.
В этот вечер наша команда выиграла у китаянок со счётом 3:1 (7:15, 15:10, 16:14, 15:13).
14 ноября как обычно – подъём, завтрак, в полдень игра с Канадой и наша победа
со счётом 3:1 (15:8, 13:15, 15:9, 15:2).
В итоге Куба на первом месте, мы на втором, Китай на третьем.