Вехи памяти моей. израиль 1997 год

Валентин Савин
Я в составе делегации во главе с зампредседателя Госкомитета по физической культуре и туризму РФ (ГКФТ РФ) профессором Петром Алексеевичем Виноградовым и  директором Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры и спорта (ВНИИФК) Сергеем Неверковичем с 26 декабря 1996 по 2 января 1997 года находился в Израиле. Мы участвовали в работе международного послеолимпийского симпозиума, а также провели ряд встреч и переговоров с руководством, ведущими специалистами в области спорта и международных связей.
Симпозиум проходил в Нетании в 25 км. от Тель Авива на территории Вингейтского института спорта и физвоспитания. В нём приняло участие порядка 100 зарубежных спортивных функционеров, специалистов, учёных, тренеров и спортсменов из 36 стран. В том числе 100 израильских участников.
В ходе его работы вёлся обмен мнениями по итогам состоявшихся в Атланте (США) летних олимпийских игр 1996 года.
В выступлениях многих докладчиков, официальных представителей МОК отмечалось, что игры становятся всё более дорогостоящим удовольствием не только для организаторов, но и спортивных федераций и спортсменов. Заявление президента МОК Хуана Антонио Самаранча о том, что наступил "золотой век спорта" воспринималось и в прямом и переносном смысле. Ибо игры всё больше отмечаются своим гигантизмом, профессионализацией и непомерной коммерциализацией. Одних только участников в Атланте было 10.700 человек, из них 34% составляли женщины. Международные федерации олимпийских видов спорта тратят на игры порядка 60-70% своего бюджета.
Растёт число новых видов спорта, увеличиваются призовые деньги победителям и призёрам олимпиад. Возникают вопросы кому принадлежат атлеты, чью форму они носят и чью честь защищают. Не всегда есть полная гарантия безопасности игр, даже в такой стране как США. Тем не менее, если за право проведения игр 1984 года кроме кандидатуры Лос-Анджелеса не было других, то на проведение последующих число кандидатов росло. Так, на игры 2004 года претендовали 10 стран.
Выражалось мнение, чтобы город, в котором будут проводиться очередные игры, был известен не за четыре года, а за семь лет. Чтобы страны-участницы, национальные олимпийские комитеты, международные федерации, тренеры и спортсмены имели больше времени для подготовки, а организаторы больше простора и возможностей для строительства спортивных объектов, гостиниц, олимпийской деревни, создания необходимой инфраструктуры и др.  В этой связи предъявлялись нарекания в адрес оргкомитета Атланты по размещению, питанию, транспорту, службе безопасности, сверхобострённому чувству национального патриотизма и шовинизма. Неуважения к другим участникам игр и спортсменам, что ощущалось не только в местах проведения соревнований, но и за их пределами.
Поднимался вопрос о возрастании роли шефа миссии, его правах и обязанностях, которые следовало бы закрепить в олимпийской хартии и сделать обязательными для принимающей стороны. Доходило до того, что шеф миссии не всегда мог со своей аккредитацией пройти на соревнования, где выступали его спортсмены, узнать результаты выступлений на других спортплощадках и в других городах.
Правда следует отметить, что в Атланте впервые была использована система передачи данных и результатов соревнований с сочетанием видео и цифровой компьютерной техники Интернета. В то время такое удовольствие было не всем доступно. Не последнее место в дискуссиях на семинаре уделялось необходимости совершенствования существовавшей системы допусков и квалификационных зачётов, включая в них предстоящее участие спортсменов-профессионалов. Борьбе с допингами и другими наркотическими веществами в спорте, научно-медицинским аспектам, методике тренировок, структуре нагрузок, рациональному питанию. А также таким аспектам, как окружающая среда, солнечная энергия, тепло и их влияние на результаты выступлений атлетов и т.д., и т.п.
Председатель медицинской комиссии МОК француз - принц Де Мерод говорил, что на играх в Атланте были зарегистрированы два случая применения стероидов и семь случаев применения бромантана, молекулы и наркотические свойства которого не легко определить и который, по его словам, якобы применялся в России в армии в специальных тренировочных лагерях с 1972 года.
Тему "гигантизма" игр заострил в своём выступлении председатель пресс-комиссии, член МОК от Австралии Кеван Госпер. Он сообщил, что в Атланте помимо 10.700 участников было 5000 сопровождающих и обслуживающих лиц. Из 17 тысяч представителей средств массовой информации свыше 10 тысяч были представлены Америкой. Он также выразил своё несогласие с Самаранчем, что "со всех точек зрения игры в Атланте были исключительными".
Взять хотя бы проблему транспорта, доступа на соревнования, дороговизны услуг и разброса пунктов связи. Его поддержал израильский коллега, член МОК Алекс Гилади, добавив, что услуги Эн-Би-Си были не всем по карману, что она их монополизировала и вела с помощью рекламы, билбордов, телетрансляции, пропаганды американского образа жизни.
Так, даже слова американского гимна говорили за себя: "Вы прибыли в Америку - великую свободную страну". Один телекомментатор на открытии игр и церемонии прохождения иностранных делегаций вещал: "И вот они идут здесь на нашем великолепном олимпийском стадионе". Лишь Великобритания смогла позволить себе иметь на играх собственную телекомпанию Би-Би-Си и содержать четырёх комментаторов, которые вели передачи круглые сутки.
В заключение хотел бы отметить, что в ходе визита наша делегация передала израильским коллегам проект Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, а также предложения по научному сотрудничеству Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК) и Вингейта.
Вингейтский институт, где проходил семинар, основан в 1957 году и расположен на территории в 50 гектар. Он является ведущим спортивным заведением и центром подготовки израильских и других спортсменов. В институте имеется мобильная тестовая установка. Единственная на весь Израиль, способная проследовать в любой конец страны. Стоимость её оборудования составляет 250 тысяч долларов, предоставленных в дар Америкой. Институт имеет ряд спортивных площадок, в т.ч. футбольных, волейбольных и баскетбольных, 10 бассейнов. На его территории отдыхают жители со всей страны, там же проводятся зрелищные мероприятия, включая собачьи выставки и бега.
В институте обучается три тысячи студентов, в том числе из других стран. Обучение платное и составляет три тысячи долларов США в год. Поступить учиться в институт израильские граждане могут лишь отслужив в армии, будь то юноши или девушки. Кстати, в Израиле введена всеобщая воинская повинность. Для молодых людей - 3 года, для их напарниц - 2 года, начиная с 18 лет.
Добавлю к сказанному, что, будучи в Иерусалиме, наша делегация посетила места паломничества. Мы прошли дорогою Иисуса Христа на Голгофу. Поднялись на Масличную гору. Оттуда нам открылся великолепный вид на город, восточную стену Старого города. Спустившись с Масличной горы, прошлись по крутой узкой улочке и попали в Гефсиманию. Зашли в церковь Успения Богоматери, постояли у Стены Плача, посетили храм Гроба Господня, купили и поставили там свечки. Я привёз домой ряд сувениров, в том числе 33 свечи, символизирующих возраст Иисуса. Крест из оливкового дерева с распятием спасителя, масла и благовония. Священной земли, святой воды из реки Иордана и др.
Будучи в Нетании, мы жили в гостинице, расположенной на побережье Средиземного моря. Даже успели загореть, ибо использовали каждую свободную минуту, будь то рано утром, поздно вечером или перед обедом, чтобы искупаться и пройтись по пляжу. В котором купальные места снабжены душами с кабинками для переодевания, шезлонгами, питьевой водой. Там есть волейбольные и баскетбольные площадки.
На одной из них мы провели пару игр в баскетбол с местными новоявленными "русскими", как называют прибывших из СССР поселенцев. Как оказалось, мой руководитель отлично играл. Мы - два низкорослых уже немолодых человека выиграли обе встречи у довольно здоровых парней. Игру делал Пётр, я лишь мешался, правда удачно и неплохо пасовал. Игра шла на интерес, проигравшие должны были выставить по паре бутылок пива. Но мы не стали обижать наших партнёров.
Один из них Александр прибыл в Израиль всего год назад. Толком не мог нигде устроиться, хотя имел высшее образование. Его диплом строителя не котировался. Бедолага некоторое время был подсобным рабочим у араба. Тот к нему придирался, платил мало, называл "ленивым русским". В итоге пришлось расстаться. С началом зимы он перебрался на пляж, где подвизался в основном обслуживанием туристов. Убирался на пляже, подносил и раскладывал шезлонги и др. Не брезговал угощениями, в основном от наших туристов.
Там мы отметили Новый год купанием и возлияниями. Угостив нашего компаньона водкой, красной икрой, копчёной колбасой, чёрным хлебом. Он сказал, что давно так не питался и, со слезинкой во взоре, заявил, что соскучился по дому и хотел бы вырваться на родину.
 
Отель Нетания вверху в центре на
берегу моря (Фото из Википедии).